Законы и бизнес в России

Решение Амурского ТУ МАП РФ от 11.04.2002 <О признании рекламораспространителя нарушившим п. 2 ст. 33 Федерального закона “О рекламе“. Нарушение выразилось в скрытой рекламе алкогольной продукции>

МИНИСТЕРСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(МАП РОССИИ)

АМУРСКОЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

15 апреля 2002 г. N 02-567

ООО “Амурский

рекламно-информационный

центр“

ОАО “Амурский кристалл“

ОАО “Винный завод

“Благовещенский“

ООО “МПКО “Союз“



Индивидуальному

предпринимателю С.

РЕШЕНИЕ

11 апреля 2002 года г. Благовещенск

Комиссия Амурского территориального управления МАП России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председателя комиссии:

Яковлевой Т.И. - заместителя руководителя управления;

членов комиссии:

Богуш В.П. - главного специалиста отдела по контролю за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательств, поддержки предпринимательства;

Семеновой Т.И. - ведущего специалиста АМО;

Малыгиной Т.Г. - специалиста I категории АМО,

рассмотрев дело N Р-8/332002 по признакам нарушения п. 2 ст. 33 Федерального закона “О рекламе“, возбужденное по собственной инициативе, установила:

На телеканалах “ОРТ“ и “РТР“ в январе 2002 года в рекламных блоках распространялись рекламные ролики следующего содержания: 5 рекламных роликов с демонстрацией жизни жителей города Благовещенска и Приамурья в конце XIX - начале XX вв., а также видов города Благовещенска до 1917 года в стиле убыстренной съемки начала XX века с приведением различных сведений о торговом доме “Иван Чурин и Компания“, а также о народе, живущем на берегах Амура. В конце 4 рекламных роликов появляется на экране и озвучивается фраза: “Чуринъ - лучшие традиции“. Еще в одном рекламном ролике содержится выражение: “В знак уважения к лучшим традициям нашего города“, на экране при этом также демонстрируется слово “Чуринъ“ с выражением над ним: “Лучшие традиции“.

Согласно счету - фактуре N 1516 от 24 декабря 2001 года и графику выхода в эфир рекламных роликов “Чурин“, “Чурин-1“, “Чурин-2“, “Чурин-3“ за период с 25 декабря 2001 года по 13 января 2002 года, представленным ООО “АмРИЦ“, плательщиком и заказчиком данных роликов является МПКО “Союз“.

Однако слово “Чуринъ“ в данных рекламных роликах написано в оригинальном стиле и ранее в таком же изображении использовалось в рекламе водки “Чуринъ“, распространявшейся на телеканале “ОРТ“ в декабре 1999 года - январе 2000 года, о чем комиссией Амурского ТУ МАП России 18 февраля 2000 года было рассмотрено дело о нарушении п. 2 ст. 33 ФЗ “О рекламе“. Рекламодателем данной рекламы в том случае выступал ОАО “Амурский кристалл“, который сообщил Амурскому ТУ МАП России, что “при организации торговой марки “Чурин“ ОАО “Амурский кристалл“ руководствовался целью создания рекламного образа (брэнда), который бы от имени ОАО “Амурский кристалл“ служил гарантом высокого качества выпускаемой продукции. Для организации брэнда планируется использовать не только наименование, но и непосредственно стиль написания слова “Чурин“, а также словосочетания “Крепкие традиции“ и “Эта продукция изготовлена в знак уважения к историческому прошлому нашего города“.



В настоящее время оригинальное написание слова “Чуринъ“ по-прежнему используется на этикетке водки “Иван Чуринъ“, выпускаемой ОАО “Амурский кристалл“ с 10 ноября 2000 года, а также в рекламных плакатах, распространяемых внутри торговых точек города Благовещенска, в частности, в магазинах “Колобок“ (ул. им. Ленина, 159) и “Флорида“ (ул. им. Горького, 118).

Кроме того, в рекламных роликах “Чуринъ“, распространявшихся на телеканалах “ОРТ“ и “РТР“ в январе 2002 года, использовались рекламные выражения “Чуринъ - лучшие традиции“, “В знак уважения к лучшим традициям нашего города“ в стиле, аналогичном ранее содержавшимся в рекламе водки “Чуринъ“ рекламным выражениям, указанным выше. Эти же выражения имеются и в содержании рекламы, распространяемой в настоящее время внутри торговых точек г. Благовещенска, в том числе и в указанных выше магазинах вместе с изображением бутылки водки “Иван Чуринъ“ с этикеткой, причем слово “Чуринъ“ написано в оригинальном стиле по диагонали непечатным шрифтом в отличие от слова “Иван“.

Кроме того, по информации ООО “АмРИЦ“, рекламная заставка, распространявшаяся на телеканалах “ОРТ“ и “РТР“, содержавшая выражение “Иван Чурин“, также, согласно счету - фактуре N 72 от 23 января 2002 года, оплачена МПКО “Союз“. Более того, рекламораспространитель пояснил, что “реклама, содержащая выражение “Иван Чурин“, по объяснению представителей ООО МПКО “Союз“, по чьей заявке размещается данная реклама, призвана формировать интерес к традициям высокого качества обслуживания населения в области предоставления гостиничных услуг“.

Однако из представленной ООО “АмРИЦ“ на запрос Амурского ТУ МАП России копии договора на рекламное обслуживание от 25 сентября 2001 года, заключенного ОАО “Амурский кристалл“ с ООО “АмРИЦ“ и действовавшего по февраль 2002 года, следует, что рекламодателем указанной заставки в его фирменном стиле (слово “Благовещенск“ в дореволюционном написании и демонстрация на экране здания бывшего торгового дома “Чурин и Ко“ - ныне центр эстетического воспитания) является ОАО “Амурский кристалл“. В данной рекламной заставке информация о гостинице или гостиничных услугах, оказываемых МПКО “Союз“, потребителю рекламы не предоставляется. Наименование самого МПКО “Союз“ также отсутствует в тексте рекламной заставки.

Кроме того, гостиницы с названием “Иван Чурин“ в г. Благовещенске нет. По информации МПКО “Союз“ данное юридическое лицо имеет на своем балансе гостиницу “Чуринъ“, расположенную в районе ул. им. Ленина - ул. им. Шевченко.

В то же время ОАО “Амурский кристалл“ в настоящее время производит алкогольный напиток - водку “Иван Чуринъ“.

Таким образом, посредством указанных рекламных роликов “Чурин“, а также рекламной заставки “Иван Чуринъ“ у потребителей данной рекламы формируется и поддерживается интерес к алкогольной продукции ОАО “Амурский кристалл“ - водке “Иван Чурин“ (ранее водка “Чурин“).

Далее, на телеканале “ОРТ“ в январе 2002 года также распространялся рекламный ролик ОАО “Винный завод “Благовещенский“ с информацией об его продукции. В левом верхнем углу экрана размещено слово “Фуршет“ в оригинальном исполнении.

По информации рекламораспространителя - ООО “АмРИЦ“ данный рекламный ролик призван формировать интерес к минеральной воде, выпускаемой заводом. На экране также демонстрируются стоящие на столе полуторалитровые пластиковые бутылки с прозрачной жидкостью в них и неразличимой этикеткой. Кроме того, в конце рекламного ролика слово “Фуршет“ демонстрируется крупным планом, а также появляются эмблема винного завода “Благовещенский“ и информация под ней “безалкогольная продукция“. Таким образом, акцентируется внимание потребителей данной рекламы на наименовании “Фуршет“, которое связывается с безалкогольной продукцией, выпускаемой ОАО “Винный завод “Благовещенский“.

Однако рекламодатель представил в Амурское ТУ МАП России список продукции, выпускаемой ОАО “Винный завод “Благовещенский“, в том числе и с названием “Фуршет“, из которого видно, что с наименованием “Фуршет“ заводом с 26 октября 2001 года выпускается только водка особая, копия удостоверения о государственной регистрации которой в департаменте пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Министерства сельского хозяйства РФ представлена Амурскому ТУ МАП России рекламодателем. Информации о минеральной воде с наименованием “Фуршет“ заводом не представлено. В то же время в рекламном ролике “Фуршет“ упоминаются слова “фужерчики“, “закуска“, что может вызвать у телезрителей ассоциации с употреблением алкогольных напитков. Потребитель указанной рекламы вводится в заблуждение, поскольку в телеэфире распространяется скрытая реклама алкогольной продукции с наименованием “Фуршет“, в то время как на экране имеется выражение “безалкогольная продукция“.

Кроме того, из представленной рекламопроизводителем рекламного видеоролика “Фуршет“ индивидуальным предпринимателем С. копии договора на производство аудиовизуальной продукции, заключенного им с ОАО “Винный завод “Благовещенский“, следует, что исполнитель должен был изготовить рекламный видеоролик по водке “Фуршет“ (п. 1).

Таким образом, в рекламном ролике ОАО “Винный завод “Благовещенский“ рекламируется алкогольная продукция данного завода - водка “Фуршет“.

Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона “О рекламе“ реклама алкогольных напитков в телепрограммах с 1 января 1996 года запрещена.

В соответствии с абз. 3 ст. 30 Федерального закона “О рекламе“ ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы, несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем всех вышеуказанных рекламных роликов является ООО “Амурский рекламно-информационный центр“.

Из представленных ООО “АмРИЦ“ копий графиков выхода вышеуказанных рекламных роликов в телеэфир следует, что самая последняя демонстрация рекламы алкогольных напитков состоялась на телеканале “ОРТ“ 27 января 2002 года.

Учитывая данные обстоятельства, комиссия не считает целесообразным выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь п. 1 ст. 26 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с п. 3.9 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия решила:

1. Признать рекламораспространителя - ООО “Амурский рекламно-информационный центр“ нарушившим п. 2 ст. 33 Федерального закона “О рекламе“.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в месячный срок с момента вынесения решения.

Председатель комиссии

Т.И.ЯКОВЛЕВА

Члены комиссии:

В.П.БОГУШ

Т.И.СЕМЕНОВА

Т.Г.МАЛЫГИНА