Законы и бизнес в России

Положение Архаринского района от 01.07.2005 N 43 “Об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд“ (принято Архаринским районным Советом народных депутатов 23.06.2005)

Утратил силу в связи с принятием Положения Архаринского района от 10.08.2009 N 51.

Вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования (обнародования) (статья 15 данного документа).

АРХАРИНСКИЙ РАЙОН

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПУТЕМ

ВЫКУПА, ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Принято

Архаринским

районным Советом

народных депутатов

23 июня 2005 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Положения

1. Настоящее Положение в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Законом Амурской области “Об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных нужд области или муниципальных нужд“ регулирует отношения, связанные с изъятием земельных участков, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд, на территории Архаринского района.

2. Действие настоящего Положения не распространяется на земельные участки, изъятые из оборота, и земельные участки, изъятие которых запрещено федеральными законами.

3. Принудительное изъятие земельных участков, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения, используемых с нарушением законодательства, осуществляется в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства и не является предметом регулирования настоящего Положения.

Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Положением

Участниками отношений, возникающих при изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков на территории района для муниципальных нужд (далее - изъятие земельных участков), выступают органы местного самоуправления Архаринского района, граждане и юридические лица - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, иные заинтересованные лица.

Статья 3. Основания изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд

1. Изъятие земельных участков на всех землях независимо от формы собственности осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

а) размещением (при отсутствии других вариантов возможного размещения) следующих объектов муниципального значения:

объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

б) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях.

2. Изъятие земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, помимо случаев, установленных подпунктами “а“, “б“ пункта 1 настоящей статьи, допускается в случаях:

а) резервирования земельных участков с целью последующего изъятия (выкупа) для муниципальных нужд, осуществленного в установленном порядке органами местного самоуправления Архаринского района;

б) связанных со строительством объектов местного значения, в том числе объектов социального, культурно-бытового назначения, жилищного фонда, объектов, строительство которых предусмотрено областными адресно-инвестиционными программами.

Статья 4. Информирование населения муниципального образования о возможном изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд

1. Органы местного самоуправления Архаринского района информируют население муниципального образования о возможном изъятии земельных участков и предоставлении этих земельных участков для размещения объектов.

Информация должна содержать:

а) сведения о наименовании лица, заинтересованного в предоставлении земельных участков, о местоположении и общей площади земельных участков, предполагаемых для изъятия, о целях предполагаемого изъятия;

б) указание формы, в которой граждане могут высказать свое мнение о возможном изъятии земельных участков и предоставлении их для размещения объектов;

в) наименование органа и его координаты (адрес, телефон), в котором можно получить дополнительную информацию по данному вопросу, в который можно направить мнения о возможном изъятии земельных участков и предоставлении их для размещения объектов;

г) указание срока окончания приема мнений о возможном изъятии земельных участков и предоставлении их для размещения объектов.

2. С учетом мнения населения или по результатам слушаний, сходов и референдумов, проводимых в случаях, установленных федеральным и областным законодательством или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Архаринского района, по вопросу изъятия земельных участков и предоставления этих земельных участков для размещения объектов на территории муниципального образования, органы местного самоуправления Архаринского района в пределах своей компетенции принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов или решения об отказе в предварительном согласовании мест размещения объектов.

Статья 5. Информирование землепользователей, землевладельцев, арендаторов, собственников земельных участков о возможном изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд в связи с их предоставлением для строительства

1. После выбора земельного участка для строительства специально уполномоченный орган местного самоуправления (далее - Отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района) в месячный срок со дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

В случае если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, Отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.

2. Представляемая землепользователям, землевладельцам, арендаторам, собственникам земельных участков информация о возможном изъятии земельных участков в связи с предоставлением их для строительства направляется заказным письмом с уведомлением о вручении и должна содержать:

а) наименование лица, заинтересованного в предоставлении земельных участков;

б) наименование и назначение объекта, для строительства которого возможно изъятие земельных участков;

в) наименование документа о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, его номер и дату принятия;

г) предполагаемое место размещения объекта;

д) общую ориентировочную площадь земельных участков, предполагаемых для изъятия;

е) расчет убытков собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства, связанных с возможным изъятием земельных участков;

ж) предупреждение о риске затрат и убытков в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии земельного участка.

Статья 6. Порядок рассмотрения ходатайств об изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд

1. Принятие решения об изъятии и само изъятие земельных участков осуществляются органами местного самоуправления Архаринского района.

2. Ходатайство о необходимости изъятия земельных участков направляется главе муниципального образования Архаринского района структурными подразделениями администрации Архаринского района и иными заинтересованными лицами в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд.

К ходатайству об изъятии земельных участков прилагаются:

а) решение о предварительном согласовании места размещения объекта;

б) финансово-экономическое обоснование необходимости изъятия земельных участков;

в) картографические материалы;

г) расчет убытков собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства, связанных с возможным изъятием земельных участков;

д) сведения о категории земель, о целевом назначении земельных участков и о предполагаемом их использовании;

е) сведения о качестве земель сельскохозяйственного назначения;

ж) сведения о техническом состоянии зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках (частях земельных участков), и наличии на этих земельных участках объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (в случае их наличия).

3. С целью рассмотрения ходатайства об изъятии земельных участков решением главы муниципального образования Архаринского района создается постоянная межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, в состав которой входят представители органов местного самоуправления Архаринского района, а также представители заинтересованных территориальных органов федеральных органов государственной власти.

Собственники, землевладельцы, землепользователи или арендаторы земельных участков, которые предполагается изъять (выкупить) для муниципальных нужд, или их представители вправе присутствовать на заседаниях соответствующих постоянных межведомственных комиссий при обсуждении и принятии решений, связанных с изъятием земельных участков, и давать необходимые пояснения, знакомиться со всеми документами и материалами, а также представлять необходимые документы и материалы, в том числе сведения о рыночной стоимости земельных участков и находящихся на них объектов недвижимого имущества, расчет подлежащих возмещению убытков.

Указанные лица должны быть в письменной форме заблаговременно извещены о дате и месте заседаний постоянных межведомственных комиссий по рассмотрению вопросов изъятия земельных участков.

Постоянные межведомственные комиссии на своих заседаниях рассматривают представленные документы и материалы, в случае необходимости запрашивают дополнительные документы и материалы и подготавливают свои заключения о необходимости или об отсутствии необходимости изъятия земельных участков, на основании которых Отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района подготавливает проект правового акта главы муниципального образования Архаринского района об изъятии земельных участков для муниципальных нужд или отказ в изъятии земельных участков для муниципальных нужд.

Статья 7. Согласование решений по изъятию (выкупу) земельных участков для муниципальных нужд

1. Решение об изъятии земельных участков до его подписания уполномоченным лицом в обязательном порядке подлежит согласованию с:

а) органами местного самоуправления Архаринского района, на территории которых изымаются земельные участки;

б) департаментом агропромышленного комплекса администрации области - в отношении земель сельскохозяйственного назначения;

в) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области - в отношении земель особо охраняемых территорий;

г) Агентством лесного хозяйства по Амурской области - в отношении земель лесного фонда.

2. Решение об изъятии земельных участков с приложением к нему проектов границ земельных участков, где в графической и текстовой формах отражаются границы земельных участков (или их части), необходимых для муниципальных нужд, и обоснование изъятия земельных участков, а также иные документы направляются указанным в пункте 1 настоящей статьи органам для согласования в десятидневный срок.

В случае непоступления в установленный срок от органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, согласования или мотивированного отказа в согласовании решения решение считается согласованным с этими органами.

3. В случае получения обоснованного отказа в согласовании решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд Отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района по истечении установленного срока согласования направляет все результаты согласований в соответствующую постоянную межведомственную комиссию для повторного рассмотрения вопроса изъятия земельных участков.

Если в результате повторного рассмотрения вопроса изъятия земельных участков постоянная межведомственная комиссия придет к заключению:

а) о необоснованности отказа в согласовании - она вправе вынести решение о признании согласованным решения об изъятии земельных участков;

б) об обоснованности отказа в согласовании - она принимает решение о необходимости устранения выявленных нарушений или об отказе в изъятии земельных участков.

Статья 8. Принятие решения об изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд

1. Решение об изъятии земельных участков должно содержать следующие сведения:

а) об изымаемых земельных участках: их местонахождение, кадастровые номера, площади, категории земель, целевое назначение, обременения и ограничения использования;

б) о собственниках, землепользователях, землевладельцах или арендаторах изымаемых земельных участков;

в) о цели изъятия, в том числе сведения о лицах, в интересах которых предполагается изъятие земельных участков;

г) об условиях изъятия земельных участков.

К правовому акту об изъятии земельных участков прилагаются проекты границ земельных участков, в которых в графической и текстовой формах отражаются границы земельных участков (или их частей), необходимых для муниципальных нужд, а также обоснование изъятия земельных участков и иные документы.

В случае изъятия частей земельных участков части земельных участков должны быть выделены в самостоятельные земельные участки за счет средств местного бюджета или за счет заинтересованных лиц.

Оплата работ по изготовлению документации, необходимой для принятия решения об изъятии земельных участков, осуществляется за счет средств местного бюджета или за счет заинтересованных лиц.

2. Правовой акт об изъятии земельных участков подлежит обнародованию.

3. В случае изменения документов планирования, развития и организации использования земель, на основании которых было принято решение об изъятии земельных участков, либо в случае, если отпала необходимость изъятия земельных участков, правовой акт об изъятии земельных участков подлежит отмене.

Статья 9. Государственная регистрация правового акта об изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд

1. Правовой акт об изъятии земельных участков подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Отдел по управлению муниципальным имуществом Архаринского района в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд в месячный срок с момента принятия правового акта об изъятии земельных участков обеспечивает его государственную регистрацию.

Статья 10. Информирование землепользователей, землевладельцев, арендаторов, собственников земельных участков о предстоящем изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд

Правовой акт об изъятии земельных участков, зарегистрированный в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в семидневный срок с момента государственной регистрации направляется с уведомлением землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, законные интересы которых затрагиваются в результате такого изъятия, а также гражданам и юридическим лицам, являющимся собственниками земельных участков, которые в целях размещения объектов необходимо выкупить для муниципальных нужд.

Уведомление с правовым актом направляется Отделом по управлению муниципальным имуществом Архаринского района в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд заказной корреспонденцией с подтверждением о вручении не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельных участков, исходя из даты вручения уведомления.

Статья 11. Гарантии прав землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков, изымаемых (выкупаемых) для муниципальных нужд

1. Изъятие земельных участков осуществляется только после:

а) предоставления по желанию лицам, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков или уплаты собственнику земельного участка его рыночной стоимости;

б) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

в) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

2. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия земельных участков должны быть уведомлены об этом органом местного самоуправления Архаринского района, принявшим решение об изъятии земельных участков.

Расходы, понесенные собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии земельных участков возмещению не подлежат.

3. Определение стоимости изымаемого земельного участка и расположенных на нем зданий, строений, сооружений, размеров убытков, в том числе упущенной при изъятии для муниципальных нужд выгоды, осуществляется исходя из качественных и количественных характеристик земельных участков и объектов недвижимости, указанных в материалах по изъятию земельных участков.

Размеры выкупной цены или подлежащих возмещению убытков определяются в соответствии с гражданским законодательством, законодательством об оценочной деятельности и иными федеральными нормативными правовыми актами на основании отчетов независимых оценщиков, а также расчетов собственников, землепользователей, землевладельцев или арендаторов изымаемых земельных участков.

4. При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода.

При расчете убытков арендаторам земельных участков учитываются арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

При расчетах размеров возмещения убытков собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытки определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков. Уплата выкупной цены и возмещение убытков осуществляются за счет средств местного бюджета или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки.

5. В случае изъятия земельных участков собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

Статья 12. Изъятие (выкуп) земельных участков для муниципальных нужд

1. Изъятие земельных участков до истечения года со дня получения уведомления о таком изъятии допускается только с согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

В этом случае с собственниками земельных участков заключается соглашение об их выкупе, которое включает обязательство муниципального образования, лица, заинтересованного в изъятии земельного участка, по уплате выкупной цены, а также сроки и иные условия выкупа.

С землепользователями, землевладельцами, арендаторами заключается соглашение об изъятии и прекращении прав на земельные участки, которое включает в себя обязательство муниципального образования, лица, заинтересованного в изъятии земельного участка, по оплате убытков, вызванных изъятием участка.

2. Принудительное отчуждение земельного участка для муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Статья 13. Особенности изъятия (выкупа) для муниципальных нужд отдельных категорий земель

1. В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием для муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа.

2. Органы местного самоуправления Архаринского района до предоставления заинтересованному гражданину или юридическому лицу изъятого земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению.

3. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных подпунктом а) пункта 1 статьи 3 настоящего Положения.

При изъятии земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, необходим предварительный перевод их из лесных земель в нелесные в установленном порядке.

4. Земельные участки в городском и сельских поселениях Архаринского района могут быть изъяты для муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городского и сельских поселений Архаринского района, правилами землепользования и застройки.

Статья 14. Приведение нормативных правовых актов органов местного самоуправления Архаринского района в соответствие настоящему Положению

1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления Архаринского района, принятые до вступления в силу настоящего Положения, применяются в части, не противоречащей настоящему Положению.

2. Органам местного самоуправления Архаринского района в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Положения привести свои нормативные правовые акты в соответствие настоящему Положению.

Статья 15. Вступление в силу

Настоящее Положение вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования (обнародования).

Глава Архаринского района

Е.А.ЯЦУН

п. Архара

1 июля 2005 года

N 43