Законы и бизнес в России

Закон Алтайского края от 04.03.1996 N 19-ЗС (ред. от 08.12.2003) “Об основах ценообразования в крае“ (принят АКЗС 04.03.1996)

Утратил силу в связи с принятием Закона Алтайского края от 12.10.2005 N 77-ЗС, вступившего в силу со дня официального опубликования.

Изменения, внесенные Законом Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС, вступили в силу со дня его официального опубликования.

Изменения, внесенные Законом Алтайского края от 08.12.2003 N 69-ЗС, вступили в силу со дня его официального опубликования.

4 марта 1996 года N 19-ЗС

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В КРАЕ

Принят

Алтайским краевым

Законодательным Собранием

4 марта 1996 года

(в ред. Законов Алтайского края

от 31.12.1996 N 67-ЗС, от 06.07.2000 N 35-ЗС,

от 08.09.2003 N 38-ЗС, от 08.12.2003 N 69-ЗС)

Настоящий закон определяет правовые основы системы ценообразования в Алтайском крае, полномочия, обязанности и ответственность органов государственной власти края и местного самоуправления, юридических лиц и граждан по вопросам разработки и реализации единого подхода к ценообразованию и контроля за ценами в целях социальной защиты граждан.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Некоторые понятия, используемые в законе

Ценообразование - деятельность органов государственной власти края, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленная на осуществление регулирования цен во всех коммерческих и некоммерческих организациях края и контроля за их соблюдением.

Субъекты ценообразования - это коммерческие и некоммерческие организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Алтайского края.

Органы государственной власти и управления, осуществляющие регулирование цен (тарифов) и контроль за дисциплиной цен (далее органы власти и управления по регулированию цен), это:

краевой Совет народных депутатов;

(в ред. Закона Алтайского края от 08.12.2003 N 69-ЗС)

администрация края;

органы местного самоуправления;

Главное управление экономики и инвестиций администрации Алтайского края.

(абзац введен Законом Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС)

Статья 2. Цели и задачи ценообразования

Задачей ценообразования в Алтайском крае является ограничение негативных последствий монополистической деятельности в соответствии с антимонопольным законодательством, сдерживание необоснованного роста цен, тарифов и услуг путем осуществления их государственного регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.

Регулирование цен в Алтайском крае проводится в целях:

содействия развитию рыночных отношений;

преодоления кризисных явлений в экономике;

содействия реализации социально-экономической политики края;

снижения и замедления инфляции и смягчения ее негативных экономических и социальных последствий;

создания единых условий деятельности для всех коммерческих и некоммерческих организаций и предпринимателей на территории края;

содействия развитию конкуренции, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Статья 3. Законодательство об основах ценообразования в крае

Законодательство об основах ценообразования состоит из законодательства и других нормативных актов Российской Федерации, настоящего закона, нормативных правовых актов края, не противоречащих настоящему закону.

Статья 4. Структурное подразделение администрации края по регулированию и контролю за ценами

Регулирование цен и контроль за соблюдением законодательства о ценах в структуре исполнительной государственной власти края осуществляет самостоятельный орган ценообразования, наделенный соответствующей компетенцией (Главное управление экономики и инвестиций администрации Алтайского края).

(в ред. Закона Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС)

Орган по ценообразованию края осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами и органами местного самоуправления по регулированию и контролю за ценами.

Статья 5. Государственная дисциплина цен

Государственная дисциплина цен предусматривает соблюдение всеми субъектами ценообразования действующего законодательства по ценообразованию.

К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:

превышение установленных фиксированных и предельных цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги;

превышение предельного уровня рентабельности и предельных коэффициентов изменения;

превышение предельных размеров снабженческо-сбытовых наценок и торговых надбавок, завышение или уменьшение согласованных скидок на продукцию (товары), услуги, право регулирования которых предоставлено органам государственной власти края;

нарушение порядка декларирования цен, на которые этот порядок предусмотрен действующими нормативными актами правительства Российской Федерации и Алтайского края;

включение затрат в себестоимость продукции, товаров (услуг), не предусмотренных соответствующими нормативными документами, или их завышение;

включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ и выполненных в неполном объеме, учтенных в стоимости этих услуг, а также применение цен, согласованных на комплектацию продукции при поставке некомплектной продукции;

завышение (занижение) цен на продукцию, предоставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям со странами СНГ, другими государствами и в счет госзаказа;

применение свободных оптовых (отпускных) цен (тарифов), наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке (отсутствие протокола, договора, реестра);

завышение цен на продукцию, не соответствующую потребительским свойствам, принятым при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации или санэпиднадзора);

другие нарушения федеральных законов, законов края и других нормативных актов, регламентирующих вопросы регулирования цен (тарифов) на товары и услуги.

Статья 6. Понятие рыночной (свободной) цены и порядок ее формирования

Рыночная (свободная) цена товара, стоимость работ или услуг (тариф) - цена товара (услуг), складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования в отдельный момент времени на товарном рынке в зависимости от их качества и потребительских свойств.

Формирование рыночных (свободных) цен (тарифов) осуществляется на равноправной основе субъектами ценообразования и фиксируется в протоколах согласования, договорах, согласно законодательным актам Российской Федерации и края или другим нормативным актам.

Статья 7. Понятие регулируемой цены

1. Регулируемая цена (тариф) - цена, складывающаяся на рынке в процессе государственного воздействия на ее формирование и величину.

Формирование регулируемых цен на рынках края определяется законодательством Российской Федерации, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти.

2. Исключен. - Закон Алтайского края от 06.07.2000 N 35-ЗС.

Статья 8. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

Формирование цен во внешнеэкономической деятельности происходит в процессе отношений субъектов ценообразования края и иностранных юридических и физических лиц под влиянием конъюнктуры, складывающейся на мировых товарных рынках в определенный момент времени за исключением иных случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ЦЕН

Статья 9. Отпускные (оптовые) цены

Отпускные (оптовые) цены на товары народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, услуги устанавливаются изготовителями по согласованию на равноправной основе с потребителями продукции и применяются при расчетах изготовителей и импортеров со всеми потребителями, кроме населения, с посредниками, включая торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые и иные предприятия и организации, в том числе физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, если эти последние приобретают продукцию (услуги) для целей предпринимательской деятельности.

Отпускная (оптовая) цена определяется исходя из сложившегося спроса и предложения: качества и потребительских свойств продукции (услуг) на условиях франко-станция (порт, пристань) отправления, а при одногороднем отпуске - франко-склад предприятия-поставщика, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и края или договором.

Оптовые и отпускные цены включают в себя себестоимость и налоги, предусмотренные налоговым законодательством, а также прибыль (убыток). Состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость, определяется в порядке, установленном нормативными актами Российской Федерации.

Прибыль (убыток) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции (услуг), включаемых в себестоимость.

Оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию включают в себя импортную стоимость (фактурную стоимость), указанную в счете поставщика и пересчитанную в рублях по курсу, установленному Центральным банком России на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению с добавлением установленных сборов (платежей) за таможенное оформление товара, а по товарам, подлежащим обложению импортными пошлинами, - на величину этих пошлин с добавлением всех расходов по закупке и доставке продукции, издержки импортера, связанные с транспортировкой, хранением и реализацией продукции на территории края и Российской Федерации, а также прибыли импортера.

Статья 10. Цена закупа

Цены закупа применяются при расчетах посредников с потребителями товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения (кроме населения).

Цена закупа включает в себя отпускную (оптовую) цену и снабженческо-сбытовую надбавку.

Снабженческо-сбытовая надбавка включает в себя налоги, издержки обращения (себестоимость), включающие затраты посредника на реализацию и хранение продукции, в том числе транспортные, кроме стоимости приобретенного товара, а также прибыль (убытки) торгово-закупочной, снабженческо-сбытовой и иной организации или гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Статья 11. Розничные цены

Розничные цены на продукцию (услуги) производственно-технического назначения и товары народного потребления применяются при расчетах изготовителей и импортеров, розничных торговых, иных предприятий и организаций с населением.

Розничная цена включает в себя отпускную (оптовую) цену или цену закупа и торговую наценку.

Цены на предприятиях общественного питания включают в себя отпускные (оптовые) цены или цены закупа и наценки.

Торговая наценка (надбавка) включает в себя налоги, издержки обращения (себестоимость), в том числе транспортные, и иные расходы продавца (кроме стоимости приобретенного товара), а также прибыль (убытки) продавца.

Статья 12. Рентабельность хозяйственной деятельности

Рентабельность хозяйственной деятельности субъектов ценообразования определяется как отношение прибыли за определенный промежуток времени к затратам субъекта за тот же промежуток времени, включаемым согласно действующему законодательству в себестоимость.

Для целей ценового регулирования может определяться рентабельность производства и реализации отдельных видов продукции (услуг) в порядке, установленном органами государственной статистики.

Под нормативной рентабельностью для отдельных видов продукции (услуг) в настоящем законе понимается средняя рентабельность при производстве аналогичных видов продукции (услуг), на которые не применяется государственное регулирование цен и обеспечивается расширенное воспроизводство.

Глава III. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН

Исключена. - Закон Алтайского края от 06.07.2000 N 35-ЗС.

Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Статья 19. Права субъектов ценообразования

Субъекты ценообразования имеют право:

предложить другому субъекту ценообразования любую рыночную (свободную) цену на товар, если только на этот товар не установлены регулируемые цены в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и настоящим законом;

обжаловать в установленном законом порядке действия органов ценообразования и субъектов ценообразования в суде или арбитражном суде;

самостоятельно формировать свободные рыночные цены.

Статья 20. Обязанности субъектов ценообразования

Субъекты ценообразования обязаны:

соблюдать государственную дисциплину цен;

не злоупотреблять доминирующим положением на рынке при определении рыночных цен;

учитывать при определении цен состав и нормативные элементы затрат, налоги, сборы, взносы и другие обязательные платежи в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и края;

при выявлении нарушений действующих нормативных актов по государственному ценообразованию устранить нарушения, расторгнуть или изменить договор и (или) выполнить другие действия, указанные в предписании;

выполнять решения органов государственной власти края, органов местного самоуправления, принятые в пределах полномочий, определенных настоящим законом и нормативными актами;

представлять органам ценообразования достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления им полномочий, предусмотренных настоящим законом, в сроки, установленные органом.

Глава V. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ

ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Статья 21. Определение естественных монополий

Естественная монополия - состояние товарного рынка на региональном рынке или его части, при котором:

удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения его объемов);

производимая продукция не может быть заменена в потреблении другой продукцией, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спроса на другие виды продукции.

Регулируется деятельность субъектов естественной монополии в следующих сферах:

услуги аэропортов: пассажирские перевозки на местных авиалиниях в местном сообщении;

отдельные виды услуг общедоступной электрической и почтовой связи;

услуги жилищно-коммунального хозяйства;

услуги водопроводно-канализационного хозяйства;

производство электро- теплоэнергии и предоставление услуг по их передаче;

речные перевозки пассажиров;

транспортировка газа по трубопроводам;

перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом;

пассажирские перевозки автомобильным транспортом по внутрикраевым и межобластным маршрутам.

Статья 22. Регулирование цен на продукцию естественных монополий

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Для регулирования и контроля за ценами и тарифами на продукцию и услуги естественных монополий органы ценообразования края принимают участие в работе территориальных органов регулирования естественных монополий, а также осуществляют отдельные виды регулирования в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и настоящим законом.

Органы местного самоуправления могут осуществлять регулирование цен в интересах населения на продукцию субъектов естественных монополий, находящихся в границах их административных территорий, по перечню, определяемому органами государственной власти края.

Глава VI. ПОЛНОМОЧИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАЯ

ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ

Статья 23. Разграничения полномочий органов по ценообразованию в крае

Разграничение полномочий исполнительного органа государственной власти края по регулированию и контролю за ценами осуществляется в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, края, договорами между органами и субъектами ценообразования.

В исключительном ведении исполнительного органа государственной власти края находятся:

(в ред. Закона Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС)

регулирование цен на электро- теплоэнергию, вырабатываемую дочерними предприятиями РАО “ЕЭС России“ АО “Алтайэнерго“;

регулирование цен на электроэнергию для населения, вырабатываемую ТЭЦ на территории края, независимо от ведомственной принадлежности;

регулирование цен на отдельные виды электрической и почтовой связи;

регулирование тарифов на перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом;

регулирование цен на сжиженный газ.

Статья 24. Отношения исполнительного органа государственной власти края с органами местного самоуправления в вопросах регулирования цен

Органы государственной власти края на основании принимаемых законов и постановлений или по соглашению с органами местного самоуправления могут передавать им осуществление части своих полномочий по регулированию цен, если это не противоречит Конституции, законам Российской Федерации и настоящему закону.

Абзац 2 исключен. - Закон Алтайского края от 06.07.2000 N 35-ЗС.

Статья 25. Взаимодействие органов по ценообразованию края с другими органами государственной власти Российской Федерации и края в проведении единого подхода к ценообразованию

Органы по ценообразованию края и субъектов местного самоуправления работают во взаимодействии с федеральными органами контроля и наблюдения за ценами: Государственной налоговой службой Российской Федерации, Департаментом цен Министерства экономики Российской Федерации, Алтайским территориальным управлением Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Российской Федерации, краевым управлением госинспекции по качеству товаров и торговле, органами государственной статистики и другими.

Органы внутренних дел, федеральные службы безопасности и налоговой полиции края могут оказывать практическую помощь работникам органов ценообразования при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, препятствующих выполнению работниками своих должностных функций.

Статья 26. Полномочия органов по ценообразованию

Органы по ценообразованию края в пределах предоставленных полномочий:

подготавливают и вносят предложения в краевое Законодательное собрание администрации края по проведению единой политики цен в крае и отдельным вопросам ценовой политики и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен на территории края;

анализируют процессы ценообразования в отраслях народного хозяйства и сферы услуг и вносят на этой основе предложения по изменению номенклатуры и уровня цен на продукцию (услуги), реализуемую по регулируемым ценам (тарифам);

подготавливают предложения в исполнительный орган государственной власти края и местного самоуправления о введении на рынке края, городов и районов для отдельных субъектов ценообразования обязательного порядка декларирования цен;

вводят порядок предварительного уведомления о предстоящем изменении цен;

разрабатывают проекты предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок и торговых наценок, наценок в сфере общественного питания;

обеспечивают наблюдение за ценами совместно с государственными органами статистики;

осуществляют систематический контроль за соблюдением государственной дисциплины цен субъектами ценообразования;

производят систематические проверки экономической обоснованности действующих и декларируемых цен и тарифов у всех субъектов ценообразования, осуществляющих производственную, посредническую и иную экономическую деятельность на территории края, включая совместные предприятия, объединения и организации с участием иностранных граждан и лиц без гражданства как самостоятельно, так и совместно с финансовыми и налоговыми органами, комитетами и управлениями администрации края;

направляют в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства по ценам;

применяют экономические санкции к субъектам ценообразования, нарушающим федеральные законы и правовые акты, настоящий Закон в области цен и ценообразования;

выносят предписания об устранении нарушений действующего законодательства по ценообразованию;

налагают административные штрафы на субъекты ценообразования и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о ценах, в соответствии со статьями 14.6 и 23.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(в ред. Закона Алтайского края от 08.12.2003 N 69-ЗС)

оказывают практическую помощь и консультации подразделениям по ценам или специалистам органов местного самоуправления, а также субъектам ценообразования.

Органами власти и управления, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства по ценам (далее “органы контроля за ценами“), являются:

Главное управление экономики и инвестиций администрации Алтайского края;

(в ред. Закона Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС)

управление госинспекции по качеству товаров и торговле;

подразделения по ценам органов местного самоуправления.

Статья 27. Финансирование органов ценообразования

(в ред. Закона Алтайского края от 31.12.1996 N 67-ЗС)

Финансирование органов ценообразования края осуществляется за счет краевого бюджета и местных бюджетов.

По решению администрации края и представительных органов местного самоуправления дополнительное финансирование органов ценообразования может осуществляться за счет отчислений от штрафов, зачисляемых в бюджеты соответствующих уровней, взыскиваемых этими органами с субъектов ценообразования за нарушение действующих нормативных документов по ценообразованию и настоящего закона.

Статья 28. Обязанности и права специалистов органов ценообразования

Специалисты органов ценообразования обязаны строго соблюдать Конституцию, федеральные законы, настоящий закон, другие нормативные акты, а также права и охраняемые законом интересы субъектов ценообразования.

Специалисты органа ценообразования края являются государственными служащими Государственной службы Алтайского края.

Специалисты имеют право беспрепятственного доступа к документам и информации о хозяйственно-экономической деятельности субъектов ценообразования. Сведения, полученные специалистами, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат.

Специалисты обеспечивают субъектам ценообразования свободный доступ к информации, не составляющей коммерческую тайну. Понятие коммерческой тайны определяется в соответствии с нормативными актами Российской Федерации.

Глава VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ

ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СУБЪЕКТОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства о ценах

Положение о применении экономических санкций за нарушение порядка применения государственных регулируемых цен и тарифов определяется правительством Российской Федерации.

Сумма незаконно полученной выручки взыскивается с субъекта ценообразования за весь период нарушения. В случаях, предусмотренных законодательством и правовыми актами Российской Федерации, данная сумма возвращается потерпевшей стороне при поступлении от нее обоснованного заявления.

С субъекта ценообразования, нарушившего законодательство и нормативные акты о ценах, взыскивается штраф в размере незаконно полученной выручки.

Сумма незаконно полученной выручки и штраф взыскиваются с субъекта ценообразования органами государственной налоговой инспекции или самостоятельно перечисляются на основании решения органов по ценообразованию и контролю за ценами.

При невыполнении субъектом ценообразования предписания органа ценообразования об устранении допущенных нарушений в установленный срок принимается решение о введении конкретного метода регулирования цен в соответствии с существующими нормативными актами.

Субъекты ценообразования несут ответственность за нарушение государственной дисциплины цен, предусмотренную “Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях“.

(в ред. Закона Алтайского края от 08.12.2003 N 69-ЗС)

Статья 30. Порядок распределения штрафов и незаконно полученных сумм

(в ред. Закона Алтайского края от 31.12.1996 N 67-ЗС)

Незаконно полученная выручка и штраф, изымаемые у предприятий, зачисляются в соответствующие бюджеты согласно положениям, установленным законодательством Российской Федерации и существующим нормативным актам, за исключением сумм, предусмотренных абзацем 2 статьи 27 настоящего закона.

Статья 31. Порядок обжалования действий органов ценообразования

Жалобы субъектов ценообразования на решение о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен могут быть направлены руководителю вышестоящего органа ценообразования, а также в суд или арбитражный суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Возврат неправильно взысканных сумм органами ценообразования производится государственной налоговой инспекцией на основании решений органов ценообразования, суда или арбитражного суда.

При рассмотрении жалоб субъектов ценообразования в арбитражном суде о применении экономических санкций в качестве ответчиков выступает орган ценообразования, принявший соответствующее решение.

Органы ценообразования освобождаются от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в суде или арбитражном суде.

Глава администрации

Алтайского края

Л.А.КОРШУНОВ

г. Барнаул

4 марта 1996 года

N 19-ЗС