Законы и бизнес в России

Решение Амурского ТУ МАП РФ от 10.04.2002 <О признании факта нарушения органом местного самоуправления антимонопольного законодательства и выдаче предписания о прекращении нарушения, выразившегося в отказе заключить договор с хозяйствующим субъектом на покрытие убытков от реализации газа населению, пользующему льготами>

МИНИСТЕРСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(МАП РОССИИ)

АМУРСКОЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

10 апреля 2002 г. N 02-555

Главе администрации

Свободненского района

В.А.Яковцеву

Директору

ОАО “Свободныйгаз“

РЕШЕНИЕ

10 апреля 2002 года г. Благовещенск

Комиссия Амурского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Махниборода А.В. - председатель комиссии, руководитель управления;

члены комиссии:

Яковлева Т.И. - заместитель руководителя управления;

Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке предпринимательства;

Богуш В.П. - главный специалист АМО;

Македон Н.Г. - специалист I категории АМО,

рассмотрев дело о нарушении администрацией Свободненского района п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, установила:

В Амурское территориальное управление МАП России поступило заявление ОАО “Свободныйгаз“ по поводу отказа от заключения договора на возмещение предоставляемых льгот по газу со стороны администрации Свободненского района. В ходе рассмотрения данного заявления было установлено, что администрацией Свободненского района 3 января 2002 г. был заключен договор с ООО “Факел“ на покрытие убытков по реализации газа населению, пользующемуся льготами, по его оплате на 2002 год (далее - договор). ОАО “Свободныйгаз“ оказывает такие же услуги по обеспечению населения Свободненского района сжиженным газом, как и ООО “Факел“. С этим акционерным обществом администрация Свободненского района отказывается заключать договор ввиду того, что уже заключен такой договор с ООО “Факел“.

Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ определено, что Правительство РФ утверждает перечни товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные перечни утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“. В данный перечень включен “газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд“. Этим же постановлением на органы исполнительской власти субъектов Российской Федерации возложены функции регулирования цен на товары народного потребления и услуги, в том числе и на газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд. Тарифы на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд на территории Амурской области, утверждены постановлением Главы Администрации Амурской области от 12 июля 2001 г. N 409. Порядок возмещения затрат, понесенных газоснабжающими организациями, связанными с предоставлением населению льгот по оплате за газ, утвержден постановлением Главы Администрации Амурской области от 18 января 2002 г. N 31. В п. 5 данного порядка указано, что “администрации городов и районов заключают договоры с газоснабжающими и топливными предприятиями, а в случае отсутствия последних - с частными предпринимателями без образования юридического лица, занимающимися продажей топлива. При этом в первоочередном порядке заключаются договоры с ОАО “Амургаз“, ОАО “Райчихинскгаз“, ОАО “Свободныйгаз“, ОАО “Белогорскгаз“. Данный пункт постановления противоречит действующему законодательству, в частности п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, который предусматривает свободу граждан и юридических лиц в заключении договоров. Кроме того, данный пункт постановления противоречит п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции“, так как дает указание о приоритетном заключении договоров, а также создает благоприятствующие условия деятельности одним хозяйствующим субъектами, дискриминирующие - другим.

ОАО “Свободныйгаз“ и ООО “Факел“ оказывают на территории Свободненского района услуги по обеспечению населения сжиженным газом. ООО “Факел“ отпускает газ населению по ценам, которые ниже утвержденных постановлением Главы Администрации Амурской области от 12 июля 2001 г. N 409. Данный факт послужил (как это следует из письма главы администрации Свободненского района В.А.Яковцева от 20 февраля 2002 г. N 167) основным поводом для того, чтобы именно с этим хозяйствующим объектом администрация Свободненского района заключила договор на покрытие убытков от реализации газа населению, пользующемуся льготами, по оплате на 2002 год, возмещение которых осуществляется за счет средств областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Кроме того, на заседании комиссии представитель администрации Свободненского района пояснила, что поскольку ООО “Факел“ зарегистрировано на территории Свободненского района и налоги поступают в бюджет района, это сыграло немаловажную роль при заключении договора именно с ООО “Факел“. С ОАО “Свободныйгаз“ администрация района работала раньше, года три назад. С этим предприятием очень трудно было работать, так как оно не представляло списки потребителей, которым была предоставлена льгота по оплате за газ, а также обеспечивало газом только близлежащие села района. Однако все перечисленные администрацией Свободненского района причины нельзя признать достаточными основаниями для отказа в заключении договора на возмещение затрат по предоставлению льгот населению по оплате за газ. Согласно ст. 426 Гражданского кодекса РФ, любой гражданин РФ, имеющий льготы по оплате за газ в соответствии с действующим законодательством, вправе обратиться в любую газоснабжающую организацию, и та обязана предоставить такую услугу. Поэтому администрация Свободненского района должна возмещать понесенные затраты, связанные с предоставлением населению льгот по оплате за газ, всем хозяйствующим субъектам,которые предоставляют такие услуги при наличии подтверждающих документов о праве на льготы.

Таким образом, на основании вышеизложенного комиссия делает вывод, что заключение договора Свободненской администрацией только с ООО “Факел“ и отказ в заключении договора с ОАО “Свободныйгаз“ нарушают требование п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции“, выражающееся в создании неравных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, комиссия решила:

1. Признать факт нарушения администрацией Свободненского района п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать администрации Свободненского района предписание о прекращении нарушения п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

3. Должностным лицам МАП России (территориального управления) рассмотреть вопрос о _____________ (см. п. 2.14 Правил).

Председатель комиссии

А.В.МАХНИБОРОДА

Члены комиссии:

Т.И.ЯКОВЛЕВА

У.Н.ТАРАСОВА

В.П.БОГУШ

Н.Г.МАКЕДОН