Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.03.2010 по делу N А03-18540/2009 В связи с тем, что необходимость предъявления товара при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления ст. 150 Таможенного кодекса РФ, регламентирующей выпуск товара, не предусмотрена, решение таможенного органа об отказе в выпуске товаров, указанных в документах, приложенных к обязательствам, до подачи таможенной декларации является недействительным.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.09.2010 по делу N А03-18540/2009 данное решение оставлено без изменения.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 N 07АП-3611/10 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 марта 2010 г. по делу N А03-18540/2009

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 1 марта 2010 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Р.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества “Т“, г. Барнаул

к Алтайской таможне, г. Барнаул

о признании решения недействительным,

при участии:

- от заявителя - А., доверенность от 11.01.2010 б/н, Я., доверенность от 17.02.2010 б/н, П., доверенность от 10.11.2009 б/н,

- от заинтересованного лица - Б., доверенность от 11.01.2010 б/н, Г., доверенность от 01.02.2010 б/н

установил:



закрытое акционерное общество “Т“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Алтайской таможне (далее - таможенный орган) о признании недействительным решения, оформленного письмом от 19.10.2009 N 01-1-28/00307.

Заявленные требования обоснованы ссылками на статьи 59, 68, 149, 150 Таможенного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что обществом были выполнены все требования, необходимые для применения специальной таможенной процедуры, которая предусматривает выпуск товаров до подачи таможенной декларации. Обязанность декларанта предоставить в распоряжение таможенного органа товар как условие, выполнение которого необходимо для применения указанной таможенной процедуры, Таможенным кодексом Российской Федерации не предусмотрена. В результате принятия оспариваемого решения общество было лишено права на применение специальной упрощенной процедуры таможенного оформления, установленной в отношении него Федеральной таможенной службой, и было вынуждено понести дополнительные расходы, связанные с доставкой товара от пограничного пункта пропуска до Барнаульского таможенного поста в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, которая не подлежала бы применению в случае выпуска товаров в порядке упрощенной процедуры таможенного оформления.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление просит в его удовлетворении отказать. В обоснование возражений по существу заявленных требований указало на то, что прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации является обязательным условием для осуществления в отношении них таможенного оформления, в том числе с применением специальных упрощенных процедур. Применение процедуры внутреннего таможенного транзита является обязательным условием при доставке иностранных товаров до таможни назначения независимо от избираемой лицом процедуры таможенного оформления. Согласно пункту 1 статьи 150 Таможенного кодекса Российской Федерации при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены коммерческий или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары. Применительно к рассматриваемому случаю, идентификация товаров означает установление совпадения сведений о товарах, содержащихся в представленных декларантом документах, с собственно товарами, прибывшими в таможенный орган назначения. Заявитель не был лишен права на применение специальной упрощенной таможенной процедуры таможенного оформления, т.к. ввезенные им товары после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации были выпущены по представленным им обязательствам.

В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои доводы и возражения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Федеральной таможенной службы от 21.08.2007 N 279-р в отношении ЗАО “Т“ установлена специальная упрощенная процедура таможенного оформления, которая предусматривает выпуск товара до подачи таможенной декларации.

Местом совершения таможенных операций при применении специальной упрощенной процедуры таможенного оформления, декларировании и выпуске товаров в соответствии с названным распоряжением определен Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни.

15.10.2009 ООО “Та.“, представляющее интересы ЗАО “Т“ в таможенных отношениях, от имени общества представило в таможенный орган обязательства о подаче таможенной декларации и предоставлении необходимых документов и сведений в отношении товара (минераловатных изделий), приобретенного ООО “В“ для ЗАО “Т“ у ТОО “Во.“, Республика Казахстан.

Рассмотрев указанные обязательства, Алтайская таможня направила заявителю письмо от 19.10.2009 N 01-1-28/00307, в котором указала на то, что статья 150 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает выпуск товаров при предоставлении обязательства о подаче таможенной декларации после прибытия данных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также при наличии возможности их предъявления. По данным отдела контроля таможенного транзита Барнаульского таможенного поста товары, указанные в обязательствах о подаче таможенной декларации и предоставлении необходимых документов и сведений, не прибыли на таможенную территорию Российской Федерации, в связи с чем у таможенного органа отсутствует возможность осуществить проверку этих товаров. С учетом указанных обстоятельств выпуск товаров до подачи таможенной декларации не представляется возможным.

Полагая, что решение таможенного органа, оформленное указанным письмом, является незаконным, ЗАО “Т“ обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования обоснованными, исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 68 Таможенного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает в порядке, определяемом этим органом, специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для лиц:

не имеющих на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

ведущих систему учета в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.



Пунктом 3 названной нормы закона предусмотрено, что специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации (статья 136), выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (статья 150), проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом.

В рассматриваемом случае в отношении заявителя распоряжением Федеральной таможенной службы установлена специальная упрощенная процедура таможенного оформления, которая предусматривает выпуск товара до подачи таможенной декларации (код В1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Таможенного кодекса Российской Федерации при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены коммерческий или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары, а также представлены документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены после выпуска товаров, уплачены таможенные платежи или обеспечена их уплата в порядке, определяемом главой 31 настоящего Кодекса.

Выпуск товаров до подачи таможенной декларации допускается при представлении декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом (пункт 2 статьи 150 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Порядок применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления, в том числе предусматривающих выпуск товаров до подачи таможенной декларации, утвержден приказом ФТС от 23.12.2008 N 1657 (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.04.2009 N 13648).

В соответствии с пунктом 28 названного Порядка выпуск (условный выпуск) иностранных товаров может быть осуществлен таможенным органом до подачи таможенной декларации (код В1).

Согласно пункту 29 Порядка данная процедура может применяться, если в отношении выпускаемых товаров:

а) представлены определенные распоряжением ФТС России об установлении специальных упрощенных процедур документы (транспортные (перевозочные), коммерческие и другие документы), в которых содержатся сведения, позволяющие идентифицировать выпускаемые товары и произвести контроль правильности исчисления сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров, либо определения размера обеспечения уплаты таможенных платежей;

б) представлены документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

в) уплачены таможенные платежи или обеспечена их уплата в соответствии с главой 31 Кодекса;

г) представлено письменное обязательство Заявителя о представлении таможенной декларации в срок, установленный таможенным органом согласно статье 150 Кодекса.

Таким образом, исходя из содержания вышеприведенных норм, для применения в отношении ввозимых декларантом товаров специальной таможенной процедуры в виде выпуска товаров до подачи таможенной декларации необходимо признание за декларантом специального правового статуса субъекта таможенных правоотношений и выполнение им требований, предусмотренных статьей 150 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, для ЗАО “Т“ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в предусмотренном законом порядке установлена специальная упрощенная процедура таможенного оформления.

Обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, заявителем были представлены с приложением к ним всех необходимых документов, уплата причитающихся таможенных платежей произведена.

Следовательно, все предусмотренные таможенным законодательством требования при применении процедуры выпуска товаров до подачи таможенной декларации обществом в данном случае были выполнены.

Изложенное в письме таможенного органа от 19.10.2009 N 01-1-28/00307 утверждение о том, что для применения в отношении ввозимых декларантом товаров специальной таможенной процедуры товар должен быть предъявлен таможенному органу, является безосновательным.

В силу пункта 1 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанной нормы закона требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с настоящим Кодексом и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Необходимость предъявления товара при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления ни статьей 150 Таможенного кодекса Российской Федерации, ни иными нормами, регламентирующими выпуск товара, не предусмотрена.

Кроме того, исходя из смысла упрощенных процедур таможенного оформления, они должны отличаться от обычно применяемых таможенных процедур в сторону облегчения таможенного оформления для добросовестного участника внешнеэкономической деятельности.

Льготы по таможенному оформлению, применяемые в отношении отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности, предполагают прохождение ими данной процедуры в упрощенном порядке, что отражается на объеме требуемых таможенными органами документов и сведений.

При этом выгода как частного, так и публичного характера состоит в сокращении времени, затраченного для прохождения таможенных процедур, т.е. в снижении издержек. Ограничение времени таможенного оформления и таможенного контроля уменьшает период хранения товара на складе временного хранения и стоимость таких услуг.

Признание обоснованным требования о предъявлении товара для его проверки перед принятием решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации лишает специальные упрощенные процедуры присущих им льготных особенностей.

Если товар и товаросопроводительные документы прибыли к месту назначения, таможенный орган фактически производит таможенное оформление в общем порядке. В этом случае представляется нелогичным установление обязанности по представлению обязательства о подаче таможенной декларации и необходимых документов и сведений - если товар прибыл на конечный таможенный пункт, декларант имеет возможность сразу представить как все документы на товар, так и таможенную декларацию.

Очевидно, что в данной ситуации сокращение временных и материальных затрат достигнуто не будет, а, следовательно, применение упрощенной процедуры как для таможенного органа, так и для декларанта теряет всякий смысл.

Ссылка Алтайской таможни на то, что применительно к рассматриваемому случаю, идентификация товаров означает установление совпадения сведений о товарах, содержащихся в представленных декларантом документах, с собственно товарами, прибывшими в таможенный орган назначения, не может быть признана правомерной.

Идентификация товара является одним из способов таможенного контроля. При этом выпуск товара до подачи таможенной декларации, равно как и предоставление иных льгот в ходе таможенного оформления без обусловленности данных процедур возможностью фактической проверки товара, не исключает возможности проведения таможенным органом необходимых контрольных мероприятий.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса.

Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Таким образом, проверочные действия в отношении товаров могут осуществляться таможенным органом и после выпуска товаров в свободное обращение в течение установленного срока.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

Установленное законом право таможенного органа осуществить проверочные действия и после выпуска товаров в свободное обращение является достаточным обеспечением возможности проведения таможенного контроля.

Положения статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации свидетельствуют о соблюдении баланса публичных и частных интересов в случае выпуска товара без его проверки. Поэтому обусловленность выпуска товаров при применении упрощенной процедуры возможностью проверки товара свидетельствует о превышении таможенным органом минимально необходимых требований к таможенному оформлению и таможенному контролю.

Довод таможенного органа о том, что прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации является обязательным условием для осуществления в отношении них таможенного оформления, в том числе с применением специальных упрощенных процедур, суд находит необоснованным.

Фактическое прибытие товара как условие начала таможенного оформления Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрено в отношении отдельных таможенных процедур.

При этом Кодексом также предусмотрена возможность таможенного оформления товаров до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации.

Так, согласно пункту 1 статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление товаров при ввозе товаров начинается в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита.

По мнению таможенного органа, применение процедуры внутреннего таможенного транзита является обязательным условием при доставке иностранных товаров до таможни назначения независимо от избираемой лицом процедуры таможенного оформления.

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 79 Таможенного кодекса Российской Федерации внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (статья 92), из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Таким образом, процедура внутреннего таможенного транзита применяется только в отношении иностранных товаров.

В случае, если бы товары были выпущены в соответствии с установленной в отношении общества специальной упрощенной процедурой таможенного оформления, то после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации они имели бы статус российских товаров.

Указанная позиция отражена в письме ФТС от 02.10.2006 N 04-23/34218, согласно которому товары, выпущенные для свободного обращения до подачи таможенной декларации, в отношении которых уплачены таможенные пошлины и налоги, а также соблюдены все ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, исходя из условий таможенного режима выпуска товаров для внутреннего потребления (статья 164 Кодекса), приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть становятся российскими товарами согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 11 Кодекса. Следовательно, в отношении таких товаров процедура внутреннего таможенного транзита не применяется.

Довод таможенного органа о том, что заявитель не был лишен права на применение специальной упрощенной таможенной процедуры таможенного оформления, т.к. ввезенные им товары после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации были выпущены по представленным им обязательствам, также подлежит отклонению.

Как видно из материалов дела, товары были выпущены не по обязательствам общества от 15.10.2009, а по обязательствам от 19.10.2009 после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации, что повлекло увеличение периода таможенного оформления.

Выпуск товаров ЗАО “Т“ 30.10.2009 и 03.11.2009, произведенный таможней после прибытия их на территорию Российской Федерации, свидетельствует о применении, по сути, обычных таможенных процедур, не отличающихся упрощением таможенного оформления.

Таким образом, при подаче первоначальных обязательств заявитель был лишен права на применение специальной упрощенной таможенной процедуры таможенного оформления, установленной в отношении него распоряжением Федеральной таможенной службы.

С учетом приведенных выше оснований суд удовлетворяет заявленное требование.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 180, 181, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

решение Алтайской таможни, оформленное письмом от 19.10.2009 N 01-1-28/00307, признать недействительным как не соответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Алтайской таможни в пользу закрытого акционерного общества “Т“, г. Барнаул 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд или кассационная жалоба в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.