Законы и бизнес в России

Обзор консультаций УФНС РФ по Алтайскому краю <(август - сентябрь 2007 г.): Единый социальный налог>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(август - сентябрь 2007 г.):

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

ВОПРОС: Какие изменения были внесены в законодательство о едином социальном налоге?

ОТВЕТ: В последнее время законодателями было принято множество поправок в налоговое законодательство. Поправки, которые были внесены в главу 24 Налогового кодекса Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации“, уточняют состав выплат, признаваемых объектом налогообложения, и выплат, не подлежащих налогообложению, а также расширяют состав налогоплательщиков, применяющих льготы.

Согласно новой редакции этой главы на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, распространяются следующие поправки:

1. В целях устранения двойного налогообложения п. 1 ст. 236 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания:

“Не признаются объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Российской Федерации, и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг“.

2. Из абз. 3 п. 2 ст. 236 НК РФ исключены все положения о членах КФХ, так как они не считаются налогоплательщиками. В соответствии с данным абзацем при определении объекта налогообложения для глав крестьянских (фермерских) хозяйств из доходов этих хозяйств исключаются фактически произведенные указанными хозяйствами и документально подтвержденные расходы, связанные с ведением крестьянских (фермерских) хозяйств.

3. Внесены уточнения в порядок налогообложения доходов адвокатов, а именно, новой редакцией абз. 4 ст. 242 НК РФ определено, что днем фактического получения дохода адвокатами, осуществляющими профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро или юридических консультациях, признается день выплаты дохода соответствующим адвокатским образованием, в том числе, день перечисления дохода на счета адвокатов в банках.

Согласно новой редакции НК РФ с 1 января 2008 года будут действовать следующие изменения:

1. В число необлагаемых компенсационных выплат теперь будут включаться расходы физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера (абз. 8 пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).

2. Изменения, внесенные в пп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ и касающиеся понятий “глава“ и “члены“ крестьянских (фермерских) хозяйств, приводят в соответствие положения данной нормы с действующей редакцией НК РФ и ранее внесенными поправками в п. 2 ст. 11 НК РФ, действующими с 1 января 2007 года.

3. При применении новой редакции пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ, касающейся освобождения от ЕСН платежей (взносов), перечисляемых работодателем по договорам добровольного личного страхования работников, не имеет значения, наступил ли страховой случай при исполнении трудовых обязанностей или при других обстоятельствах. В любом случае платежи (взносы) по указанным договорам не подлежат налогообложению ЕСН.

4. Согласно действующей редакции пп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждое физическое лицо, которое является инвалидом I, II или III группы. Теперь подобной льготой смогут воспользоваться не только организации, но и другие налогоплательщики - работодатели (индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми).

5. Поправка, внесенная в п. 1 ст. 241 НК РФ, определяет критерии отнесения налогоплательщиков к сельскохозяйственным товаропроизводителям, для которых установлены пониженные ставки ЕСН. В целях исчисления ЕСН будут использоваться критерии, установленные п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

6. Уточнен порядок уплаты ЕСН и авансовых платежей по налогу. Внесенными поправками в абз. 1 п. 3 ст. 243 НК РФ устранена неоднозначная трактовка порядка расчета и уплаты авансовых платежей по ЕСН: авансовые платежи должны уплачиваться в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

7. В п. 4 ст. 243 НК РФ дополнительно уточняется требование об уплате налога в полных рублях и правила округления, согласно которым сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

8. Внесены дополнения в п. 8 ст. 243 НК РФ следующего содержания: “При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляется организацией по месту своего нахождения“.

9. В новой редакции п. 3 ст. 244 НК РФ установлен срок представления уточненной декларации для налогоплательщиков, уплачивающих налог с собственных доходов, а именно, уточненная декларация о предполагаемом доходе в случае значительного изменения дохода должна подаваться в месячный срок после увеличения или уменьшения дохода.

10. В п. 6 ст. 244 НК РФ внесены изменения и дополнения, разграничивающие порядок исчисления и уплаты ЕСН адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, от адвокатов, профессиональная деятельность которых осуществляется в других адвокатских образованиях (коллегиях адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультациях).

Таким образом, исчисление и уплата налога, а также представление данных об исчисленных суммах налога с доходов адвокатов, за исключением адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, предусмотренном ст. 243 НК РФ.

Что касается адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, то они самостоятельно исчисляют и уплачивают налог с доходов, полученных от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, с применением налоговых ставок, указанных в п. 4 ст. 241 НК РФ.

11. Дополнением в п. 7 ст. 243 НК РФ установлено, что при представлении налоговой декларации адвокаты (за исключением адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) обязаны представлять в налоговый орган справку от коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Кроме того, в связи с дополнениями и изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 N 257-ФЗ “О внесении изменений в статьи 217 и 238 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“, с 1 января 2008 года не подлежат налогообложению суммы материальной помощи работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка (пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Дополнением в абз. 1 п. 8 ст. 243 НК РФ, внесенным Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (п. 3 ст. 2 указанного Закона вступает в силу с 1 января 2008 года) установлено, что налоговые декларации (расчеты) по обособленным подразделениям налогоплательщиков, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенных к категории крупнейших, представляются в налоговый орган по месту учета данных налогоплательщиков в качестве крупнейших налогоплательщиков.