Законы и бизнес в России

Письмо УМНС РФ по Амурской области от 23.02.2001 N 09-12/864 “О порядке совершения расходных операций“

При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу

Вопрос: Просим Вас разъяснить порядок совершения расходных операций по счетам клиентов при получении решения налогового органа о приостановлении операций по счетам клиента в банке (статья 76 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ банк совершает только те расходные операции, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с ГК РФ банк совершает расходные операции, отнесенные к первой и второй группам очередности, предусмотренных п. 2 ст. 855 ГК РФ, а также совершает расходные операции, отнесенные к третьей группе очередности (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, выдача денежных средств на оплату труда), в порядке календарной очередности до даты поступления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счету.

Должен ли банк при поступлении денежных средств на счет клиента исполнять инкассовые распоряжения налогового органа, находящиеся в картотеке N 2 к счету клиента, если они поступили в банк позже решения о приостановлении операций по счету?

Вопрос: Должен ли банк исполнять только те инкассовые распоряжения налогового органа, поступившие позже решения о приостановлении операций по счету клиента, в которых указано, что они оформлены в соответствии с решением о принудительном взыскании налога (сбора), на основании которого было принято и решение о приостановлении операций по счету клиента, а другие инкассовые распоряжения налогового органа, поступившие позже решения о приостановлении операций по счету клиента, не исполнять?

Должен ли банк исполнять инкассовые распоряжения внебюджетных фондов, поступившие в банк после решения налогового органа о приостановлении операций по счету клиента в банке?

Должен ли банк исполнять инкассовые распоряжения налогового органа, поступившие после решения о приостановлении операций по счету клиента в банке, если по календарной очередности им предшествует заявление на бронирование денежных средств для получения заработной платы (письмо ЦБР от 21 июня 2000 г. N 03-17/2693), которое также помещено в картотеку N 2 после получения банком решения о приостановлении операций по счету?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 23 февраля 2001 г. N 09-12/864

О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ РАСХОДНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Амурской области сообщает.

Приостановление налоговым органом операций по банковскому счету налогоплательщика, в соответствии со статьей 76 Налогового Кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (далее по тексту - НК РФ), означает прекращение банком всех расходных операций, кроме платежей первой и второй группы очередности, установленной п. 2 статьи 855 Гражданского Кодекса РФ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (далее по тексту - ГК РФ), и платежей третьей группы, если по календарной дате помещения документов в картотеку они предшествуют поручениям, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

В соответствии с п. 5 статьи 76 НК РФ, документы четвертой и пятой групп очередности не исполняются банком до момента получения решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетом налогоплательщика.

В соответствии с п. 2 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика может быть принято налоговым органом в двух случаях:

- по факту неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога;

- по факту непредставления налогоплательщиком налоговой декларации. По второму случаю налоговый орган вправе не предъявлять инкассовые поручения к счету налогоплательщика, так как данная мера призвана обеспечить сдачу налогоплательщиком в установленные сроки налоговой отчетности, поэтому подробнее рассмотрим первый случай.

1. В соответствии с п. 1 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика применяется для обеспечения решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах (далее по тексту - Решение о взыскании налога).

В соответствии с п. 2 статьи 46 НК РФ Решение о взыскании налога служит основанием для предъявления налоговым органом к счетам организации - недоимщика инкассовых поручений, причем Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налогового органа с принятием Решения о взыскании налога одновременно оформить на всю сумму задолженности инкассовые поручения. Инкассовое поручение может быть предъявлено к счету недоимщика в любое время после вынесения соответствующего Решения о взыскании налога.

Таким образом, банк должен исполнять инкассовые поручения налогового органа, находящиеся в картотеке N 2, если они поступили в. банк позже, чем банком получено Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам.

2. Банк должен исполнять все инкассовые поручения налогового органа независимо от их даты поступления в банк - ранее или позже получения банком Решения о приостановлении операций по счетам, а также независимо от того, на основании какого Решения о взыскании они выставлены, даже если инкассовые поручения предъявлены к счету на основании другого Решения о взыскании, принятого налоговым органом на вновь образовавшуюся сумм недоимки.

Например:

По факту неисполнения налогоплательщиком Требования об уплате налога N 17 от 10 января 2000 года налоговым органом принято Решение о взыскании налога N 17 от 2 февраля 2000 года и одновременно Решение о приостановлении операций по счетам N 10 от 2 февраля 2000 года, соответственно, направлены инкассовые поручения на счета клиента, которые по факту недостаточности денежных средств помещены в картотеку N 2 к счету клиента.

В следующем месяце налогоплательщик снова не исполнил обязанность по уплате налога, налоговый орган вновь последовательно направляет налогоплательщику Требование об уплате налога N 30 от 28 февраля 2000 года, Решение о взыскании налога N 30 от 7 марта 2000 года, на основании которого направляет в банк инкассовые поручения.

Данные инкассовые поручения (уже по новому Решению о взыскании налога) при поступлении денежных средств на счет клиента также должны быть исполнены банком в порядке п. 6 статьи 46 НК Рф.

3. Банк должен исполнять инкассовые поручения внебюджетных фондов даже если они поступили в кредитное учреждение после получения банком Решения налогового органа о приостановлении операций по счету, так как данные платежи относятся к третьей группе очередности, установленной п. 2 статьи 855 ГК РФ.

4. Действующим законодательством не предусмотрен порядок исполнения банком в случае недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех, предъявленных к нему требований, заявления клиента на бронирование денежных средств для получения заработной платы.

Письмо ЦБР от 21 июня 2000 г. N 03-17/2693 не соответствует требованиям статьи 6 Закона РФ “О центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ от 2 декабря 1990 г. N 394-1, а потому не может быть принято к исполнению.

В связи с вышеизложенным, банк при наличии к счету клиента картотеки N 2 - не вправе исполнять заявление клиента на бронирование заработной платы, независимо от наличия или отсутствия к данному счету Решения налогового органа о приостановлении операций по счетам, до факта принятия на законодательном уровне соответствующего порядка.

В случае, если исполнение банком заявления клиента на бронирование заработной платы (при наличии к счету клиента картотеки N 2) повлечет за собой несвоевременное исполнение инкассовых поручений налоговых органов или платежных поручений клиента, предусматривающих платежи в бюджеты всех уровней, к банку будут применены меры ответственности по статьям 133, 135 НК РФ.

Руководитель управления,

государственный советник

налоговой службы

II ранга

В.А.СУДАКОВ