Законы и бизнес в России

Решение Амурского ТУ МАП РФ от 21.02.2001 <О признании факта нарушения и выдаче предписания органу местного самоуправления о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в утверждении решением городского Совета народных депутатов “Правил организации пассажирских перевозок автобусами в г. Свободном“, действие которых может иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке пассажирских перевозок автотранспортом и ущемление интересов функционирующих на нем хозяйствующих субъектов>

МИНИСТЕРСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

АМУРСКОЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

23 февраля 2001 г. N 02-333

Органу местного самоуправления

г. Свободного

Индивидуальному предпринимателю Ш.

Индивидуальному предпринимателю А.

РЕШЕНИЕ

21 февраля 2001 года г. Благовещенск

Комиссия Амурского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Махниборода А.В. - председатель комиссии, руководитель управления;



члены комиссии:

Яковлева Т.И. - заместитель руководителя управления;

Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке предпринимательства;

Богуш В.П. - главный специалист АМО;

Македон Н.Г. - специалист I категории АМО,

рассмотрев дело N А-7/062001 о нарушении органом местного самоуправления г. Свободного статьи 7 Федерального закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, установила:

в отдел по контролю за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке предпринимательства поступило заявление индивидуальных предпринимателей Ш. и А., осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом в г. Свободном.

В их заявлении содержатся сведения об издании органом местного самоуправления г. Свободного нормативного акта, отдельные положения которого нарушают права предпринимателей на ведение данной деятельности и ущемляют их интересы на рынке услуг пассажирских перевозок в г. Свободном.

23 ноября 2000 года Свободненский городской Совет народных депутатов своим решением N 177 утвердил “Правила организации пассажирских перевозок автобусами в г. Свободном“.

Данные Правила содержат нормы, которые противоречат требованиям антимонопольного законодательства.

Так, пунктом 2.2 Правил прописано, что “организованные перевозки пассажиров с использованием муниципальных остановочных пунктов посадки и высадки осуществляются на основе договоров по совместному содержанию остановок, заключаемых между перевозчиками и заказчиком перевозок“. Заказчиком перевозок в г. Свободном является исполнительный орган местного самоуправления, который определяет необходимое количество автобусов для обеспечения населения в пассажирских перевозках. В свою очередь пункт 5.1 Правил определяет, что “пассажирские автобусные перевозки разрешаются предприятиям и организациям, получившим договор на право использования муниципальной собственности - остановочных пунктов на маршруте“. В соответствии со статьями 12, 13 Закона РФ “О безопасности дорожного движения“ к компетенции органа местного самоуправления в области дорожного движения относятся:

- обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации, установленном правилом, стандартом, техническим нормам и другим нормативным документам;

- обустройство автомобильных дорог объектами сервиса в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.

В связи с изложенным орган местного самоуправления не вправе определять в качестве условия осуществления деятельности по перевозке пассажиров обязательное заключение перевозчиками договора на содержание объектов инфраструктуры автобусных маршрутов.

Таким образом, вышеуказанные пункты Правил ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов и могут иметь своим результатом ущемление их интересов.



В развитие норм, содержащихся в п. 2.2 и п. 5.1, пункт 2.3 Правил определяет перевозку пассажиров как перевозку по маршрутам с использованием муниципальных остановочных пунктов посадки и высадки пассажиров. Однако, в соответствии с действующим законодательством, юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие стандартную лицензию на осуществление пассажирских перевозок автотранспортом, имеют безусловное право перевозить пассажиров по автобусным маршрутам (по графикам, согласованным с органами местного самоуправления). Таким образом, содержащиеся в решении Совета народных депутатов г. Свободного от 23 ноября 2000 г. N 177 положения, обязывающие перевозчиков заключать договоры по совместному содержанию остановок, ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, т.е. прямо нарушают требования п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции...“.

Кроме того, пунктом 2.6 Правил установлено, что все категории перевозчиков организуют работу на маршрутах движения через отдел эксплуатации и диспетчерскую службу пассажирского автотранспортного предприятия, действующего на рынке пассажирских перевозок в г. Свободном и конкурирующего с остальными перевозчиками. Данное положение также является ограничением деятельности хозяйствующих субъектов, нарушает п. 3 ст. 32 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ и ст. 7 Закона РФ “О конкуренции...“.

Таким образом, решение Свободненского городского Совета народных депутатов от 23 ноября 2000 г. N 177 содержит нормы, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке пассажирских перевозок в г. Свободном, прямо затрагивающие их интересы и способные привести к ограничению конкуренции на данном товарном рынке, следовательно, противоречат ст. 7 Закона РФ “О конкуренции...“.

Руководствуясь п. 1 статьи 27 Федерального закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и в соответствии с пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, решила:

1. Признать факт нарушения органом местного самоуправления г. Свободного п. 1 статьи 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать органу местного самоуправления г. Свободного предписание о прекращении нарушения п. 1 статьи 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

3. Должностным лицам МАП России (территориального управления) рассмотреть вопрос о _____________________________________________ (см. п. 2.14 Правил).

Председатель комиссии

А.В.МАХНИБОРОДА

Члены комиссии

Т.И.ЯКОВЛЕВА

У.Н.ТАРАСОВА

В.П.БОГУШ

Н.Г.МАКЕДОН