Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Амурской области от 02.11.2001 N А04-370/01-11/32 В соответствии со ст. 51 Федерального закона “О внутренних войсках МВД РФ“ оплата услуг по энергоснабжению осуществляется за счет федерального бюджета

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

2 ноября 2001 года Дело N А04-370/01-11/32

(извлечение)

В арбитражный суд Амурской области обратилось МП “Горэлектросеть“ г. Благовещенска с иском к войсковой части 6516 ВВ МВД РФ о взыскании 453949 руб. 43 коп., составляющих стоимость оказанных услуг по энергоснабжению в соответствии с договорами N 118 от 24 июля 1998 г. и 17 ноября 1999 г., за период с сентября 1999 г. по сентябрь 2000 г. В качестве ответчиков привлечены также финансовый департамент администрации Амурской области, администрация Амурской области, Главное командование внутренних войск МВД РФ (субсидиарная ответственность).

Ответчик в судебном заседании задолженность в сумме 453949 руб. 43 коп. признал, но заявил, что согласно приказу N М-8-37Н ВВ МВД и Закону РФ “О внутренних войсках МВД РФ“ оплату за услуги по полученной электроэнергии должна финансировать администрация Амурской области, которая не выполняет требования ст. 51 ФЗ “О внутренних войсках МВД РФ“, и взыскание в порядке субсидиарной ответственности должно быть обращено на субъект федерации.

Представители администрации Амурской области, финансового департамента в судебном заседании заявили, что в соответствии с действующим законодательством войсковая часть 6516 должна финансироваться из федерального бюджета. Законами Амурской области о бюджетах на 1998 - 2000 гг. финансирование войсковой части 6516 не предусмотрено. Согласно ст. 83 Бюджетного кодекса при принятии закона либо другого правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, должен быть определен источник и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.

Никаких финансовых, материальных ресурсов на финансирование расходов в/ч 6516 по оплате электроэнергии Амурской области не передавалось. Главное командование Внутренних войск МВД в письменном отзыве на иск сообщило:

- в соответствии со ст. 51 Федерального закона “О внутренних войсках МВД России“ некоторые войсковые части, в том числе в/ч 6516, по коммунальному и жилищному обеспечению финансируются из бюджета субъекта РФ;

- ГК ВВ РФ не является стороной по договору и в соответствии с п. 2 ст. 307 ГК РФ не несет обязательств по выплате образовавшейся задолженности;

- Главное командование ВВ является структурным подразделением МВД РФ и не является органом государственной власти;

- ГК ВВ МВД России не является ни собственником имущества, ни учредителем войсковой части 6516 и не может быть привлечено к субсидиарной ответственности. Кроме того, войсковая часть 6516 входит в состав Восточного округа ВВ МВД России, на который возложена функция финансирования воинских частей округа.

Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, суд считает, что взыскание долга в сумме 453949 руб. 43 коп. следует произвести в порядке субсидиарной ответственности с Главного командования Внутренних войск России по следующим основаниям:

- в соответствии с договорами N 118 от 24 июля 1999 г., 17 ноября 1999 г. в/ч 6516 оказаны услуги МП “Горэлектросеть“ на сумму 453949 руб. 43 коп. Спора между в/ч и МП “Горэлектросеть“ по сумме долга нет;

- оплата полученной электроэнергии не произведена в/ч 6516 вследствие отсутствия в период с сентября 1999 г. по сентябрь 2000 г. финансирования;

- в/ч 6516 является учреждением и согласно ст. 120 ГК РФ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК);

- имущество внутренних войск МВД РФ согласно ст. 4 Федерального закона “О внутренних войсках МВД РФ“ находится в федеральной собственности и передается внутренним войскам в пользование на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, следовательно, главное командование ВВ выполняет функции собственника (владение, пользование, распоряжение) в пределах, установленных законом (ст.ст. 294, 296);

- финансирование воинских частей МВД России в соответствии с Федеральными законами “О федеральном бюджете на 1999 г.“ и “О федеральном бюджете на 2000 г.“ предусматривается в специальном разделе “Внутренние войска“. Следовательно, ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров, должен нести или сам потребитель, или юридическое лицо, через которое осуществляется финансирование воинской части 6516.

В соответствии со ст. 159 Бюджетного кодекса Главное командование Внутренних войск является распорядителем кредитов. Согласно Закону “О федеральном бюджете на 1999 г.“, раздел “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства“, подраздел “Внутренние войска“, ассигновано 4042516,9 тыс. руб.

Согласно Закону “О федеральном бюджете на 2000 г.“, раздел “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства“, подраздел “Внутренние войска“, ассигновано 5787008,1 тыс. руб.

Лимиты потребления электрической энергии на 1999 - 2000 гг. подразделением ВВ МВД России выделялись непосредственно Главным командованием ВВ МВД РФ, а не через Восточный округ. Войсковой части 6516 г. Благовещенска выделено в 1999 г. лимит на сумму 399375 руб., в 2000 г. 830000 руб., но профинансированы за счет средств местного бюджета. Перечислений согласно данным Федерального казначейства от ГК РР МВД в/ч 6516 не поступало.

Согласно ст. 51 Федерального закона “О внутренних войсках МВД РФ“ ремонт и коммунальное обслуживание военных городков, зданий, сооружений, предназначенных для расквартирования воинских частей, осуществляются за счет средств федерального бюджета, а предназначенных для расквартирования специальных моторизированных соединений и воинских частей - органами исполнительной власти субъектов РФ.

Суд исходит из того, что вышеизложенная формулировка, касающаяся моторизованных спецподразделений, означает обязанность исполнительной власти субъекта Федерации по ремонту, коммунальному обслуживанию (поддержание в рабочем состоянии и функционирование тепловых, электрических сетей, электростанций, тепловых узлов и т.п.) зданий, сооружений, в которых расквартированы моторизованные части, но не обязанность осуществлять еще и оплату за оказанные услуги - полученную электроэнергию, тепловодоснабжение и т.п.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона “О внутренних войсках МВД РФ“ оплата оказанных услуг осуществляется за счет федерального бюджета, на что согласно Закону “О федеральном бюджете“ выделяются средства.

В соответствии со ст. 95 АПК РФ на Главное командование внутренних войск следует отнести расходы по госпошлине по иску и кассационной жалобе, но в соответствии с Федеральным законом “О госпошлине“ ответчик освобожден от уплаты госпошлины, т.к. финансируется из федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307 - 309, 120, 399 ГК РФ, ст.ст. 124 - 127 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд решил:

- взыскать 453949 руб 43 коп. с Главного командования Внутренних войск МВД РФ в пользу МП “Горэлектросеть“;

- воинскую часть 6516 от ответственности освободить;

- во взыскании задолженности с финансового департамента администрации Амурской области отказать;

- исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу;

- решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вынесения в апелляционную инстанцию суда.