Законы и бизнес в России

Обзор консультаций ГНИ по Алтайскому краю от 11.02.1998 <Новое в налоговом законодательстве>

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

от 11 февраля 1998 года

НОВОЕ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В связи с поступающими вопросами об изменениях в налоговом законодательстве, новых налогах и платежах налогоплательщикам необходимо знать о “водном налоге“, который будет введен в ближайшее время.

Плательщиками за водопотребление являются граждане, в т.ч. и иностранные, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие на территории РФ любые виды деятельности, связанные с водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств.

- Что служит основанием для налогообложения таких пользователей?

- Основанием для взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, является факт пользования водными объектами в соответствии с лицензией на водопользование и заключенного на ее основании договора на пользование водными объектами.

В случаях, когда водопользователь забирает воду не только для удовлетворения собственных нужд, но и для передачи водопотребителям, он вносит плату за весь объем включая воду, переданную своим абонентам.

- Зачастую вода не только забирается для производственных нужд, но потом и сбрасывается в реки, озера. За сброс воды тоже осуществляются платежи?

- При сбросе в водный объект сточных вод водопользователь вносит плату за весь объем, включая сточные воды, принятые от своих абонентов.

Устанавливаются дифференцированные предельные размеры платы за водопользование:

1. Водный налог;

2. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, которые будут доведены при выходе в свет “Порядка установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами“.

- Каков порядок внесения платежей за пользование водными объектами?

- Плата, связанная с пользованием водными объектами, вносится ежемесячно и устанавливается для следующих видов водопользования, осуществляемого в соответствии с условиями лицензии:

- изъятие воды из водных объектов (забор воды) в пределах установленного лимита и сверх установленного лимита;

- использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование для целей водного транспорта, сплава древесины, организованного отдыха на воде и др.;

- сброс сточных вод в водные объекты нормативного качества в пределах установленных лимитов;

- др. виды специального водопользования.

Предельные размеры платы за забор воды из поверхностных водных объектов устанавливаются в зависимости от класса качества воды в них.

- Есть какие-то особенности в уплате за пользование подземными водами и налога на восстановление и охрану водных объектов?

- Плата за пользование подземными водными объектами взимается с учетом следующих особенностей: плата за пользование подземными водными объектами устанавливается в соответствии со ст. 41 Закона РФ “О недрах“, при пользовании подземными водными объектами сохраняется взимание отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам в соответствии с действующим законодательством.

Предельные размеры платы, связанной с пользованием водными объектами, устанавливаются на 1 куб. м забираемой воды, на 1 куб. м сбрасываемых сточных вод нормативного качества, а также на единицу продукции (услуг, работ) водопользователей.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, связанная с изъятием воды из водного объекта (забор воды) и сбросом сточных вод нормативного качества в пределах установленных лимитов, определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на фактические объемы забора вода и сброса сточных вод.

Сверхлимитный забор воды оплачивается в пятикратном размере.

В случае отсутствия у водопользователя оформленной в установленном порядке лицензии (разрешения) на специальное водопользование по забору воды весь фактический объем забора воды считается сверхлимитным и оплачивается в 5-кратном размере.

Плата за пользование водными объектами (водный налог), а также плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, осуществляется водопользователями за счет себестоимости продукции (работ, услуг).

Своевременность и полнота платежей за водопотребление контролируется налоговыми органами.

- С чем еще новым столкнутся наши налогоплательщики в этом году, чем хотелось бы акцентировать внимание?

- Законодательным Собранием Алтайского края 02.09.97 г. принято Постановление N 273 “О Законе Алтайского края “О государственном контроле за деятельностью, связанной с использованием нефти и нефтепродуктов на территории Алтайского края“, которым регулируются вопросы по содержанию, эксплуатации нефтебаз, АЭС, приему, хранению, учету поступления и реализации нефтепродуктов и другие.

Государственной налоговой инспекции по краю, инспекциям по городам и районам края поручено осуществлять контроль за наличием лицензий на осуществление деятельности, связанной с реализацией ГСМ, проводить проверки выполнения федеральных законов, настоящего закона и иных нормативных правовых актов РФ и края. Если при проверках выявляются случаи осуществления подлежащей лицензированию деятельности без специального разрешения (лицензии) и если это деяние не причинило ущерба гражданам, организациям или государству либо не сопряжено с извлечением дохода, то это влечет наложение штрафа в размере от 50 до 75 минимальных размеров оплаты труда. Те же действия, совершенные повторно, влекут за собой штраф от 75 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо в размере дохода, полученного в результате деятельности без лицензии.

В случае непредставления сведений контролирующим органам либо воспрепятствования контрольной деятельности влечет за собой штраф от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Те же действия, совершенные повторно, влекут наложение штрафа в размере от 50 до 75 минимумов.