Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Амурской области от 25.04.2006 N А04-866/06-9/129 У представительных органов местного самоуправления отсутствуют полномочия на установление ограничений по размещению залов игровых автоматов на территории соответствующих муниципальных образований, поскольку вопрос о порядке размещения объектов игорного бизнеса не отнесен законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения

Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 26.07.2006 N Ф03-А04/06-2/2083 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2006 г. по делу N А04-866/06-9/129

(извлечение)

Арбитражный суд

рассмотрев в судебном заседании заявление

прокурора Амурской области

к Белогорскому городскому Совету народных депутатов

о признании нормативного правового акта недействующим

установил:

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2006 года, в соответствии со статьей 176 АПК РФ изготовление мотивировочной части решения отложено на 25 апреля 2006 года.

Прокурор Амурской области обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании постановления Белогорского Совета народных депутатов от 27 октября 2005 г. за N 09/50 и Положения “О порядке размещения залов игровых автоматов на территории муниципального образования города Белогорска“ недействующими с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу.

В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор изменил предмет иска: просит признать решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 7 ноября 2005 г. за N 10/166, утвердившее Положение “О порядке размещения залов игровых автоматов на территории муниципального образования города Белогорска“, недействующим.

В обоснование своих требований указал, что оспариваемый нормативно-правовой акт противоречит закону большей юридической силы - Конституции РФ, ГК РФ, НК РФ, ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, постановлению Правительства N 525 от 15 июля 2002 года.



Белогорский городской Совет народных депутатов в отзыве указал, что в соответствии с пунктом 2 ст. 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления вправе решать иные опросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ. Оспариваемое Положение разработано в целях упорядочения размещения игровых автоматов, создания условий для комфортного времяпровождения граждан и ограничения этого вида досуга для лиц, не достигших совершеннолетия. Указанные вопросы не отнесены к компетенции Российской Федерации, в связи с чем данное Положение принято в пределах компетенции органа местного самоуправления.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Решением Белогорского городского Совета народных депутатов Амурской области принято Положение о порядке размещения залов игровых автоматов на территории муниципального образования города Белогорска.

Данное решение и Положение опубликованы 14 ноября 2005 года в газете “Белогорский вестник“.

Оспариваемый правовой акт является нормативным, так как издан в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.

В соответствии с частью 3 статьи 191 АПК РФ и статьей 52 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ дело по заявлению об обжаловании нормативного правового органа местного самоуправления подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В преамбуле данного Положения указано, что оно разработано в целях упорядочения размещения игровых автоматов на территории муниципального образования города Белогорска, систематизации условий их установки, соблюдения в помещениях технических, санитарных, противопожарных и морально-этических норм в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Статья 1 определения понятий “игорный бизнес“, “участник (игрок)“, “игровой автомат“, “выигрыш“, “представители игорного заведения (сотрудники игорного заведения)“, “игровой жетон“, “зал игровых автоматов“, “организатор зала игровых автоматов“. Статья II регулирует порядок размещения и организации деятельности залов игровых автоматов. Статья III регулирует организацию контроля в зале игровых автоматов.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьям 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Предметы ведения местного самоуправления, помимо ст. 132 Конституции Российской Федерации, определены также ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 154-ФЗ, ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Иные вопросы органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению только в случае отнесения их к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Законом Амурской области N 3-ОЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Амурской области“ предусмотрено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ отношения с лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулируются гражданским законодательством. Регулирование ограничений предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере игорного бизнеса, в силу части 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции федерального законодателя.

Вопросы, связанные с проведением игр и пари регулируются главой 58 Гражданского кодекса РФ.



Вместе с тем, оспариваемый нормативный акт регулирует отношения в сфере предпринимательской деятельности, устанавливает ограничения как в сфере предпринимательской, так и иной деятельности.

Так, в статье 2 Положения установлены требования к размещению игровых автоматов (пункты 2.3, 2.4), размещению залов игровых автоматов (2.5, 2.6); определяет круг лиц, подлежащих допуску в зал (пункт 2.21).

В связи тем, что вопрос о порядке размещения игровых автоматов, залов игровых автоматов не отнесен законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения, у представительного органа Белогорского городского Совета народных депутатов отсутствовали полномочия на установление ограничений по размещению объектов игорного бизнеса на территории данного муниципального образования.

Ссылка ответчика на то, что оспариваемым Положением регулируются вопросы организации досуга жителей округа и организация благоустройства территории городского округа, которые отнесены к вопросам местного значения, судом отклонена.

Под организацией досуга можно понимать комплекс организационно-правовых, организационно-распорядительных мероприятий по созданию условий для отдыха граждан.

Оспариваемое Положение не содержит таких мероприятий и условий для отдыха граждан, а регулирует вопросы размещения игровых залов и игровых автоматов.

Как следует из преамбулы Положения, целью принятия данного нормативного акта являлось упорядочение размещения игровых автоматов на территории муниципального образования города Белогорска, систематизации условий их установки, соблюдения в помещениях технических, санитарных, противопожарных и морально-этических норм, а не организация досуга граждан.

Судом отклонена также ссылка ответчика на ч. 2 ст. 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, о том, что органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ.

Статья 16 Федерального закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ регулирует вопросы местного значения городского округа. Первой частью указанной нормы определен круг вопросов местного значения городского округа. Вторая же часть говорит о компетенции органов местного самоуправления по другим вопросам местного значения. Как указывалось ранее, вопросы упорядочения размещения игровых автоматов не отнесены к вопросам местного значения, следовательно, ссылка на указанную норму несостоятельна.

При таких обстоятельствах решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 7 ноября 2005 г. за N 10/166 о Положении о порядке размещения залов игровых автоматов на территории муниципального образования города Белогорска подлежит признанию не действующим и не соответствующим действующему на момент его утверждения законодательству.

Суд считает, что по данному делу госпошлина подлежит отнесению на ответчиков, которые в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса РФ подлежат освобождению от уплаты госпошлины.

Решение подлежит незамедлительному опубликованию в газете “Белогорский вестник“.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 180, 195 АПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Признать решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 7 ноября 2005 г. N 10/66 “О положении “О порядке размещения залов игровых автоматов на территории муниципального образования города Белогорска“ не действующим, как несоответствующим ст.ст. 71, 130 - 132 Конституции РФ, Федеральному закону РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.