Законы и бизнес в России

Заявление Прокурора Амурской области от 24.10.2001 N 7-09/48-2001 “В порядке ст. 41 ГПК РСФСР, ст. 22 “О прокуратуре РФ“, ст. 27 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“

24 октября 2001 года В Амурский областной суд

N 7-09/48-2001 Прокурор Амурской области

о признании противоречащим

федеральному закону Закона

Амурской области

“О наделении органов

местного самоуправления

полномочиями по

государственной регистрации

актов гражданского

состояния на территории

Амурской области“

ЗАЯВЛЕНИЕ

В ПОРЯДКЕ СТ. 41 ГПК РСФСР, СТ. 22 “О ПРОКУРАТУРЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“, СТ. 27 ФЗ “ОБ ОБЩИХ

ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ



(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ“

1 сентября 1998 года областным Советом народных депутатов был принят Закон Амурской области “О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Амурской области“, которым органам местного самоуправления области переданы государственные полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 1), осуществления этих полномочий возложено на органы записи актов гражданского состояния и уполномоченных должностных лиц в органах местного самоуправления (ст. 2).

Названный закон области противоречит федеральному законодательству в связи со следующим.

Отношения по образованию и деятельности органов записи актов гражданского состояния относятся к сфере общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. Согласно п. “о“ ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы гражданского законодательства относятся к предметам ведения Российской Федерации.

ФЗ “Об актах гражданского состояния“ определено, что полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния наделяются соответствующие органы, образуемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. ст. 1, 4). Органы госвласти субъектов Федерации не наделены правом образовывать какие-либо органы в структуре органов местного самоуправления.

Таким образом, наделяя органы местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, областной Совет принял правовой акт по вопросу, относящемуся к предметам ведения Российской Федерации, то есть превысил свою компетенцию. Данный вывод нашел подтверждение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2000 г. по гражданскому делу по заявлению прокурора Пермской области о признании закона Пермской области “О передаче органам местного самоуправления Пермской области полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния“ противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 41 ГПК РСФСР, п. 3 ст. 22 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации“, ст. 27 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ прошу:

1. Признать Закон Амурской области “О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Амурской области“ противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению.

2. Вызвать в судебное заседание представителя Амурского областного Совета народных депутатов.

Приложение: копии заявления, Закона Амурской области “О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Амурской области“, определения Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2000 года.

И. О. Прокурора

Амурской области,



старший советник юстиции

С.М.БОЙЧЕНКО