Законы и бизнес в России

Решение Амурского ТУ МАП РФ от 15.02.2001 <О признании факта нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в том, что в состав комиссии по обследованию автобусного маршрута, предложенного предпринимателем, включены представители транспортных предприятий, конкурирующих с ним на рынке перевозки пассажиров, а также в необоснованном отказе предпринимателю в открытии нового автобусного маршрута>

МИНИСТЕРСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(МАП РОССИИ)

АМУРСКОЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

20 февраля 2001 г. N 02-305

Администрация г. Благовещенска

МП “Автоколонна 1275“

МП “Троллейбусное управление“

ГИБДД УВД г. Благовещенска

Индивидуальный предприниматель З.

РЕШЕНИЕ

15 февраля 2001 года г. Благовещенск

Комиссия Амурского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Яковлева Т.И. - председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

члены комиссии:

Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке предпринимательства;

Богуш В.П. - главный специалист АМО;

Македон Н.Г. - специалист I категории АМО,

рассмотрев дело о нарушении администрацией г. Благовещенска п. 1 статьи 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и о нарушении администрацией г. Благовещенска, МП “Автоколонна 1275“, МП “Троллейбусное управление“ ст. 8 Закона РФ “О конкуренции...“, установила:

в отдел по контролю за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательств, поддержке предпринимательства поступило заявление индивидуального предпринимателя З. о необоснованном отказе администрации г. Благовещенска в открытии нового автобусного маршрута, разработанного и представленного им на согласование.

При рассмотрении данного заявления было установлено следующее.

З. на основании лицензии N АСГ 28 003928 от 9 ноября 1999 г. имеет право осуществлять перевозку пассажиров в г. Благовещенске на принадлежащем ему автобусе марки РАФ.

27 октября 2000 года З. от имени группы предпринимателей обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением об утверждении маршрута, который он разработал для перевозки пассажиров от таможни, расположенной по ул. им. Чайковского, до железнодорожного вокзала. 1 декабря 2000 года он получил ответ из администрации г. Благовещенска, в котором ему было отказано в открытии маршрута по той причине, что предложенный им маршрут “не отвечает требованиям нормативных документов и его открытие не представляется возможным“.

В состав комиссии по обследованию предложенного З. маршрута входили представители МП “Автоколонна 1275“ и МП “Благовещенское троллейбусное управление“, т.е. представители конкурирующих с З. на рынке городских пассажирских перевозок предприятий. В акте обследования маршрута без даты указано, что:

- в районах таможни и железнодорожного вокзала отсутствует возможность обустройства мест отстоя и мест посадки и высадки пассажиров;

- участок дороги по ул. им. Чайковского до ул. им. Ленина не обеспечивает безопасность для движения транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки;

- количество транспорта, привлеченного на маршрутную сеть, проходящую по ул. им. Ленина и ул. им. 50-летия Октября, достаточное для удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках.

Однако информация либо документы, на основании которых сделаны эти выводы, администрацией не представлены.

Представленный протокол заседания комиссии по обследованию автобусных маршрутов без даты утвержден заместителем Мэра г. Благовещенска, в нем указано, что, рассмотрев акт комиссионного обследования предложенного маршрута, комиссия решила маршрут, предложенный частными предпринимателями, не открывать, как не соответствующий требованиям нормативных документов.

Комиссия по обследованию автобусных маршрутов была утверждена Постановлением администрации г. Благовещенска от 17 февраля 1999 г. N 327 “О создании комиссии по обследованию автобусных маршрутов“. В состав комиссии в соответствии с постановлением входит 15 человек. Однако на заседании комиссии по рассмотрению заявления об открытии нового автобусного маршрута, предложенного З., присутствовали лица, не указанные в постановлении (Олейникова С.А.). Акт обследования также подписан лицами, которые не входили в состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов (Сидоренков Л.В., Мельников Н.Н.).

Кроме того, в ответе на запрос Амурского ТУ МАП России администрация г. Благовещенска отметила, что маршрут, предложенный предпринимателем З., не отвечает требованным следующих документов:

- “Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте“, утвержденные приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200;

- Положение “Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами“, утвержденное приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2;

- ГОСТ Р-50597-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения“.

Также указано, что причины, по которым невозможно открытие предложенного маршрута, отмечены в акте обследования.

Организация новых автобусных маршрутов производится в порядке, установленном ст. 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР. Данная статья определяет, что организация городских и пригородных маршрутов производится перевозчиками по согласованию с органами местного самоуправления. Кроме того, организация перевозочного процесса, обеспечивающая безопасные условия перевозок пассажиров, предусмотрена “Положением об обеспечении безопасности перевозки пассажиров автобусами“ в соответствии с п. 5.1. Открытие автобусного маршрута осуществляется после обследования маршрута комиссией в соответствии с пунктами 4.15 - 4.19. Владельцы автобусов (перевозчики) обязаны составить и утвердить на каждый маршрут автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.

Предприниматель З., учитывая отсутствие прямого автобусного сообщения между таможней и железнодорожным вокзалом, представил в администрацию г. Благовещенска на утверждение новый автобусный маршрут в порядке, установленном “Положением об обеспечении безопасности перевозки пассажиров автобусами“, утвержденным приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2.

Администрация г. Благовещенска, получив заявление предпринимателя З. об открытии нового маршрута движения, в соответствии с пунктами 4.15 - 4.19 “Положения об обеспечении безопасности перевозки пассажиров автобусами“, утвержденного приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2, обязана была с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, их инженерного оборудования требованиям безопасности дорожного движения, комиссией, утвержденной соответствующим органом исполнительной власти, произвести обследование автобусного маршрута перед его открытием. При этом соответствие маршрута требованиям безопасности движения определяется на основании:

- информации о маршруте, представляемой владельцем автобуса, осуществляющим перевозку пассажиров на обследуемом маршруте;

- данных о дорожных условиях на маршруте (параметрах и состоянии проезжей части, интенсивности и составе движения, наличии средств организации движения и т.п.);

- сведений о местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, их причинах, представляемых органами ГИБДД;

- непосредственного обследования путем визуального осмотра и инструментальных измерений в процессе проведения контрольных проездов по маршруту.

Результаты обследования должны оформляться актом, в котором дается заключение комиссии о возможностях открытия нового маршрута. В случае выявления его несоответствия требованиям безопасности в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий на маршруте.

Акт обследования передается в орган исполнительной власти для решения вопроса об открытии маршрута, а копия акта передается владельцу автобуса.

Все вышеперечисленные требования администрация г. Благовещенска не выполнила, а отказала З. в открытии предложенного маршрута движения, не обследовав его должным образом, то есть отказ был необоснованный.

В связи с этим можно предположить, что администрация города не заинтересована в организации перевозки пассажиров от Благовещенской таможни до железнодорожного вокзала, так как работа перевозчиков на этом маршруте может составить конкуренцию перевозчикам на других городских маршрутах, в том числе МП “Благовещенское троллейбусное управление“ и МП “Автоколонна 1275“. Поскольку в состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов входили представители муниципальных транспортных предприятий (МП “Благовещенское троллейбусное управление“ и МП “Автоколонна 1275“), в действиях администрации г. Благовещенска и муниципальных перевозчиков присутствуют признаки нарушения ст. 8 Закона РФ “О конкуренции...“, которые заключаются в согласованных действиях администрации г. Благовещенска с хозяйствующими субъектами, направленных на раздел рынка перевозок пассажиров в г. Благовещенске по территориальному признаку и ограничение доступа на рынок перевозок других хозяйствующих субъектов.

Таким образом, администрация г. Благовещенска, не выполнив требования нормативных актов, регулирующих порядок организации автобусных маршрутов, необоснованно отказала предпринимателю З. в открытии нового автобусного маршрута, что является препятствием к осуществлению деятельности предпринимателя в сфере перевозок пассажиров автотранспортом, то есть нарушила требования статьи 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Кроме того, включение администрацией г. Благовещенска в состав комиссии по обследованию нового автобусного маршрута, предложенного З., представителей транспортных организаций, конкурирующих на рынке перевозки пассажиров автотранспортом с перевозчиками других форм собственности, содержит признаки нарушения, предусмотренного ст. 8 Закона РФ “О конкуренции...“, что повлияло на решение комиссии о невозможности открытия автобусного маршрута, предложенного З., так как перевозчики других форм собственности, работая на этом маршруте, могли стать реальными конкурентами МП “Троллейбусное управление“ на отрезке маршрута по ул. им. 50-летия Октября и МП “Автоколонна 1275“ - на отрезке маршрута по ул. им. Ленина.

Руководствуясь п. 1 статьи 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и в соответствии с п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, решила:

1. Признать факт нарушения администрацией г. Благовещенска п. 1 статьи 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Признать факт нарушения администрацией г. Благовещенска, МП “Автоколонна 1275“, МП “Троллейбусное управление“ статьи 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

3. Выдать администрации г. Благовещенска предписание о прекращении нарушения п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

4. Выдать администрации г. Благовещенска, МП “Автоколонна 1275“, МП “Троллейбусное управление“ предписание о прекращении нарушения ст. 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

5. Должностным лицам МАП России (территориального управления) рассмотреть вопрос о ____________________________________________ (см. п. 2.14 Правил).

Председатель комиссии

Т.И.ЯКОВЛЕВА

Члены комиссии

У.Н.ТАРАСОВА

В.П.БОГУШ

Н.Г.МАКЕДОН