Законы и бизнес в России

Распоряжение Губернатора Амурской области от 02.12.2005 N 874-р “Об утверждении рекомендаций по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2006 году“

ГУБЕРНАТОР АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 декабря 2005 г. N 874-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ

УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И АМУРСКОЙ

ОБЛАСТНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И

ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В 2006 ГОДУ

В целях реализации указаний Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 1 ноября 2005 г. N 43-3184-5 “По подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2006 год“ и совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны и Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2006 году:

1. Утвердить прилагаемые рекомендации по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2006 году.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя губернатора области В.В.Марценко.

Губернатор

Амурской области

Л.В.КОРОТКОВ

Утверждены



распоряжением

губернатора

Амурской области

от 2 декабря 2005 г. N 874-р

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ И АМУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ В 2006 ГОДУ

В целях совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны (далее - ГО) и Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - АОТП РСЧС) в 2006 году:

1. Главной задачей по подготовке органов управления, сил ГО и АОТП РСЧС считать совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера в интересах социально-экономического развития области, повышения уровня защищенности опасных объектов инфраструктуры и населения от угроз возникновения ЧС техногенного, природного характера и террористических проявлений.

Основными задачами считать:

в области ГО - совершенствование нормативной правовой базы ГО с учетом современных требований, повышение уровня подготовки органов управления и сил ГО, создание мобильной группировки сил и средств ГО, обеспечивающей решение задач по защите населения и территорий в мирное и военное время;

выполнение мероприятий по повышению готовности системы централизованного оповещения населения, защитных сооружений ГО, создание запасов имущества ГО, внедрение современных технических средств и технологий;



в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - дальнейшее совершенствование органов управления, сил и средств АОТП РСЧС по реагированию на ЧС, развитию системы мониторинга прогнозирования ЧС, выполнению приоритетных мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий ЧС, эффективному использованию резервов финансовых, материальных и информационных ресурсов для ликвидации ЧС, созданию и поддержанию необходимых условий для сохранения жизнеобеспечения пострадавшего населения, а также осуществлению мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию;

в области обеспечения пожарной безопасности - осуществление комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах, совершенствование технологий тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, внедрение современных технических средств пожаротушения и профилактики пожаров;

в области безопасности людей на водных объектах - повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, поиску и спасению людей, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах области.

2. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов, председателям комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ), руководителям областных государственных учреждений и организаций основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и звеньев АОТП РСЧС в 2006 году направить на:

совершенствование нормативной правовой и методической базы, а также механизмов ее практической реализации в области ГО и защиты населения и территорий области от ЧС;

повышение защищенности критически важных для национальной безопасности страны объектов, обратив особое внимание на гармонизацию нормативно-правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней с учетом разграничения полномочий и ответственности администрации области и органов местного самоуправления;

организацию эффективного взаимодействия с Главным управлением МЧС России по Амурской области в рамках АОТП РСЧС и решения задач по ГО;

реализацию мероприятий переходного периода, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в целях подготовки органов местного самоуправления к решению вопросов местного значения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, закрепленных указанным Федеральным законом;

применение новых методов защиты населения и территорий от ЧС на основе стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС, экономических механизмов регулирования этой деятельности, комплексного применения новых технологий и технических средств защиты;

развитие нормативных правовых, научно-методических и организационных основ управления природными и техногенными рисками ЧС с учетом особенностей территорий;

повышение эффективности способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

усиление контроля за поддержанием в готовности защитных сооружений ГО и накопленных запасов имущества ГО организациями;

повышение уровня персональной подготовки руководителей и специалистов ГО и АОТП РСЧС, их профессиональной выучки и готовности к действиям в ЧС, решениям задач ГО;

подготовку эвакуационных органов всех уровней к выполнению эвакуационных мероприятий в установленные планами сроки с практической отработкой в ходе учений и тренировок задач по экстренной эвакуации рабочих и служащих организаций и неработающего населения в безопасные районы.

Обеспечить:

реализацию на региональном, муниципальном и объектовом уровнях мероприятий по повышению безопасного поведения людей на воде, поиска и спасения людей во внутренних водах области;

рассмотрение на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) не реже 1 раза в год вопросов безопасного поведения людей на воде, организации поиска и спасения людей во внутренних водах области;

совершенствование системы обеспечения безопасности туристов, принятие мер к созданию и развитию нормативной правовой базы, регулирующей туристскую деятельность в области;

тесное взаимодействие организаций, занимающихся туристской деятельностью, с аварийно-спасательными формированиями по вопросам обеспечения безопасности туристов;

реализацию мероприятий по повышению защищенности критически важных для национальной безопасности страны объектов инфраструктуры и населения в соответствии с решением президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4), а также региональных целевых программ снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера на период до 2010 года и совершенствования системы страховой защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в Амурской области;

создание в резервах области и муниципальных образований для ликвидации ЧС (в том числе и на договорной основе) запасов дегазирующих, дезинфицирующих, дезактивирующих веществ и растворов в объемах, необходимых и достаточных для ликвидации последствий ЧС на химически опасных объектах;

подготовку органов управления, сил ГО и звеньев АОТП РСЧС с учетом комплексной оценки особенностей возникновения опасностей и угроз на критически важных для национальной безопасности страны объектах инфраструктуры в крупномасштабных ЧС;

принятие необходимых мер по совершенствованию управления природной и техногенной безопасностью территорий.

Организовать во взаимодействии с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, научными учреждениями и организациями:

проведение работ по обеспечению радиационной, химической и биологической безопасности, предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территориях муниципальных образований;

проверку полноты и качества разработки планов взаимодействия сил и средств, предназначенных для поиска и спасения людей, терпящих бедствие на водных бассейнах области, обратив особое внимание на вопросы фактического наличия сил и средств, указанных в планах.

Активизировать работу по:

сохранению на территориях в государственной собственности фонда защитных сооружений ГО. Принять действенные меры по возврату и закреплению в государственной собственности защитных сооружений ГО, незаконно включенных в имущественные комплексы приватизированных организаций, и недопущению утраты существующего фонда убежищ и противорадиационных укрытий;

приведению действующего законодательства Амурской области и нормативных правовых актов муниципальных образований в сфере ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в соответствие федеральному законодательству;

реализации мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций;

переоснащению и дооснащению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Подготовку сил ГО и звеньев АОТП РСЧС осуществлять на основе комплексного использования новейших образцов техники, применения современных технических средств и технологий аварийно-спасательных работ и боевых действий по тушению пожаров.

При планировании мероприятий по защите территорий и населения от ЧС природного и техногенного характера учитывать возможности общественных спасательных формирований по ведению аварийно-спасательных работ, активнее привлекать их к профилактическим мероприятиям по обеспечению безопасности населения, особенно в периоды паводковой опасности, угрозы возникновения лесных пожаров в местах массового отдыха и туризма.

Организовать и провести корректировку планов ГО и защиты населения, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в муниципальных образованиях и в организациях, обратив особое внимание на качество их разработки и полноту выполнения запланированных мероприятий, вопросы прогнозирования ЧС с учетом особенностей территорий.

Продолжить работу по реализации целевых программ в сфере защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Проводить работу по уточнению районов эвакуации, совершенствованию приемов и способов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Разрабатывать варианты возможного сокращения сроков проведения эвакуационных мероприятий.

Соблюдать требования по содержанию, использованию в мирное время и эксплуатации защитных сооружений ГО, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению, не допускать случаев необоснованного и преждевременного списания.

Планировать и проводить работу по дооборудованию существующих защитных сооружений ГО согласно требованиям норм инженерно-технических мероприятий ГО.

Способствовать реализации первоочередных мер по противопожарной защите жилых помещений, объектов здравоохранения, образования и транспорта.

Организовывать проведение соревнований учащихся “Школа безопасности“, “Юные добровольные пожарные дружины“ и полевых лагерей “Юный спасатель“, а также конкурсов “Учитель года по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности“, обеспечивать их материальную и финансовую поддержку.

В целях пропаганды деятельности в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах сосредоточить усилия на совершенствовании форм и методов информационного обеспечения, активнее использовать возможности электронных, печатных средств массовой информации, наружной рекламы.

2.1. Основными формами оперативной подготовки органов управления ГО и звеньев АОТП РСЧС определить:

командно-штабные учения (далее - КШУ);

командно-штабные (штабные) тренировки (далее - КШТ (ШТ));

тренировки, сборы, групповые и практические занятия.

Учения и тренировки по выполнению задач в сфере защиты населения и территорий от ЧС, в том числе вызванных террористическими акциями, проводить с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“.

Внедрять в практику проведение многостепенных учений (тренировок). В год, когда не проводятся КШУ, проводить КШТ (ШТ). Участие нижестоящих организаций (территориальных органов) в многостепенных учениях (тренировках) засчитывать за проведенные КШУ (КШТ) в текущем году.

При проведении учений и тренировок особое внимание уделять оценке реальности имеющихся планов ГО и защиты населения, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, организации взаимодействия при ликвидации ЧС и выполнению мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.

При планировании учений и тренировок предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и звеньев АОТП РСЧС в различные степени готовности, защите населения и территорий от ЧС, переводу ГО с мирного на военное время, защите населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также по вопросам ликвидации последствий террористических акций во взаимодействии с администрацией области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Темы учений и тренировок определять исходя из особенностей территорий и задач, выполняемых звеньями АОТП РСЧС. В ходе учений и тренировок предусматривать отработку вопросов ликвидации техногенных ЧС и террористических акций на железнодорожном транспорте, а также природных ЧС, вызванных землетрясениями и другими стихийными бедствиями.

В городских округах и муниципальных районах спланировать и провести под руководством глав администраций, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности:

одно командно-штабное учение с органами управления муниципальных образований. В ходе проведения командно-штабных учений планировать и проводить комплексные учения и тренировки с группами объектов экономики (в т.ч. с привлечением потенциально опасных объектов) городских и сельских поселений продолжительностью до 3 суток (1 раз в 3 года);

одно комплексное учение городского округа, муниципального района продолжительностью до двух суток (1 раз в 3 года);

одну штабную тренировку с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города, района продолжительностью до 1 суток;

одну штабную тренировку с эвакуационной (эвакоприемной) комиссией городского округа, муниципального района продолжительностью до 1 суток;

три тренировки с поселковыми и объектовыми звеньями АОТП РСЧС в действиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (наводнения, природные пожары, аварии на системах жизнеобеспечения населения) продолжительностью до 8 часов;

два - три КШУ с органами управления городских и сельских поселений;

одно - два комплексных учения с органами управления и силами городских и сельских поселений;

одно - два тактико-специальных учения с аварийно-спасательными формированиями (далее - АСФ), нештатными аварийно-спасательными формированиями (далее - НАСФ) продолжительностью до 8 часов;

две тренировки с силами, привлекаемыми для ликвидации последствий террористических актов, продолжительностью до 8 часов;

три комплексные проверки объектов экономики, городских и сельских поселений по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах продолжительностью до 3 суток;

учебно-методический сбор с руководителями органов местного самоуправления городских и сельских поселений, руководителями, председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, специалистами по делам ГО и ЧС организаций продолжительностью до 8 часов.

Органам местного самоуправления городских и сельских поселений, руководителям организаций спланировать и провести:

одно командно-штабное учение или одну штабную тренировку с органами управления городских и сельских поселений и организаций продолжительностью до 1 суток;

одно тактико-специальное учение с аварийно-спасательными формированиями (1 раз в 3 года), с формированиями повышенной готовности (1 раз в год) до 8 часов;

одно комплексное учение продолжительностью до 2 суток с периодичностью 1 раз в 3 года проводить в поселениях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводить тренировки продолжительностью до 8 часов;

в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводить 1 тренировку в год продолжительностью до 8 часов.

Перед началом характерных для территорий муниципальных образований чрезвычайных ситуаций (весенний паводок, природные пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период и т.д.) спланировать с городскими и сельскими поселениями, организациями проведение тренировок по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией с учреждениями, входящими в городские и районные звенья АОТП РСЧС, реагированию на возникающие ЧС.

В ходе сборов проводить:

с руководителями органов местного самоуправления - практические занятия по действиям должностных лиц органов местного самоуправления и КЧС и ПБ при ликвидации аварий на потенциально опасных объектах и организации защиты населения в ЧС;

с руководителями организаций - показные занятия с аварийно-спасательными формированиями по ликвидации ЧС и организации эвакуации рабочих и служащих;

с руководителями организаций с негосударственной формой собственности - занятия с рабочими и служащими по действиям при возникновении ЧС.

2.2. При подготовке органов управления и АСФ основные усилия направить:

на дальнейшее совершенствование практических навыков спасателей и пожарных при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в различных ситуациях;

на углубление ими знаний тактики действий и организации взаимодействия в сложных условиях обстановки.

Обучение АСФ проводить в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 “О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера“ и утвержденными примерными программами обучения.

Оказывать методическую помощь и координировать деятельность молодежных общественных объединений, ведущих работу по подготовке спасателей, активизировать работу по созданию условий для подготовки и деятельности спасателей - общественников.

При планировании мероприятий по подготовке АСФ не менее 1 раза в период обучения проводить тренировки и учения по оказанию помощи туристам, терпящим бедствие, в условиях природной среды с учетом особенностей территорий.

Тактико-специальные и другие учения, тренировки проводить в условиях, максимально приближенных к реальным, обращая особое внимание на отработку вопросов централизованного управления силами и средствами в зоне ЧС.

Уделять пристальное внимание деятельности аварийно-спасательных служб, АСФ в части контроля за их созданием, организацией учебного процесса, аттестацией, регистрацией, готовностью к реагированию на ЧС и проведением работ по их ликвидации. Не допускать деятельности аварийно-спасательных формирований, не прошедших в установленном порядке аттестацию и регистрацию.

Совершенствовать систему взаимодействия АСФ с поисково-спасательными формированиями и ГИМС МЧС России, подразделениями пожарной охраны (далее - ПО), общественными организациями спасательного профиля.

При подготовке АСФ и профессиональных спасателей независимо от ведомственной принадлежности руководствоваться программами подготовки, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации АСФ, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, уделив особое внимание специальной и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в ЧС.

Территориальной аттестационной комиссии при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителями и личным составом АСФ правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных работ, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.

Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность АСФ, уровень подготовленности спасателей и наличие у них соответствующих аттестационных документов на право ведения аварийно-спасательных работ.

Подготовку руководителей и специалистов органов управления ГО и звеньев АОТП РСЧС, а также учреждений и организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля в интересах ГО, осуществлять в соответствии с приказом МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 “Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля“.

2.3. Подготовку органов повседневного управления обеспечить на основе дальнейшего развития правовой основы деятельности единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) на базе единого телефонного номера “01“.

Дальнейшее развитие ЕДДС организовать в соответствии с Концепцией развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом МЧС России от 10 сентября 2002 г. N 428 и планами развития ЕДДС на территориях городских округов и муниципальных районов, разрабатываемых Главным управлением МЧС России по Амурской области.

В работе по развитию ЕДДС основные усилия направить на:

внедрение типовых проектных решений создания и оснащения ЕДДС;

развитие автоматизированных информационно-управляющих систем сбора, обработки, оценки и передачи информации в вышестоящие и взаимодействующие органы управления АОТП РСЧС;

совершенствование нормативной правовой базы ЕДДС, разработку (корректировку) алгоритмов работы, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС;

совершенствование алгоритмов взаимодействия диспетчерских служб, систем учета сведений о работе ЕДДС по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и аварийно-спасательными формированиями, реагирования на возникающие ЧС и происшествия;

оснащение ЕДДС современными средствами связи;

включение ЕДДС различного уровня в единую ведомственную цифровую сеть связи МЧС России;

развертывание информационно-навигационных систем в интересах пожарно-спасательных подразделений и ГИМС;

организацию прямых связей ЕДДС:

с подразделениями пожарной охраны (далее - ПО) и поисково-спасательными службами;

с потенциально-опасными объектами;

дежурными службами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Через средства массовой информации довести до населения информацию о создании единой дежурно-диспетчерской службы на базе единого телефонного номера “01“.

Принять действенные меры по повышению уровня оперативного реагирования и осуществления своевременных и обоснованных действий при возникновении ЧС, вызванных авариями и террористическими акциями на радиационно, химически и биологически опасных объектах (далее - РХБОО), обеспечению укомплектованности ЕДДС аварийными и аварийными медицинскими карточками на все аварийно-, химически опасные вещества и радиационные грузы, перечнями РХБОО с прогнозируемыми последствиями ЧС.

Не допустить снижения уровня оперативного реагирования на возникающие пожары при изменении статуса телефона “01“.

Подготовку оперативно-диспетчерского персонала ЕДДС вести с учетом их функционирования на базе телефонного номера “01“ по новым программам обучения.

Ежемесячно анализировать состояние дел по созданию, внедрению и эксплуатации ЕДДС, подготовке их персонала. Обобщенные данные о работе ЕДДС представлять до 15 числа каждого месяца в Главное управление МЧС России по Амурской области.

2.4. При подготовке НАСФ основные усилия сосредоточить на практическом овладении личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Повысить уровень подготовки и профессиональной выучки НАСФ по выполнению мероприятий по обеспечению радиационной, химической и биологической (далее - РХБ) защиты, совершенствовать практические навыки руководителей и специалистов звеньев АОТП РСЧС по реагированию и действиям в ЧС на радиационно, химически и биологически опасных объектах, в том числе вызванных террористическими акциями с применением радиоактивных, опасных химических веществ и биологических поражающих агентов в местах массового пребывания людей.

Подготовку руководителей НАСФ осуществлять в областном учебно-методическом центре по ГО и ЧС и на курсах ГО, обратив особое внимание на выработку умений и навыков по приведению в готовность личного состава к действиям по предназначению, выполнению специальных задач в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) в районах ЧС и очагах поражения.

Предусмотреть подготовку руководителей НАСФ в ходе проведения с ними сборов по специальной подготовке. Для каждого такого сбора разрабатывать специальные программы в объеме 36 учебных часов. Занятия в ходе сборов проводить на учебно-материальной базе областного учебно-методического центра по ГО и ЧС или непосредственно в организациях по профилю деятельности (при условии наличия подготовленной учебно-материальной базы в организации).

Проверять готовность НАСФ на занятиях, контрольных проверках, учениях и тренировках по ГО, а также в ходе проверок состояния готовности ГО.

Совершенствовать вопросы организации и обеспечения взаимодействия НАСФ, создаваемых в муниципальных образованиях, с областными формированиями и формированиями МЧС России при планировании совместного выполнения задач ГО.

Руководителям органов управления гражданской защиты и пожарной безопасности городских округов и муниципальных районов сведения по подготовке НАСФ представить в управление гражданской защиты и пожарной безопасности администрации области до 10 декабря 2006 года.

2.5. Главной задачей в подготовке поисково-спасательных формирований (далее - ПСФ) считать дальнейшее повышение их готовности к ведению поисково-спасательных работ в ЧС природного и техногенного характера.

При подготовке ПСФ основные усилия направить на:

постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и эффективности ее использования;

организацию изучения и внедрения передового опыта лучших ПСФ по организации подготовки спасателей.

Подготовку руководителей ПСФ направить на выработку организаторских и методических навыков проведения комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных формирований к выполнению задач по предназначению.

Основными формами подготовки руководителей считать:

повышение квалификации в учебных учреждениях МЧС России;

участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также реагирование на ЧС.

Повышение квалификации начальников ПСФ и их заместителей осуществлять в Институте развития МЧС России, Академии гражданской защиты МЧС России, спасательных центрах МЧС России и на учебных сборах, проводимых региональным центром.

Профессиональную подготовку спасателей организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки МЧС России (издания 1999 года) в местах постоянной дислокации ПСФ. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2-го класса, преподавателей (специалистов) образовательных учреждений, других организаций соответствующего профиля на договорной основе.

Учебная нагрузка должна составлять не менее 24 часов в месяц. Продолжительность учебного часа - 45 минут.

Занятия по теоретической и практической подготовке спасателей проводить не менее 6 учебных часов в неделю в дни, определенные приказами руководителей организаций.

При проведении практических занятий основное внимание обратить на приобретение навыков и умений при проведении аварийно-спасательных работ и соблюдение правил и мер безопасности.

На учениях и тренировках практически отрабатывать вопросы взаимодействия с территориальными и ведомственными АСФ.

Повышение квалификации спасателей проводить в учебных заведениях и на базах спасательных центров МЧС России.

Спасателей, подготовка которых требует специальной подготовки с выдачей квалификационных документов (водолазов, водолазных врачей, водолазных специалистов, парамедиков, газоспасателей, водителей маломерных судов и др.), направлять для обучения на договорной основе в образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.

Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводить в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей МЧС России (издания 1999 года) на базе областного учебно-методического центра по ГО и ЧС или в составе своих формирований.

Квалификационные испытания (зачеты) по водной, горной, десантной и воздушно-десантной подготовке планировать и проводить 1 раз в полгода в период учебных сборов.

Не реже 1 раза в полгода проводить учебные пожарные тренировки спасателей согласно плану противопожарной защиты территории (объекта) во взаимодействии с территориальными подразделениями пожарной охраны.

Один раз в месяц проводить тренировки спасателей по отработке нормативов по оказанию первой медицинской помощи в ЧС.

Психологическую подготовку спасателей направить на формирование морально-психологических качеств, развивающих выносливость и позволяющих переносить длительные физические и психологические нагрузки при проведении поисково-спасательных работ в зонах ЧС.

Десантную подготовку спасателей осуществлять на учебных сборах регионального уровня. Основным методом обучения определить практические занятия по отработке нормативов выполнения беспарашютного десантирования с вертолетов в труднодоступные районы (для формирований спасателей, имеющих соответствующее спусковое снаряжение и допуски для проведения десантирования).

Практические занятия с применением спусковых устройств из вертолета планировать не менее 3 раз в каждый период обучения.

Воздушно-десантную подготовку спасателей проводить в ПСФ, имеющих в штате подготовленных и аттестованных инструкторов, а также соответствующее снаряжение и допуски личного состава для выполнения прыжков с парашютом.

Горную подготовку спасателей направить на отработку навыков передвижения по всем видам горного рельефа с применением альпинистских спасательных технологий. Особое внимание уделить на отработку приемов и способов организации страховки и самост“аховки. Практические занятия по горной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программ отрабатывать в местах постоянной дислокации формирований с учетом специфики и особенностей территории.

Практические занятия спасателей по водной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программ подготовки отрабатывать непосредственно в местах постоянной дислокации формирований с учетом особенностей местных водных акваторий.

В ходе занятий учить спасателей правилам поведения на воде, эксплуатации водных судов, организации безопасного плавания, особенностям спасения и оказания первой медицинской помощи людям, пострадавшим на воде. Особое внимание уделить обучению правилам и мерам безопасности при сплавах по рекам повышенной сложности прохождения.

Первоначальное обучение и повышение квалификации спасателей-водолазов и врачей по медицинскому обеспечению водолазных спусковых работ проводить в условиях специализированных учебных центров (организаций) на договорной основе в соответствии с утвержденными программами по водолазной подготовке и Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах. Учебно-тренировочные сборы водолазов-спасателей ПСФ с тренировочными погружениями и отработкой учебных задач проводить не реже 1 раза в полгода.

В ходе технической подготовки спасателей основные усилия направить на отработку навыков эксплуатации автотранспорта, аварийно-спасательного оборудования, средств связи в условиях ЧС, умение оперативно устранять неисправности, профессионально осваивать новые виды аварийно-спасательного оборудования и техники. Особое внимание обратить на соблюдение мер безопасности при работе с оборудованием, не допускать эксплуатацию аварийно-спасательного инструмента и оборудования, не освидетельствованного органами Гостехэнергонадзора.

Подготовку спасателей ПСФ к работе с аварийно-, химически опасными веществами осуществлять на базе учебно-методического центра по ГО и ЧС области, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий в местах постоянной дислокации.

Практическую работу с аварийно-, химически опасными веществами осуществлять после аттестации на данный вид работ и при надлежащей технической оснащенности спасателей.

Занятия по физической подготовке проводить 2 раза в неделю по 2 часа. Особое внимание уделить развитию силовой выносливости, умению длительно переносить высокие физические и психологические нагрузки. Контрольные занятия по физической подготовке со спасателями проводить 1 раз в месяц под руководством руководителей ПСФ с принятием зачетов, отработкой нормативов и выставлением оценок. Полученные оценки учитывать при последующей аттестации спасателей.

Время между зимним и летним периодами обучения использовать для развития и совершенствования учебно-материальной базы ПСФ, проведения необходимых работ по обустройству (ремонту) спортивных городков и тренажерных комплексов.

Проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей осуществлять комплексными группами в ходе плановых (не реже 1 раза в год) и внеплановых проверок, а также в ходе сборов, учений и соревнований.

2.6. Организацию боевой подготовки и проведения занятий в подразделениях ПО организовать в соответствии с планами боевой подготовки на год и тематическими планами занятий.

Сотрудников (работников) ПО, впервые принимаемых на должности, обучать по Примерной программе специального первоначального обучения (издания 2002 года) в составе подразделений ПО.

Боевую подготовку сотрудников ПО проводить по караулам (дежурным сменам) в период боевого дежурства.

В документах планирования отражать вопросы подготовки личного состава дежурных смен подразделений ПО на год, проведение пожарно-тактических учений, занятия с пожарными расчетами по решению пожарно-тактических задач, тренировки со звеньями газодымозащитной службы.

Боевую подготовку личного состава специализированных пожарных частей по тушению крупных пожаров проводить в порядке, определенном Программой подготовки личного состава подразделений государственной противопожарной службы (далее - ГПС) издания 2003 г., а также в соответствии с функциями и задачами, возложенными на эти подразделения.

Совместную подготовку подразделений ПО в масштабах гарнизонов пожарной охраны проводить в ходе пожарно-тактических учений и тренировок под руководством начальника Главного управления МЧС России по Амурской области.

Пожарно-тактические учения проводить в соответствии с Методическим указаниями по тактической подготовке начальствующего состава ГПС (издания 2002 г.). К участию в пожарно-тактических учениях привлекать все караулы (дежурные смены) подразделений ПО.

В ходе пожарно-тактических учений и занятий отрабатывать вопрос оперативного реагирования на возникающие пожары, взаимодействия с диспетчерами ЕДДС, обобщать и распространять положительный опыт этой работы.

Пожарно-тактические учения проводить с:

центром управления силами ПО, центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Амурской области, службой пожаротушения АОТП РСЧС не реже 1 раза в год;

каждым подразделением ПО не реже 1 раза в год;

подразделениями ПО в масштабе гарнизонов пожарной охраны не реже 2 раз в год.

Показные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями ГПС в масштабе гарнизонов пожарной охраны не реже 2 раз в год.

Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями ПО в масштабе гарнизонов пожарной охраны не реже 1 раза в год при подведении итогов боевой подготовки за год.

Пожарно-тактические учения с опорными пунктами пожаротушения проводить не реже 1 раза в год в порядке, определенном начальником Главного управления МЧС России по Амурской области.

Количество тренировочных занятий с личным составом подразделений ПО по решению пожарно-тактических задач определять с расчетом, чтобы каждый начальник подразделения ПО выступил в роли руководителя тушения пожара не менее 2 раз в период обучения.

Контрольно-проверочные занятия по решению пожарно-тактических задач проводить не менее 2 раз в год для каждого караула (дежурной смены), а также при инспектировании гарнизонов и подразделений ПО.

Начальникам подразделений ПО при проведении занятий с выездом на объекты проводить корректировку планов пожаротушения объектов и карточек тушения пожаров, а также проверку исправности систем пожарного водоснабжения.

Медицинскую подготовку личного состава подразделений ПО проводить в соответствии с утвержденными программами боевой подготовки.

Подразделения связи готовить к обеспечению оперативно-диспетчерской связи с подразделениями ПО, передаче и приему информации с места работы подразделений, обеспечению надежной связи с подразделениями и службами, взаимодействующими с ПО.

2.7. В городских округах и муниципальных районах на основе настоящих рекомендаций до 20 декабря 2005 года разработать организационно-распорядительные документы по подготовке органов управления, сил ГО и звеньев АОТП РСЧС, до 25 декабря 2005 года разработать планы основных мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006 год.

В организациях разработку планов основных мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, их согласование и утверждение завершить к 30 декабря 2005 года.

Планы согласовать:

руководителям структурных подразделений администрации области и областных организаций, главам городских округов и муниципальных районов, руководителям отделений железных дорог, гидроэлектростанций - с управлением гражданской защиты и пожарной безопасности администрации Амурской области и с Главным управлением МЧС России по Амурской области;

руководителям городских и сельских поселений и организаций - с городскими и районными органами управления гражданской защиты и пожарной безопасности.

3. Управлению гражданской защиты и пожарной безопасности администрации области (С.В.Прилипко) запланировать проведение с муниципальными образованиями и организациями под руководством губернатора области и его заместителей следующих мероприятий:

комплексные проверки состояния гражданской обороны, вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 3 муниципальных районов (Михайловский, Тамбовский, Тындинский);

комплексное учение с органами управления и силами ГО и звена АОТП РСЧС Благовещенского района;

командно-штабное учение с органами управления ГО и звена АОТП РСЧС Бурейского района;

штабные тренировки с органами управления ГО 2 муниципальных районов (Мазановский, Серышевский);

два учебно-методических сбора с начальниками управлений и отделов гражданской защиты и пожарной безопасности городских округов и муниципальных районов, специалистами по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям департаментов, управлений администрации области и организаций;

одно тактико-специальное учение с поисково-спасательным отрядом Амурского центра гражданской защиты и пожарной безопасности;

одно тактико-специальное учение с территориальными аварийно-спасательными формированиями (Михайловский район);

тренировки с органами управления и сил районных звеньев АОТП РСЧС по ликвидации последствий террористических акций (Тамбовский, Тындинский районы);

два занятия с членами эвакуационной комиссии области и руководителями эвакуационных (эвакоприемных комиссий) городских округов и муниципальных районов;

командно-штабную тренировку с эвакуационной комиссией области;

учебно-методический сбор по подведению итогов деятельности органов исполнительной власти по осуществлению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в 2006 году и постановке задач на 2007 год.

4. Руководителям департаментов и управлений администрации области, руководителям областных государственных учреждений и организаций обеспечить участие специалистов по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в проведении мероприятий, указанных в п. 3.

5. Начало учебного года установить с 11 января 2006 года, окончание учебного года - 30 ноября 2006 года.