Законы и бизнес в России

[Вопрос] Должен ли уплачиваться налог на добавленную стоимость с суммы арендной платы по договору аренды площади, находящейся в ведении комитета администрации Амурской области по управлению государственным имуществом, являющейся федеральной собственностью?

Вопрос: Комитет администрации Амурской области по управлению государственным имуществом определил арендатору сумму арендной платы без налога на добавленную стоимость. Счет-фактура выставлен им без НДС.

Должен ли уплачиваться налог на добавленную стоимость с суммы арендной платы по договору аренды площади, находящейся в ведении комитета администрации Амурской области по управлению государственным имуществом, являющейся федеральной собственностью?

Ответ: Пунктом 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 4 п. 2 указанной статьи Кодекса установлено, что выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, не признается реализацией товаров (работ, услуг).

При применении порядка, изложенного в вышеуказанном подпункте, следует иметь в виду, что указанный порядок применяется исключительно в тех случаях, когда в федеральных законах или законах субъектов Российской Федерации, а также в актах, принимаемых органами местного самоуправления, предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по оказанию услуг или выполнению работ с возложением на эти государственные органы (или органы местного самоуправления) исключительных полномочий в этой сфере деятельности.

Услуги по сдаче в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества не являются исключительными полномочиями органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации данные услуги могут оказываться также и организациями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления), за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения).

Поэтому оказание органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления услуг по сдаче в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества признается реализацией товаров (работ, услуг), и, соответственно, вышеуказанные услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на основании п. 1 ст. 146 Кодекса.

Порядок определения налоговой базы при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества установлен п. 3 ст. 161 Кодекса.

Арендатор указанного имущества в соответствии с вышеуказанной статьей Кодекса признается налоговым агентом, на которого возложена обязанность исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно п. 4 ст. 173 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 Кодекса, за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком.

Таким образом, исходя из указанных норм Кодекса, сумма арендной платы, указанная в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму налога на добавленную стоимость. При перечислении арендодателю арендной платы арендатор, являющийся налоговым агентом, из общей суммы арендной платы с учетом НДС должен исчислить по налоговой ставке 20/120, удержать и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость.

При этом сумма налога по арендной плате может быть принята арендатором к вычету на основании ст. 171 Кодекса после фактической уплаты исчисленного налога в бюджет.

12 ноября 2003 года