Законы и бизнес в России

Решение Амурского ТУ МАП РФ от 24.09.2002 <О признании факта нарушения и выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в требовании органов местного самоуправления передать муниципальному предприятию половину добываемого количества минеральной воды и размещения цеха по разливу воды в с. Константиновка>

МИНИСТЕРСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

АМУРСКОЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Адрес: 675000, г. Благовещенск,

Амурская область, пер.

им. Св.Иннокентия, 1,

тел. 44-32-03

30 сентября 2002 г. N 02-1429

Администрации Константиновского района

Амурской области

676980, Амурская область, с. Константиновка,

ул. им. Ленина, 85

Администрации с. Константиновка

Константиновского района

676980, Амурская область, с. Константиновка,

ул. им. Ленина, 85

Главному управлению природных ресурсов и

охраны окружающей среды МПР России

по Амурской области

675029, г. Благовещенск, ул. Забурхановская, 98

Комитету по земельным ресурсам и землеустройству

Амурской области

г. Благовещенск, ул. Амурская, 150

ООО “Аква“

г. Благовещенск, ул. им. Б.Хмельницкого, 2

РЕШЕНИЕ

24 сентября 2002 года г. Благовещенск

Комиссия Амурского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного и рекламного законодательств, поддержки предпринимательства в составе:

Махниборода А.В. - председатель комиссии, руководитель

управления;

члены комиссии:

Богуш В.П. - главный специалист отдела по контролю за

соблюдением антимонопольного и рекламного

законодательства, поддержки

предпринимательства;

Македон Н.Г. - специалист 1 категории АМО;

Малыгина Т.Г. - специалист 1 категории АМО,

рассмотрев дело о нарушении администрацией Константиновского района Амурской области (Амурская область, Константиновский район, с. Константиновка, ул. им. Ленина, 85) пункта 1 статьи 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, установила:

22 июля 2002 года в Амурское территориальное управление МАП России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью “Аква“ о нарушении антимонопольного законодательства со стороны должностных лиц администрации Константиновского района, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству Амурской области и Константиновского района.

ООО “Аква“ осуществляет разведку и добычу подземных минеральных вод для розлива и бальнеологического лечения из скважины N 2990, расположенной на участке “Центральный“ в с. Константиновке, на основании лицензии на право пользования недрами (серия БЛГ N 01029 МЭ), свидетельства на право собственности на скважину N 2990, свидетельства на право пользования земельным участком площадью 1 га.

Заявитель указывает, что после оформления вышеуказанных документов и получения горного отвода недропользователю ООО “Аква“ необходимо было оформить земельный отчет в окончательных границах на участке “Центральный“, что связано с обязанностью недропользователя обеспечить защиту месторождения минеральных вод от загрязнения (обустроить зону санитарной защиты). В этих целях ООО “Аква“ обращалось в администрацию Константиновского района и администрацию с. Константиновка с просьбой о выделении земельного участка в границах участка недр площадью 10000 м. Однако, как указывает заявитель, более полутора лет администрация Константиновского района и районный земельный комитет (при поддержке комитета по земельным ресурсам и землеустройству Амурской области) не дают согласия на выделение земельного участка.

Одновременно администрация Константиновского района предъявляет ООО “Аква“ следующие требования, связывая их выполнение с решением вопроса о выделении обществу земельного участка:

о поставках муниципальному ремонтно-строительному предприятию (МРСП) до половины всех запасов добываемой ООО “Аква“ минеральной воды;

о размещении цеха по розливу минеральной воды, добываемой ООО “Аква“, в с. Константиновке.

Кроме того, администрация Константиновского района предпринимает действия по прекращению деятельности ООО “Аква“ по добыче и розливу минеральной воды, действуя при этом в интересах муниципального предприятия (МРСП), являющегося недропользователем на участке “Южный“ в с. Константиновке Константиновского района. Для этого администрация района через комитеты по земельным ресурсам и землеустройству Амурской области и Константиновского района пытается добиться:

остановки добычи минеральной воды из скважины N 2990;

изъятия у ООО “Аква“ лицензии на право добычи минеральной воды из скважины N 2990 и передачи прав на недра муниципальному предприятию.

Для этого администрация инициирует проведение ревизии правоустанавливающих документов ООО “Аква“ по земле, недрам, собственности на скважину, а также оспаривает право собственности ООО “Аква“ на скважину N 2990, требуя признать законным пользователем МРСП.

На заседании комиссии представители ООО “Аква“ свои требования подтвердили, сообщив дополнительно, что после их обращения в антимонопольный орган администрация с. Константиновка заключила с ООО “Аква“ договор земельного участка в окончательных границах, предусмотренных горным отводом, за исключением небольшого земельного участка, на котором находится огород жителя с. Константиновка. Администрация с. Константиновка непротив выделения земельного в окончательных границах ООО “Аква“ и после изъятия земельного участка, на котором находится огород, предоставит ООО “Аква“ земельный участок в окончательных границах.

Глава администрации с. Константиновка сообщила, что земельный участок, необходимый ООО “Аква“ для разведки, добычи минеральной воды и обустройства санитарной зоны, является собственностью муниципального образования с. Константиновка. 30 июня 2002 года администрация с. Константиновка заключила с ООО “Аква“ договор аренды земельного участка. Земельный участок выделен в размере, определенном горным отводом, за исключением небольшого огорода, занимаемого жителем. Однако, после решения вопроса об изъятии этого участка, он будет передан ООО “Аква“.

Представитель ООО “Аква“ подтвердила комиссии то, что администрация Константиновского района все еще требует от общества передачи 50% добываемой минеральной воды муниципальному предприятию и размещения цеха по розливу минеральной воды на территории с. Константиновка. В случае выполнения этих условий администрация Константиновского района отзовет все свои иски из судов и не будет мешать обществу заниматься добычей минеральной воды. Эти требования подтверждаются протоколом N 6 заседания межведомственной комиссии при администрации Амурской области по устранению административных барьеров от 1 июля 2002 года; письмом администрации Константиновского района от 25 апреля 2001 года. Кроме того, в подтверждение своей позиции представила комиссии постановление главы администрации Константиновского района от 29 августа 2002 г. N 221 “О признании недействительными постановления главы администрации района N 132 от 8 апреля 1996 года “Об изучении гидрогеологических условий Константиновского месторождения минеральных вод“, абзац постановления N 108 от 11 апреля 1997 г. “О согласовании выделения земельных участков для ведения гидрогеологических исследований на Константиновском месторождении минеральных вод“ и распоряжение N 65 от 17 марта 1997 года. Данным постановлением признаны недействительными ранее изданные ненормативные акты администрации Константиновского района, которыми ООО “Аква“ были переданы полномочия на изучение Константиновского месторождения минеральных вод и согласования выделения земельных участков для проведения гидрогеологических исследований на месторождении, согласования передачи ООО “Аква“ скважин N 2992 и N 731. На основании указанных и отмененных главой администрации Константиновского района ненормативных актов ООО “Аква“ в дальнейшем получило лицензию на разработку и добычу минеральной воды, горный отвод, был выделен земельный участок для обустройства санитарной зоны, приобретена в собственность скважина N 2990. Однако глава администрации Константиновского района постановлением от 29 августа 2002 г. N 221 передает скважину N 2990, принадлежащую ООО “Аква“, на праве собственности муниципальному предприятию.

Доводы ООО “Аква“ об обязывании администрации Константиновского района по отдаче половины запасов добываемой минеральной воды муниципальному предприятию и размещению цеха по розливу минеральной воды в с. Константиновке подтверждаются еще актом администрации Константиновского района N 549 от 5 августа 2002 г. на запрос Амурского ТУ от 25 июля 2002 года N 02-1112:

“Администрация района обязывает ООО “Аква“ передать муниципальному предприятию половину добываемого количества минеральной воды в связи с тем, что изыскательские работы на бурение скважины проводились за счет бюджетных средств. Решением районного Совета народных депутатов N 49 от 24 августа 1996 года “Об утверждении реестра особо важных объектов Константиновского района“ скважины за номерами 2990, 731 и 221 признаны объектами, имеющими особо важное значение для района. Решением Совета народных депутатов N 50 от 24 августа 1996 г. “О Константиновском месторождении минеральных вод“ эти скважины вошли в муниципальную собственность.

Администрация района требует от ООО “Аква“ размещения цеха по розливу минеральной воды в с. Константиновка в связи с тем, что в настоящее время при дефиците районного бюджета в 47 процентов от предприятия поступает налогов в районный бюджет в 15 раз меньше, чем поступало бы при работе цеха. По расчету при работе цеха по розливу минеральной воды поступило бы в районный бюджет ежегодно налогов на сумму 1369 тысяч рублей.“.

Таким образом, администрация Константиновского района подтверждает содержащуюся в заявлении ООО “Аква“ информацию о требованиях, предъявляемых к заявителю администрацией района.

Данные требования нельзя признать обоснованными по следующим причинам.

Законом РФ “О недрах“ установлено:

недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью (ст. 1);

недра предоставляются в пользование в целях, перечисленных в ст. 6 Закона РФ “О недрах“. В том числе недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых;

пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами (ст. 9);

предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющих все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом “О соглашениях о разделе продукции“ и законодательством Российской Федерации о недрах (ст. 11);

лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, кроме прочего, согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье (ст. 12).

Перечисленные нормы Закона РФ “О недрах“ содержатся также в Положении о “Порядке лицензирования пользования недрами“, утвержденном постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. 3314-1.

Выдача лицензий для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения, осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом совместно с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования определена в ст. 5 Закона РФ “О недрах“. Так, в компетенцию органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования входят:

1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений Закона РФ “О недрах“;

5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, природных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Таким образом, органы местного самоуправления не вправе распоряжаться единым государственным фондом недр на территории субъектов РФ, соответственно, они не уполномочены на выдачу лицензий на право пользования недрами, а также не наделены полномочиями заключать с недропользователями соглашения о разделе продукции и определять их условия.

В то же время пользователь недр в соответствии со статьей 22 Закона РФ “О недрах“ имеет право (в том числе):

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством или соглашением о разделе продукции.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что администрация Константиновского района не вправе требовать от ООО “Аква“ передачи муниципальному предприятию половины добываемого количества минеральной воды и размещения цеха по розливу минеральной воды в с. Константиновке по каким-либо причинам, так как данные требования администрации являются незаконными: нарушают Конституцию РФ, которой гарантируется свобода экономической деятельности, признается равенство различных форм собственности. Кроме того, издание постановления от 29 августа 2002 года N 221, которым признаны недействительными ранее изданные ненормативные акты администрации Константиновского района, ущемляет интересы ООО “Аква“, так как этими ненормативными актами ООО “Аква“ были переданы полномочия на изучение Константиновского месторождения минеральных вод и согласования выделения земельных участков для проведения гидрогеологических исследований на месторождении, согласования передачи ООО “Аква“ скважин N 2990 и N 731. На основании указанных и отмененных главой администрации Константиновского района ненормативных актов ООО “Аква“ в дальнейшем получило лицензию на разведку и добычу минеральной воды, горный отвод, был выделен земельный участок для обустройства санитарной зоны, приобретена в собственность скважина N 2990. Однако глава администрации Константиновского района постановлением от 29 августа 2002 г. N 221 передает скважину N 2990, принадлежащую ООО “Аква“ на праве собственности, муниципальному предприятию.

Предъявляя ООО “Аква“ перечисленные требования, совершая действия, направленные на прекращение деятельности ООО “Аква“ и создание благоприятствующих условий деятельности МРСП, администрация Константиновского района нарушает также п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, которым федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и в соответствии с пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, комиссия решила:

По данному вопросу см. также решение Арбитражного суда Амурской области от 07.03.2003 N А04-4790/02-18/227.

1. Администрации Константиновского района выдать предписание о прекращении нарушения пункта 1 статьи 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Должностным лицам МАП России (территориального управления) рассмотреть вопрос о ______________________________.

Председатель комиссии

А.В.МАХНИБОРОДА

Члены комиссии:

В.П.БОГУШ

Н.Г.МАКЕДОН

Т.Г.МАЛЫГИНА