Законы и бизнес в России

Постановление Малого Совета Алтайского краевого Совета народных депутатов N 297, Администрации Алтайского края N 312 от 28.10.1993 “О выборах народных депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края“

Утратил силу в связи с изданием Постановления администрации Алтайского края от 31.10.1995 N 439.

МАЛЫЙ СОВЕТ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

N 297

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

N 312

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 1993 года

О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ

(ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАЯ

В соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным Договором и Протоколом к Федеративному Договору, Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года N 723 “Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации“ и решением краевого Совета народных депутатов от 14 октября 1993 года “О сложившейся политической ситуации в крае в связи с последними событиями в стране и досрочных выборах в краевой представительный орган государственной власти“ малый Совет краевого Совета народных депутатов и администрация края постановили:

1. Утвердить Временное Положение о выборах народных депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти Алтайского края (прилагается). В случае противоречия Временного Положения Указу Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года “Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов“ привести его в соответствие с данным указом.

2. Назначить выборы народных депутатов в краевой представительный (законодательный) орган государственной власти края на 12 декабря 1993 года.

3. Определить численный состав краевого представительного (законодательного) органа государственной власти края в количестве 25 депутатов.

4. Определить название краевого представительного (законодательного) органа государственной власти края как “Краевое Законодательное Собрание“.

Рабочей группе по подготовке проектов нормативно - правовых актов по проведению выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти края до начала выборов подготовить рекомендации по Примерному Положению о краевом законодательном собрании.

5. Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике, управлению делами и общему отделу администрации края предусмотреть финансирование расходов, материально - техническое и организационно - техническое обеспечение организации и проведения выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти края.



6. Настоящее решение опубликовать в газете “Алтайская правда“.

Председатель Алтайского краевого

Совета народных депутатов

А.А.СУРИКОВ

Глава администрации

Алтайского края

В.Ф.РАЙФИКЕШТ

Приложение

к постановлению

Малого Совета

краевого Совета народных депутатов N 297,

администрации края N 312

от 28 октября 1993 года

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ



(ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Настоящее Положение в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным Договором - договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Протоколом к Федеративному Договору, Указами Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года N 1723 “Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации“ и от 27 октября 1993 года N 1765 “Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов“, определившими основные положения организации выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти края, является нормативно - правовым актом и определяет общий порядок выборов депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти Алтайского края.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы выборов депутатов

1. Выборы депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края проводятся по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Представительный (законодательный) орган государственной власти края избирается сроком на 2 года.

Статья 2. Избирательное право

1. Правом избирать обладают лица, имеющие российское гражданство, которым на день выборов исполнилось 18 лет, и постоянно проживающие на территории края.

2. Правом избирать обладают также лица, чье российское гражданство не было подтверждено и которые не являются гражданами другого государства, если они постоянно проживают на территории края не менее полугода.

3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

4. Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации, не предусмотренные Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации и настоящим Положением, в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.

Статья 3. Назначение выборов

1. Выборы депутатов и дата их проведения назначаются краевым Советом народных депутатов или его малым Советом самостоятельно.

2. Сообщение о дне проведения выборов публикуется в средствах массовой информации.

3. Дата проведения выборов должна приходиться на нерабочий день и может совпадать с датой проведения выборов в федеральные органы государственной власти и на выборную должность в исполнительный орган власти края.

Статья 4. Количественный состав представительного (законодательного) органа государственной власти края

Количественный состав представительного (законодательного) органа государственной власти края определяется самостоятельно краевым Советом народных депутатов или его малым Советом при назначении выборов. При этом следует исходить из следующих принципов:

в представительный (законодательный) орган государственной власти края, работающий на постоянной основе, избираются 15 - 50 депутатов;

при определении числа депутатов и границ избирательных округов следует иметь в виду, что на одного депутата не может приходиться более 100000 избирателей.

Статья 5. Депутат представительного (законодательного) органа государственной власти края

1. Депутатом представительного (законодательного) органа государственной власти края может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста и постоянно проживающий на территории края.

2. Гражданин Российской Федерации не может быть одновременно депутатом более чем в двух представительных (законодательных) органах государственной власти.

3. Не могут быть депутатами представительного (законодательного) органа государственной власти края глава краевой администрации (правительства) и его заместители, руководители отделов, управлений, иных структурных подразделений администрации и их заместители, прокурор края. Судьи не могут быть депутатами представительного (законодательного) органа государственной власти края.

Статья 6. Финансирование выборов

1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти края, осуществляется за счет средств республиканского либо краевого бюджета.

2. Для финансирования предвыборной кампании кандидаты в депутаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования.

Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями

1. Организация выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти края и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации возлагается на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, краевая избирательная комиссия и нижестоящие комиссии в пределах компетенции установленной настоящим Положением, независимы от других государственных органов.

2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.

Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ,

СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 8. Образование избирательных округов по выборам в представительный (законодательный) орган государственной власти края

1. Одномандатные избирательные округа охватывают в своей совокупности всю территорию края и должны отвечать следующим требованиям:

а) соответствие числа избирательных округов числу депутатов, определенному для представительного (законодательного) органа государственной власти края;

б) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей в пределах края с допускаемым взаимным отклонением в 5 - 10 процентов;

в) территориальное единство: не допускается наличие или создание избирательного округа, состоящего из неграничащих между собой территорий.

2. Число избирательных округов по выборам в представительный (законодательный) орган государственной власти края устанавливается краевой избирательной комиссией пропорционально численности избирателей в нем в соответствии с данными учета избирателей к референдуму 25 апреля 1993 года.

3. Схема избирательных округов утверждается и публикуется краевой избирательной комиссией не позднее 60 дней до дня выборов.

Статья 9. Образование избирательных участков

1. Избирательные участки образуются не позднее чем за 55 дней до дня выборов решением краевой избирательной комиссии из расчета от 100 до 3000 избирателей на один избирательный участок. В горных и иных малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.

2. Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах и с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

3. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий и приложением графической схемы публикуется краевой избирательной комиссией и главой администрации в местной печати в течение пяти дней после принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 10. Списки избирателей

1. Местная администрация в районе, городе, районе в городе, поселке, сельском населенном пункте обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, постоянно проживающих на соответствующей территории.

2. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.

3. В список избирателей включается каждый гражданин, отвечающий требованиям статьи 2 настоящего Положения (на день выборов) и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка. Гражданин РФ и лицо без гражданства, имеющий право участвовать в голосовании, может быть включен только в один список.

4. Список избирателей составляется в алфавитном порядке или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя.

5. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в местах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

6. Избиратель не может быть включен в списки избирателей на других избирательных участках.

Статья 11. Ознакомление граждан со списками избирателей

1. Соответствующая администрация, а в период проведения избирательной кампании - участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.

2. Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 10 дней до даты голосования. Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии.

3. Дополнительное внесение в список лиц, после момента их уточнения, производится на основании заявления заинтересованного лица, сделанного устно, письменно, по телефону, телеграфу или телефаксу. В заявлении должны быть указаны фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства избирателя, а также номер действительного российского паспорта, место и дата его выдачи. Заявление подается не позднее чем за 3 дня до даты проведения голосования.

4. Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой избирательной комиссией, которая обязана не позднее чем в 2 дня, а в день голосования немедленно, рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список, либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано не позднее чем за 5 дней до голосования в суд соответствующей инстанции, который обязан рассмотреть жалобу в установленном законом порядке. Исправление в списке избирателей в соответствии с решением суда производится немедленно участковой избирательной комиссией.

Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 12. Виды избирательных комиссий

Для организации и проведения выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти края образуются следующие избирательные комиссии:

а) краевая избирательная комиссия по выборам депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края;

б) окружные избирательные комиссии по выборам в представительный (законодательный) орган государственной власти края;

в) участковые избирательные комиссии.

Статья 13. Порядок формирования краевой избирательной комиссии

1. Краевая избирательная комиссия образуется в составе председателя, его заместителя, секретаря и 10 - 15 членов комиссии не позднее чем за 70 дней до выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти края. Персональный состав краевой избирательной комиссии утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по представлению краевого Совета народных депутатов или его малого Совета.

2. Половина членов краевой избирательной комиссии включаются в его состав по представлению краевого Совета народных депутатов или его малого Совета.

3. Половина членов избирательной комиссии включаются в ее состав по представлению главы администрации края.

4. Председатель краевой избирательной комиссии назначается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по представлению краевого Совета народных депутатов или его малого Совета при ее утверждении.

5. Общественно - политические объединения (массовые движения), имеющие зарегистрированные организации в крае, вправе назначить для участия в работе комиссии одного представителя с правом совещательного голоса. Средства для работы в составе избирательных комиссий уполномоченных представителей из бюджета не выделяются.

6. Финансирование деятельности избирательной комиссии производится из республиканского или краевого бюджета.

7. Срок полномочий избирательной комиссии - два года и заканчивается после завершения формирования нового состава комиссии.

Статья 14. Порядок формирования окружных избирательных комиссий

1. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края образуется в каждом округе по выборам депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края.

2. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края формируются не позднее чем за 55 дней до проведения выборов депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края краевой избирательной комиссией в составе председателя, его заместителя, секретаря и 5 - 10 членов комиссии из числа кандидатур, предложенных исполнительными округами соответствующих округов. Председатели комиссий назначаются краевой избирательной комиссией.

3. В случае, если исполнительные органы не выдвинули кандидатуры в состав окружной избирательной комиссии в установленный срок, назначение членов комиссии производится краевой избирательной комиссией в течение 5 дней.

4. Общественно - политические объединения (массовые движения), имеющие зарегистрированные организации в крае, вправе назначить для участия в работе комиссии одного представителя с правом совещательного голоса.

Статья 15. Порядок формирования участковых избирательных комиссий

1. Участковые избирательные комиссии по выборам в представительный (законодательный) орган государственной власти края формируются окружной избирательной комиссией не позднее 40 дней до дня выборов в составе председателя, секретаря и 5 - 10 членов комиссии.

2. В дни голосования избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе направить в соответствующую участковую избирательную комиссию одного наблюдателя от каждого объединения или кандидата. Указанные наблюдатели вправе присутствовать до окончания подсчета голосов в участковой избирательной комиссии и имеют право совещательного голоса.

Статья 16. Статус члена избирательной комиссии

1. Председатель и члены соответствующих избирательных комиссий, назначенные вышестоящими избирательными комиссиями, имеют право решающего голоса при принятии решения избирательной комиссией, обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий.

2. Представители кандидатов в депутаты и избирательных объединений имеют статус наблюдателя с правом совещательного голоса.

3. Лица в составе комиссии, имеющие право как решающего, так и совещательного голоса:

заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии и присутствуют на них;

вправе выступать на заседании соответствующей избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.

Статья 17. Полномочия краевой избирательной комиссии

1. Краевая избирательная комиссия:

а) дает разъяснения на основе рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии, а также о порядке применения настоящего Положения и обеспечивает его единообразное исполнение;

б) руководит работой окружных избирательных комиссий;

в) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;

г) в случаях, предусмотренных настоящим Положением, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;

д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов;

е) осуществляет контроль за законностью проведения выборов в представительный (законодательный) орган государственной власти края;

ж) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление;

з) распределяет выделенные из республиканского и краевого бюджетов средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование;

и) рассматривает вопросы материально - технического обеспечения подготовки и проведения голосования;

к) устанавливает результаты голосования в целом по краю и публикует их в печати, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

л) устанавливает лиц, избранных депутатами представительного (законодательного) органа государственной власти края, и выдает им удостоверения об избрании;

м) составляет списки лиц, избранных депутатами представительного (законодательного) органа государственной власти края, и передает их и документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов, Мандатной комиссии;

н) организует повторные выборы депутатов;

о) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

2. Решения краевой избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы сведения и материалы.

Статья 18. Полномочия окружной избирательной комиссии

1. Окружные избирательные комиссии по выборам в представительный (законодательный) орган государственной власти края:

а) осуществляют контроль за исполнением настоящего Положения на территории своего избирательного округа;

б) руководят работой участковых избирательных комиссий по выборам в представительный (законодательный) орган государственной власти края, рассматривают заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимают по ним решения;

в) регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;

г) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;

д) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными краевой избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу;

е) устанавливают результаты выборов по округу и передают их в краевую избирательную комиссию, обеспечивают передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

ж) утверждают текст бюллетеней для голосования по одномандатным избирательным округам, обеспечивают изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;

з) контролируют обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально - технического обеспечения выборов;

и) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий краевой избирательной комиссии.

Статья 19. Полномочия участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия:

а) организует составление дополнительного списка избирателей по участку;

б) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;

г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Положением;

д) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

е) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов;

ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с организацией выборов, в архивы;

з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации.

Статья 20. Организация работы избирательных комиссий

1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов комиссии с решающим голосом, а также председатель комиссии либо его заместитель.

2. Заместитель председателя и секретарь краевой, окружной и участковой избирательных комиссий избираются на первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.

3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса, либо по требованию не менее половины всех лиц, входящих в ее состав.

4. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии, обладающих правом решающего голоса.

5. Инструкции и иные решения краевой избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Нормативные решения краевой избирательной комиссии подлежат опубликованию.

6. Председатель либо заместитель председателя или секретарь краевой избирательной комиссии работают в комиссии на период подготовки и проведения выборов на постоянной основе. Иные члены краевой избирательной комиссии с правом решающего голоса работают без отрыва от основной работы.

7. По решениям окружных избирательных комиссий, утверждаемых краевой избирательной комиссией, председатель и отдельные члены окружных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период подготовки и проведения выборов постоянно или временно с отрывом от основной работы.

8. Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий.

9. Смета расходов, связанных с деятельностью краевой избирательной комиссии, включается в республиканский и краевой бюджет отдельной строкой.

10. На заседаниях краевой и окружных избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации, зарегистрированные в крае. На заседаниях участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители любых средств массовой информации.

11. При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

12. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.

13. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач.

Статья 21. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

1. Решения и действия краевой избирательной комиссии могут быть обжалованы в Алтайском краевом суде в порядке, установленном законом.

2. Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Положения, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

3. Краевая избирательная комиссия и окружные избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в 5-дневный срок дать ответ по существу, а в день выборов немедленно.

Глава 4. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО) ОРГАНА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАЯ

Статья 22. Право выдвижения кандидатов

1. Кандидаты представительного (законодательного) органа государственной власти края, избираемые по одномандатным избирательным округам, выдвигаются группами избирателей и избирательными объединениями, которыми являются собрания избирателей по месту жительства, собрания членов трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, учебных заведений или уполномоченные ими органы самоуправления коллективов. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного (законодательного) органа государственной власти края осуществляют также соответствующие органы республиканских (Российской Федерации) политических партий, общественно - политических объединений (массовых движений), или их территориальные, местные отделения, другие, зарегистрированные в крае в установленном законом порядке, общественно - массовые объединения, если участие в выборах предусмотрено в их уставах, а также блок указанных общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов.

2. Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного регионального избирательного объединения. Партия, политическое движение и общественная организация в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

3. Представление в краевую избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов производится по решению уполномоченного на то в соответствии с уставом органа партии, политического движения, иного общественного объединения, а в случае создания избирательного блока - по совместному решению уполномоченных органов, входящих в блок общественных объединений.

4. Численность группы избирателей, которая может быть инициатором выдвижения кандидатов, определяется краевой избирательной комиссией, но не может быть менее 30 и более 50 граждан.

Статья 23. Выдвижение кандидатов в одномандатном избирательном округе

1. Группа избирателей или избирательное объединение вправе выдвигать кандидатов в депутаты в представительный (законодательный) орган государственной власти края в одномандатных избирательных округах не более одного кандидата в каждом из данных округов. Регистрация производится в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи с обязательным указанием наименования группы избирателей или избирательного объединения, выдвинувшего кандидата в депутаты.

2. Во всех случаях выдвижения и при самовыдвижении для регистрации кандидата в депутаты окружной избирательной комиссией требуется поддержка выдвигаемой кандидатуры не менее чем 3-мя процентами общего числа избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа, обладающих избирательным правом. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении N 1 к настоящему Положению. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий и постоянное место жительства кандидата.

3. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию, номер удостоверения личности гражданина Российской Федерации или паспорта. Подписной лист удостоверяется также лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его удостоверения личности или паспорта и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.

4. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в окружную избирательную комиссию по выборам в представительный (законодательный) орган государственной власти края не позднее 27 дней до дня выборов. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов регистрирует его, публикует данные о нем, перечисленные в пункте 2 настоящей статьи, в краевых изданиях и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение “уток после регистрации сообщаются также центральным и местным средствам массовой информации.

5. Если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в одномандатном избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению краевой избирательной комиссии на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Положении.

6. Отказ окружной избирательной комиссии зарегистрировать кандидата может быть обжалован политическими партиями, общественно - политическими объединениями, массовыми движениями и коллективами, выдвинувшими данного кандидата, или самим кандидатом в суд в установленном законом порядке.

Статья 24. Права и обязанности кандидатов в депутаты

1. Работодатель обязан предоставить кандидату в депутаты по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход, исчисленный за предшествующие дате регистрации 3 месяца, но в размере, не превышающем 7-кратный размер минимальной заработной платы, ежемесячно выплачивается кандидату в депутаты зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.

2. Кандидаты в депутаты представительного (законодательного) органа государственной власти края по одномандатным избирательным округам со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право на территории округа, где они баллотируются, пользоваться любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта. Если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов избирательного округа, в котором баллотируется, то он имеет право в течение указанного периода на три поездки общественным железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) или на одну поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может пользоваться городским и пригородным общественным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) на территории всего города. Оплата этих поездок производится соответствующей избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных на проведение выборов, в порядке, определенном краевой избирательной комиссией.

3. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии.

4. Кандидат в депутаты не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора края. Меры пресечения и иные уголовно - процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению краевого суда. При этом информация об этом должна быть представлена в краевую избирательную комиссию в течение 24 часов.

5. Кандидат не может быть призван на военную службу до дня опубликования итогов выборов включительно.

6. Кандидат в депутаты представительного (законодательного) органа государственной власти края, баллотирующийся в одномандатном избирательном округе, может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего Положения. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в пункте 1 настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, группы избирателей, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.

7. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию.

8. Избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа может в любое время до дня выборов отозвать любого зарегистрированного им кандидата, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу, и, если не истек установленный настоящим Положением срок регистрации, внести на регистрацию в краевую избирательную комиссию новую кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на счет данного избирательного объединения соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную агитацию. Информация о выбытии и (или) замене кандидатов в депутаты представительного (законодательного) органа государственной власти края не позднее трех дней публикуется в газете “Алтайская правда“ и сообщается в иные средства массовой информации.

Глава 5. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 25. Право на участие в предвыборной агитации

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию “за“ или “против“ кандидатов в депутаты.

2. Участие должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, командования воинских частей в предвыборной агитации “за“ или “против“ кандидатов не допускается.

Статья 26. Порядок проведения предвыборных мероприятий

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты, группам избирателей и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в 5-дневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией.

2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.

4. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.

Статья 27. Предвыборная агитация через средства массовой информации

1. В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.

2. Средства массовой информации, одним из учредителей или совладельцев которых являются государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края.

3. Кандидат в депутаты имеет право на одно выступление по государственному телевидению и одно выступление по государственному радио. Порядок выступлений кандидатов в депутаты по телевидению и радио устанавливается краевой избирательной комиссией и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).

4. Краевые государственные телевизионные и радиокомпании обязаны в течение трех недель до дня выборов ежедневно по рабочим дням предоставлять не менее одного часа эфирного времени между 7 и 9 часами и 19 и 23 часами группам избирателей и избирательным объединениям, зарегистрировавшим кандидатов, с тем чтобы они получили равное по продолжительности эфирное время при равных условиях.

Статья 28. Выпуск агитационных печатных материалов

1. Группы избирателей, избирательные объединения, политические партии и иные общественные объединения, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты в представительный (законодательный) орган государственной власти края вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

3. Краевая, окружные, участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и обязаны обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности.

4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. При распространении таких программ и материалов краевая, окружные и участковые избирательные комиссии действуют в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов, а также на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии.

Статья 29. Сроки проведения агитационной кампании

1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов.

2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.

Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

Статья 30. Финансовое обеспечение подготовки к проведению выборов

1. Средства, выделенные из республиканского и краевого бюджета на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение краевой избирательной комиссии по ее сформировании и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями.

2. Избирательные комиссии представляют краевой избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им краевой избирательной комиссией средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

3. Краевая избирательная комиссия представляет Центральной избирательной комиссии и представительному (законодательному) органу государственной власти края отчет о расходовании средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не позднее трех месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован краевой избирательной комиссией в газете “Алтайская правда“ и сообщен в иные средства массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в Центральную избирательную комиссию и представительный (законодательный) орган государственной власти края.

Статья 31. Избирательные фонды кандидатов в депутаты и порядок их создания

1. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты представительного (законодательного) органа государственной власти края вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:

а) средств, выделенных избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию краевой или соответственно окружной избирательной комиссией;

б) собственных средств избирательного объединения или кандидата;

в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением;

г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

2. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать 10-кратного минимального размера оплаты труда, а в фонд избирательного объединения - 15-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимального размера оплаты труда соответственно более чем в 100, а в избирательный фонд избирательного объединения - более чем в 10000 раз.

3. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, российских юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской Федерации, а также международных организаций и международных общественных объединений.

4. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям либо кандидатам.

5. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обязаны в срок, указанный в пункте 3 статьи 32 настоящего Положения, представить краевой избирательной комиссии отчет об использовании средств этих фондов. Указанный отчет должен быть передан краевой избирательной комиссией в средства массовой информации одновременно с представлением данной избирательной комиссией в представительный (законодательный) орган государственной власти края отчета о расходовании средств в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Положения.

Статья 32. Порядок расходования средств избирательных фондов

1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд избирательного объединения или кандидата в депутаты представительного (законодательного) органа государственной власти края, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается краевой избирательной комиссией после регистрации соответствующего кандидата в депутаты окружной избирательной комиссией.

2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается краевой избирательной комиссией.

3. Не позднее 60 дней после определения результатов выборов по округу избирательное объединение или кандидат в депутаты обязаны представить в краевую избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

4. Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, которые были выделены краевой или окружной избирательной комиссией избирательному объединению или кандидату, после завершения выборов направляются в краевой бюджет.

Глава 7. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 33. Помещение для голосования

1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий районной, городской, районной в городе администрациями. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует подходящие здания у частных собственников. Оплата и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех избирательных объединениях, зарегистрированных в крае, а также обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, с обязательным указанием для всех кандидатов данных, требуемых пунктом 2 статьи 23 настоящего Положения.

Статья 34. Избирательный бюллетень

1. Для выборов депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края каждый избиратель получает один избирательный бюллетень по форме, устанавливаемой краевой избирательной комиссией.

2. Избирательный бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и их данные, указанные в пункте 2 статьи 23 настоящего Положения. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка “Против всех кандидатов“ с расположенным справа от нее пустым квадратом.

3. Текст избирательного бюллетеня по избирательному округу утверждается окружной избирательной комиссией не позднее, чем за десять дней до дня выборов.

4. В каждом избирательном бюллетене на лицевой стороне должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.

5. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке по распоряжению краевой избирательной комиссии и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее 20 дней до дня выборов.

6. Участковые избирательные комиссии обеспечиваются бюллетенями для голосования окружными избирательными комиссиями не позднее чем за три дня до дня выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента.

7. Передача бюллетеней окружными избирательными комиссиями производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившей бюллетени. После получения бюллетеней фельдсвязью или лично не менее чем три члена участковой избирательной комиссии составляют акт о соответствии количества бюллетеней количеству, указанному в сопроводительном документе окружной избирательной комиссии. Акт хранится в соответствующих избирательных комиссиях вместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для хранения выборной документации.

8. Все бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, подписываются на обороте не менее чем двумя членами комиссии либо отмечаются печатью при ее наличии. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить единообразие отметок на всех полученных ею избирательных бюллетенях. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не учитываются.

9. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию краевой избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготовляют новые бюллетени.

Статья 35. Порядок голосования

1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.

В случае необходимости окружные избирательные комиссии могут по согласованию с краевой избирательной комиссией изменить время голосования при сохранении его продолжительности.

2. Избиратель, который в период начиная с 15 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15 - 4 дня до выборов) или участковой (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Окружные избирательные комиссии по выборам в представительный (законодательный) орган государственной власти края передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей комплектов избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей.

3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными временно выбывшими избирателями и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссией.

4. При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности избирателя, а избиратель расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав избирательной комиссии, фамилия которого указывается в списке.

5. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.

6. В избирательном бюллетене для выборов депутата по одномандатному избирательному округу в представительный (законодательный) орган государственной власти края избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует либо в квадрате, расположенном напротив строки “Против всех кандидатов“.

7. Заполненный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.

9. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Данных ящиков не может быть более двух на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче.

Статья 36. Подсчет голосов на избирательном участке

1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.

2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.

3. Прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности: такие, в которых крест или любой иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.

4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования, по которому оно производилось на данном участке. В протоколе указываются:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;

б) число погашенных неиспользованных бюллетеней;

в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;

г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;

д) число недействительных избирательных бюллетеней;

е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

ж) по одномандатному избирательному округу;

фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;

з) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;

и) число голосов, поданных против каждого из кандидатов;

к) число голосов, поданных против всех кандидатов;

л) полные данные об избранных кандидатах;

м) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение.

6. По одному экземпляру протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, один экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.

7. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее, чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов.

Статья 37. Определение результатов выборов в избирательном округе

1. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит немедленно после выборов подсчет голосов, поданных по одномандатному избирательному округу по выборам депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

2. Окружная избирательная комиссия по выбором депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края составляет протокол, в котором указывает:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;

б) число выданных избирательных бюллетеней;

в) число бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;

г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

д) число недействительных бюллетеней;

е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них. Если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие данные;

ж) число голосов, поданных против всех кандидатов;

з) одно из следующих решений:

признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей;

признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Положения, являются существенными и не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в них приняло участие меньше 25 процентов зарегистрированных избирателей;

и) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и всеми членами комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в краевую избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря окружной комиссии до окончания срока ее полномочий.

Статья 38. Установление общих итогов выборов

1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий по выборам депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти краевая избирательная комиссия в течение 5 дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. В течение одного месяца со дня выборов краевая избирательная комиссия публикует итоги голосования по всем избирательным округам и избирательным участкам в средствах массовой информации.

2. Краевая избирательная комиссия признает недействительными выборы по отдельным одномандатным избирательным округам по выборам депутатов в краевой представительный (законодательный) орган государственной власти, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

3. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись из-за того, что в них большинство избирателей проголосовало против всех кандидатов в депутаты представительного (законодательного) органа государственной власти края, либо в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей или признаны недействительными по причине нарушений настоящего положения, краевая избирательная комиссия назначает новые выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на одну треть. Краевая избирательная комиссия может распорядиться о сформировании в этих случаях новых окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.

Статья 39. Регистрация избранных депутатов

1. Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом представительного (законодательного) органа государственной власти края. В соответствии с требованиями настоящего Положения кандидат, избранный депутатом представительного (законодательного) органа государственной власти края, в 3-дневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата, или сложении полномочий депутата.

2. Окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов депутатов в представительный (законодательный) орган государственной власти края не позднее чем через 5 дней после подписания протокола официально опубликовывает итоги выборов по избирательному округу и после опубликования общих итогов выборов краевой избирательной комиссией производит регистрацию избранного депутата представительного (законодательного) органа государственной власти края, и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований пункта 1 настоящей статьи.

Глава 8. РАЗРЕШЕНИ“ ЖАЛОБ И СПОРОВ

Статья 40. Оспаривание списков избирателей

1. Любой гражданин Российской Федерации, отвечающий требованию пункта 1 и не подпадающий под действие пункта 3 статьи 2 настоящего Положения, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Статья 41. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов

1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов в депутаты представительного (законодательного) органа государственной власти края избирательная комиссия обязана выдать ему или уполномоченному представителю избирательного объединения либо кандидату или уполномоченному доверенному лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивами может служить только невыполнение требований настоящего Положения.

2. Отказ в регистрации отдельного кандидата в депутаты представительного (законодательного) органа государственной власти края или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, избирательное объединение либо кандидат могут обжаловать в суд в установленном законом порядке.

Статья 42. Оспаривание границ избирательных округов

1. В течение 5 дней после опубликования общего списка одномандатных избирательных округов по выборам депутатов представительного (законодательного) органа государственной власти края границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим Положением, могут быть оспорены. Жалоба подается главой администрации либо органом местного самоуправления затрагиваемой территориальной единицы в краевую избирательную комиссию, которая в течение пяти дней производит проверку жалобы и либо производит соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Отклонение жалобы краевой избирательной комиссией или невыполнение ею обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 43. Замещение вакантных депутатских мандатов

В случае досрочного выбытия депутата представительного (законодательного) органа государственной власти края, избранного по одномандатному избирательному округу, краевая избирательная комиссия назначает в течение трех последующих дней в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся согласно настоящему Положению. Если до окончания срока полномочия представительного (законодательного) органа государственной власти края остается менее шести месяцев, дополнительные выборы не проводятся.

Статья 44. Последствия фальсификации подписных листов

В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает 3 процента собранных подписей, либо если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации согласно условиям настоящего Положения, регистрация отдельного кандидата аннулируется соответствующей избирательной комиссией. Если фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов, мандат депутата аннулируется решением представительного (законодательного) органа государственной власти края по представлению его Мандатной комиссии.

Статья 45. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным депутатом в представительный (законодательный) орган государственной власти края, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и организаций, общественных организаций, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства Российской Федерации, несут установленную законом ответственность.

Приложение N 1

к Временному Положению

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты представительного (законодательного) органа государственной власти края по 17-му Центральному избирательному округу Иванова Ивана Ивановича, родившегося 13 марта 1940 г., фермера, проживающего в Смоленском районе Алтайского края.

---T---------------T--------T-------------T--------------T-------¬

¦NN¦ Фамилия, ¦ Дата ¦ Адрес ¦ Паспорт ¦Подпись¦

¦пп¦ имя, отчество ¦рождения¦ ¦(удостоверение¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ личности) ¦ ¦

+--+---------------+--------+-------------+--------------+-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+---------------+--------+-------------+--------------+-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+---------------+--------+-------------+--------------+-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+---------------+--------+-------------+--------------+-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--+---------------+--------+-------------+--------------+--------

Подписной лист удостоверяю:_______________________________________

__________________________________________________________________

(Ф.И.О., адрес, данные паспорта и подпись)

Кандидат:____________________________________________(Иванов И.И.)

(Дата и место)