Законы и бизнес в России

Информация ГНИ по Алтайскому краю от 24.02.1998 <Об итогах 1997 года>

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ИНФОРМАЦИЯ

от 24 февраля 1998 года

ОБ ИТОГАХ 1997 ГОДА

В 1997 году поступление налоговых платежей в бюджетную систему на территории края проходило в сложной и противоречивой социально - экономической ситуации в условиях продолжающегося спада производства, значительного снижения инвестиций, обострения проблемы неплатежей. Из-за перебоев в производстве, трудного финансового положения предприятий, систематических и несвоевременных выплат заработной платы ухудшилось материальное положение населения края.

По данным краевого комитета государственной статистики, физический объем производства промышленной продукции в минувшем году по сравнению с 1996 годом снизился на 7,5% и составил менее трети уровня 1991 года. Грузооборот транспортных предприятий за год сократился на 18%. Несмотря на увеличение инвестиций за счет бюджетных средств, общий объем капитальных вложений в экономику края снизился по сравнению с 1996 годом на 23%, при этом в большей мере сократились инвестиции в производственную сферу (37%). Объемы произведенной в 1997 году продукции сельского хозяйства уменьшились на 20% и составили 55% от среднегодового уровня за 1986 - 1990 годы.

Финансовое положение предприятий, несмотря на некоторое улучшение, продолжает оставаться сложным. С убытком работает транспорт, сократилась балансовая прибыль строительных организаций. В 1997 году 58% крупных и средних предприятий промышленности, строительства и транспорта убыточны, в том числе 55% таких предприятий в промышленности. Сумма убытка по балансу сельхозпредприятий превысила 1,8 трлн. рублей, что почти в 1,7 раза больше суммы убытка за 1996 год. Доля убыточных предприятий поднялась с 80 до 91% (в 1991 г. она составляла 0,1% от всех).

Суммарные долги по обязательствам только промышленных, транспортных, сельскохозяйственных предприятий и строительных организаций превысили 17 трлн. рублей и за 1997 год выросли в 1,4 раза. В общем объеме неплатежей на долги в бюджет приходится 14% и в государственные внебюджетные фонды - 29%. Превышение кредиторской задолженности размеров дебиторской задолженности в 2,3 раза, а в сельском хозяйстве почти в 12 раз, свидетельствует о неплатежеспособности большинства предприятий.

Потребительские цены за год выросли на 14,3%, в том числе продовольственные и непродовольственные товары подорожали на 9%, платные услуги - на 36%. Уровень цен на промышленную продукцию за год увеличился на 31%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в 1997 году снизились по сравнению с 1996 годом на 2,8%, величина прожиточного минимума в среднем за месяц составила 376 тыс. рублей и повысилась за год на 14%. Размер начисленной среднемесячной заработной платы за прошедший год по краю составил 657 тыс. рублей, ее реальный уровень вырос по сравнению с 1996 годом на 0,3% (по России на 4,3%). Задолженность по заработной плате на 1 января 1998 года предприятий и организаций основных отраслей экономики составила 863,6 млрд. рублей, или 3,2 месячных фонда оплаты. В общей задолженности доля предприятий производственной сферы занимает 94%.

В этих условиях за 1997 год в бюджеты всех уровней налоговыми органами края мобилизовано более 4 трлн. рублей налоговых платежей, что в сопоставимых условиях на 17,2% больше, чем в 1996 году. В абсолютных суммах собрано больше почти на 500 млрд. рублей, или на 13%. По результатам документальных проверок налоговыми органами доначислено 1,6 трлн. рублей, или 40% от всех поступлений. В общем объеме налогов поступления в виде “живых“ денег составили 38%, зачетов - 62%.

Поступления налоговых платежей были обеспечены налогом на добавленную стоимость на 31,5%, подоходным налогом - на 19,5%, акцизами - на 10,3%, налогом на прибыль - на 10,1%, налогом на имущество - 10,4%, прочими налогами - 18,2%.

Более трех четвертей общекраевых поступлений налогов дали города, в том числе Барнаул - 41%, Бийск - почти 12%, Рубцовск - 5,4%, Новоалтайск - 3,7%, Заринск - 3,3%. Среди районов наибольшие поступления приходятся на Зональный район (2,5%), Благовещенский (1,4%), Кулундинский, Павловский, Первомайский, Поспелихинский, Тальменский районы (по 0,7 - 0,8% каждый).

В отраслевом разрезе экономики края основная доля поступлений налоговых платежей за 1997 год, как и в 1996 г., приходится на промышленность - 47,1%, из которых 17,9% поступления пищевой промышленности, 11,7% - машиностроения и металлообработки, 6% - электроэнергетики, 4,9% - химической и нефтехимической промышленности. Торговля, общественное питание, материально - техническое снабжение и сбыт дали 10,6% налоговых поступлений, предприятия строительства - 7,3%, транспорта и сельского хозяйства - по 4,2%. За 1997 год снизились поступления налогов в электроэнергетике, на транспорте, строительстве и банковской деятельности.

Из общего объема налоговых поступлений за 1997 год 31% был перечислен в федеральный бюджет и 69% - в бюджеты края. Абсолютные суммы поступлений налогов в федеральный бюджет по сравнению с 1996 годом увеличились на 11,4%, а в территориальный - на 13,7%. В расчете на душу населения за 1997 год в федеральный бюджет поступило налогов 463 тыс. рублей, в бюджеты края - 1 млн. 29 тыс. рублей, или в 2,2 раза больше, чем в федеральный бюджет.

За 1997 год в территориальный бюджет края поступило почти 2,8 трлн. рублей, из которых 29% - платежи “живыми“ деньгами и почти 71% - безденежные зачеты.



Налог на прибыль. За 1997 год поступления этого налога составили 402 млрд. рублей, что на 27% (150 млрд. рублей) меньше, чем за 1996 год. При этом если за счет роста числа убыточных предприятий и снижения балансовой прибыли, роста недоимки поступления налога на прибыль уменьшились на 189 млрд. рублей, то за счет усиления контрольной работы налоговых органов дополнительно собрано почти 39 млрд. рублей.

Снижение поступлений налога на прибыль объясняется в первую очередь уменьшением объемов налогооблагаемой прибыли. Так, по расчетам, налогооблагаемая прибыль снизилась в целом по промышленности на 12%, в электроэнергетике - на 10%, химической и нефтехимической промышленности - на 33%, машиностроении и металлообработке - на 9%, легкой промышленности - на 13%, пищевой - на 44%, в сельском хозяйстве - на 31%, транспорте - на 67%, строительстве - на 40%, в торговле, общественном питании, МТС и сбыте - на 11%.

Рост на 22% общей суммы убытка в отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства, увеличение удельного веса убыточных предприятий до 77% против 68% в 1996 г., трудности со сбытом товаров и ряд других факторов отрицательно повлияли на полноту и своевременность поступления налоговых платежей в бюджет. Недоимка по налогу на прибыль по сравнению с 1.01.97 г. возросла более чем в 2 раза, или на 83 млрд. рублей, и составила на 1.01.98 г. 155,7 млрд. рублей.

На снижение поступлений налога на прибыль в текущем году повлияло принятие федерального закона, позволяющего части предприятий - налогоплательщиков перейти на безавансовые платежи, а также постоянное повышение цен на энергоносители и услуги по их поставке.

Падение поступления налога на прибыль повлияло на долю налога в общем объеме поступлений, которая снизилась по сравнению с 1996 годом на 6% и составила - 10%.

Налог на добавленную стоимость. За 1997 г. поступило НДС 1260 млрд. рублей, или 107,4% к уровню 1996 года. Из-за снижения валового внутреннего продукта на 9%, падения промышленного производства, ухудшения работы транспорта, строительных организаций и сельского хозяйства недобор налога составил 80 млрд. рублей. По расчетам, налогооблагаемая база в легкой промышленности уменьшилась на 19%, строительстве и на транспорте - на 25%.

Переход налога на добавленную стоимость в недоимку, которая на 01.01.98 г. составила 725,5 млрд. рублей и возросла по сравнению с предыдущим годом на 328,8 млрд. рублей, явился причиной недопоступления налога в электроэнергетике более чем на треть, в химической и нефтехимической промышленности и транспорте - на 9%, в строительстве - на 16%.

Так же, как и в объеме поступления всех налогов и платежей, задолженность этого налога в объеме недоимки наибольшая - 64%.

В результате контрольной работы по правильности исчисления НДС доначислено в ходе проверок налоговыми органами 911,5 млрд. рублей.

Акцизы. За 1997 год поступило в бюджет 413,2 млрд. рублей акцизов, или 10% от всех поступлений в бюджет (в 1996 г. - 7%). Увеличение поступлений акцизного налога в 1,7 раза по сравнению с 1996 годом обусловлено ростом акцизов, связанным с приростом объемов производства спирта - сырца из пищевого сырья на 23% и водки и ликероводочных изделий - на 31%.

В результате проведенных проверок налоговыми органами края доначислено 43 млрд. рублей.

Подоходный налог с физических лиц. За 1997 год поступило 780,2 млрд. рублей налога, что на 181 млрд. рублей, или на 30%, больше, чем в 1996 году. 94% общих поступлений налога начислено и удержано предприятиями, организациями и учреждениями. В структуре общих налоговых поступлений подоходный налог составил 19,5% (в 1996 году - 16,9%). Около половины прироста поступления данного налога получено за счет увеличения общих денежных доходов населения, которые по сравнению с 1996 годом возросли на 12,6%.

В результате проведенных налоговыми органами проверок дополнительно начислено 126,5 млрд. рублей подоходного налога, поступило в бюджет почти 39 млрд. рублей.

Сдерживающим фактором поступлений как подоходного, так и других налогов являются систематические задержки выплаты заработной платы. Увеличение недоимки находится в прямой пропорциональной зависимости от задолженности по социальным выплатам, которая влияет на налогооблагаемую базу целого ряда налогов. Кроме того, отсутствие наличных денег у населения отрицательно сказывается на объеме розничного товарооборота и платных услуг и размере взимаемого налога на прибыль, особенно по предприятиям, производящим товары народного потребления.

Суммарная задолженность по заработной плате на протяжении всего года превышала 800 млрд. рублей. Из этой суммы в бюджет в виде подоходного налога могло бы поступить более 80 млрд. рублей. При этом отложенный спрос населения составил 400 - 450 млрд. рублей. При его реализации примерно 55 млрд. рублей могло бы вернуться в бюджет в виде налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.



Особое место в работе налоговых органов занимает обеспечение декларирования физическими лицами своих доходов. По итогам декларирования в 1997 году получено более 69 тыс. деклараций, по которым исчислено 20,8 млрд. рублей, или в 1,5 раза больше, чем в 1996 году. Нарушения уплаты налога выявлены у 3,3 тыс. граждан.

Налог на имущество. За 1997 год в бюджетную систему поступило 414,5 млрд. рублей. В структуре общих поступлений данный налог составил 10,4% (в 1996 г. - 10,2%). К уровню 1996 года поступления за отчетный период составили 115%, или возросли на 54,1 млрд. рублей.

Налог на имущество предприятий составил 98,4% от общих поступлений этого налога, на имущество физических лиц - 1,6%.

В результате проведенных проверок налоговыми органами края доначислено 111,3 млрд. рублей данного налога.

Местные налоги и сборы. В 1997 году поступления этих платежей составили более 300 млрд. рублей, или почти 12% всех поступлений в территориальный бюджет края. Сумма местных налогов и сборов по сравнению с 1996 годом увеличилась почти в 1,4 раза. 56% суммы местных налогов составляют поступления от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы. Увеличение поступлений по целевым сборам на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образовательных учреждений, сбору за право торговли свидетельствуют о повышении их роли в формировании местных бюджетов.

Состояние, в котором находится экономика края и платежеспособность отраслей, ее составляющих, финансовое положение предприятий, многочисленные нарушения расчетно - платежной дисциплины отрицательно влияют на поступление налогов в бюджет, увеличивают задолженность по налоговым платежам.

Задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на 1 января 1998 года составила 1272 млрд. рублей (около 32% к общему поступлению налогов).

Количество организаций - недоимщиков по состоянию на 1 января 1998 года составило 7,6 тысячи, или более 17% всех стоящих на учете. Невозможная ко взысканию недоимка по ликвидированным предприятиям превышает 10,7 млрд. рублей.

Рост недоимки по основным регулирующим налогам выглядит следующим образом: по налогу на прибыль - в 2,1 раза, по налогу на добавленную стоимость - на 83%, по акцизам - на 48%, по платежам за пользование природными ресурсами - в 52 раза, по подоходному налогу - в 3,3 раза.

В то же время не имеют задолженности по налогам и платежам на 1 января 1998 года ОАО “Алейскзернопродукт“, Иткульский спиртзавод, АО “Теплоавтоматика“, АО “Алтай-Кокс“, “Барнаулнефтепродукт“ и другие предприятия края. За значительный вклад в формирование доходной части бюджета государственная налоговая инспекция по краю выдала на текущий год “Сертификаты доверия“ акционерным обществам “Барнаульский вагоноремонтный завод“, “Хлебозавод N 6“, Барнаульский маслобойный завод, “Лакт“, “Алтайавтотехобслуживание“, Барнаульский санаторий “Обь“.

В целях повышения уровня собираемости доходов в бюджетную систему налоговыми органами края принимались меры по дальнейшему усилению и совершенствованию контроля за полным и своевременным поступлением налогов и других обязательных платежей, соблюдением налогового законодательства.

В 1997 году документально проверено 16,4 тыс. налогоплательщиков - юридических лиц, или 38% от общего количества стоящих на налоговом учете, результативность документальных проверок повысилась в 1,5 раза. По итогам каждой такой проверки в бюджет доначислялось 22,5 млн. рублей против 14,7 млн. рублей в 1996 году. В расчете на одного работника налоговых органов, занимающего должность руководителя и специалиста, за год доначислено 538 млн. рублей при 512 млн. рублей в 1996 году.

За допущенные нарушения налогового законодательства предъявлены административные штрафы более 8,7 тыс. должностных лиц предприятий и учреждений и почти 12,5 тыс. физических лиц - предпринимателей на общую сумму 4,7 млрд. рублей. При проведении мероприятий по увеличению собираемости налогов, выявлению и пресечению налоговых правонарушений активизировалось взаимодействие налоговых органов с управлением внутренних дел и управлением федеральной службы налоговой полиции. Всего за год выполнено около 34 тыс. проверок, в том числе с МВД - 18 тысяч, с ФСНП - 6 тыс. Совместными проверками выявлено 64 юридических лица и 1,4 тыс. физических лиц - предпринимателей, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах и уплаты налогов. На 3,1 тыс. предприятий и организаций пресечены различные нарушения установленного порядка производства, хранения и реализации алкогольной продукции, уплаты акцизов и лицензионных сборов. На рынках и других местах массовой торговли проверено более 17,3 тыс. торговых точек и 32 тыс. торгующих граждан, на постах ГАИ проверено более 2 тыс. единиц автотранспортных средств на предмет наличия сопроводительных документов на перевозимые грузы.

Налоговыми органами проверено около 8 тыс. объектов, применяющих контрольно - кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением, нарушения установлены у 26%, по результатам которых вынесены решения о взыскании штрафа в размере 5,7 млрд. рублей.

Большое внимание государственной налоговой инспекцией уделяется разъяснению налогового законодательства, повышению образованности налогоплательщиков. Для этого расширяется связь со средствами массовой информации, проводятся семинары с налогоплательщиками, часы прямого провода, информационные встречи.

В краевой налоговой инспекции постоянно идет поиск новых путей реформирования работы в целях установления новой системы взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой.