Законы и бизнес в России

Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 27.06.2003 N 28/276 “О проекте закона Амурской области “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Амурской области“

Амурским областным Советом народных депутатов принят Закон Амурской области от 27.10.2003 N 250-ОЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Амурской области“.

Вступил в силу с 27 июня 2003 года (пункт 4 данного документа).

АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

(третий созыв)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2003 г. N 28/276

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ “О ТЕРРИТОРИЯХ

ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ

МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ“

Рассмотрев в новой редакции проект закона Амурской области “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Амурской области“, областной Совет народных депутатов постановляет:

1. Принять проект закона Амурской области “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Амурской области“ в первом чтении.

2. Направить указанный законопроект субъектам права законодательной инициативы области, прокурору области, управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области, главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды по Амурской области, комитету по земельным ресурсам и землеустройству области, ассоциации коренных малочисленных народов Севера Амурской области для внесения замечаний и предложений до 1 августа 2003 года.

3. Постоянной комиссии областного Совета народных депутатов по вопросам аграрной политики, природопользования и экологии (Иванов Г.Н.) доработать с учетом внесенных поправок указанный законопроект и внести его на заседание областного Совета народных депутатов.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Амурского

областного Совета

народных депутатов

С.И.ГОРЯНСКИЙ

ПРОЕКТ

в новой редакции

ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

О ТЕРРИТОРИЯХ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Амурским

областным Советом

народных депутатов

________ 2003 года

Настоящий Закон устанавливает порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Амурской области, определяет правовой режим использования природных ресурсов в пределах таких территорий и направлен на решение экономических, социальных, экологических и демографических проблем в интересах обеспечения традиционного образа жизни этих народов.

Статья 1. Общие положения

1. Территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Амурской области (далее - территории традиционного природопользования) согласно законодательству Российской Федерации являются особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера Амурской области.

2. Коренными малочисленными народами Севера Амурской области (далее по тексту - коренные малочисленные народы) признаются народы, проживающие на территориях исторического расселения своих предков в Амурской области, сохраняющие язык, самобытную культуру, поддерживающие традиционные виды хозяйственной деятельности, осознающие себя самостоятельными этническими общностями и имеющие численность населения, не превышающую 50 тысяч человек.

3. Субъектами традиционного природопользования являются:

отдельные граждане (физические лица) из числа коренных малочисленных народов;

семьи из числа коренных малочисленных народов;

общины коренных малочисленных народов.

4. Видами традиционного природопользования являются:

оленеводство;

рыболовный и охотничий промыслы;

сбор и переработка дикоросов, лекарственного и технического сырья;

национальные художественные промыслы, связанные с изготовлением изделий из природных материалов.

5. Территории, отнесенные в соответствии с настоящим Законом к территориям традиционного природопользования, не являются объектом права исключительного ведения коренных малочисленных народов.

Субъекты традиционного природопользования, определенные пунктом 3 статьи 1 настоящего Закона, обладают преимущественным правом при получении долгосрочных лицензий на пользование биологическими природными ресурсами и заключении договоров на предоставление промысловых угодий в пользование в пределах территорий традиционного природопользования, а также на пользование общераспространенными полезными ископаемыми для собственных нужд.

6. Промысловыми угодьями являются земли и водоемы, служащие средой обитания и распространения объектов животного и растительного мира, в пределах которых в установленном порядке разрешается ведение традиционных видов природопользования, предусмотренных пунктом 4 статьи 1 настоящего Закона.

7. Предоставление промысловых угодий в пределах территорий традиционного природопользования в Амурской области субъектам традиционного природопользования, перечисленным в пункте 3 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в порядке, определенном настоящим Законом и законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.

8. Использование территории традиционного природопользования на землях лесного фонда для спортивной охоты, любительского рыболовства, сбора дикоросов субъектами, не предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с Законом Амурской области “О порядках пользования участками лесного фонда и лесами, не входящими в лесной фонд“ с учетом требований настоящего Закона.

9. Хозяйственная деятельность на территориях традиционного природопользования не должна ухудшать общего состояния окружающей природной среды в пределах этих территорий.

10. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов на территориях традиционного природопользования в Амурской области, регулируются настоящим Законом и законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.

Статья 2. Порядок выделения и состав территорий традиционного природопользования

1. Перечень территорий традиционного природопользования областного и местного значения с описанием границ, площадей, состава земель утверждается областным Советом народных депутатов в составе областных программ развития природно-заповедного фонда по представлению Главы Администрации области.

2. Территории традиционного природопользования областного значения образуются постановлением Главы Администрации области по согласованию с органами представительной власти местного самоуправления районов и со специально уполномоченными государственными органами в области охраны и рационального использования природных ресурсов на основании обращений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, общин коренных малочисленных народов или ассоциации коренных малочисленных народов Севера Амурской области.

В случае расположения территорий традиционного природопользования областного значения в пределах нескольких административных районов их границы согласовываются органами представительной власти местного самоуправления каждого из районов.

3. Территории традиционного природопользования местного значения образуются решениями органов представительной власти местного самоуправления районов по согласованию с администрацией области и со специально уполномоченными государственными органами в области охраны и рационального использования природных ресурсов на основании обращений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, общин коренных малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

4. Границы территорий традиционного природопользования определяются на основании учета исторически сложившихся мест традиционной хозяйственной деятельности, продуктивности возобновляемых природных ресурсов, численности коренных малочисленных народов, проживающих на данной территории, перспектив развития традиционных видов хозяйственной деятельности с учетом конкретных местных условий.

5. При необходимости в состав территорий традиционного природопользования могут включаться особо охраняемые природные территории и объекты областного значения или их участки, а также зоны ограниченной промышленной деятельности и зоны иного функционального назначения при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Границы таких зон закрепляются на местности специальными информационными знаками, указывающими их правовой статус и режим использования.

Статья 3. Зонирование территорий традиционного природопользования

1. Территории традиционного природопользования могут состоять из различных частей (зон) разного функционального назначения.

2. На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части (зоны):

поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

участки земли и водного пространства, используемые для ведения различных видов традиционного природопользования и традиционного образа жизни;

объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность;

участки, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования и оборота с целью сохранения или восстановления особо важных для традиционной деятельности природных комплексов и природных ресурсов, для которых установлен особый правовой режим;

участки ограниченного хозяйственного использования, в пределах которых допускается пользование природными ресурсами (лесопользование, водопользование, добыча общераспространенных полезных ископаемых) субъектами традиционного природопользования безвозмездно для собственных нужд;

участки, на которых допускаются определенные виды хозяйственной деятельности несубъектами традиционного природопользования ограниченно для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, строительство дорог и мостов;

участки, на которых допускается хозяйственная деятельность несубъектами традиционного природопользования по добыче полезных ископаемых, заготовке древесины, строительству объектов промышленного назначения.

3. Части (зоны) разного функционального назначения выделяются при образовании территорий традиционного природопользования.

Описание границ и режима частей (зон) разного функционального назначения приводится в положении о каждой территории традиционного природопользования.

Статья 4. Порядок предоставления угодий в границах территорий традиционного природопользования

1. Угодья в границах территорий традиционного природопользования предоставляются во владение и пользование субъектам традиционного природопользования, определенным пунктом 3 статьи 1 настоящего Закона.

Предоставление одного угодья во владение и пользование нескольким субъектам природопользования допускается в случае, если заготовка и переработка природных ресурсов осуществляются их совместными действиями.

2. Договор на предоставление участка угодий субъектам природопользования, определенным пунктом 3 статьи 1 настоящего Закона, заключается на срок до 49 лет.

Для целей оленеводства и отгонного животноводства срок договора не может превышать 25 лет.

3. Пользование лесным фондом и водными объектами, находящимися в пределах предоставляемых угодий, осуществляется в соответствии с положениями лесного и водного законодательства Российской Федерации.

4. Право пользования угодьями территорий традиционного природопользования может быть досрочно прекращено полностью или частично органом местного самоуправления района, заключившим договор, по согласованию с ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Амурской области в случае нарушения установленного договором режима природопользования.

5. На территориях традиционного природопользования допускаются спортивная охота, любительское рыболовство, сбор дикоросов для целей личного потребления несубъектами традиционного природопользования в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами области.

6. Использование земель и природных ресурсов в пределах территорий традиционного природопользования для государственных, муниципальных и коммерческих нужд несубъектами традиционного природопользования допускается, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

Статья 5. Лицензирование пользования природными ресурсами на территориях традиционного природопользования

1. Право пользования природными ресурсами для коммерческих целей в пределах территорий традиционного природопользования для субъектов традиционного природопользования, определенных пунктом 3 статьи 1 настоящего Закона, наступает после получения долгосрочной лицензии на право пользования объектами природопользования.

2. Долгосрочные лицензии на пользование объектами природных ресурсов выдаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны и рационального использования природных ресурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законами области.

Статья 6. Промышленное освоение территорий традиционного природопользования

1. Строительство промышленных и других объектов, разработка месторождений полезных ископаемых, заготовка древесины в порядке рубок главного пользования, осуществляемые в границах территорий традиционного природопользования, допускаются только при наличии согласования субъекта традиционного природопользования, в пользовании которого находится определенное угодье, и при условии соблюдения режима территорий традиционного природопользования.

При необходимости по вопросу предоставления в пользование земель и природных ресурсов для этих целей проводится местный референдум, по итогам которого принимается соответствующее решение.

2. Разрешение на промышленное освоение отдельных участков в пределах территорий традиционного природопользования выдается на конкурсной основе.

Определение победителя конкурса производится комиссией, в состав которой включаются представители субъекта традиционного природопользования, в пользовании которого находится угодье территории традиционного природопользования и ассоциации коренных малочисленных народов Севера Амурской области.

3. Хозяйственная деятельность в пределах территорий традиционного природопользования, начатая до их признания таковыми, разрешается, если она не нарушает условий осуществления традиционного природопользования, и только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и согласия субъекта традиционного природопользования.

Статья 7. Особо охраняемые природные территории и объекты в границах территорий традиционного природопользования

1. С целью охраны природных комплексов, сохранения и воспроизводства животного и растительного мира в границах территорий традиционного природопользования могут создаваться в установленном порядке природные заказники, памятники природы, этноэкологические территории, места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, леса первой группы, водоохранные и нерестоохранные зоны рек, другие особо охраняемые природные территории и объекты или располагаться их части.

2. На указанных территориях и объектах допускается на специально отведенных участках традиционное природопользование коренных малочисленных народов в пределах, установленных для этих участков, по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

3. Создание особо охраняемых природных территорий в границах территорий традиционного природопользования возможно только при наличии согласования соответствующими субъектами традиционного природопользования.

Статья 8. Права субъектов традиционного природопользования на пользование территориями традиционного природопользования

1. Субъекты традиционного природопользования, определенные пунктом 3 статьи 1 настоящего Закона, имеют право:

пользоваться угодьями в пределах территорий традиционного природопользования для ведения традиционных видов хозяйственной деятельности (видов традиционного природопользования);

получать в первоочередном порядке долгосрочные и прочие лицензии на право пользования природными ресурсами в пределах территорий традиционного природопользования;

требовать учета своих интересов при принятии органами государственной власти и местного самоуправления решений по использованию участков переданных им угодий не с целью традиционного природопользования;

обменивать в установленном порядке участки угодий в пределах территорий традиционного природопользования с другими субъектами традиционного природопользования или передавать их другим субъектам традиционного природопользования;

возводить в пределах выделенных участков угодий временные строения и сооружения, необходимые для ведения традиционных видов хозяйственной деятельности;

использовать в установленном порядке для ведения традиционных видов хозяйственной деятельности без применения технических средств имеющиеся в пределах участков угодий общераспространенные полезные ископаемые, лесные ресурсы, водные объекты;

самостоятельно распоряжаться продуктами традиционного природопользования;

осуществлять иную деятельность, связанную с видами традиционного природопользования, определенными пунктом 4 статьи 1 настоящего Закона.

2. Субъекты традиционного природопользования наряду с собственниками угодий в пределах территорий традиционного природопользования являются совладельцами всех природных ресурсов, которые находятся на этих территориях и имеют право на получение части дохода от эксплуатации этих природных ресурсов предприятиями, организациями и физическими лицами.

Размер части дохода определяется соответствующими соглашениями между субъектами традиционного природопользования и предприятиями, организациями и физическими лицами, занимающимися эксплуатацией этих природных ресурсов.

3. Прекращение прав субъектов традиционного природопользования на пользование угодьями в пределах территорий традиционного природопользования происходит в случаях:

добровольного отказа субъектов традиционного природопользования от прав на пользование названными угодьями;

систематического (более двух раз) нарушения субъектом традиционного природопользования установленных настоящим Законом норм традиционного природопользования;

прекращения ведения субъектом традиционного природопользования традиционных видов природопользования;

прекращения существования субъекта традиционного природопользования.

Права субъектов традиционного природопользования на пользование угодьями в пределах территорий традиционного природопользования прекращаются по решению органа, такие права предоставившего с уведомлением об этом субъекта традиционного природопользования. Вступление в силу такого решения о прекращении прав происходит не ранее чем через один год после его принятия, если по взаимному согласию сторон не будет предусмотрен иной порядок.

4. Собственники угодий в пределах территорий традиционного природопользования при передаче прав пользования ими субъектам традиционного природопользования вправе устанавливать ограничения (сервитуты) на данные права, связанные с обеспечением государственных, муниципальных и общественных интересов, определенных законодательством Российской Федерации и законами области.

Статья 9. Ответственность за нарушение установленного режима хозяйственной деятельности на территориях традиционного природопользования

1. Нарушение установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях традиционного природопользования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

2. Вред, причиненный природным ресурсам и природным комплексам в границах территорий традиционного природопользования, подлежит обязательному возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Статья 10. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его первого официального опубликования.

2. Предложить Главе Администрации области привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативные правовые акты.

Глава Администрации

Амурской области

Л.В.КОРОТКОВ

г. Благовещенск

__________ 2003 года

N ________