Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.03.2009 по делу N А03-13864/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления о предоставлении в собственность земельного участка отказано, так как право государственной собственности на спорный участок не разграничено и постановление принято органом местного самоуправления в пределах его полномочий, кроме того, заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов обжалуемым актом.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2009 N Ф04-5895/2009(20448-А03-22) данное решение оставлено без изменения.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 N 07АП-3677/09 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 марта 2009 г. по делу N А03-13864/2009

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи М.Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению крестьянского фермерского хозяйства “К“, с. Новобураново Усть-Калманского района, о признании недействительным постановления администрации Усть-Калманского района Алтайского края, с. Усть-Калманка, от 26.11.2008 г. N 395 “О предоставлении в собственность земельного участка“, с участием третьих лиц: ООО “Б“, с. Новобураново Усть-Калманского района, Управления федерального кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю, г. Барнаул, З.Д.Г., с. Павловск,

при ведении протокола заседания секретарем К.Л.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Г.Г.Г., доверенность от 11.01.2009 г.,

от ответчика - К.С.П., доверенность от 10.12.2008 г.,

от третьих лиц: от Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю - Н.А.А., доверенность от 10.03.2008 г. N 84, от ООО “Б“ и З.Д.Г. - М.М.В., доверенности от 11.01.2009 г., от 16.02.2009 г.,

установил:

глава крестьянско-фермерского хозяйства К.А.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Усть-Калманского района Алтайского края о признании недействительным постановления от 26.11.2008 N 395 “О предоставлении в собственность земельного участка“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью “Б“, Управление федерального кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю и гражданин З.Д.Г.

Рассмотрение дела откладывалось в связи с удовлетворением ходатайства заявителя о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица З.Д.Г. как нового собственника объекта недвижимости и об истребовании документов от Главного управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю.



В судебном заседании 11 марта 2009 года по ходатайству заявителя объявлялся перерыв до 17 марта 2009 года.

Администрация Усть-Калманского района письменный отзыв на заявление не представила. В судебном заседании представитель администрации просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, так как оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителя. Оспариваемым постановлением предоставлен в собственность ООО “Б“ земельный участок под объектом недвижимости из земель перераспределения.

Управление федерального кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю в отзыве на заявление полагает, что спорный земельный участок не мог входить в состав земельного массива, принадлежащего на праве долевой собственности гражданам реорганизованного совхоза “Б.“, так как не относится к сельскохозяйственным угодьям. Земельные участки под несельскохозяйственными угодьями на землях сельскохозяйственного назначения зачислены в фонд перераспределения согласно постановлению администрации Усть-Калманского района от 13.12.2005 N 182. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района. Юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участок.

З.Д.Г. в отзыве на заявление считает требования заявителя необоснованными. Земельный участок в размере 48 000 кв. м не принадлежит заявителю, так как право собственности крестьянско-фермерского хозяйства К.А.Н. зарегистрировано на земельный участок площадью 1 700 000 кв. м, а на плане границ данного земельного участка обозначена общая площадь 1 748 000 кв. м. Полагает, что администрация Усть-Калманского района не выходила за пределы своей компетенции.

Как следует из материалов дела, крестьянско-фермерскому хозяйству К.А.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 22:54:020601:0935 площадью 1 700 000 кв. м, расположенный в 4,7 км по направлению на запад от ориентира села Новобураново.

26 ноября 2008 года администрация Усть-Калманского района вынесла постановление N 395 “О предоставлении в собственность земельного участка“. Согласно этому постановлению ООО “Б“ предоставляется в собственность за плату для сельскохозяйственного производства (склад под минеральные удобрения и зерно) из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок с кадастровым номером 22:54:020601:955, площадью 2 135 кв. м, находящийся примерно в 4,8 км по направлению на запад от ориентира - с. Новобураново.

Полагая, что указанным постановлением администрация предоставила в собственность ООО “Б“ часть земельного участка, принадлежащего на праве собственности крестьянско-фермерскому хозяйству К.А.Н., заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта закону или иному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя.

Согласно статьям 65, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию нарушения ненормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.

Вместе с тем, заявитель не доказал нарушение оспариваемым постановлением его прав и законных интересов.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 20.10.2008 г. серии 22АБ N 447338, заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1 700 000 кв. м.

Согласно расчету площади земельного участка, находящемуся в землеустроительном деле N 776, размер площади земельного участка КФХ “К“ составляет пастбище площадью 117,3 га и пашня площадью 52,7 га.

Из плана границ земельного участка КФХ “К“ (л.д. 78) видно, что общая площадь земельного участка в очерченных границах составляет 174,8 га, в том числе пашни - 52,7 га, пастбища - 117,3 га, прочие - 4,8 га.

Таким образом, в границах очерченного земельного участка помимо земель, принадлежащих КФХ “К“ на праве собственности площадью 170 га, находятся не принадлежащие заявителю прочие земли площадью 4,8 га.



Принадлежащий заявителю земельный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации раскрывает понятие сельскохозяйственных угодий: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

КФХ “К“ принадлежат на праве собственности сельскохозяйственные угодья - пашни (52,7 га), пастбища (117,3 га).

При этом заявитель не отрицает, что в границах его земельного участка находится несколько объектов недвижимости.

Земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, заявителю на праве собственности не принадлежат.

Согласно постановлению администрации Усть-Калманского района от 13.12.2005 г. N 182 земельные участки под несельскохозяйственными угодьями на землях сельскохозяйственного назначения зачислены в земли фонда перераспределения на территориях соответствующих сельсоветов районов по экспликации земель согласно приложению 1, в том числе на территории Новобурановского сельсовета общей площадью 987 га.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 22:54:020601:955 площадью 2 135 кв. м предоставлен в собственность ООО “Б“ как собственнику находящегося на этом земельном участке объекта недвижимости - склада под минеральные удобрения и зерно.

Довод заявителя о том, что находящиеся в границах его земельного участка объекты недвижимости являются самовольными строениями, не соответствует фактическим обстоятельствам.

Право собственности ООО “Б“ на объект недвижимости - склад под минеральные удобрения и зерно, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 27.10.2008 г. серии 22АБ N 447421 и записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.09.2008 г. N 22-22-04/009/2008-894.

В дальнейшем этот объект недвижимости продан гражданину З.Д.Г. по договору купли-продажи от 29.12.2008 г.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Законом предусмотрена возможность оспаривания зарегистрированного права на недвижимое имущество только в судебном порядке.

Заявителем не оспорена в установленном законом порядке государственная регистрация права собственности на объект недвижимости - склад под минеральные удобрения и зерно.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в договоре купли-продажи объекта недвижимости от 27.02.2008 г. неверно указан кадастровый номер земельного участка, на котором расположен этот объект недвижимости (22:54:020702:0037).

В действительности под указанным объектом недвижимости находится земельный участок с кадастровым номером 22:54:020601:955, что подтверждается постановлением администрации Усть-Калманского района от 21.10.2008 г. N 338, материалами землеустроительного дела N 856 и материалами кадастрового дела объекта недвижимости (л.д. 51 - 67, л.д. 89 - 103).

В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет исключительное право на приобретение прав на данный земельный участок.

Оспариваемое постановление вынесено администрацией Усть-Калманского района в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ссылаясь на значительное превышение площади земельного участка, предоставленного ООО “Б“ оспариваемым постановлением (2 135 кв. м), площади объекта недвижимости (1 409,5 кв. м), заявитель не доказал, что земельный участок, составляющий разницу между всей площадью и площадью объекта недвижимости (725,5 кв. м), превышает размеры участка, необходимого для использования объекта недвижимости и не соответствует фактически сложившемуся порядку пользования.

Заявитель также не доказал, что участок площадью 725,5 кв. м отнесен к сельскохозяйственным угодьям (пашни, пастбища), а не к прочим землям, которые входят в границу очерченного земельного участка, но не являются собственностью заявителя, а включены в фонд перераспределения земель.

Таким образом, заявитель не доказал, что оспариваемое постановление вынесено в отношении земельного участка, принадлежащего КФХ “К“ на праве собственности.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

отказать заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным постановления администрации Усть-Калманского района Алтайского края от 26.11.2008 г. N 395 “О предоставлении в собственность земельного участка“.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.