Законы и бизнес в России

[Информация о деле] Суд признал действия региональной энергетической комиссии незаконными

Открытое акционерное общество “Амурсельмаш“ обратилось в арбитражный суд области с иском о признании решения региональной энергетической комиссии Амурской области от 8 января 2002 г. N 1-02 в части определения затрат для истца по транзиту электрической энергии в размере 100 тыс. руб. недействительным.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования, указав, в частности, что ОАО “Амурсельмаш“ осуществляет транспортировку электрической энергии потребителям ОАО “Амурэнерго“ через свои подстанции в соответствии с заключенным обществами соглашением от 26 мая 2000 г. Решение РЭК в части определения затрат для истца по транзиту электрической энергии оценивает как вмешательство в хозяйственную деятельность ОАО. Ответчиком при вынесении оспариваемого решения не запрашивались и не были учтены расчеты затрат общества по транзиту электрической энергии.

Ответчик иск не признал, пояснив, в частности, что по представленному ОАО “Амурэнерго“ проекту расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию РЭК Амурской области в целях подготовки экономически обоснованного заключения у ОАО “Амурэнерго“ запрошены дополнительные материалы, в том числе расшифровка по статьям “Услуги производственного характера“, в расчет которых включены затраты по транзиту электрической энергии ОАО “Амурсельмаш“ на 2002 года в размере 200000 руб. РЭК в размер транзита электрической энергии истца корректив не вносила, но и экономическую обоснованность данного показателя не проверяла. Поскольку РЭК не вправе устанавливать тариф по транзиту электрической энергии, считает, что оспариваемое решение не влечет правовых последствий для истца и его интересов не затрагивает.

Представитель ОАО “Амурэнерго“ пояснил, что согласно действующему законодательству РФ размер платы за услуги на потребительском рынке электроэнергии, в том числе по передаче энергии, подлежит государственному регулированию. Рассмотрение данного вопроса отнесено к компетенции региональной энергетической комиссии. ОАО “Амурэнерго“ самостоятельно на основании фактических затрат по транзиту электроэнергии ОАО “Амурсельмаш“ в 2001 году определило их уровень на 2002 года, данные сведения без согласования с истцом направило ответчику. Поскольку размер платы на какие-либо услуги на потребительском рынке энергии для истца РЭК не устанавливался, считает, что иск удовлетворению не подлежит из-за отсутствия предмета спора. Вместе с тем указал, что при заключении соответствующего соглашения с истцом на 2002 год ОАО “Амурэнерго“ исходило бы из принятых ответчиком затрат ОАО “Амурсельмаш“ по транзиту электрический энергии.

Исследовав доводы участников процесса, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (с изменениями) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться определенные принципы, в том числе обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. К органам государственного регулирования тарифов законодателем отнесены Федеральная энергетическая комиссия РФ как федеральный орган исполнительной власти, и региональные энергетические комиссии субъектов РФ как органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральная и региональные энергетические комиссии в своей деятельности руководствуются законодательством РФ и работают на единой нормативно-методической основе.

Статьей 12 Закона к полномочиям региональных энергетических комиссий отнесено установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям (регулирование тарифов региональными энергетическими комиссиями осуществляется на основании положений, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в приведенном законе, и исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством РФ).

Исходя из смысла приведенного закона, других нормативных правовых актов, регулирующих основы ценообразования и порядок государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, государственному регулированию подлежит тариф на электрическую и тепловую энергию, а также размер платы за услуги энергоснабжающей организации по передаче потребителям электроэнергии по присоединенным сетям.

В соответствии с требованиями ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения (публичному договору) энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, соблюдая предусмотренные договором условия ее потребления. В приведенной норме указано, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении.

При транзите электроэнергия подается от энергоснабжающей организации к потребителю не по сетям энергоснабжающей организации, а по сетям иной организации. Исходя из их гражданско-правового характера, отношения между энергоснабжающей организацией и собственником сетей оформляются договором на оказание услуг по передаче (транзиту) электроэнергии. Размер платы за использование сетей (имущества иной организации) устанавливается соглашением сторон и государственному регулированию не подлежит.

Статьей 6 Закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ предусмотрено, что региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным законом (N 41-ФЗ) к их полномочиям.

Решением региональной энергетической комиссии Амурской области от 8 января 2002 г. N 1-02 в себестоимости товарной продукции ОАО “Амурэнерго“ в статье “Услуги производственного характера“ определены затраты по транзиту электрической энергии ОАО “Амурсельмаш“ г. Белогорска в размере 100 тыс. руб.

Истец, ссылаясь на расчеты, указал на несоответствие определенных ответчиком затрат по транзиту электрической энергии расчетным.

Оценив оспариваемое решение с учетом требований действующего законодательства РФ, суд считает, что региональная энергетическая комиссия Амурской области, превысив представленные ей законом полномочия, определила затраты для открытого акционерного общества “Амурсельмаш“ по транзиту электрической энергии, чем допустила вмешательство в деятельность хозяйствующего субъекта.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что ответчик, определяя затраты ОАО “Амурсельмаш“ по транзиту электроэнергии оспариваемым решением, их экономическую обоснованность не проверил.

Принимая во внимание правовой статус региональной энергетической комиссии Амурской области как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обязательность ее решений для энергоснабжающих организаций и потребителей электрической и тепловой энергии, суд считает, что оспариваемое решение в части, касающейся ОАО “Амурсельмаш“, нарушает права истца.

С учетом изложенного суд признает решение региональной энергетической комиссии Амурской области от 8 января 2002 г. N 1-02 в части определения затрат по транзиту электрической энергии ОАО “Амурсельмаш“ в размере 100 тыс. руб. недействительным.

Руководствуясь ст. ст. 124 - 127, 132 АПК РФ, суд решил:

иск удовлетворить;

признать решение региональной энергетической комиссии Амурской области от 8 января 2002 г. N 1-02 в части определения затрат для открытого акционерного общества “Амурсельмаш“ по транзиту электрической энергии в размере 100 тыс. руб. недействительным.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда области в течение месяца со дня его вынесения.