Закон Алтайского края от 04.03.1996 N 15-ЗС (ред. от 31.12.2004) “Об энергетической системе и государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории края“ (принят АКЗС 04.03.1996)
Утратил силу в связи с принятием Закона Алтайского края от 05.06.2006 N 52-ЗС, вступившего в силу со дня официального опубликования.Изменения, внесенные Законом Алтайского края от 31.12.2004 N 70-ЗС, вступили в силу с 1 января 2005 года.
4 марта 1996 года N 15-ЗС
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
ЗАКОН
ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И ГОСУДАРСТВЕННОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ
ЭНЕРГИЮ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Принят
Алтайским краевым
Законодательным Собранием
4 марта 1996 года
(в ред. Законов Алтайского края
от 02.11.2001 N 86-ЗС, от 08.09.2003 N 38-ЗС,
от 31.12.2004 N 70-ЗС)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Закон края принят в соответствии со статьями 11, 72 и 73 Конституции Российской Федерации, федеральным Законом “О естественных монополиях“, Уставом (Основным Законом) Алтайского края с целью конкретизации норм федерального Закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и определяет экономические, организационные и правовые основы функционирования краевой (региональной) энергетической системы, государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории края.
Статья 1. Основные понятия, используемые в данном Законе края
В настоящем Законе края применяются следующие основные понятия:
ценообразование - деятельность хозяйствующих субъектов, представительного (законодательного) и исполнительного органов государственной власти края по определению стоимости производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии (мощности), а также по применению и контролю за этими ценами (тарифами);
тарифы на электрическую и тепловую энергию (далее - тарифы) - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты и взимается плата за произведенные услуги по производству, передаче и распределению электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности);
регулирование тарифов - деятельность органов государственной власти края и органов местного самоуправления по обоснованию затрат и необходимой прибыли на производство, передачу и распределение электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности), а также разработке системы тарифов, отвечающих задачам надежного и эффективного энергообеспечения потребителей;
(в ред. Закона Алтайского края от 31.12.2004 N 70-ЗС)
энергоснабжающая организация - коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии;
потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование (покупку) электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью);
региональный рынок электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) - сфера купли-продажи электрической и (или) тепловой энергии, осуществляемая ее хозяйствующими субъектами в пределах территории края;
субъекты регионального рынка электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) - юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности), а также предоставляющие услуги на региональном рынке электрической и тепловой энергии (мощности);
краевая энергетическая система (далее - энергосистема) - это совокупность коммерческих организаций, обеспечивающих производство, транспортировку и распределение электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии потребителям на территории края и за ее пределами с единым подходом к определению и пересмотру тарифов. Краевая энергосистема взаимодействует с другими энергосистемами Единой энергетической системы России в соответствии с заключаемыми договорами. Организации энергетической системы действуют по общим технологическим, эксплуатационным и иным нормам, устанавливаемым в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и края, и несут ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей по обеспечению потребителей электрической и (или) тепловой энергией в объемах и параметрах, установленных законодательством, нормативными актами и хозяйственными договорами.
Статья 2. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и органа исполнительной власти края по вопросам регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию
Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и органа исполнительной власти края в управлении энергосистемой осуществляется в целях:
сохранения единства краевой энергосистемы как составной части единой энергетической системы России;
сочетания интересов федеральных, краевых органов власти и местного самоуправления, организаций краевой энергосистемы и потребителей электрической и (или) тепловой энергии;
сохранения гарантированного обеспечения потребителей края электрической и (или) тепловой энергией.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ
Статья 3. Сущность государственного регулирования тарифов
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
При регулировании тарифов обосновываются и анализируются все статьи затрат, относимые на себестоимость продукции в соответствии с нормативными актами, действующими на момент регулирования тарифов.
Срок действия установленных тарифов не может быть менее года.
(в ред. Закона Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС)
Статья 4. Цели государственного регулирования тарифов
Государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется в целях:
защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию;
обеспечения минимальных затрат на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии за счет оптимального подбора как поставщиков энергии, так и поставщиков топлива и продукции производственно-технического назначения;
создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;
формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;
создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;
обеспечения баланса интересов потребителей и производителей в сфере энергоснабжения;
обеспечения юридическим лицам равного доступа на краевой рынок.
Статья 5. Принципы государственного регулирования тарифов
При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:
обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
(абзац введен Законом Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС)
осуществление поставок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке;
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов с учетом анализа и сопоставления затрат за предшествующие периоды регулирования тарифов;
учет инвестиционной составляющей в тарифах с целью осуществления расширенного воспроизводства краевой энергосистемы, финансирования мероприятий по экономии энергетических ресурсов, использования альтернативных видов топлива и нетрадиционных источников энергии в соответствии с инвестиционными программами, принятыми органами исполнительной власти края и местного самоуправления;
абзац 6 исключен. - Закон Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС;
обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии со стандартами раскрытия информации, публикуемой в официальных средствах массовой информации края;
(в ред. Закона Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС)
создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;
определение размера средств на оплату труда, включаемых в тарифы, с коэффициентом 0,7 к фактическому индексу роста цен потребительских товаров по краю за предшествующий период;
учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденного тарифа;
учет фактических данных роста индекса потребительских цен по данным статистических органов края;
выбор поставщиков энергетического оборудования и подрядных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе;
самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, предоставляемую муниципальными предприятиями.
(абзац введен Законом Алтайского края от 31.12.2004 N 70-ЗС)
III. ОРГАНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
Статья 6. Орган государственного регулирования тарифов в Алтайском крае
(в ред. Закона Алтайского края от 31.12.2004 N 70-ЗС)
Исполнительным органом государственной власти Алтайского края в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими предприятиями потребителям Алтайского края, является Главное управление экономики и инвестиций администрации Алтайского края.
Статья 7. Нормативно-методическая основа деятельности органов государственного регулирования тарифов
Главное управление экономики и инвестиций администрации Алтайского края и органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, работают на единой нормативно-методической основе, утверждаемой правительством Российской Федерации, и независимы в своих решениях в пределах полномочий, предоставленных им федеральным Законом “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и настоящим законом.
(в ред. Закона Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС)
Главное управление экономики и инвестиций администрации Алтайского края в своей деятельности руководствуется также нормативными правовыми актами края, принятыми в пределах его полномочий.
(в ред. Закона Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС)
Статья 8. Полномочия Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края по государственному регулированию в электроэнергетике
(в ред. Закона Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС)
Главное управление экономики и инвестиций администрации Алтайского края наделяется полномочиями по:
установлению сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии;
установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии;
(в ред. Закона Алтайского края от 31.12.2004 N 70-ЗС)
установлению тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
установлению тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
(в ред. Закона Алтайского края от 31.12.2004 N 70-ЗС)
установлению тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам;
(в ред. Закона Алтайского края от 31.12.2004 N 70-ЗС)
согласованию размещения объектов электроэнергетики на территории края;
осуществлению контроля за применением регулируемых Главным управлением экономики и инвестиций администрации Алтайского края цен (тарифов) и проведению проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов);
принятию участия в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в пределах Единой энергетической системы России по Алтайскому краю;
согласованию решения о присвоении субъектам электроэнергетики статуса гарантирующих поставщиков;
осуществлению контроля за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения.
Статья 9. Органы, осуществляющие государственное регулирование тарифов на тепловую энергию на уровне местного самоуправления
(в ред. Закона Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС)
Органы местного самоуправления могут наделяться законом Алтайского края полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
(в ред. Закона Алтайского края от 31.12.2004 N 70-ЗС)
Решение органа местного самоуправления, принятое во исполнение переданных ему полномочий и противоречащее законодательству Российской Федерации или принятое с превышением предоставленной ему компетенции, подлежит отмене соответствующим органом исполнительной власти края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую и предоставляемую, в том числе населению, муниципальными предприятиями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Законом Алтайского края от 31.12.2004 N 70-ЗС)
Статья 10. Разрешение разногласий и споров, возникающих при государственном регулировании тарифов
(в ред. Закона Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС)
В случаях возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребители и поставщики электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности), а также органы местного самоуправления могут обратиться в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и (или) арбитражный суд в установленном законодательством порядке.
(в ред. Закона Алтайского края от 31.12.2004 N 70-ЗС)
Статья 11. Исключена - Закон Алтайского края от 08.09.2003 N 38-ЗС
Статья 12. Вступление настоящего закона в силу
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Алтайского края
Л.А.КОРШУНОВ
г. Барнаул
4 марта 1996 года
N 15-ЗС