Законы и бизнес в России

Решение Барнаульской городской Думы от 24.08.2000 N 30 (ред. от 22.04.2004) “Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Барнауле“

Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Решения Барнаульской городской Думы от 23.12.2005 N 254.

БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 24 августа 2000 г. N 30

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ

ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ

В ГОРОДЕ БАРНАУЛЕ

(в ред. Решения Барнаульской городской Думы

от 22.04.2004 N 482)

Рассмотрев предложения координационного Совета по территориальному общественному самоуправлению населения г. Барнаула, администраций города, районов, городская Дума решила:

1. Утвердить Положение о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Барнауле в новой редакции (прилагается).

2. Направить Положение о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Барнауле в новой редакции в администрации районов города, сельские (поселковые) администрации в составе районов города, органы ТОСН для руководства и исполнения.

3. Обратиться в краевой Совет народных депутатов по вопросу снижения нормы представительства на конференции граждан, предусмотренной в Законе края “О собраниях (сходах) граждан в Алтайском крае“.

4. Положение о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Барнауле, утвержденное решением городской Думы от 29.04.1997 N 118, считать утратившим силу.

5. Пресс-службе (И.Л.Нестеров) довести данное решение до сведения населения г. Барнаула.

6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления (Л.М.Суворинова).



Глава городского самоуправления

В.Н.БАВАРИН

Приложение

к решению

городской Думы

от 24 августа 2000 г. N 30

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ БАРНАУЛЕ

(в ред. Решения Барнаульской городской Думы

от 22.04.2004 N 482)

Настоящее положение разработано на основании Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, Закона Алтайского края “О территориальном общественном самоуправлении в Алтайском крае“, Устава города Барнаула и определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления, компетенцию и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления населения, их права и гарантии.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления населения

1.1. Под территориальным общественным самоуправлением населения (в дальнейшем ТОСН) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства (дом, улица, квартал, микрорайон, село, поселок) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы ТОСН в границах соответствующей территории.



1.2. Территориальное общественное самоуправление населения (ТОСН) является частью системы городского самоуправления и призвано обеспечить развитие инициативы в решении населением вопросов социально-экономического развития соответствующих территорий города.

1.3. К вопросам местного значения территориального общественного самоуправления населения и его органов относятся:

- принятие Устава ТОСН соответствующей территории, внесение в него изменений, дополнений, поправок и контроль за его соблюдением;

- разъяснение, обеспечение исполнения, контроль исполнения гражданами, юридическими и иными лицами на соответствующей территории действующего законодательства, нормативно-правовых актов городского самоуправления, собственных решений по вопросам общественного самоуправления;

- защита социальных, экономических и иных законных прав и интересов граждан, оказание им помощи;

- привлечение граждан к управлению жилищным фондом, работе по обеспечению сохранности домов и их дальнейшего благоустройства, улучшению содержания подъездов, домов, соответствующей территории, объектов благоустройства и культурно-бытового обслуживания, поддержанию санитарного порядка и противопожарной безопасности;

- содействие муниципальным службам и другим организациям в улучшении эксплуатации и содержании муниципальных и других объектов;

- содействие органам городского самоуправления в разработке планов, программ социально-экономического развития районов (сел, поселков, самоуправляемой территории) и участие в их реализации;

- создание коммерческих, некоммерческих организаций, осуществление производственно-хозяйственной и иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством, направленной на достижение уставных целей;

- владение, пользование, распоряжение имуществом, финансовыми ресурсами как собственными, так и переданными органами городского самоуправления по договорам на определенные цели;

- формирование, утверждение, исполнение смет расходов и доходов, решение других финансовых вопросов;

- организация работы граждан по предупреждению правонарушений, оказание помощи педагогическим коллективам, правоохранительным и иным органам в поддержании законности, правопорядка, предупреждении наркомании, алкоголизма, особенно среди школьников и подростков;

- оказание помощи и содействия гражданам, организациям, коллективам в создании и развитии органов территориального общественного самоуправления, общественных организаций;

- создание условий для обеспечения граждан услугами торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания, организации досуга, кружков, клубов, развития физической культуры и спорта;

- информирование граждан по наиболее важным вопросам социально-экономической жизни и деятельности органов ТОСН;

- оказание помощи депутатам всех уровней, а также должностным лицам органов государственной власти и городского самоуправления по организации встреч с населением по их просьбе.

К вопросам местного значения могут быть отнесены полномочия, переданные органами городского самоуправления на основе договоров (соглашений) с одновременной передачей необходимых для их исполнения материальных и финансовых ресурсов.

Статья 2. Основные понятия

2.1. Микрорайон - структурное подразделение жилого района, представляющее особый комплекс объектов жилого, социально-бытового, рекреационного, коммунального назначения и объектов инженерной инфраструктуры для удовлетворения каждодневных потребностей жителей.

Границы микрорайона определяются проектом детальной планировки (ПДП) жилого района.

2.2. Квартал (жилая группа) - структурное подразделение микрорайона, представляющее собой группу жилых домов с необходимым набором объектов и площадок коммунального назначения.

Границы квартала (жилой группы) определяются генеральным планом микрорайона или схемой застройки квартала.

2.3. Совет (комитет) микрорайона - выборный орган ТОСН, координирующий деятельность органов ТОСН, созданных на территории микрорайона, и осуществляющий непосредственную деятельность в пределах своей компетенции на самоуправляемой территории.

2.4. Квартальный комитет - выборный орган ТОСН, координирующий деятельность домовых (уличных) комитетов и осуществляющий непосредственную деятельность в пределах своей компетенции на самоуправляемой территории.

2.5. Домовый комитет - выборный орган ТОСН, осуществляющий свою деятельность непосредственно среди жителей многоэтажных домов, в пределах своей компетенции.

Является первичным звеном в системе ТОСН и составной частью городского самоуправления населения.

2.6. Уличный комитет - выборный орган ТОСН, осуществляющий свою деятельность непосредственно среди домовладельцев частного сектора в городе, селе, поселке, проживающих на одной улице, в пределах своей компетенции. Является первичным звеном в системе ТОСН и составной частью городского самоуправления населения. Создается при наличии от 30 до 100 домовладельцев.

2.7. Конференция граждан - собрание (совещание) представителей граждан (делегатов) микрорайона, квартала по нормам представительства для обсуждения вопросов местного значения и принятия по ним решения.

2.8. Опрос граждан - форма выявления мнения граждан на самоуправляемой территории по вопросам местного значения с целью принятия решения соответствующим органом ТОСН на основе учета интересов населения.

2.9. Делегат конференции - гражданин, избранный жителями дома, улицы и являющийся полномочным представителем жителей, его избравших, с правом решающего голоса.

2.10. Контрольно-ревизионная комиссия (КРК) - выборный орган ТОСН, обладающий полномочиями по контролю за деятельностью органов ТОСН и его формирований по вопросам финансово-экономической деятельности и законности принимаемых ими решений. КРК подконтрольна конференции граждан.

Состав и обязанности КРК устанавливаются Уставами ТОСН, Положением о КРК.

2.11. Должностные лица органов ТОСН - выборные либо работающие по контракту лица, наделенные организационно-распорядительными функциями по осуществлению деятельности ТОСН на самоуправляемой территории.

2.12. Собственные средства органов ТОСН - средства, сформированные за счет:

- собственных заработанных средств;

- добровольных взносов предприятий, организаций и граждан;

- средств, передаваемых администрациями города, района в городе, села, поселка.

Статья 3. Принципы ТОСН

3.1. Территориальное общественное самоуправление населения осуществляется на принципах:

3.1.1. законности;

3.1.2. защиты прав и законных интересов населения;

3.1.3. свободного волеизъявления граждан через собрания (сходы), конференции граждан;

3.1.4. выборности и подконтрольности гражданам, органам городского самоуправления органов территориального общественного самоуправления;

3.1.5. широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;

3.1.6. сочетание интересов соответствующей территории и интересов всего муниципального образования;

3.1.7. гласности и учета общественного мнения;

3.1.8. свободы выбора гражданами форм территориального общественного самоуправления.

Статья 4. Система ТОСН

4.1. Высшая форма осуществления ТОСН - собрания (сходы), конференции граждан.

4.2. Выборные исполнительные органы ТОСН - Советы (комитеты) микрорайонов, иные органы территориального общественного самоуправления населения, формируемые по месту жительства - Советы (комитеты) улиц, кварталов, домов и т.п.

4.3. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление населения, определяются гражданами данной территории в соответствии с генеральным планом города на собрании (сходе), конференции по предложению инициативной группы или отдельных жителей и согласовываются с администрациями районов, сел, поселков. Согласованные границы территории утверждаются постановлением администраций районов, сел, поселков.

Статья 5. Правовая основа территориального общественного самоуправления населения

5.1. Правовую основу ТОСН составляют законодательство Российской Федерации и края, Закон Алтайского края “О территориальном общественном самоуправлении в Алтайском крае“, Устав города Барнаула, нормативно-правовые акты органов городского самоуправления, настоящее Положение, Уставы ТОСН.

5.2. Защита прав и законных интересов территориального общественного самоуправления и его органов обеспечивается в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6. Устав территориального общественного самоуправления

6.1. Устав ТОСН - нормативный акт, регулирующий порядок организации, деятельность органов ТОСН в системе городского самоуправления, взаимоотношения с юридическими лицами и гражданами, а также с органами городского самоуправления.

6.2. В Уставе на основе действующего законодательства конкретизируется компетенция и функции территориального общественного самоуправления населения, их правовая, экономическая, финансовая, организационная основы.

6.3. Принятие Устава ТОСН, внесение в него изменений и дополнений являются исключительной компетенцией собрания (схода), конференции граждан. Решение правомочно при принятии двумя третями голосов от числа присутствующих граждан (делегатов конференции).

6.4. Устав ТОСН подлежит регистрации в администрации района по месту создания ТОСН в течение месяца со дня представления документов на регистрацию.

6.5. Отказ в регистрации Устава ТОСН может быть обжалован в судебном порядке.

6.6. Изменения, дополнения в Устав ТОСН подлежат регистрации в установленном порядке.

6.7. Органы ТОСН могут являться юридическими лицами с момента регистрации в установленном законом порядке.

(в ред. Решения Барнаульской городской Думы от 22.04.2004 N 482)

6.8. В Уставе ТОСН указывается:

6.8.1. полное и сокращенное наименование органа ТОСН, юридический адрес;

6.8.2. границы территории;

6.8.3. вопросы местного значения, относящиеся к ведению ТОСН;

6.8.4. порядок, формы и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

6.8.5. порядок формирования органов ТОСН, их структура;

6.8.6. полномочия органов ТОСН;

6.8.7. срок полномочий органов ТОСН и их должностных лиц, порядок избрания, досрочного освобождения от должности, права и обязанности;

6.8.8. экономическая и финансовая основа, собственность органов ТОСН;

6.8.9. статус органов ТОСН;

6.8.10. виды, порядок принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов органов ТОСН;

6.8.11. ответственность органов ТОСН, порядок досрочного прекращения полномочий, реорганизации или ликвидации органов ТОСН.

6.9. В Уставе ТОСН соответствующей территории могут быть отражены обязательства и функции органов ТОСН, добровольно взятые населением под свою ответственность по следующим направлениям:

6.9.1. сохранность и ремонт жилого фонда;

6.9.2. поддержание чистоты и порядка на самоуправляемой территории;

6.9.3. охрана зеленых насаждений, водоемов;

6.9.4. создание детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов;

6.9.5. поддержание в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства;

6.9.6. организация клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков;

6.9.7. ведение воспитательной работы среди детей и подростков;

6.9.8. оказание помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей;

6.9.9. укрепление общественного порядка;

6.9.10. оказание помощи школам, детским садам, больницам, поликлиникам, благотворительным фондам и организациям;

6.9.11. правозащитная деятельность;

6.9.12. другие вопросы.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТОСН

И ЕГО ОРГАНОВ

Статья 7. Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении

7.1. Граждане осуществляют территориальное общественное самоуправление непосредственно через собрания (сходы), конференции, опросы, а также через органы территориального общественного самоуправления.

7.2. Любой гражданин - житель соответствующей территории имеет право на участие в территориальном общественном самоуправлении, право избирать и быть избранным в его органы, иметь право на контроль и на получение информации о деятельности территориального общественного самоуправления.

7.3. Не имеют права на участие в территориальном общественном самоуправлении граждане, признанные судом недееспособными.

7.4. В собраниях (сходах) могут принимать участие граждане, достигшие 16 лет, а в конференциях - граждане, обладающие избирательным правом.

7.5. В состав органов ТОСН могут быть избраны граждане, достигшие 18 лет.

Статья 8. Собрания (сходы), конференции граждан

8.1. Высшей формой осуществления территориального общественного самоуправления является собрание (сход), конференция граждан.

8.2. Собрание (сход), конференция созываются для решения вопросов местного значения. Инициаторами созыва могут быть органы городского самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан (не менее 30 человек). Инициативные группы граждан должны известить о созыве собрания (схода), конференции администрацию соответствующего района. Собрания (сходы), конференции созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год, с уведомлением соответствующей администрации района.

8.3. Собрания (сходы) правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей территории, а конференции - при участии не менее 2/3 представителей, избранных на нее в соответствии с установленной нормой представительства.

8.4. Порядок, нормы представительства и сроки проведения конференции граждан устанавливаются Уставами ТОСН.

8.5. Первое учредительное собрание (сход), конференция граждан проводится оргкомитетом по согласованию с администрациями соответствующих территорий.

8.6. В компетенцию собраний, сходов, конференций граждан соответствующей территории входит решение следующих вопросов:

8.6.1. принятие Уставов ТОСН, внесение в них изменений, дополнений и контроль за их соблюдением;

8.6.2. избрание органов ТОСН и принятие их наименований (комитет, совет);

8.6.3. оценка деятельности органов ТОСН;

8.6.4. избрание контрольно-ревизионной комиссии территориального общественного самоуправления и утверждение Положения о КРК;

8.6.5. утверждение программ деятельности органов ТОСН;

8.6.6. утверждение регламента работы собрания (схода), конференции граждан;

8.6.7. досрочное прекращение полномочий органов территориального общественного самоуправления и их должностных лиц;

8.6.8. решение других вопросов, затрагивающих интересы граждан соответствующей территории.

8.7. Решения собраний (сходов), конференций граждан, за исключением вопросов принятия Устава ТОСН, внесения в них изменений, дополнений, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа граждан, присутствующих на собрании (сходе) или их представителей на конференции граждан. Решение собраний (сходов), конференций подписываются председателем и секретарем и в течение 10 дней доводятся до населения самоуправляемой территории и органов городского самоуправления.

Статья 9. Органы территориального общественного самоуправления, порядок их формирования и прекращения полномочий

9.1. Органы ТОСН самостоятельно осуществляют деятельность в соответствии с предоставленной им компетенцией. Они несут полную ответственность за принятые решения в соответствии с действующим законодательством.

9.2. Органы ТОСН не вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов городского самоуправления.

9.3. Органы ТОСН несут полную ответственность за соблюдение договорной и финансовой дисциплины. Контроль финансово-хозяйственной деятельности органов ТОСН осуществляют ревизионная комиссия, государственные органы и органы городского самоуправления в установленном законом порядке.

9.4. Порядок формирования (избрания) органов ТОСН, организация их деятельности, компетенция и другие вопросы определяются Уставами ТОСН.

9.5. В период между собраниями (сходами), конференциями граждан органы ТОСН соответствующих территорий осуществляют исполнение решений, принятых на собраниях (сходах), конференциях граждан.

9.6. Совет (комитет) самоуправления состоит из граждан, избираемых на собрании (сходе), конференции.

Члены Совета (комитета) избирают из своего состава председателя Совета (комитета) самоуправления 2/3 голосов от избранных членов.

9.7. Численный состав совета (комитета) самоуправления определяется собранием (сходом), конференцией граждан и не может быть менее 5 человек.

9.8. Органы ТОСН прекращают досрочно свои полномочия в порядке, предусмотренном действующим законодательством и Уставом ТОСН.

Решение о досрочном прекращении полномочий органа ТОСН может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

9.9. Должностные лица органов ТОСН досрочно освобождаются от должности по решению собрания (схода), конференции граждан в связи с:

- систематическим неисполнением обязанностей или не использованием предоставленных прав;

- превышением полномочий;

- нецелевым расходованием денежных средств;

- злоупотреблением должностным положением.

Предложение о досрочном прекращении полномочий или освобождении от должности могут внести не менее половины членов исполнительного органа, контрольно-ревизионная комиссия, администрации города, районов, депутаты городской Думы, координационный Совет по территориальному общественному самоуправлению населения города Барнаула, Барнаульская городская Ассоциация органов территориального общественного самоуправления населения.

9.10. Руководители органов ТОСН не реже одного раза в год отчитываются на собраниях (сходах), конференциях граждан и не реже одного раза в полугодие информируют население самоуправляемой территории о своей работе.

9.11. Органы ТОСН могут объединяться с другими органами в ассоциации, союзы в установленном законом порядке.

Статья 10. Компетенция органов ТОСН

10.1. Органы территориального общественного самоуправления для осуществления своих целей и обязательств обладают следующей компетенцией:

10.1.1. представляют и защищают права, законные интересы граждан в органах государственной власти и городского самоуправления;

10.1.2. принимают решения в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории коммерческими, некоммерческими организациями, гражданами. Принимаемые решения не могут противоречить законам Российской Федерации, Алтайского края, нормативно-правовым актам городского самоуправления;

10.1.3. созывают собрания (сходы), конференции жителей домов, подъездов, улиц, микрорайона, села, поселка;

10.1.4. образовывают формирования по направлениям деятельности и утверждают их положения (уставы);

10.1.5. вносят проекты правовых актов в органы городского самоуправления и участвуют при обсуждении этих проектов;

10.1.6. разрабатывают и представляют органам городского самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для включения их в планы экономического и социального развития, программы, принимаемые органами городского самоуправления;

10.1.7. осуществляют контроль за соблюдением законов Российской Федерации, Алтайского края, нормативно-правовых актов органов городского самоуправления предприятиями торговли, организациями, осуществляющими оказание услуг населению;

10.1.8. представляют органам городского самоуправления предложения по вопросам отвода земли на самоуправляемой территории для строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально-культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально-культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания соответствующей территории.

10.1.9. проводят на своей территории опросы населения, содействуют созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения.

10.2. Органы территориального общественного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, для осуществления своих уставных целей обладают следующей компетенцией:

10.2.1. осуществляют исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции;

10.2.2. могут создавать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления своих уставных целей, утверждать их уставы;

10.2.3. могут кооперировать на добровольной основе средства граждан, коммерческих, некоммерческих организаций для финансирования целевых социальных программ;

10.2.4. определяют в соответствии со своим уставом штаты и порядок оплаты труда работников по согласованию с главами администраций районов, сел, поселков;

10.2.5. устанавливают на основе договоров с органами городского самоуправления сферы совместной деятельности по управлению территорией и перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласия органов ТОСН;

10.2.6. могут создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;

10.2.7. заключают договоры с юридическим лицами, связанные с их участием в решении социально-экономических задач на данной территории.

10.2.8. самостоятельно разрабатывают, утверждают сметы доходов и расходов и исполняют их;

10.2.9. используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития территории;

10.2.10. выступают заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, ремонту жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение бюджетных средств и собственных финансовых ресурсов;

10.2.11. принимают на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения, в качестве общей совместной собственности или переданное на праве хозяйственного ведения органами городского самоуправления;

10.2.12. могут получать под свою ответственность кредиты;

10.2.13. организовывают иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;

10.2.14. осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами края, Уставом города Барнаула, Уставами ТОСН, решениями собраний (сходов), конференций граждан.

Статья 11. Взаимоотношения органов ТОСН с органами городского самоуправления

11.1. Городская Дума:

11.1.1. координирует деятельность органов территориального общественного самоуправления населения;

11.1.2. осуществляет контроль за соответствием деятельности органов ТОСН Уставам этих органов и настоящему Положению;

11.1.3. исключен. - Решение Барнаульской городской Думы от 22.04.2004 N 482);

11.1.4. исключен. - Решение Барнаульской городской Думы от 22.04.2004 N 482);

11.1.5. устанавливает порядок передачи отдельных полномочий, объектов и финансовых ресурсов органам ТОСН.

11.2. Городская (районная) администрация:

11.2.1. вправе заключать договоры с органами ТОСН о передаче отдельных полномочий по управлению территорией. Инициатором заключения договора может быть любая из сторон.

11.2.2. осуществляет контроль за соответствием деятельности органов ТОСН их Уставам и настоящему Положению;

11.2.3. исключен. - Решение Барнаульской городской Думы от 22.04.2004 N 482);

11.2.4. предоставляет органам ТОСН помещения для осуществления их деятельности;

11.2.5. устанавливает сферы совместной компетенции, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами ТОСН.

11.3. Районная администрация:

11.3.1. оказывает помощь инициативным группам граждан по образованию ТОСН, проведению собраний (сходов), конференций, опросов населения и принимает в них участие;

11.3.2. вправе передавать на договорной основе органам ТОСН, являющимся юридическими лицами, часть своих полномочий с предоставлением финансовых и материальных ресурсов. Меры ответственности обеих сторон за невыполнение условий определяются договором.

11.3.3. способствует выполнению решений собраний (сходов), конференций граждан, принятых в пределах их полномочий;

11.3.4. организует обучение руководителей органов территориального общественного самоуправления формам и методам работы с населением;

11.3.5. ежегодно разрабатывает план мероприятий по взаимодействию с органами территориального общественного самоуправления;

11.3.6. оказывает органам ТОСН юридическую, организационную и методическую помощь;

11.3.7. согласовывает сметы расходов и доходов ТОСН в пределах переданных полномочий и выделенных средств, осуществляет контроль за их целевым использованием.

Глава III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ

ОСНОВЫ ТОСН. СОБСТВЕННОСТЬ ТОСН

Статья 12. Экономическая основа ТОСН

12.1. Экономическую основу ТОСН составляет деятельность органов ТОСН в предусмотренном законодательством Российской Федерации, Алтайского края, правовыми актами городского самоуправления, Уставами ТОСН, настоящим Положением порядке, в том числе:

12.1.1. по созданию в установленном порядке предприятий и организаций;

12.1.2. по выступлению заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств бюджета города и собственных финансовых ресурсов;

12.1.3. по кооперированию на добровольной основе средств населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ;

12.1.4. по организации иной экономической деятельности, не запрещенной законодательством.

Статья 13. Финансовая основа ТОСН

13.1. Финансовую основу ТОСН составляют финансовые ресурсы органов ТОСН, состоящие из собственных средств и средств, передаваемых им соответствующими администрациями по договору на определенные цели.

13.2. Финансовые ресурсы ТОСН образуются за счет отчислений от доходов коммерческих и некоммерческих организаций, создаваемых органами ТОСН, передаваемых органами городского самоуправления внебюджетных средств; добровольных взносов и пожертвований коммерческих и некоммерческих организаций и населения; других поступлений.

13.3. Органы ТОСН самостоятельно:

13.3.1. определяют направления использования средств;

13.3.2. оказывают помощь отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите.

Статья 14. Собственность ТОСН

14.1. Органы ТОСН, являющиеся юридическими лицами, могут иметь в собственности денежные средства и имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности, предусмотренной Уставом ТОСН.

14.2. Собрание (сход), конференция граждан, а также орган территориального общественного самоуправления вправе вносить предложения о передаче или продаже в их собственность имущества коммерческих и некоммерческих организаций, их структурных подразделений, а также иных объектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения соответствующей территории.

14.3. Порядок передачи, продажи, купли, а также перечень имущества, безвозмездно передаваемого в собственность органа территориального общественного самоуправления, и порядок рассмотрения возникающих при этом споров определяются соответствующими договорами.

14.4. Правом владения, пользования и распоряжения собственностью самоуправляемой территории от имени населения обладают:

14.4.1. собрания (сходы) или конференции граждан;

14.4.2. органы ТОСН по поручению и в пределах прав, предоставленных собраниями (сходами) или конференциями граждан.

14.5. Органы ТОСН вправе передавать во временное или постоянное пользование, продавать, сдавать в аренду объекты, находящиеся в их собственности.

14.6. Органы ТОСН несут имущественную ответственность по своим обязательствам в общем порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Глава IV. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТОСН И ЕГО ОРГАНОВ

Статья 15. Гарантия территориального общественного самоуправления

15.1. Юридические и физические лица, причинившие ущерб территориальному общественному самоуправлению, несут ответственность, предусмотренную законодательством.

15.2. Ограничение прав граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении допускается в случаях, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами края.

15.3. Решения ТОСН, его органов и должностных лиц могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

15.4. Установленные законом, Уставом города и настоящи“ Положением права органов ТОСН не могут ущемляться или ограничиваться, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством и Уставом города.

15.5. Вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов городского самоуправления, не могут быть приняты к рассмотрению органами ТОСН.

15.6. Органы ТОСН вправе в установленном законом порядке вносить в соответствующие органы предложения о привлечении к дисциплинарной и административной ответственности должностных лиц за невыполнение решений ТОСН и налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных им должностных лиц.

15.7. Органы ТОСН ответственны за свою деятельность перед населением, а также перед органами городского самоуправления.

15.8. Вопросы деятельности органов ТОСН, не указанные в данном Положении, регулируются действующим законодательством.

15.9. Решения, принятые на собраниях (сходах), конференциях, а также решения органов ТОСН и их должностных лиц, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на самоуправляемой территории коммерческими, некоммерческими организациями и гражданами.

Неисполнение решений, принятых на собраниях (сходах), конференциях, решений органов ТОСН и их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 16. Разногласия (споры)

16.1. Разногласия (споры) между органами городского самоуправления и органами ТОСН рассматриваются в следующем порядке:

- имущественные разногласия (споры) между органами городского самоуправления и органами ТОСН рассматриваются арбитражным судом;

- иные разногласия (споры) между органами городского самоуправления и органами ТОСН рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой городской Думой, с участием в ней на паритетных началах представителей спорящих сторон, иными уполномоченными органами, либо в судебном порядке.