Законы и бизнес в России

Решение Алтайского краевого суда от 16.08.2000 по делу N 3-100/2000 О признании недействующим пункта 1 Постановления Администрации Алтайского края от 07.03.2000 N 182 в части включения в пункты 3.1 и 4.1 Территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения Алтайского края бесплатной медицинской помощью на 2000 год некоторых лечебно-профилактических учреждений.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 августа 2000 г. по делу N 3-100/2000

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего П.

при секретаре Е.

с участием прокурора О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействительным п. 1 постановления администрации Алтайского края N 182 от 7 марта 2000 года в части утверждения п.п. 3.1, 4.1 территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения Алтайского края бесплатной медицинской помощью на 2000 год

установил:

прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании недействительным п. 1 постановления администрации Алтайского края N 182 от 7 марта 2000 года “Об утверждении территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения Алтайского края бесплатной медицинской помощью на 2000 год“, которым указанная программа утверждена.

Требования обоснованы тем, что в нарушение Закона РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, постановления Правительства Российской Федерации за N 1194 от 26 октября 1999 года “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью“ территориальной программой порядок финансирования ряда медицинских учреждений края предусмотрен лишь за счет средств краевого либо местного бюджетов, в то время как названным федеральным законодательством должны финансироваться за счет средств всех уровней бюджетов, либо бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования и просил признать недействительным п. 1 постановления администрации Алтайского края N 182 от 7 марта 2000 года в части утверждения п.п. 3.1, 4.1 территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения Алтайского края бесплатной медицинской помощью на 2000 год по вышеуказанным основаниям.

В судебном заседании прокурор вновь уточнил заявленные требования и просил признать недействительным п. 1 постановления администрации Алтайского края за N 182 от 7 марта 2000 года “Об утверждении территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения Алтайского края бесплатной медицинской помощью на 2000 год“ в части утверждения п.п. 3.1, 4.1 о необоснованном включении в п. 3.1 следующих медицинских учреждений: краевого наркологического диспансера; краевого кожно-венерологического диспансера; краевого врачебно-физкультурного диспансера; НПО “К“; Белоярского филиала НПО “К“; Лебяжинского филиала НПО “К“; краевой клинической психиатрической больницы; краевой психиатрической больницы N 1 (пос. Повалиха); краевой психиатрической больницы N 3 (пос. Березовка); Каменской межрайонной психиатрической больницы; краевой станции переливания крови, отделений и кабинетов переливания крови краевых лечебно-профилактических учреждений; краевого детского психоневрологического санатория; Павловского детского санатория; детского санатория (г. Белокуриха); центра по борьбе со СПИДом; краевого бюро судебно-медицинской экспертизы; центра экстремальной медицинской помощи и медицины катастроф; центра санитарной авиации; отделения профпатологии и реабилитации краевой клинической больницы; краевого центра медицинской профилактики; в п. 4.1 следующих медицинских учреждений: фельдшерско-акушерских пунктов; станций, отделений и кабинетов переливания крови; патологоанатомических отделений; врачебно-физкультурных диспансеров; станций, отделений, пунктов “Скорой медицинской помощи“; домов ребенка, домов сестринского ухода (хосписы), и их исключении, указывая на то, что в соответствии с федеральным законодательством названные медицинские учреждения должны финансироваться либо за счет всех уровней бюджетов, либо краевого и местного бюджетов, а не только из краевого или местного бюджетов, как предусмотрено территориальной программой. В результате нарушаются законные права граждан на выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.

Представитель администрации Алтайского края К. заявленные требования не признала по тем основаниям, что в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации здравоохранение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Федерации, в связи с чем администрация края вправе была конкретизировать источник финансирования медицинских учреждений. Полагает, что принятой на уровне края территориальной программой права граждан не нарушены. При этом указала, что в администрацию края поступают жалобы от граждан на отказ отдельными медицинскими учреждениями в оказании бесплатной медицинской помощи. Однако, по ее мнению, эти вопросы должны решаться в индивидуальном порядке с привлечением всех уровней бюджетов.

Выслушав объяснения прокурора, представителя администрации Алтайского края К., изучив материалы дела, выслушав прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.



Согласно ст. 1 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, представляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами не могут быть ниже установленных в базовой программе (ст. 22 указанного Закона).

В соответствии с разделом первым Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 года N 1096 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 26 октября 1999 года N 1194), программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.

На основе Программы и методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Таким образом, территориальная программа субъекта Федерации должна соответствовать правовым актам федерального уровня.

Пунктом 1 постановления администрации Алтайского края N 182 от 7 марта 2000 года утверждена территориальная программа государственных гарантий обеспечения населения Алтайского края бесплатной медицинской помощью на 2000 год, пункт 3.1, которой предусматривает перечень краевых лечебно-профилактических учреждений, финансируемых из краевого бюджета, а п. 4.1 содержит перечень муниципальных медицинских учреждений (подразделений), финансируемых из средств местных бюджетов.

Так, п. 3.1, в перечень краевых лечебно-профилактических учреждений, финансируемых из краевого бюджета включены: краевой наркологический диспансер; краевой кожно-венерологический диспансер; краевой врачебно-физкультурный диспансер; научно-практическое объединение (НПО) “К“; Белоярский филиал НПО “К“; Лебяжинский филиал НПО “К“; краевая клиническая больница; краевая психиатрическая больница N 1 (пос. Повалиха); краевая психиатрическая больница N 3 (пос. Березовка); Каменская межрайонная психиатрическая больница; краевая станция переливания крови, отделения и кабинеты переливания крови краевых лечебно-профилактических учреждений; краевой детский психо-неврологический санаторий; Павловский детский санаторий; детский санаторий (г. Белокуриха); центр по борьбе со СПИДом; краевое бюро судебно-медицинской экспертизы; краевой центр медицинской профилактики; центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф; центр санитарной авиации; отделения профпатологии и реабилитации краевой клинической больницы, а п. 4.1, в перечень лечебно-профилактических учреждений, финансируемых из средств местных бюджетов включены: фельдшерско-акушерские пункты, станции, отделения и кабинеты переливания крови; врачебно-физкультурные диспансеры, станции, отделения и пункты “Скорой медицинской помощи“; дома ребенка, дома сестринского ухода (хосписы).

Суд находит, что включение указанных медицинских учреждений в перечень учреждений, финансируемых из средств краевого, либо местного бюджета противоречит федеральному законодательству.

Так, в соответствии с п. “б“ раздела четвертого Программы государственных гарантий обеспечение граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется финансирование медицинской помощи; оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами; хосписами; центрами по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита; центрами медицинской профилактики; врачебно-физкультурными диспансерами; отделениями профпатологии; детскими санаториями; домами ребенка; бюро судебно-медицинской экспертизы; центрами экстренной медицинской помощи; станциями, отделениями; кабинетами переливания крови; санитарной авиацией; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предоставляется: скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи; амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах, наркологических заболеваниях.

Аналогичные положения закреплены и в Методических рекомендациях по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2000 год, утвержденных Министром здравоохранения РФ и директором Федерального Фонда обязательного медицинского страхования 17 января 2000 года.

В связи с изложенным вышеуказанные лечебно-профилактические учреждения необоснованно включены в перечень учреждений, финансируемых только за счет средств краевого, либо местного бюджетов.

А кроме того, п.п. 3.1, 4.1 в указанной части противоречат п.п. 1, 2 раздела третьего территориальной программы, предусматривающих виды медицинской помощи, предоставляемой населению за счет бюджетов всех уровней, краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований.

При этом суд признает несостоятельными доводы прокурора о необоснованном включении в п. 3.1 территориальной программы краевого психоневрологического диспансера, патологоанатомические отделения краевых лечебно-профилактических учреждений, центра госпитальной эпидемиологии, краевой поликлиники неврозов, поскольку на федеральном уровне финансирование этих лечебно-профилактических учреждений из всех уровней бюджетов не предусмотрено. А в силу положений раздела 1 Федеральной Программы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе при разработке территориальной программы предусмотреть предоставление дополнительного объема и видов медицинской помощи за счет средств субъектов Российской Федерации.

Суд не принимает во внимание доводы представителя администрации края о том, что поскольку в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, администрация Алтайского края вправе была конкретизировать источники финансирования вышеуказанных лечебно-профилактических учреждений, так как эти вопросы конкретно урегулированы правовыми актами федерального уровня.

Нельзя согласиться и с доводами представителя администрации края о том, что территориальной программой права конкретных лиц не нарушены, поскольку необоснованное ограничение источников финансирования указанных лечебных учреждений лишает граждан права на выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами медицинского страхования, а также на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, предусмотренного ст. 6 Закона РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“.



На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191, 197, 239 ГПК РСФСР, суд

решил:

заявление прокурора Алтайского края удовлетворить частично.

Признать п. 1 постановления администрации Алтайского края за N 182 от 7 марта 2000 года “Об утверждении территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения Алтайского края бесплатной медицинской помощью на 2000 год“ в части включения в пункты 3.1 и 4.1 следующих лечебно-профилактических учреждений: краевого наркологического диспансера; краевого кожно-венерологического диспансера, краевого врачебно-физкультурного диспансера; научно-практического объединения (НПО) “К“; Белоярского филиала НПО “К“; Лебяжинского филиала НПО “К“; краевой клинической психиатрической больницы; краевой психиатрической больницы N 1 (пос. Повалиха); краевой психиатрической больницы N 3 (пос. Березовка); Каменской межрайонной психиатрической больницы; краевой станции переливания крови, отделений и кабинетов переливания крови краевых лечебно-профилактических учреждений; краевого детского психоневрологического санатория; Павловского детского санатория; детского санатория (г. Белокуриха); центра по борьбе со СПИДом; краевого бюро судебно-медицинской экспертизы; центра экстренной помощи и медицины катастроф; центра санитарной авиации; отделения профпатологии и реабилитации краевой клинической больницы; краевого центра медицинской профилактики; фельдшерско-акушерских пунктов; станций, отделений и пунктов “Скорой медицинской помощи“; станций, отделений и кабинетов переливания крови; врачебно-физкультурного диспансера; домов ребенка, домов сестринского ухода (хосписы) недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.