Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Амурской области от 29.10.2001 N А04-2330/01-1/147 Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 октября 2001 года Дело N А04-2330/01-1/147

(извлечение)

ОАО “Амурсельмаш“ обратилось с иском о признании недействительным решения Белогорского городского Совета народных депутатов от 28 июня 2001 г. N 63 “Об утверждении тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ОАО “Амурсельмаш“.

Исковые требования истец обосновал следующим.

ОАО “Амурсельмаш“ поставляет тепловую энергию МУП “Служба заказчика по ЖКХ“. В отопительный период 2000-2001 года стоимость 1 Гкал составила 772 руб. 82 коп. при стоимости мазута 3492 руб. 92 коп. В дальнейшем стоимость поставляемого МУП “Служба заказчика“ мазута увеличилась до 4251 рубля и, по мнению истца, подлежала увеличению до стоимости мазута.

Комитетом цен по Амурской области по просьбе истца была проведена проверка расчета стоимости 1 Гкал теплоэнергии и было рекомендовано установление стоимости в размере 818 рублей 80 копеек за 1 Гкал.

Ответчик исковое требование не признал в полном объеме.

В судебном заседании и в отзыве на иск указал следующее.

Согласно постановлению Главы Администрации Амурской области N 575 от 7 декабря 1998 г. органам местного самоуправления передано право государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую предприятиями всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности, кроме входящих в областную энергетическую систему ОАО “Амурэнерго“. В Уставе города Белогорска, зарегистрированном решением областного Совета народных депутатов от 27 мая 1999 г., в ст. 22, п. 2 пп. 5 в компетенцию городского Совета народных депутатов входит утверждение по представлению главы администрации города тарифов и цен на продукцию предприятия.

Предприятие продает тепловую энергию по договорам посторонним организациям.

Одной из них является МУП “Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Белогорска. Она обслуживает в этом микрорайоне 87486,9 кв. м жилья, в котором проживает 3980 человек.

Взаимоотношения между ОАО “Амурсельмаш“ и МУП “Служба заказчика по ЖКХ“ администрации г. Белогорска определены договором от 1 сентября 2000 г. на отопительный сезон 2000-2001 гг. Согласно договору энергоснабжающая организация обязуется отпустить потребителю 25535,9 Гкал за отопительный сезон. В п. 3.1 этого документа оговорены формы расчета за теплоэнергию “по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления“.

За отопительный сезон 2000-2001 года ОАО “Амурсельмаш“ отпустило потребителю только 23476,5 Гкал, или 57 процентов от всей реализованной продукции.



МУП “Служба заказчика по ЖКХ администрации г. Белогорска“ смогло участвовать в создании прибыли ОАО “Амурсельмаш“ в доле только на 57 процентов, поэтому потребовался перерасчет рентабельности для МУП “Служба заказчика по ЖКХ администрации г. Белогорска“. В этом случае рентабельность рассчитывалась как отношение прибыль/себестоимость х 100% = 2503,87/29285 х 100% = 8,55%.

Все вышеизложенные причины побудили городской Совет народных депутатов утвердить расчеты, представленные МУП “Служба заказчика по ЖКХ администрации г. Белогорска“ и принять к расчету с поставщиком тепла стоимость 1 Гкал в сумме 772,49 руб. при рентабельности 8,5 процента.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица региональная энергетическая комиссия Амурской области (РЭК) в судебном заседании пояснила.

В соответствии с письмом ОАО “Амурсельмаш“ специалистами областного комитета цен 20 апреля т.г. была проведена проверка правильности формирования тарифа на вырабатываемую котельными ОАО “Амурсельмаш“ теплоэнергию в 2000-2001 гг.

Проверка отражения затрат и постатейный анализ формирования себестоимости на предприятии выявили ряд нарушений и отклонений по ведению раздельного учета, что было отмечено в акте проверки комитета цен и устных рекомендациях.

Рассчитанная в ходе проверки себестоимость 1 Гкал теплоэнергии составила 712 руб. за 1 Гкал, и тариф с предельным уровнем рентабельности 15% должен быть не более 818,8 руб/Гкал.

При согласовании тарифа на теплоэнергию администрация может устанавливать размер рентабельности ниже предельного, если отсутствуют обосновывающие расчеты использования прибыли.

Представитель администрации Амурской области в судебном заседании указал, что Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ органами государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию определены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные энергетические комиссии, образуемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Глава Администрации Амурской области принял постановление от 7 декабря 1998 г. N 575 “О передаче права регулирования тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую теплоснабжающими предприятиями, расположенными на территориях городов, районов, органам местного самоуправления“.

Исследовав материалы дела, выслушав истца, ответчика, третьих лиц, суд установил следующее.

28 июня 2001 г. Белогорским городским Советом народных депутатов принято решение N 63 “Об утверждении тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ОАО “Амурсельмаш“. Данным решением отпускной тариф стоимости одной Гкал тепловой энергии, вырабатываемой котельной ОАО “Амурсельмаш“, установлен в размере 772 руб. 49 коп.

Данный тариф распространяется на взаимоотношения, возникшие с 1 октября 2000 года. Согласно ст. 2 ФЗ от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“ (с изменениями и дополнениями) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию, статьей 6 данного закона определено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, региональные энергетические комиссии субъектов РФ осуществляют государственное регулирование тарифов. Ст. 5 этого закона установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности).

Суд считает, что Постановление Главы Администрации Амурской области N 575 от 7 декабря 1998 г. “О передаче права регулирования тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую теплоснабжающими предприятиями, расположенными на территориях городов и районов, органам местного самоуправления“ противоречит требованиям Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“.

Согласно методике расчета тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными предприятий всех форм собственности, не входящими в систему ОАО “Амурэнерго“, утвержденной региональной энергетической комиссией от 24 ноября 1998 г. N 2-98, предельный уровень рентабельности не должен превышать 15% к полной себестоимости.

Суд считает, что ответчик не доказал экономическую обоснованность применения уровня рентабельности в размере 8,5%. Установление уровня рентабельности не может ставиться в зависимость от количества потребленной теплоэнергии одним потребителем.



В судебном заседании представителем ответчика пояснено, что стоимость тарифа на теплоснабжение для населения утверждена в размере 4 руб. за 1 кв. м.

Пунктом 2 решения Белогорского городского Совета народных депутатов N 63 от 28 июня 2001 г. установлено, что действие постановления распространяется на взаимоотношения, возникшие с 1 октября 2000 г.

Придание постановлению обратной силы противоречит статье 4 ГК РФ, предусматривающей, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

На основании вышеизложенного суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 185, 124 - 127, 135 АПК РФ, суд решил:

Признать недействительным решение N 63 от 28 июня 2001 г. Белогорского городского Совета народных депутатов “Об утверждении тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ОАО “Амурсельмаш“.