Законы и бизнес в России

Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 25.10.2001 N 7/297 “О Концепции социально-экономического развития области на 2001 - 2005 годы“

Вступил в силу с 25 октября 2001 года (пункт 2 данного документа).

АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

(третий созыв)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2001 г. N 7/297

О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ

Рассмотрев концепцию социально-экономического развития области на 2001 - 2005 годы, представленную Главой Администрации области, областной Совет народных депутатов постановляет:

1. Утвердить концепцию социально-экономического развития области на 2001 - 2005 годы.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Амурского

областного Совета

народных депутатов

Г.С.БУСЛОВА

КОНЦЕПЦИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АМУРСКОЙ

ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ

Концепция социально-экономического развития области на 2001 - 2005 годы (Концепция) разработана в соответствии с Законом Амурской области от 5 октября 1998 г. N 98-ОЗ “О государственном прогнозировании, концепции и программах социально-экономического развития Амурской области“ (в ред. Закона Амурской области от 14 июня 2000 г. N 234-ОЗ) и с учетом реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р.

В Концепции формулируются стратегические цели, приоритеты и важнейшие задачи областной социально-экономической политики органов государственной власти области, основные пути и способы их реализации.

Основной стратегической целью социально-экономической политики органов государственной власти области является создание условий для всесторонней самореализации каждого гражданина, проживающего на территории области, путем последовательного повышения уровня жизни населения, обеспечения конституционных гарантий прав и свобод личности, создания гражданского общества. Совместной эффективной деятельностью всех уровней власти, населения мы должны добиться достойного места нашего региона среди субъектов Дальнего Востока и всей Российской Федерации.

Современное экономическое положение области продолжает находиться под влиянием негативных тенденций, образовавшихся с начала 90-х годов. Несмотря на наметившиеся в последние два года признаки улучшения ситуации, в целом, по основным показателям, характеризующим экономическое развитие, за предыдущий период, 1997 - 2000 гг., область откатилась назад. Уменьшился валовой региональный продукт, резко уменьшились инвестиции в основной капитал, значительно увеличилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, угрожающей величины достигла зависимость областного бюджета от федеральных трансфертов.

Серьезные опасения вызывают значительные темпы выбытия посевных площадей по ведущим сельскохозяйственным культурам при сохранении высокой доли неубранных площадей. Так, за последние три года посевные площади под зерновыми культурами сократились на 99 тысяч гектаров, или на 29,6 процента, по сое данные показатели достигли 13,8 тысячи гектаров, или 6,5 процента соответственно. Продолжается уменьшение поголовья крупного рогатого скота и свиней при ухудшении показателей их сохранности и крайне нестабильной ситуации по продуктивности. К негативным факторам, не позволяющим обеспечить полноценное и стабильное развитие региона, следует отнести низкую финансовую обеспеченность области собственными ресурсами, за последние три года данный показатель не поднимается выше 78 процентов.

Имеющиеся структурные диспропорции хозяйственного комплекса закрепили за областью роль региона, обеспечивающего преимущественно транзитные потоки товаров, и поставщика сырьевых ресурсов потребителям, ведущим их переработку за пределами области. В то же время региональная транспортная инфраструктура не может в полном объеме обеспечить необходимые условия для развития экономики.

Тем не менее на фоне имеющихся отрицательных явлений начиная с 1999 года отмечается рост производства продукции в ряде ведущих отраслей промышленности, агропромышленного комплекса, грузовом транспорте и с 2000 года - в строительстве. О формировании позитивных тенденций в экономике области свидетельствует увеличение валового регионального продукта. Так, за 2000 год валовой региональный продукт увеличился на 5,4 процента. За первое полугодие текущего года рост производства промышленной продукции, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составил 13,2 процента, инвестиции в основной капитал увеличились в 2,9 раза, объем выполненных работ по договорам строительного подряда возрос на 48,8 процента, на 14 процентов увеличился грузооборот предприятий, на 3 процента - объем розничной торговли.

Получены положительные результаты и в социальной сфере. За первое полугодие 2001 года реальная заработная плата возросла на 4 процента, реальные располагаемые денежные доходы населения - на 5,5 процента, на 74,9 тысяч человек сократилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Имеются позитивные сдвиги в формировании благоприятного предпринимательского климата. Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле по второму кварталу текущего года достиг 11 процентов, за аналогичный период прошлого года он составлял 3 процента.

Тем не менее пока еще сохраняется ряд проблем, свидетельствующих о недостаточной устойчивости положительных изменений в экономике области. Доля убыточных предприятий в области остается значительной и на 1 июня 2001 года составляет 54 процента. Несмотря на рост инвестиций, сохраняется их структурный перекос в сторону топливно-энергетического комплекса и железнодорожного транспорта, что влечет отсталость перерабатывающих секторов экономики области. В структуре экономики преобладает производство товаров с низкой долей добавленной стоимости. За январь - июнь текущего года на три процента допущено сокращение валовой продукции сельского хозяйства. Значительными остаются масштабы бедности, велика численность безработных, сохраняется задолженность по заработной плате, сокращается численность населения области.

Цели и задачи, определяемые в настоящей Концепции, ориентированы на закрепление экономического роста в ведущих отраслях материального производства и образование базы, необходимой для получения населением области доходов, стабильно превышающих прожиточный минимум с одновременным выравниванием дифференциации его доходов. Только модель экономического роста, ориентированная на качественное повышение благосостояния большинства населения, сможет вывести область из социально-экономического кризиса. Разумеется, решения поставленных задач будут достигаться в тесном взаимодействии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, намеченной Правительством Российской Федерации.

1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Преобразования в социальной сфере будут направлены на достижение следующих основных целей:

- обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых слоев населения;

- обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;

- создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;

- формирование в социально-культурной сфере институтов для максимально полной мобилизации негосударственных ресурсов, их эффективного использования и на этой основе - обеспечение возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Задачи формирования базовых социальных благ рассмотрим по отраслям.

1.1. Образование

Главная стратегическая цель системы образования области исходит из приоритетности развития отрасли и заключается в создании социальных правовых и педагогических условий для оптимальной социализации личности средствами образования и превращения ее в один из важных факторов социально-экономической стабилизации и развития региона.

Реализация поставленной цели направлена на решение следующих приоритетных задач:

- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней;

- создание региональной нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества, региона и государства;

- развитие материально-технической базы системы образования области, энергосберегающих технологий;

- формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования в области;

- развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности учреждений системы образования области, интеграция науки и образования;

- развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников.

Основные направления реализации социальной политики в сфере образования на 2001 - 2005 годы:

1) осуществление на территории области государственной политики в сфере образования, обеспечение единого образовательного пространства и необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на получение образования;

2) совершенствование организационно-экономического механизма функционирования и развития сферы образования, разработка и реализация региональных программ развития образования и молодежной политики области с учетом национальных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей региона;

3) сохранение и развитие сети учреждений образования, (в 2001 - 2005 гг. ввести в эксплуатацию 38 объектов образования);

4) реализация комплекса мер по созданию и развитию региональной инфраструктуры информатизации образования, созданию информационных центров, обеспечение максимального доступа системы образования к информационным ресурсам через сеть Интернет;

5) повышение общественного статуса педагогического труда, формирование региональной политики по социальной поддержке работников образовательной сферы;

6) подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров учреждений образования, специалистов органов управления образованием, их аттестация;

7) создание условий для удовлетворения потребности сельских образовательных учреждений в педагогических кадрах;

8) переход на вариативность и многопрофильность общего и профессионального образования;

9) подготовка конкурентоспособных трудовых ресурсов для различных отраслей экономики с учетом запросов рынка труда и социально-экономических особенностей области.

1.2. Здравоохранение

Стратегическая цель политики Администрации области в сфере здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения. Главным компонентом этой цели является повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения, создание условий для предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современному уровню медицинской науки и технологии, а также ресурсам, располагаемым государством и гражданами.

При этом необходимо определить социальные и другие приоритеты, к которым должны быть отнесены:

- развитие службы охраны материнства и детства;

- обеспечение гарантированного уровня медицинской помощи при социально значимых заболеваниях;

- оказание экстренной медицинской помощи;

- обеспечение потребности в медицинской помощи социально незащищенных групп населения;

- обеспечение максимально широкой профилактики заболеваний.

Достижение этих задач предполагает:

1) обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями области и муниципальных образований;

2) развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением на основе введения комплексного территориального планирования в здравоохранении;

3) реформирование системы финансирования здравоохранения, включающее обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения;

4) внедрение механизмов финансового планирования и оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

5) усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных медицинских учреждениях; постепенную легализацию соучастия населения в оплате медицинской помощи;

6) развитие системы лекарственного обеспечения (внедрение системы стандартизации лекарственного обеспечения).

1.3. Культура и искусство

Основные направления деятельности Администрации области в области культуры и искусства на 2001 - 2005 годы:

- поддержка и развитие профессионального искусства;

- развитие музейного дела;

- сохранение недвижимых памятников истории и культуры;

- библиотеки и библиотечное обслуживание;

- стимулирование народного творчества, развитие культурно-досуговой деятельности;

- поддержка молодых дарований и развитие системы художественного и культурологического образования.

Осуществление поставленных задач будет проводиться через комплекс мероприятий, включающий:

1) поддержку и обеспечение полноценной жизнедеятельности театров, концертных коллективов, творческих союзов и других профессиональных общественных объединений;

2) создание серьезного репертуара, полноценное художественное воплощение творческих замыслов через целевое финансирование спектаклей;

3) совершенствование и развитие выставочной деятельности, в том числе международной;

4) компьютеризацию и создание компьютерного банка данных существующего музейного фонда;

5) государственный контроль за соблюдением норм и правил ведения всех видов работ на памятниках истории и культуры;

6) изучение, обследование и научное документирование недвижимых памятников, оказание методической и консультативной помощи в деле охраны и реставрации памятников;

7) гарантированное финансирование комплектования и обеспечение сохранности фондов библиотек;

8) информатизацию библиотек, внедрение новейших информационных технологий;

9) сохранение существующей сети специализированных детских библиотек.

10) поддержку фольклорных коллективов, мастеров декоративно-прикладного искусства;

11) приобщение людей к исторической и художественной культуре своих народов;

12) разработку методик раннего выявления таланта и его поддержки;

13) социальную поддержку педагогов учебных заведений культуры и искусства.

1.4. Физическая культура и спорт

Особое внимание намечается уделять улучшению физической подготовленности и физического развития населения, совершенствованию развития детско-юношеского спорта, расширению сети спортивных школ, созданию физкультурно-оздоровительных и спортивных подростковых клубов по месту жительства. Основной задачей в развитии физической культуры и спорта будет являться расширение возможностей граждан заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния.

Деятельность органов государственной власти области в сфере развития физической культуры и спорта будет направлена на принятие и финансирование областной Программы развития физической культуры и спорта на 2002 - 2005 годы. Основные задачи этой программы должны включать:

- увеличение контингента систематически занимающихся физической культурой и спортом до 10 процентов от населения области (против 8,5 процента в 2000 году);

- доведение контингента занимающихся физической культурой и спортом среди учащейся молодежи до 55 - 60 процентов против 37,2 процента в 2000 году;

- расширение сети спортивных сооружений, доведение их количества до социальных нормативов;

- обеспечение учебных заведений спортинвентарем и оборудованием для учебно-тренировочных занятий;

- поэтапный переход областных общественных спортивных объединений (клубов, федераций по видам спорта, команд) на долевое, а затем и полное хозяйственное самообеспечение;

- расширение сети муниципальных, государственных и общественных ДЮСШ, ДЮКФП, СДЮШОР, спортклубов;

- восстановление в учебных заведениях и трудовых, производственных коллективах ставок инструкторов-организаторов физкультурно-спортивной работы.

1.5. Социальная поддержка населения

Основная цель органов государственной власти области в сфере социальной поддержки населения - последовательное преодоление бедности, радикальное снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. В соответствии с программой социально-экономического развития Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу достижение этой цели путем решения следующих задач:

- смягчение негативных последствий чрезмерной дифференциации уровней доходов населения, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;

- повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

- расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами;

- расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Реализация поставленных задач будет осуществляться по следующим направлениям:

1) обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

2) повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций;

3) четкое разграничение и при необходимости перераспределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления области в сфере социальной поддержки населения;

4) развитие конкурсного финансирования в социальной сфере с привлечением альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

2.1. Макроэкономическая политика

Бюджетная политика

Основной целью бюджетной политики Администрации области должно стать постепенное, но неуклонное повышение самообеспеченности консолидированного бюджета, снижение в нем доли федеральных трансфертов. Основными задачами Администрации в этом направлении являются:

- совершенствование бюджетного процесса;

- повышение эффективности расходования бюджетных средств;

- повышение качества и эффективности управления бюджетом путем расширения зоны казначейского обслуживания;

- дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений.

Для обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе необходимо повысить значение прогнозирования бюджета, взаимоувязку с развитием всех сфер экономики. Одна из основных задач по обеспечению сбалансированности бюджета - увеличение доходов бюджета области. Необходимо обеспечить рост поступлений налогов и сборов консолидированного бюджета области на основе существенного повышения прибыльности предприятий области, резкого снижения убыточных предприятий, а также более эффективного налогового администрирования, сокращения недоимки.

Не менее важно провести работу по увеличению доходов бюджета от использования государственной собственности. Для этого необходимо создать систему учета за поступлением бюджетных и внебюджетных доходов от использования государственного имущества, кардинально реформировать систему ГУПов, преобразовав их в государственные акционерные общества с полноценной хозяйственной деятельностью.

Одной из важнейших задач при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы области остается реализация принципа экономии государственных расходов, их оптимизация.

Следует не только обеспечить самостоятельность местных органов власти в управлении расходами, но и установить более жесткие ограничения при бюджетном планировании, определив критерии (индикаторы) их эффективности и качества расходования бюджетных средств. Планирование расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в бюджетах всех уровней бюджетной системы области необходимо производить в строгом соответствии с федеральной программой реформирования ЖКХ. Осуществление расходов на оплату бюджетными организациями топливно-энергетических ресурсов должно быть строго увязано с лимитами их потребления и контролем за тарифной политикой по стоимости их представления. Будет продолжена работа по инвентаризации кредиторской задолженности бюджета с целью ее реструктуризации, сокращения и погашения.

Политика в области управления государственным долгом будет направлена на снижение его уровня путем погашения и проведения переговоров с Министерством финансов Российской Федерации по его реструктуризации. Привлечение заемных средств в областной бюджет будет осуществляться с учетом минимальных затрат на его обслуживание.

Привлекаемые заемные средства будут рассматриваться с точки эффективности их вложения и возвратности. Предоставление государственных гарантий будет осуществляться на основе анализа рентабельности, социальной значимости и степени риска разрабатываемых заемщиком бизнес-планов.

Межбюджетные отношения будут совершенствоваться с учетом основополагающих принципов, отраженных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, - выравнивание среднедушевых доходов населения, скорректированных на экономическую специфику каждого муниципального образования, и стимулирования субъектов, обеспечивающих наибольший вклад в консолидированный бюджет области.

Необходимо преодолеть традиционные противоречия между органами государственной власти области и органами местного самоуправления путем максимальной прозрачности и объективности межбюджетных отношений, совместной работы над повышением налогооблагаемой базы, сокращением недоимки, более эффективным управлением расходами.

Налоговая политика

Снижение налоговой нагрузки является дополнительным стимулом к инвестированию в приоритетные отрасли экономики области, реализации структурной политики. С этой целью намечается осуществление следующих мероприятий:

- оптимизировать практику предоставления налоговых льгот, заменяя их в случае необходимости субсидированием и кредитованием;

- расширить практику предоставления налоговых освобождений субъектам инвестиционной деятельности, реализующим производственные проекты в соответствии с Законом Амурской области “Об инвестиционной деятельности в Амурской области“;

- продолжить практику осуществления государственной поддержки субъектов хозяйствования для сохранения промышленного потенциала путем принятия решений о создании запасов временно неиспользуемого имущества предприятий и организаций области;

- возобновить работу областной комиссии по неплатежам с целью обеспечения более высокой собираемости налогов;

- продолжить практику определения финансового и экономического потенциалов муниципальных образований, выявления резервов и подготовки конкретных мероприятий по каждому городу, району;

- внедрить в практику методику оценки налоговых доходов с помощью показателя налогового потенциала, учитывающего уровень и структуру экономического развития территории, что позволит повысить заинтересованность органов местного самоуправления в сокращении налоговых недоимок, в максимальном использовании налоговой базы, повышении собираемости налогов.

Кредитная политика

Проводимая банками области кредитная политика в настоящее время практически не оказывает стимулирующего воздействия на инвестиционный климат. Кредиты под инвестиционные проекты банковских структур, расположенных на территории области, составляют менее 1 процента от кредитных вложений.

Исходя из этого, намечается реализовать ряд мер, направленных на укрепление кредитных учреждений, активно участвующих в инвестиционной политике органов государственной власти области.

Планируется:

- продолжение сотрудничества с банковскими структурами путем заключения генеральных соглашений на взаимодействие в определенных сферах деятельности;

- продолжение практики предоставления поручительств Администрацией области по займам и кредитам коммерческих банков, переориентировав политику их предоставления на инвестиционную направленность;

- внедрение механизма выдачи коммерческими банками инвестиционных кредитов предприятиям с использованием механизма компенсации части банковских процентов за счет областного бюджета.

2.2. Структурная политика

Исторически сложившаяся структура региональной экономики оказалась неэффективной для обеспечения последовательного повышения уровня жизни населения области. Это определяет необходимость проведения структурной политики, направленной на устранение факторов, препятствующих экономическому росту. Учитывая значительные ограничения в ресурсах, которые органы государственной власти области могут выделить на проведение структурной политики, она должна сопровождаться выбором приоритетов. В основе выбора отраслевых приоритетов лежат отрасли, базирующиеся на использовании региональных ресурсов, имеющие мощности по их переработке, обладающие потенциальными возможностями по увеличению добавленной стоимости и относимые к сфере солидарной ответственности государства в экономике.

В отраслях материального производства к таким приоритетам отнесены агропромышленный, топливно-энергетический, горнодобывающий и лесопромышленный комплексы, транспортная инфраструктура.

Выбор этих отраслей определяется рядом характеристик, создающих условия для социально-экономического развития всего региона.

Для агропромышленного комплекса это:

- прямая и обратная связь пищевой промышленности и сельскохозяйственного производства;

- дисбаланс между потребностью и потреблением продуктов питания населением области;

- постоянно высокий спрос на продукцию агропромышленного комплекса;

- наличие восполнимых природных ресурсов (сельскохозяйственных угодий), позволяющих постоянно обеспечивать население области основными продуктами питания и поставлять отдельные его виды за пределы территории.

Для топливно-энергетического комплекса:

- наличие энергетических ресурсов (значительная часть которых восполнима), способных обеспечить потребности как Амурской области, так и ряда субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе;

- наличие производственных мощностей по производству энергии;

- определенный задел для увеличения мощностей по производству энергии;

- высокий спрос на продукцию топливно-энергетического комплекса.

Для горнодобывающего комплекса:

- наличие значительных запасов рудного и россыпного золота, титаномагнетитовых руд;

- постоянный и высокий спрос на эти виды сырья.

Для лесопромышленного комплекса:

- наличие возобновляемого лесосырьевого потенциала и доступной для хозяйственного освоения расчетной лесосеки;

- имеющиеся мощности по увеличению объемов лесозаготовок и продукции глубокой переработки древесины.

Транспортная инфраструктура, относящаяся к сфере солидарной ответственности органов государственной власти области, в экономике региона призвана обеспечить единство экономического пространства области, способствовать образованию условий для нормального функционирования производства.

Основные задачи в приоритетных отраслях экономики области

Агропромышленный комплекс

Основные задачи органов государственной власти области в сфере агропромышленного комплекса на 2001 - 2005 годы включают:

- сохранение и постепенное наращивание основных составляющих ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и в сфере переработки - плодородия земель, племенного животноводства и улучшения семеноводства, прогрессивных технологий, научно-технического потенциала;

- повышение конкурентоспособности продукции сельхозпредприятий области за счет оптимизации затрат, повышения качества, экологической чистоты и глубины переработки производимой продукции;

- осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизации посредством гарантирования прав и государственной регистрации;

- активизацию структурной перестройки аграрной экономики за счет постепенного увеличения инвестиций в высокотехнологичные и конкурентоспособные производства.

Комплекс мероприятий, направленных на решение этих задач, содержит ряд отдельных программ по развитию растениеводства, механизации, животноводства и агропереработки. Ключевые шаги в этих программах предусматривают:

1) улучшение использования земель, вовлечение в оборот неиспользованной пашни и на этой основе расширение посевных площадей;

2) осуществление работ по внутрихозяйственному землеустройству и восстановлению севооборотов;

3) увеличение объемов применения средств химизации;

4) совершенствование сортоиспытания и сортообновления;

5) техническое перевооружение нескольких ремонтно-технических предприятий и машинно-тракторных станций, оснащение их новейшим ремонтно-технологическим оборудованием для ремонта агрегатов сельскохозяйственной техники и восстановление изношенных деталей;

6) обновление машинно-тракторного парка за счет средств сельхозтоваропроизводителей и лизинговых поставок за счет средств федерального и регионального лизинговых фондов;

7) производство региональной энергосберегающей сельскохозяйственной техники заводами области;

8) проведение работ по восстановлению, реконструкции и заполнению крупных животноводческих предприятий по производству молока, мяса, яиц;

9) увеличение производства животноводческой продукции путем повышения продуктивности скота и птицы, создание условий для роста их численности, особенно маточного поголовья;

10) дальнейшее совершенствование племенной работы, активизацию деятельности существующих и организацию новых специализированных хозяйств (особое внимание будет придаваться выращиванию и продаже высококлассных племенных животных);

11) стабилизацию и дальнейшее развитие оленеводства в хозяйствах северных районов области на основе совершенствования технологии разведения и рационального использования поголовья оленей, осуществления финансовой поддержки отрасли на федеральном и областном уровнях;

12) принятие мер по выполнению программы развития рыбного хозяйства области;

13) техническое перевооружение и реконструкцию предприятий перерабатывающей промышленности, расширение на этой основе ассортимента и улучшение качества продукции;

14) совершенствование финансово-кредитного механизма и создание благоприятных условий для инвестиций в агропереработку в первую очередь, переработку сои;

Топливно-энергетический комплекс

Основными задачами органов государственной власти области в сфере развития топливно-энергетического комплекса являются сбалансированное развитие гидроэнергетики и надежной топливной базы теплоэнергетики, радикальное финансовое оздоровление отрасли путем приведения в соответствие энергопотреблению и финансовым возможностям потребителей, в том числе за счет внедрения энергосберегающих технологий. Приоритетными мерами для решения этих задач следует считать:

1) ускорение сооружения Бурейской ГЭС с целью обеспечения ввода первого и второго гидроагрегатов мощностью по 185 МВт каждый в 2003 году;

2) привлечение инвестиций для финансирования строительства Нижнезейских ГЭС;

3) продолжение строительства Благовещенской ТЭЦ-2, золоотвала N 2 Благовещенской ТЭЦ и золоотвала N 3 Райчихинской ГРЭС;

4) проработку вопросов нефтяного и газового транзитов через территорию области;

5) выделение ассигнований на компенсацию тарифов на электроэнергию в объемах, обеспечивающих экономические интересы области;

6) продолжение строительства Ерковецкого угольного разреза с вводом на полную мощность к 2008 году;

7) обеспечение ввода локальных угольных участков (Пионерский, Кивдинский) с общим годовым объемом добычи 700 тыс. тонн;

8) завершение предварительной и детальной разведки на Огоджинском каменноугольном месторождении;

9) ликвидацию неперспективных пред“риятий угольной отрасли с безусловной социальной защитой высвобождаемых работников;

10) выделение непрофильных предприятий и объектов социальной инфраструктуры из состава угледобывающего предприятия;

11) усиление регулирующей роли государственных и муниципальных органов власти в обеспечении расчетов потребителей за энергоресурсы.

Горнодобывающий комплекс

Основная задача органов государственной власти области по развитию горнодобывающего комплекса заключается в сбалансированном развитии добывающих предприятий, проведение геолого-разведочных работ с целью освоения новых перспективных месторождений, и создание в области перерабатывающих производств. Решение этой задачи включает в себя следующие основные мероприятия:

1) наращивание объемов золотодобычи на высокоэффективном Покровском золотосеребряном месторождении;

2) освоение Бамского золоторудного месторождения;

3) освоение Березитового золотополиметаллического месторождения со строительством обогатительной фабрики;

4) вовлечение в эксплуатацию хвостов Токурской ЗИФ с годовой добычей 450 кг;

5) техническое перевооружение золотодобывающих предприятий;

6) наращивание разведанных запасов россыпного и рудного золота;

7) решение вопросов создания аффинажного производства.

8) освоение Куранахского месторождения титановых руд с проектной мощностью переработки руды 500 тыс. тонн;

9) приступить с 2003 года к разработке месторождения титановых руд “Большой Сейм“.

Лесопромышленный комплекс

Основной задачей органов государственной власти области в развитии лесопромышленного комплекса является увеличение доли товарной продукции в общем экономическом балансе области с одновременной переориентацией отрасли с сырьевой направленности на деревообработку. Это планируется осуществить за счет:

1) реализации второй очереди инвестиционного проекта “Развитие производства по заготовке и глубокой переработке древесины“, предусматривающего ввод цеха по лесопилению мощностью 50 тыс. куб. м высококачественных пиломатериалов, линий по производству плитных материалов;

2) привлечения отечественных и иностранных инвесторов для создания производств по глубокой переработке древесины;

3) увеличения объемов мебельного производства;

4) организации единой интегрированной структуры управления в лесопромышленном комплексе;

5) решения вопросов переоснащения технической базы лесопромышленного комплекса на лизинговых условиях;

6) решения вопросов воспроизводства лесосырьевой базы.

Строительный комплекс

Приоритетными задачами государственных органов области в строительном комплексе являются:

- развитие, реконструкция и модернизация производственной базы строительства, в том числе внедрение быстроремонтируемых конструктивных систем, высокопроизводительных строительных машин;

- привлечение внебюджетных инвестиций в производственное и жилищное строительство, в том числе за счет внедрения системы долгосрочного кредитования (ипотеки);

- развитие в области собственной производственной базы строительных материалов.

Транспортная инфраструктура

Задачи Амурской области в развитии транспортной инфраструктуры определяются ее стратегическим географическим положением, расположением на пересечении транспортных коридоров, соединяющих российский Дальний Восток, страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Нынешнее положение в этой области характеризуется ограниченной ролью транспорта в развитии экономики. Можно сказать, что в ее нынешнем виде транспортная инфраструктура является не стимулом, а препятствием сбалансированного развития экономики. Предстоит многое сделать для кардинального изменения ситуации.

В сфере развития автомобильного транспорта намечено осуществить:

- активизацию работы по ликвидации дефицита пропускной способности федеральной дорожной сети, прежде всего, через форсирование темпов строительства автодороги “Амур“ (Чита - Хабаровск), с ежегодным вводом 90 - 100 километров;

- развитие территориальной сети автомобильных дорог, обеспечивающей потребителям сокращение транспортных издержек, минимально гарантированный уровень удобства и рентабельности при осуществлении ими любых перевозок.

На речном транспорте основное внимание будет сосредоточено на более полном использовании потенциальных возможностей внутренних водных путей, речных портов для перевозок пассажиров, экспортно-импортных и транзитных грузов, поставки топлива в районы области с ограниченными сроками завоза.

В гражданской авиации предстоит осуществить комплекс мер по восстановлению и развитию воздушного транспорта:

- развитие аэропортов, в первую очередь, базового аэропорта “Благовещенск“, привлечение инвестиций для развития наземной материально-технической базы воздушного транспорта;

- обеспечение транспортной доступности населенных пунктов, расположенных в районах, приравненных к Крайнему Северу, путем создания и поддержки местных авиакомпаний;

- достройка второй взлетно-посадочной полосы и открытие международного воздушного сообщения в интересах развития внешнеэкономической деятельности и интеграции в рынок стран азиатско-тихоокеанского региона.

В сфере железнодорожного транспорта основные усилия будут направлены на:

- решение задач, предусмотренных Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте;

- решение вопросов функционирования малодеятельных линий, нахождение оптимального механизма покрытия их убыточности;

- взаимодействие с МПС по сбалансированному развитию железнодорожной сети и горнодобывающего комплекса в области.

2.3. Инвестиционная политика

Источником устойчивого экономического роста может стать только решение задачи расширения инвестиций в основной капитал при росте потребительского спроса на производимую продукцию и при увеличении в ней доли добавленной стоимости.

В стратегическом плане роль областных органов государственной власти заключается в:

- проведении целенаправленной стимулирующей политики по улучшению использования накопленного производственного потенциала, увеличении инвестиционных возможностей предприятий, развитии внутриотраслевой и межотраслевой инвестиционной интеграции;

- осуществлении перспективной политики нового хозяйственного освоения, основанной на выборе точек роста в сферах, где область имеет преимущества; предложении своих природных ресурсов для совместного использования с другими территориями и инвесторами, в т.ч. зарубежными.

Учитывая современные проблемы и исходя из перспективных задач регионального развития, для совершенствования инвестиционной политики органов государственной власти области планируется:

1) обновить нормативно-правовую базу инвестиционной политики в области, доработать и принять областные законы “Об инвестиционной деятельности в Амурской области“, “О залоговом фонде“, “О бюджете развития“, “О концессионной деятельности“, “О лизинговой деятельности“;

2) осуществить меры, направленные на формирование инвестиционных структур и повышение их эффективности;

3) провести инвентаризацию ликвидных природных ресурсов области и обеспечить их реальное использование в инвестиционных целях;

4) осуществить модернизацию существующей системы государственной поддержки инвестиционной политики посредством изменения программно-целевого направления, консолидации инвестиционных средств в фонде (бюджете) развития, обеспечения реального механизма отбора, экспертизы и финансирования инвестиционной деятельности;

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решением Амурского областного Совета народных депутатов N 947 от 20.12.1996, а не решением от 12.12.1996 утверждено Положение о порядке и условиях выделения государственных инвестиций области, а не Положение о государственных инвестициях.

5) переработать областное Положение о государственных инвестициях N 947 от 12 декабря 1996 года;

6) создать эффективную систему продвижения областных интересов в федеральных органах государственной власти, включая меры по привлечению инвестиций в область, на основе федеральных целевых программ;

7) активизировать работу по использованию новых информационных технологий в повышении инвестиционного рейтинга Амурской области.

2.4. Управление собственностью

Одним из ключевых рычагов развития производственного потенциала области является эффективное управление собственностью со стороны органов государственной власти. Оптимизация этого процесса включает в себя как передачу регулятивных функций от государства частному бизнесу, так и усиление государственного управления в жизнеобеспечивающих отраслях и производственных комплексах Амурской области. Опыт многих регионов России показывает, что использование административного, финансового, координирующего потенциала органов государственной власти является эффективным способом придания динамичного импульса развитию экономического потенциала субъекта Федерации.

Задача ближайшего периода состоит в определении круга приоритетных направлений государственного участия в экономике, нахождении эффективных механизмов такого участия. Пора прекратить имеющуюся практику немотивированных дотаций, безвозвратных субсидий и других форм неэффективных бюджетных расходов. Любые формы бюджетной поддержки должны быть публично обоснованными, приводить к повышению управляемости экономическими процессами. Это может и должно выражаться в повышении доли областной собственности в жизненно важных для нашего региона сферах экономики, реального, а не условного участия в управлении экономическими процессами.

Мы не можем и не будем безучастно смотреть, как неэффективно разбазаривается годами копившийся экономический потенциал Амурской области. Всем государственным и муниципальным органам власти необходимо взять под регулярный контроль процедуры экономического оздоровления и банкротства хозяйствующих субъектов на подведомственных территориях.

2.5. Поддержка малого бизнеса

Несмотря на отдельные положительные изменения, развитие малого предпринимательства в области практически остается на низком уровне. Недостаточно развита инфраструктура по содействию в развитии и поддержке малого бизнеса. Поэтому важно обеспечить устойчивое функционирование малых предприятий, создать максимально благоприятные условия для развития предпринимательства, ориентированного на производство товаров и услуг, необходимых в первую очередь для населения области.

В связи с этим предполагается создать и реализовать механизм государственной поддержки малого предпринимательства путем реализации следующих основных направлений:

1) нормативное обеспечение функционирования предпринимательской деятельности;

2) кадровое обеспечение предпринимательских структур, включая курсовую и профессиональную подготовку специалистов для сферы малого бизнеса, подготовку управленческих кадров;

3) развитие информационных услуг для малого предпринимательства;

4) привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению заказов для государственных нужд;

5) содействие внешнеэкономической деятельности;

6) содействие созданию инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

7) финансово-имущественная поддержка малых предприятий производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами, в том числе бюджетными, а также создание условий и механизмов для привлечения частных инвестиций в сферу малого бизнеса;

8) разработка и реализация программ, ориентированных на оказание поддержки малым и средним предприятиям по различным направлениям деятельности.

2.6. Жилищно-коммунальная политика

Основными задачами на предстоящий период в области жилищно-коммунального хозяйства являются повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, выполнение Программы энергосбережения.

Решение этих задач должно быть достигнуто путем:

1) финансового оздоровления жилищно-коммунальных предприятий, реструктуризации их задолженности и доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, жесткого обеспечения установленных стандартов оплаты услуг населением, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

2) формирования инвестиционной привлекательности городской коммунальной инфраструктуры с привлечением частного бизнеса;

3) обеспечения государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального хозяйства путем создания областного аварийно-технического запаса;

4) реализации областных программ: “Обеспечение населения Амурской области питьевой водой“, “Программа мероприятий по энергосбережению и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов в ЖКХ городов и районов Амурской области“;

5) решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья в рамках программы “Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда“.

2.7. Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономические цели и задачи органов государственной власти определяются приграничным статусом Амурской области, объективной необходимостью и потребностью экономических контактов с КНР при одновременном требовании соблюдения интересов российской стороны, правил добросовестной конкуренции. Приоритетными задачами внешнеэкономической деятельности являются:

- достижение наилучших условий продвижения областных товаров, услуг и рабочей силы на международный рынок;

- эффективный уровень защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;

- доступ к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в регионе отсутствует или ограничено);

- соблюдение принципа взаимности в международных отношениях - достижение благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

В 2001 - 2005 годах для решения этих задач необходимо реализовать следующие меры:

1) активизировать работу по привлечению амурских предприятий к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности;

2) улучшить транспортное обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций;

3) обеспечить разработку и реализацию системы внешнеторговой информации;

4) активно содействовать продвижению товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие Амурских предпринимателей в перспективных международных проектах;

5) усилить контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности (в частности за исполнением внешнеторговых контрактов);

6) открытие оптовых предприятий (оптового рынка) по продаже высококачественных китайских промышленных товаров;

7) совместная реализация инвестиционных проектов, в первую очередь, строительства моста через Амур в районе Благовещенск - Хэйхэ;

8) решение организационных вопросов по открытию в Благовещенске представительства МИД России;

9) создание воздушного сообщения между Благовещенском и городами КНР.

3. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ ОБЛАСТИ

Существующая система государственной поддержки районов Севера пришла в противоречие с экономическими условиями. Объемы финансовых средств, предусмотренных законодательством в качестве государственной поддержки, не обеспечиваются бюджетными возможностями и не предоставляются, в связи с чем наблюдается падение жизненного уровня северян.

Исходя из направлений реформирования северной политики государства для повышения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала территорий Севера, создания северянам достойных условий жизни, необходимо в масштабах области:

- предусматривать приоритетное финансирование всех программ и мероприятий в части развития северных городов и районов;

- осуществлять эксплуатацию природных ресурсов Севера таким образом, чтобы природная рента обеспечивала экономическое благосостояние территорий;

- в целях повышения энергопотенциала и достижения самообеспеченности северных территорий осуществлять предоставление в первоочередном порядке бюджетных гарантий и ссуд на реализацию проектов, способствующих решению теплоэнергетических проблем северных территорий;

- обеспечивать проведение необходимых мероприятий по включению населенных пунктов Севера области в действующий механизм федеральной финансовой поддержки по всем приоритетным направлениям;

- в целях реализации миграционной политики государства осуществлять взвешенный подход к оптимизации численности населения в северных территориях области, учитывая их геополитическое значение.

По всей совокупности отраслей хозяйственного комплекса региона в среднесрочном периоде положения Концепции конкретизируются через ежегодно разрабатываемые планы действий Администрации области, входящие в состав комплексных программ социально-экономического развития области, областные целевые программы и нормативно-правовые акты органов государственной власти области.

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация комплекса мер, стимулирующих развитие экономики обеспечит к 2005 году ежегодный рост валового регионального продукта в размере не менее 3 процентов. Динамика ВРП в ближайшие годы будет в существенной мере определяться динамикой промышленного производства. Наиболее высокие темпы роста прогнозируются в строительстве (до 9 процентов). Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования достигнет к 2005 году 14 - 15 млрд. рублей с годовым темпом роста в 2 - 3 процента. При этом среди источников финансирования ожидаемого экономического роста собственные средства предприятий составят 22 процента и 33 процента - бюджетные средства. Ввод в действие основных фондов за пять лет (в ценах соответствующих лет) составит не менее 52 млрд. рублей при одновременном выбытии фондов до 43 млрд. рублей.

Реализация настоящей Концепции позволит добиться постепенного преодоления деформаций в структуре распределения доходов населения и помимо общего увеличения реальных располагаемых доходов (к 2005 году рост прогнозируется на уровне 4 процентов в год) позволит увеличить суммарную долю доходов среднедоходных групп населения. При этом численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится до 30 процентов. Тем самым будет создаваться основа для устойчивого массового внутреннего спроса и, следовательно, для дальнейшего экономического роста.