Законы и бизнес в России

Региональный Лесной Кодекс Алтайского края от 12.01.1994 (утв. МС АКСНД 12.01.1994)

Утратил силу в связи с принятием Регионального Лесного Кодекса Алтайского края от 10.11.1997 N 59-ЗС.

12 января 1994 года

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Утвержден

Малым Советом

Алтайского краевого Совета

народных депутатов,

администрацией края

12 января 1994 года

Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Настоящий региональный Лесной Кодекс регулирует отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Федерации на территории Алтайского края (далее - лесные отношения) в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Лесное законодательство

Лесные отношения на территории Алтайского края регулируются Основами лесного законодательства Российской Федерации (далее - Основы), настоящим региональным Лесным Кодексом (далее - Кодекс), правовыми актами представительного (законодательного) органа государственной власти Алтайского края и решениями органов самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.

Настоящий Кодекс действует на всей территории Алтайского края и не противоречит Основам. Правовые акты представительного (законодательного) органа государственной власти края и решения органов местного самоуправления, принимаемые в пределах их компетенции, не должны противоречить настоящему Кодексу.



Отношения при пользовании лесным фондом, связанные с использованием и охраной вод, недр, растительного (за исключением лесов) и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Лесной фонд

Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли на территории Алтайского края являются составной частью лесного фонда Российской Федерации.

В состав земель лесного фонда входят:

лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие);

нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

В лесной фонд не входят:

защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;

защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;

озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам;

деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

Использование указанных в части третьей настоящей статьи насаждений, уход за ними и их охрана регулируются Основами, законодательными актами Российской Федерации и настоящим Кодексом, а также иными правовыми актами, принимаемыми краем в порядке реализации соответствующих статей Основ лесного законодательства Российской Федерации и настоящего Кодекса.

Лесной фонд на территории Алтайского края находится в совместном ведении Российской Федерации и Алтайского края.

Владение, распоряжение и пользование лесным фондом осуществляется как в интересах народов, проживающих на территории края, так и в интересах всех народов Российской Федерации.

Статья 3. Компетенция российской федерации в сфере регулирования лесных отношений



Ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства;

2) разработка и совершенствование с участием республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга лесного законодательства Российской Федерации;

3) распоряжение совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом лесным фондом Российской Федерации;

4) определение порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;

5) установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую;

6) установление норм и правил пользования лесным фондом;

7) утверждение по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями ежегодной нормы заготовки древесины (далее - расчетная лесосека);

8) установление системы платежей за пользование лесным фондом, а также образование и использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов;

9) определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;

10) утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

11) организация и координация научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по ведению лесного хозяйства;

12) разработка совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом федеральных программ по рациональному пользованию лесным фондом, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;

13) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и установление порядка его проведения;

14) организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, лесного мониторинга и лесоустройства;

15) осуществление международного сотрудничества по вопросам использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

16) установление государственной статистической отчетности в области ведения лесного хозяйства;

17) определение совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями объемов заготовки и поставки древесины для государственных нужд;

18) принятие в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций при нарушении ими Основ и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Статья 4. Компетенция представительного (законодательного) органа государственной власти алтайского края в сфере регулирования лесных отношений

Ведению представительного (законодательного) органа государственной власти Алтайского края в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) разработка и утверждение совместно с Российской Федерацией Алтайской региональной программы по развитию лесного хозяйства;

2) участие в разработке и совершенствовании лесного законодательства Российской Федерации и принятие правовых актов Алтайского края, регулирующих лесные отношения;

3) установление по согласованию с органами местного самоуправления принципов определения ставок лесных податей и арендной платы;

4) установление по согласованию с органами местного самоуправления в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп границ территорий лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации, а также порядка лесопользования на этих территориях;

5) утверждение порядка проведения лесных торгов и конкурсов.

Статья 5. Компетенция исполнительного органа государственной власти алтайского края в сфере регулирования лесных отношений

Ведению исполнительного органа государственной власти Алтайского края в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) разработка совместно с Российской Федерацией Алтайской региональной программы по развитию лесного хозяйства;

2) распоряжение совместно с Российской Федерацией лесным фондом;

3) организация ведения государственного лесного кадастра, мониторинга и государственного учета лесного фонда;

4) участие совместно с Российской Федерацией в разработке федеральных программ по рациональному использованию лесного фонда, повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;

5) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций, вредно воздействующих на леса;

6) утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки в соответствии с рекомендациями органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд, определяемых совместно Правительством Российской Федерации и исполнительным органом государственной власти Алтайского края;

7) организация экологического воспитания, образования и просвещения;

8) обеспечение населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов.

Статья 6. Компетенция представительных органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений

Ведению представительных органов местного самоуправления в сфере лесных отношений подлежат:

1) участие в разработке федеральных и региональных программ развития лесного хозяйства;

2) согласование представительным (законодательным) органом государственной власти Алтайского края принципов определения ставок лесных податей и размеров арендной платы за пользование лесным фондом;

3) установление ставок и размеров лесных податей, размеров арендной платы и предоставление льгот по платежам отдельным категориям лесопользователей, а также определение форм внесения лесных податей и арендной платы;

4) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о передаче в долгосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда;

5) контроль в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

6) определение формы выбора лесопользователя (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы);

7) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.

Статья 7. Компетенция районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений

Ведению районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) учет лесного фонда;

2) распределение утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд;

3) организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;

4) осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

5) принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование;

6) организация и проведение с участием лесхозов - местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;

7) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.

Статья 8. Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории алтайского края

Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Алтайского края осуществляется исполнительным органом государственной власти Алтайского края и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством.

В систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Алтайского края входят: Алтайское управление лесами - краевое подразделение государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации и местные подразделения - лесхозы, лесничества, Белокурихинская научно-производственная станция, Бийский лесхоз-техникум. В систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством могут входить вновь создаваемые природные национальные парки на землях лесного фонда.

Национальные природные парки, образованные одновременно на землях разных категорий (сельскохозяйственного назначения, водного фонда и лесного фонда), могут находиться в системе других государственных органов управления Российской Федерации.

Подразделения, подведомственные государственному органу управления лесным хозяйством Российской Федерации, не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования лесом и вести ее переработку за исключением добровольно-выборочных лесовосстановительных рубок в лесах первой группы.

Деятельность Алтайского управления лесами, лесхозов и лесничеств регламентируется положениями, утверждаемыми государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Статья 9. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов на территории алтайского края

Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов на территории Алтайского края возлагается на представительный (законодательный) орган государственной власти Алтайского края, органы местного самоуправления, Алтайское управление лесами, подведомственные ему лесхозы и Алтайский краевой комитет экологии и природных ресурсов и его территориальные органы.

Порядок осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.

До установления такого порядка Правительством Российской Федерации контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов осуществляется в порядке, определяемом нормативно-правовыми (законодательными) актами представительного (законодательного) органа государственной власти края.

Статья 10. Владение лесным фондом

Владельцами лесного фонда на территории Алтайского края являются специально уполномоченные государственные органы управления лесным хозяйством - лесхозы, Бийский лесхоз-техникум, Белокурихинская научно-производственная станция, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные формирования.

Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.

Статья 11. Функции владельцев лесного фонда

В функции владельцев лесного фонда по управлению лесным хозяйством входят:

1) учет лесного фонда;

2) предоставление на основании совместного с представительным органом местного самоуправления решения о предоставлении участков лесного фонда в долгосрочное пользование по согласованию с районным органом окружающей природной среды;

3) предоставление на основании совместного с районной (городской) администрацией решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование;

4) ежегодный отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов (ордеров);

5) обеспечение пользования по целевому назначению земель лесного фонда, повышение их плодородия и охраны;

6) воспроизводство и повышение продуктивности лесов, уход за ними, организация рационального пользования лесным фондом;

7) проведение рубок промежуточного пользования в лесах всех групп и рубок лесоводственной направленности добровольно-выборочных лесовосстановительных в ленточных борах и других лесах I группы;

8) противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика и своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, защита от вредителей и болезней и борьба с ними;

9) контроль за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечение нарушений норм и правил пользования лесным фондом, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесопользованием, незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, молодняков и лесных культур, загрязнения леса химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально-бытовыми отходами и отбросами и прочих нарушений лесного законодательства;

10) привлечение в соответствии с решениями органов местного самоуправления для ликвидации лесных пожаров специализированных служб, лесопользователей и населения;

11) согласование с государственными органами охраны окружающей природной среды допустимой численности диких животных в лесном фонде и норм их отстрела.

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 12. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства

Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, животному миру и здоровью человека.

Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:

сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;

многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой лесной продукции;

воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;

рациональное использование земель лесного фонда;

повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;

сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.

Статья 13. Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности

В соответствии с народнохозяйственным и экологическим значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми им функциями производится отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности. Лесной фонд в Алтайском крае относится к первой, второй и третьей группам лесов, а первая группа лесов - к категориям защитности.

Статья 14. Леса первой группы

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции и включающие следующие категории защитности:

водоохранные - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

защитно-противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог, федерального, республиканского и краевого значения, государственные защитные лесные полосы, другие леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

санитарно-гигиенические и оздоровительные - городские леса, лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов, зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов;

леса особо охраняемых территорий - особо ценные лесные массивы ленточных боров, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы, орехопромысловые зоны, лесоплодовые насаждения;

леса природно-заповедного фонда - заповедники, заповедные лесные участки, национальные природные парки.

Статья 15. Леса второй группы

Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых требуется ограниченный режим пользования лесным фондом.

Статья 16. Леса третьей группы

К третьей группе относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для экологических функций этих лесов.

Леса третьей группы подразделяются на освоенные и резервные. К резервным относятся леса, которые не вовлечены в эксплуатацию вследствие их удаленности от транспортных путей и по другим причинам.

Статья 17. Лесопользование в защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд

В защитных лесных насаждениях и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, могут проводиться рубки ухода, санитарные и прочие рубки.

Проведение всех видов рубок независимо от форм собственности на защитные лесные насаждения и другую древесно-кустарниковую растительность, не входящие в лесной фонд, должно осуществляться по разрешению органов местного самоуправления, по лесорубочным билетам, выданным лесхозами.

Контроль за проведение рубок возлагается на Алтайское управление лесами и подведомственные ему лесхозы.

Статья 18. Определение границ земель, занятых лесами каждой группы лесов и категорий защитности

При отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности одновременно определяются границы земель каждой группы лесов и категории защитности.

В лесах первой группы (кроме категорий защитности, в которых проведение лесовосстановительных рубок не допускается в соответствии ст. 42 Кодекса), второй группы и в горных лесах всех групп выделяются особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования.

К особо защитным участкам относятся:

а) опушки леса шириной 100 м по границам с безлесными пространствами, небольшие участки леса величиной до 100 га, расположенные среди безлесных пространств;

б) участки леса шириной 100 м на склонах к оврагам и балкам, а также на легко размываемых и выветриваемых грунтах;

в) берегозащитные полосы шириной 100 - 300 м в запретных полосах вдоль рек (по каждому берегу), вокруг озер и водоемов и шириной 100 м, вдоль рек (по каждому берегу), по которым не установлены запретные полосы, а также участки леса в радиусе 100 - 300 м вокруг истоков рек и речек;

г) опушки леса шириной 100 м, примыкающие к железным и автомобильным дорогам, в защитных полосах вдоль этих дорог;

д) участки леса в радиусе 1 км вокруг пионерских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, других лечебных и оздоровительных учреждений, а также минеральных источников;

е) участки в радиусе 500 м вокруг глухариных токов, полосы лесов шириной 200 м вдоль рек, заселенных бобрами, особо охранные части заказников;

ж) участки леса с наличием реликтовых и эндемичных пород, а также участки леса, имеющие специальное хозяйственное значение;

з) полосы леса в горах шириной 200 м вдоль верхней его границы;

и) полосы леса шириной 50 м вдоль бровок обрывов, осыпей, выходов на поверхность горных пород;

к) участки леса на склонах крутизной свыше 20 градусов;

л) защитные полосы леса шириной 100 м по обеим сторонам от вершин водораздельных хребтов (гребней) на склонах более 20% при величине разделяемых бассейнов более 2500 га;

м) места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений и другие.

Статья 19. Порядок отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности и выделение особо защитных участков леса

Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также выделение особо защитных участков леса производится исходя из природоохранных, экологических и социальных функций лесов и их местоположения.

Отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их перевод из одной группы лесов или категории защитности в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Отнесение лесов к государственным защитным лесным полосам, ленточным борам, защитным полосам вдоль железных, автомобильных дорог федерального и краевого значения, к городским лесам и лесопаркам, запретным полосам по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к другим лесам в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах, имеющих важное значение для защиты окружающей природной среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы в другую, производится исполнительным органом государственной власти Алтайского края в установленном порядке.

Особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются Алтайским управлением лесами на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласованных с Алтайским краевым комитетом экологии и природных ресурсов и утверждается исполнительным органом государственной власти Алтайского края. В зависимости от группы лесов и категории защитности устанавливается порядок ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, а также порядок изъятия земель лесного фонда, для государственных и общественных нужд.

Статья 20. Порядок установления возрастов и оборотов рубок леса

Возрасты и обороты рубок леса определяются исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими природоохранных, экономических и социальных функций, продуктивности лесных насаждений и биологических особенностей произрастающих древесных пород, а также сроков восстановления леса на вырубках.

Обоснование возрастов и оборотов рубок леса производится при лесоустройстве или специальными научными исследованиями.

Установление возрастов и оборотов рубок леса осуществляется государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Статья 21. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения

Расчетная лесосека по рубкам главного пользования по каждому лесхозу, колхозу, совхозу, другому сельскохозяйственному формированию рассчитывается при лесоустройстве раздельно по хозяйствам в пределах групп лесов, исходя из принципов непрерывности и неистощительности пользования лесным фондом.

В случаях, определяемых государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации, расчетная лесосека рассчитывается по каждому лесничеству.

Расчетная лесосека утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации по согласованию с представительным (законодательным) органом государственной власти Алтайского края и государственным органом охраны окружающей природной среды Российской Федерации.

Расчетная лесосека вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.

В тех случаях, когда лесной фонд лесхоза расположен на территориях двух или нескольких административных районов, расчетная лесосека рассчитывается и утверждается по каждому району.

Расчетная лесосека по Алтайскому краю определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по лесхозам, колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным формированиям.

При изменении границ лесного фонда, возрастов рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменениях, происшедших в лесном фонде, расчетная лесосека может переутверждаться в установленном порядке.

Статья 22. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом

Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с представительным (законодательным) органом государственной власти края.

В лесах первой группы многолесной зоны при расширении лесных поселков для строительства жилья перевод лесных земель в нелесные производится представительными органами местного самоуправления по согласованию с Алтайским управлением лесами.

При переводе лесных земель в нелесные лесопользователем вносится плата, устанавливаемая представительными органами местного самоуправления на основании кадастровой оценки изымаемого участка и направляется в районный бюджет района (городской бюджет города).

Статья 23. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, строительства лесохозяйственных объектов и жилья для работников лесного хозяйства

Перевод лесных земель в нелесные для использования в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и строительством лесохозяйственных объектов и жилья для работников лесного хозяйства осуществляется с разрешения Алтайского управления лесами.

Статья 24. Порядок согласования проектов и мест строительства объектов, производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, проекты строительства этих объектов, а также производство в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, согласовываются с исполнительным органом государственной власти Алтайского края, Алтайским управлением лесами, Краевым комитетом экологии и природных ресурсов.

Раздел III. ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

Статья 25. Виды пользования лесным фондом

В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:

1. Заготовка древесины;

2. Заготовка живицы;

3. Заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки);

4. Побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, куги и рогоза и другие виды побочных лесных пользований);

5. Пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;

6. Пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях;

7. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Статья 26. Сроки пользования лесным фондом

Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет. До истечения установленного срока долгосрочного пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.

Статья 27. Лесопользователи

Лесопользователями в Алтайском крае могут быть юридические и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, нормативно-правовыми (законодательными) актами края.

Лесопользование лесным фондом всех видов пользования могут осуществлять предприятия независимо от формы собственности, имеющие необходимые финансовые, технические и кадровые возможности.

Статья 28. Порядок предоставления участков лесного фонда в пользование

Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Форма выбора лесопользователя определяется представительными органами местного самоуправления.

Лесные торги и конкурсы организует и проводит районная (городск“я) администрация с участием владельца лесного фонда. Передача участков лесного фонда в пользование должна осуществляться гласно, с учетом защиты интересов местного населения.

Преимущественное право на пользование лесным фондом предоставляется лесозаготовительным предприятиям, длительное время работающим на денной территории и имеющим производственные мощности по заготовке и переработке древесины.

Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета. Предельные размеры участков лесного фонда, предоставляемых в пользование, устанавливаются Алтайским управлением лесами по согласованию с органами государственной власти Алтайского края.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду).

Лицензия на право пользования участком лесного фонда на землях гослесфонда для заготовки древесины в порядке рубок главного пользования лесом выдается Алтайским управлением лесами на основании совместного с исполнительным органом государственной власти Алтайского края решением, согласованным с Алтайским краевым комитетом экологии и природных ресурсов и территориальным органом местного самоуправления.

Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являются документами, удостоверяющими право их владельцев на краткосрочное пользование участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет удостоверяют право их владельцев осуществлять только установленный в них вид пользования лесным фондом. При долгосрочном пользовании (аренде) лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются ежегодно владельцу лицензии на осуществление разрешенного вида пользования в конкретных объемах и месте работы.

Статья 29. Пребывание граждан в лесах

Граждане имеют право пребывать в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников, гнезд и других лесонарушений.

Пребывание граждан в лесах ограничивается решениями представительных органов местного самоуправления, в случаях возникновения чрезвычайной пожарной опасности в лесах, проведения химических и биологических мер борьбы с вредителями леса, уменьшения рекреационной нагрузки в отдельных участках леса и других случаях, оказывающих отрицательное влияние на состояние лесов или угрожающих здоровью граждан.

Представительные органы местного самоуправления могут ограничить сбор ягод, грибов, других пищевых продуктов леса, лекарственного и технического сырья в случаях истощения их запасов, в интересах лесосеменного и лесоплодового хозяйства и в других случаях.

Представительные органы местного самоуправления могут ограничивать доступ в лес и сбор вышеуказанной лесной продукции в заповедниках, природных национальных парках, других особо охраняемых территориях в связи с установлением в них особого режима лесопользования.

Статья 30. Антимонопольные требования

Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также лесопользователей, направленные на:

ограничение вопреки условиям лесных торгов и конкурсов доступа к участию в них юридических и физических лиц, желающих приобрести право на лесные пользования в соответствии с настоящим Кодексом;

уклонение от выдачи разрешительных документов победителям на лесных торгах или конкурсах;

дискриминацию лесопользователей, создающих структуры, конкурирующие с предприятиями, занимающими доминирующее положение в лесопользовании;

дискриминацию лесопользователей в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

Статья 31. Аренда участков лесного фонда

Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование производится в форме аренды на основании совместного решения представительного органа местного самоуправления и владельцев лесного фонда.

Передача участков лесного фонда в аренду на основании лицензии производится лесхозами, а в лесах, находящихся во владениях колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, этими владельцами лесного фонда.

Субаренда участков лесного фонда запрещается.

Арендатор, осуществляющий заготовку древесины, имеет право на проведение всех видов рубок леса по главному и промежуточному пользованию. При этом арендатор обязан выполнять лесовосстановительные мероприятия.

В аренду не могут быть переданы участки лесного фонда:

в ленточных борах, а также в зеленых зонах городов и других населенных пунктах на лесопользование в виде главных и промежуточных рубок леса;

лесной фонд в границах Бийского лесхоза-техникума на пользование в виде главных и промежуточных рубок леса и промыслового сбора дикорастущей облепихи.

Положение об аренде участков лесного фонда утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 32. Лицензия на пользование лесным фондом

Лицензия с прилагаемыми к ней соглашениями между владельцем лесного фонда и лесопользователем должна содержать:

описание границ участка лесного фонда;

виды, размеры и порядок лесных пользований;

сроки аренды;

обязанности лесопользователя и арендодателя по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов, условия и порядок финансирования лесохозяйственных мероприятий;

размер арендной платы и сроки ее внесения;

характеристику лесного фонда и требования к его состоянию по истечении срока лицензии;

объемы поставок на государственные нужды.

Лицензия может дополняться другими условиями пользования лесным фондом, не противоречащими настоящему Кодексу.

Лицензия выдается лесхозом, а в лесах, находящихся во владении колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, - этими владельцами лесного фонда на основании совместного решения с представительным органом местного самоуправления.

Форма лицензии утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 33. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет

Лесорубочный билет является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. В лесорубочном билете предусматривается место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, сроки производства работ, условия и способы восстановления леса и очистки мест рубок. Лесорубочный билет выдается лесхозам, а также лесничеством, имеющим статус юридического лица.

Ордер на мелкий отпуск древесины на корню является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины и второстепенных лесных материалов. Ордер выдается лесничеством на основании данного ему лесорубочного билета. По ордеру без выписки лесорубочного билета может производится отпуск древесины на корню мелкими партиями, в порядке уборки валежа, сухостоя и бурелома, а также второстепенных лесных материалов.

Лесной билет является документом, дающим право его владельцу на проведение побочных лесных пользований. В нем предусматриваются место, размеры, сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения побочных лесных пользований и размер платежа за проведения побочных лесных пользований. Лесной билет на проведение лесных пользований выдается лесничеством на один сезон.

Форма лесорубочного билета, форма ордера и форма лесного билета утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 34. Права лесопользователей

Лесопользователи имеют право:

осуществлять пользование лесным фондом в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;

самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом;

строить дороги, а также возводить временные постройки и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом.

Статья 35. Обязанности лесопользователей

Лесопользователи обязаны:

вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов;

соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров - обеспечивать их тушение;

не оставлять недорубов (начатых рубок и лесосек) и заготовленной древесины в местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки;

производить очистку лесосек от порубочных остатков;

приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные ими в результате пользования лесным фондом, в состояние, пригодное для использования их по назначению и указанное в разрешительных документах;

проводить сдачу владельцам лесного фонда участков лесного фонда после окончания на них работ;

осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в разрешительных документах. На вырубках и площадях, где в результате деятельности лесопользователей был уничтожен подрост или погиб лес, лесовосстановление проводится за их счет;

выполнять условия, установленные лицензией;

своевременно и в установленном размере вносить плату за пользование лесным фондом;

соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, государственных органов охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции;

предоставлять в установленном порядке информацию по пользованию лесным фондом в органы, выдавшие разрешительные документы и органы государственной статистики.

Статья 36. Защита и гарантии прав лесопользователей

Вмешательство в хозяйственную деятельность пользователей лесным фондом, связанную с использованием лесных ресурсов, не допускается, за исключением случаев нарушения лесопользователями лесного и природоохранного законодательства.

Нарушение права лесопользователей подлежит восстановлению. Убытки, причиненные лесопользователям нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о восстановлении нарушенных прав лесопользователей и о возмещении им убытков рассматриваются в суде или арбитражном суде.

Права лесопользователей могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в иных случаях, предусмотренных Основами лесного законодательства, другими законодательными актами Российской Федерации, настоящим Кодексом и правовыми законодательными актами представительного (законодательного) органа государственной власти края.

При изъятии для государственных и общественных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме все прямые убытки, связанные с этим изъятием.

Статья 37. Основания прекращения права пользования лесным фондом

Право пользования лесным фондом прекращается в случаях:

а) истечения установленных в разрешительных документах сроков пользования;

б) отказа лесопользователя от права на пользование участками лесного фонда;

в) возникновения предусмотренного в разрешительных документах условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования предоставленными участками лесного фонда.

Право пользования лесным фондом может быть досрочно прекращено органами власти, принявшими решение о предоставлении лесного фонда в пользование по предложению Алтайского управления лесами и (или) лесхозов в случаях:

1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом;

2) систематических (два или более раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользования лесным фондом, нанесших значительный вред лесному фонду;

3) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и других) на данных территориях;

4) если лесопользователь в течение установленного в разрешительном документе срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объемах;

5) ликвидации предприятия или иного объекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование;

6) систематического (два и более раз) невнесения платежей за пользование участками лесного фонда в установленные сроки;

7) выдачи лесорубочного билета (ордера) и лесного билета с нарушением правил пользования лесным фондом;

8) возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя.

Прекращение права пользования лесным фондом оформляется аннулированием лицензии, лесорубочного билета (ордера) или лесного билета владельцами лесного фонда или лесничествами, выдавшими эти разрешительные документы.

При несогласии лесопользователя с решением о прекращении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд.

Статья 38. Порядок прекращения права пользования лесным фондом

В случаях, предусмотренных пунктом 3 части первой, пунктами 1, 3 и 7 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, пользование лесным фондом прекращается непосредственно после принятия соответствующим органом власти решения об этом с уведомлением лесопользователя в письменной форме.

В случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, решение о досрочном прекращении права пользования лесным фондом принимается органом власти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование самостоятельно, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 части второй статьи 37, - соответствующим органом власти совместно с органом управления лесным хозяйством по истечении установленного лесопользователю в предписании срока для устранения допущенных им нарушений и непринятия с его стороны мер по их устранению.

Статья 39. Основания приостановления и ограничения права пользования лесным фондом

Право пользования лесным фондом может быть приостановлено или ограничено органами, выдавшими разрешительный документ, в случаях:

нарушения лесопользователем условий, предусмотренных в разрешительном документе;

невнесения в установленный срок платежа за пользование участками лесного фонда.

Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования лесным фондом, установлены, это право может быть восстановлено в полном объеме.

В случае несогласия лесопользователя с решением о приостановлении или ограничении его права пользования лесным фондом он может обжаловать его в суд или в арбитражный суд.

Статья 40. Возмещение убытков лесопользователям и потерь лесохозяйственного производства

Возмещение убытков лесопользователям и потерь лесохозяйственного производства осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Виды рубок леса при заготовке древесины

Заготовка древесины в лесах осуществляется в порядке рубок главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях.

Заготовка древесины также осуществляется в порядке рубок промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов и для других подобных целей).

Статья 42. Способы и виды рубок в зависимости от групп лесов и категорий защитности

В лесах третьей группы рубки главного пользования направлены на эффективную и рациональную лесоэксплуатацию и проводятся способами, обеспечивающими их эффективное и своевременное восстановление.

В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление лесов хозяйственно ценными древесными породами, на сохранение природоохранных функций этих лесов и позволяющими при этом вести их эффективную и рациональную эксплуатацию.

В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление природоохранных функций этих лесов, а также на своевременное и рациональное использование запасов перестойных и спелых древостоев.

В лесах национальных природных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесопарках, лесах орехопромысловых зон, лесоплодов насаждениях, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных лесах, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции и прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобных целей).

В лесах заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобный целей).

В горных лесах применяются способы рубок с учетом особо защитного, противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов.

На особо защитных участках лесов, указанных в пунктах “г“, “д“, “е“, “ж“, “з“, “и“, “к“, “м“ статьи 18 настоящего кодекса, проводятся рубки ухода за лесом и санитарные рубки.

На участках, указанных в подпункте “а“ статьи 18 могут проводиться добровольно-выборочные и постепенные рубки.

В участках, указанных в подпунктах “б“, “в“, “м“ статьи 18 могут допускаться добровольно-выборочные рубки слабой интенсивности в зимний период.

Решения о запрещении рубок принимаются исполнительными органами государственной власти Алтайского края по предложению государственных органов управления лесным хозяйством.

Статья 43. Порядок заготовки древесины

Заготовка древесины в порядке рубок главного и промежуточного пользования лесом осуществляется в соответствии с региональными правилами (наставлениями). Порядок составления и утверждения региональных правил (наставлений) устанавливается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям, а также заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации (до утверждения Правительством Российской Федерации Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации на территории Алтайского края действуют Правила отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 30 октября 1981 г. N 1045).

Статья 44. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок главного пользования

Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому владельцу лесного фонда. Заготовка древесины в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается.

Лесосечный фонд образуется из запасов перестойных и спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины в порядке рубок главного пользования. В пределах каждой группы лесов размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда лесозаготовителям устанавливается в порядке, определенном настоящим Кодексом.

Статья 45. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования и прочих рубок

Размер заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования лесом определяется по материалам лесоустройства, исходя из установленных норм рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции, а размер заготовки древесины в порядке прочих рубок - в зависимости от объема работ по расчистке лесных участков под строительные объекты, прокладке просек и для других подобных целей.

Статья 46. Порядок заготовки живицы

Заготовка живицы производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки. При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и предназначаются для рубки.

Не допускается передача указанных в части первой настоящей статьи древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки этих древостоев.

Правила подсочки этих древостоев, а также зоны их обязательной подсочки утверждаются государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Статья 47. Порядок пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований

На территории Алтайского края лесной фонд предоставляется в пользование для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований юридическими и физическими лицами в порядке, установленном Правилами пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований, утверждаемыми представительным (законодательным) органом государственной власти края.

Статья 48. Порядок пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства

На территории Алтайского края лесной фонд предоставляется в пользование для нужд охотничьего хозяйства специализированным охотничьим предприятиям, общественным охотничьим организациям, другим юридическим и физическим лицам. В этих целях им предоставляются в пользование участки лесного фонда в установленном настоящим Кодексом порядке.

Пользование лесным фондом и лесохозяйственные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных.

Пользователи участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства несут ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству охотничье-промысловыми животными, в случае превышения их численности сверх установленных нормативов.

Заготовка древесины в лесах, являющихся средой обитания ценных видов животных, допускается только по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды. Не допускается заготовка древесины, приводящая к уничтожению или деградации среды обитания редких и исчезающих видов животных.

Порядок и условия пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства устанавливаются Правилами пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства, утверждаемыми представительным (законодательным) органом государственной власти Алтайского края.

Статья 49. Порядок пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях

Для проведения научно-исследовательских работ в лесном фонде на территории Алтайского края предприятиям, учреждениям и организациям, в задачи которых согласно их уставам и положениям о них входит проведение указанных работ, владельцами лесного фонда могут предоставляться в пользование специальные участки лесного фонда.

На этих участках может быть ограничено или запрещено пользование лесным фондом иным юридическим, а также физическим лицам, если это не совместимо с целями проведения научно-исследовательских работ.

Статья 50. Порядок пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях

В целях организации отдыха населения районная (городская) администрация, владельцы фонда, а также лесопользователи по согласованию с указанными органами проводят в зеленых зонах и на других территориях, используемых для отдыха населения, мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения при условии сохранения лесной среды и природных ландшафтов, соблюдения архитектурной планировки пригородных зон, противопожарных и санитарных правил.

Порядок и условия пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях регулируются Правилами пользования лесом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, утверждаемыми представительным (законодательным) органом государственной власти Алтайского края.

Статья 51. Порядок пользования лесным фондом в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп

В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп законодательством Российской Федерации нормативно-правовыми актами края устанавливается порядок организации и способы пользования лесным фондом, обеспечивающие сохранение и поддержание необходимых условий для жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности этих народов и этнических групп.

Статья 52. Пользование лесным фондом в лесах заповедников, национальных природных парков

В лесах заповедников, национальных природных парков запрещается пользование лесным фондом, несовместимое с их назначением.

Порядок пользования указанным лесным фондом определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 53. Особенности ведения лесного хозяйства, лесопользования в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований

Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляется с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса.

Передача лесного фонда колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований в пользование производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребностей в них указанных владельцев лесного фонда.

Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении, через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации, настоящим Кодексом, Положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и использованием лесных ресурсов в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляется исполнительным органом государственной власти Алтайского края, государственными органами лесного хозяйства и государственными органами охраны окружающей среды.

Представительный (законодательный) орган государственной власти Алтайского края может лишить колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством.

Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет на пользование лесным фондом колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований выдаются органом (организацией), ведущим лесное хозяйство.

Статья 54. Лесопользование в пограничных зонах

Пользование лесным фондом в пограничных зонах осуществляется в порядке, установленном Основами лесного законодательства Российской Федерации и настоящим региональным Лесным Кодексом и правовыми (законодательными) актами представительного (законодательного) органа государственной власти Алтайского края.

Раздел IV. ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ

ЛЕСОВ, ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ

Статья 55. Основные требования к повышению продуктивности и качества лесов

В целях повышения продуктивности и качества лесов осуществляется их воспроизводство и улучшение породного состава, создание и эффективное использование постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе, гидролесомелиорация, своевременное проведение уходов и другие лесоводственные мероприятия.

Статья 56. Порядок восстановления лесов и лесоразведения

В целях рационального использования земель лесного фонда, обеспечения оптимальной лесистости и улучшения экологической обстановки на территории проводится восстановление лесов на лесных землях, а на других землях, предназначенных для создания лесов, осуществляется лесоразведение.

Лесоразведение осуществляется путем создания лесных насаждений на нелесных землях лесного фонда, а также на землях сельскохозяйственного и иного назначения.

Установление объемов, способов и методов работ по восстановлению лесов, определение восстанавливаемых древесных пород осуществляются владельцами лесного фонда по материалам лесоустройства с учетом изменений, происшедших в лесном фонде.

Восстановление лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляются как владельцами лесного фонда, так и лесопользователями.

Лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные работы на вырубках способами и методами, указанными в разрешительном документе, своевременно передавать владельцу лесного фонда участки созданных лесных культур и другие облесенные площади.

Статья 57. Обязанности лесопользователей по соблюдению требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов

Лесопользователи обязаны соблюдать требования по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов. Эти требования должны учитываться при разработке новой техники для заготовки и трелевки древесины и других лесных ресурсов. Владельцы лесного фонда могут приостанавливать проводимые лесопользователями работы на предоставленных им в пользование участках лесного фонда, если проведение указанных работ отрицательно влияет на воспроизводство лесов, до устранения причин нарушения лесоводственных требований.

Лесопользователи обязаны применять при работах на предоставленных им в пользование участках лесного фонда только ту технику и те технологии, по которым в установленном порядке была проведена государственная экологическая экспертиза.

Статья 58. Обязанности владельцев лесного фонда по повышению продуктивности и качества лесов

В целях улучшения качественного состава лесов, повышения их продуктивности владельцы лесного фонда обязаны:

осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции древесных пород, осуществлять мероприятия по повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв, а также иные мероприятия, направленные на улучшение породного состава, качества лесов, повышение их продуктивности и защитных свойств. При этом должны быть обеспечены сохранность и своевременное воспроизводство кедра, дуба и других ценных древесных пород, повышение продуктивности и защитных свойств лесов;

принимать меры по наиболее полному и эффективному использованию земель лесного фонда путем восстановления и создания новых лесов и проведения гидролесомелиорации избыточно увлажненных земель.

Статья 59. Цели и задачи охраны и защиты лесов

Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу, а также от вредителей и болезней.

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и региональных особенностей и включают комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий.

Статья 60. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов

Исполнительный орган государственной власти Алтайского края через Алтайское управление лесами “ лесхозы осуществляет мероприятия по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекает для их тушения население, противопожарную технику, транспортные средства и работников предприятий, учреждений и организаций, в необходимых случаях ограничивает на период высокой пожарной опасности посещение населением лесов и запрещает въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда.

Статья 61. Охрана и защита лесных насаждений в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, заповедников

В лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, заповедников для охраны их от пожаров, самовольных порубок, защиты леса от вредителей и болезней создается ведомственная лесная охрана. Положение о ведомственной лесной охране утверждается центральным органом исполнительной власти Российской Федерации, в ведении которого находятся колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования, заповедники, и государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Авиационная охрана указанных лесов осуществляется базами авиационной охраны лесов государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации по договорам с колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными формированиями и заповедниками.

Статья 62. Полномочия органов государственной власти по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса

Органы государственной власти Алтайского края и органы местного самоуправления в целях предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса:

ежегодно организуют разработку и выполнение предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложены охрана и защита лесов, и лесопользователями мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке указанных предприятий, учреждений и организаций к пожароопасному сезону;

ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;

устанавливают порядок привлечения населения, работников колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают лиц, привлеченных к этой работе, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;

предусматривают на период высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;

оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для выполнения работ по авиационной охране лесов, в обеспечении горючими и смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов управления лесным хозяйством в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом горючего;

организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;

обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории Алтайского края, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели;

обеспечивают проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса.

Статья 63. Обязанности предприятий, учреждений и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов

Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны проводить согласование с государственными органами управления лесным хозяйством, исполнительным органом государственной власти края, органами местного самоуправления технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Статья 64. Государственная лесная охрана российской федерации

Государственная лесная охрана Российской Федерации организуется в системе государственных органов управления лесным хозяйством в целях осуществления мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.

Государственная лесная охрана наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства.

Работники государственной лесной охраны имеют право налагать административные штрафы на должностных лиц и граждан за все виды нарушений лесного законодательства, предъявлять в суде и арбитражном суде о возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба.

Работники государственной лесной охраны подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Перечень работников государственной лесной охраны утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Деятельность государственной лесной охраны регламентируется положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Статья 65. Участие граждан и общественных объединений в сфере лесных отношений

Граждане и общественные объединения могут участвовать в деятельности по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел V. ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

Статья 66. Виды платежей

Пользование лесным фондом является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 73 настоящего Кодекса.

Система платежей за пользование лесным фондом включает:

отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов;

лесные подати (плата за пользование лесным фондом);

арендную плату.

Статья 67. Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов

Все лесопользователи производят отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов в процентах от стоимости древесины собственной заготовки, реализованной, переработанной, а также израсходованной на собственные нужды, исчисленной по ценам реализации.

В случае реализации древесины за иностранную валюту отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов производятся в валюте.

Все эти отчисления относятся на себестоимость продукции лесопользователя и поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Средства указанного фонда расходуются на следующие цели:

воспроизводство, охрану и защиту лесов;

организацию пользования лесным фондом;

лесоустройство, учет и мониторинг лесов;

научно-исследовательские, проектно-конструкторские работы;

содержание государственной лесной охраны Российской Федерации.

Работы по воспроизводству лесов, в том числе проводимые лесопользователями, финансируются из средств государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Контроль за расходованием средств государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется представительным (законодательным) органом государственной власти края и представительными органами местного самоуправления.

Размеры отчислений на воспроизводство, охрану и защиту лесов, порядок их взимания, распределения и использования устанавливаются Положением о государственном внебюджетном фонде воспроизводства, охраны и защиты лесов, утверждаемым в установленном порядке.

Статья 68. Лесные подати

Лесные подати являются платой, взимаемой за:

древесину, отпускаемую на корню;

заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочных лесных пользований;

пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;

пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда.

Статья 69. Ставки и размеры лесных податей, принципы, порядок и условия взимания лесных податей

Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят лесные подати в форме разовых или регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования лесным фондом.

Размеры лесных податей определяются за:

древесину, отпускаемую на корню - за один кубометр заготовленной древесины;

заготовку живицы - за один гектар участка лесного фонда, предоставленного лесопользователю под заготовку живицы;

заготовку второстепенных лесных материалов;

за физическую единицу заготовленных материалов;

пастьбу скота за одну голову скота;

промысловую заготовку древесных соков - за тонну сока;

дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья - за 1 кг заготовленной продукции;

размещение ульев и пасек - за один улей;

пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства - за 1 га угодий;

пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных целях - за 1 га участка лесного фонда;

пользование в научно-исследовательских целях - за 1 га участка лесного фонда;

сенокошение - 1 га сенокосных угодий.

Порядок и условия взимания лесных податей устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Конкретные ставки лесных податей устанавливаются представительными органами местного самоуправления по предложениям владельцев лесного фонда.

В отдельных случаях представительный (законодательный) орган государственной власти края по согласованию с представительными органами местного самоуправления может изменить и ввести иной порядок установления конкретных ставок и лесных податей и принципов их определения.

Статья 70. Формы внесения лесных податей

Лесные подати могут вноситься в формах:

денежных платежей;

в натуральной форме с предоставлением части заготовленной или иной произведенной продукции;

выполнения работ или предоставления услуг.

Формы внесения лесных податей определяются представительными органами местного самоуправления и оговариваются в разрешительном документе.

Статья 71. Принципы определения арендной платы

За аренду участков лесного фонда вносится арендная плата. Величина арендной платы зависит от количества и качества лесных ресурсов, местоположения участков лесного фонда.

Размер арендной платы определяется за:

древесину, отпускаемую на корню независимо от вида рубок за один кубометр древесины;

заготовку живицы - за один гектар участка лесного фонда, предоставленного лесопользователю под заготовку живицы из расчета годичного объема заготовки;

заготовку второстепенных лесных материалов - за физическую единицу заготовленных материалов (пней для пневого осмола - 1 шт., мох - 1 т, луб - 1 т, ивовое корье - 1 куб. м древесины);

пастьбу скота - за одну голову скота;

сенокошение - за 1 га сенокосных угодий;

промысловую заготовку древесных соков - за 1 тонну сока;

дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья - за 1 кг заготовленной продукции;

размещение ульев и пасек - за один улей;

пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства - за один гектар угодий;

пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных целях - за 1 га участка лесного фонда.

В состав арендной платы входит плата за землю лесного фонда.

Конкретные размеры арендной платы устанавливаются представительными органами местного самоуправления, либо определяются на лесных торгах.

Представительный (законодательный) орган государственной власти края по согласованию с представительными органами местного самоуправления в отдельных случаях может вводить иной порядок установления конкретных размеров арендной платы и принципов их определения.

Статья 72. Распределение платежей за пользование лесным фондом

Лесные подати и арендная плата поступают в районные бюджеты районов (городские бюджеты городов), на территориях которых осуществляется пользование лесным фондом.

От тридцати до пятидесяти процентов этих средств по решению представительных органов местного самоуправления направляется на охрану и защиту лесов. Представительный (законодательный) орган государственной власти Алтайского края по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливать иной порядок распределения лесных податей и арендной платы.

Статья 73. Льготы по платежам за пользование лесным фондом

Представительные органы местного самоуправления могут устанавливать льготы отдельным категориям лесопользователей вплоть до полного освобождения от лесных податей.

Раздел VI. ЛЕСОУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ

КАДАСТР И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЛЕСНОГО ФОНДА.

ЛЕСНОЙ МОНИТОРИНГ

Статья 74. Лесоустройство

Лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

При лесоустройстве осуществляется:

определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника;

выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов;

инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, а также качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;

выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения;

обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка предложений по переводу из одной группы лесов или категории защитности в другую;

исчисление расчетных лесосек рубок главного пользования, размеров рубок промежуточного пользования;

определение объемов мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ;

определение размеров побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов, размеров пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;

лесобиологические и другие обследования и изыскания;

авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов, а также иные лесоустроительные действия.

Статья 75. Проекты, составляемые по материалам лесоустройства

При лесоустройстве для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их Алтайским управлением лесами являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.

Статья 76. Система проведения лесоустройства

Лесоустройство на всей территории лесного фонда Российской Федерации проводится специализированными лесоустроительными организациями по единой для Российской Федерации системе в порядке, устанавливаемом государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Статья 77. Государственный лесной кадастр. Государственный учет лесного фонда

Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся для организации рационального пользования лесным фондом, воспроизводства, охраны и защиты лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения органов представительной и исполнительной власти, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о лесном фонде.

Данные государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда подлежат публикации в специальной печати.

Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда содержат систему сведений о правовом режиме лесного фонда, его количественном и качественном состоянии, делении на группы лесов и категорий защитности, а также его экономическую оценку и другие данные, необходимые для ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.

Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся государственными органами управления лесным хозяйством на основе материалов лесоустройства, инвентаризации и специальных обследований по единой для Российской Федерации системе, устанавливаемой государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Статья 78. Лесной мониторинг

Лесной мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесосечного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций. Структура, содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливаются совместно с государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации и государственным органом окружающей и природной среды Российской Федерации.

Раздел VII. РАЗРЕШЕНИЕ ЛЕСНЫХ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 79. Порядок разрешения лесных споров

Споры между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами по вопросам, связанным с осуществлением лесных пользований, включая аренду участков лесного фонда и производство работ, разрешаются судом или арбитражным судом.

Статья 80. Ответственность за нарушение лесного законодательства

Самовольный обмен участков лесного фонда, а также самовольная переуступка права осуществления лесного пользования недействительны.

Физические, юридические лица, в том числе иностранные, виновные в совершении указанных действий, а также других нарушений лесного законодательства, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Древесина и иная лесная продукция, заготовленные без соответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию и передаче органам местного самоуправления.

Статья 81. Ответственность за самовольное занятие участков лесного фонда

Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения виновным в самовольном занятии участков затрат, произведенных ими за время незаконного пользования участками, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, строений и сооружений.

Статья 82. Ответственность за вред, причиненный лесному фонду

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущерб за вред, причиненный ими лесному фонду, в размерах и порядке, устанавливаемых исполнительным органом государственной власти Алтайского края.

Статья 83. Приостановление работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов

В случае, если предприятия, учреждения, организации или граждане проводят работы, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов и не обеспечивают при этом охрану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены исполнительным органом государственной власти Алтайского края по представлению государственных органов управления лесным хозяйством и государственных органов охраны окружающей природной среды до устранения причин, явившихся основанием для приостановления или запрещения работ.

Статья 84. Ответственность за уничтожение или повреждение защитных лесных насаждений и другой древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд

Лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении полезащитных лесных полос либо иных защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд, несут ответственность, установленную законодательством как за уничтожение или повреждение лесов особо охраняемых территорий.