Законы и бизнес в России

[Информация о деле] Доходы, полученные учреждением образования и направленные на финансирование основной деятельности, налогами не облагаются

Благовещенский сельскохозяйственный техникум обратился с иском о признании недействительными постановлений налоговой инспекции МНС г. Благовещенска N 14-21/7244 от 26 июля 1999 года и б/н от 9 августа 1998 года о привлечении техникума к налоговой ответственности по взысканию недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу на содержание жилищного фонда, налогу на добавленную стоимость, пени, штрафов на общую сумму 297832 руб. 40 коп.

Письмом N 01/09-204 от 5 октября 1999 года истцом уточнены исковые требования: просит признать недействительными акт N 199 от 6 июня 1999 года, акт N 330 от 22 июня 1999 года налоговой инспекции МНС по г. Благовещенску и отменить принятые на их основе постановление N 14-21/7244 от 26 июля 1999 года и постановление б/н от 9 августа 1998 года (исходящий ГНС N 18-11/7886 от 9 августа 1999 года) о привлечении Благовещенского сельскохозяйственного техникума к налоговой ответственности. В обоснование иска техникум ссылается на Закон РФ “Об образовании“, согласно которому образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов.

Ответчик иск не признал, мотивируя тем, что налоговые льготы устанавливаются только законодательными актами РФ, принимаемые Верховным Советом РФ в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения. Действующим же налоговым законодательством техникум не освобожден от уплаты налогов.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные материалы, суд установил, что Государственной налоговой инспекцией по г. Благовещенску в июне 1999 года проведены две проверки Благовещенского сельскохозяйственного техникума по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налога на добавленную стоимость за 1997, 1998 гг., налога на прибыль, налога на имущество, платежей в государственные внебюджетные дорожные фонды, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за период с 1 января 1997 года по 31 декабря 1998 года. По результатам проверки составлены акты соответственно N 199 от 6 июня 1999 года и N 330 от 22 июня 1999 года, вынесены постановления о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 18-11/7886 от 9 августа 1999 года и N 14-21/7244 от 26 июля 1999 года, которыми техникуму предложено уплатить сумму недоимки, пени, штрафов по пункту 1“б“ ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ в виде штрафа 10% за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, по ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога на добавленную стоимость, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Основанием для взыскания недоимки, пени и штрафов ГНИ указывает то, что согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ “О дорожных фондах в РФ“ бюджетные и некоммерческие организации, реализующие продукцию (работы, услуги), уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог от выручки, полученной от реализации услуг.

Порядком ведения и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденным решением Малого Совета Благовещенского городского Совета народных депутатов от 18 марта 1993 г. N 147, установлено, что налогооблагаемая база по данному виду налога определяется в соответствии с Законом РФ “О дорожных фондах в РФ“. Исходя из изложенного ГНИ считает, что данные налоги должны быть исчислены от полученной БСХТ частичной оплаты за обучение (платных услуг).

По налогу на добавленную стоимость, по мнению ГНИ, налогооблагаемой базой будут суммы арендной платы за сданные в аренду основные фонды сторонним организациям, гражданам КНР и гражданам, не обучающимся в данном образовательном учреждении, согласно п. “д“ п. 12 Инструкции ГНС N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“.

Суд считает доводы ГНИ необоснованными, а вынесенные постановления незаконными по следующим основаниям:

Согласно Уставу Благовещенского сельскохозяйственного техникума, зарегистрированному администрацией Амурской области 9 сентября 1996 г. N 634-р, техникум является государственным образовательным учреждением.

Согласно п. 8 ст. 41 Закона “Об образовании“ образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать финансовые средства за счет дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг. Пунктом 6.6 устава предусмотрено право техникума на выполнение работ и оказание услуг на основе заключаемых договоров.

Пунктом 3 ст. 40 Закона “Об образовании“ образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставами этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Статьей 47 закона дается понятие предпринимательской деятельности образовательного учреждения как деятельности, предусмотренной уставом, доход от которой не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

Отсюда следует вывод, что любая разрешенная уставом деятельность, доход от которой реинвестируется в образовательный процесс, не является предпринимательской и не облагается налогами.

Сдача имущества в аренду производилась с разрешения учредителя и комитета по управлению имуществом Амурской области.

Факт использования всех сумм - как от оказания платных образовательных услуг, так и от сдачи в аренду основных средств - на образовательный процесс подтверждается актом проверки N 330 от 22 июня 1999 года, сметой расходов на 1997, 1998 гг., расчетами к смете, кассовыми расходами по внебюджету.

Доводы ГНИ, изложенные в отзыве на иск, судом отклонены. Согласно ст. 70 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“, действующей в проверяемый период, налоговые льготы могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Норма Закона РФ “Об образовании“ регулирует налоговые правоотношения и, следовательно, является нормой прямого действия. Законодатель не установил особый вид законодательства о налогах и сборах.



Нормы п. 3 ст. 40 Закона РФ “Об образовании“ не противоречат Закону “О дорожных фондах в РФ“ и Закону “О налоге на добавленную стоимость“, т. к. предусматривают дополнительную льготу. Абзац второй п. “л“ п. 12 Инструкции ГНС “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“ регламентирует налогообложение предпринимательской деятельности образовательных учреждений. БСХТ предпринимательской деятельности не осуществлял в связи со 100% использованием полученных от аренды средств в образовательный процесс.

Кроме того, постановления Госналогслужбы не соответствуют закону в связи с тем, что постановлением Конституционного суда от 15 июля 1999 г. N 13-П признаны не соответствующими Конституции РФ положения абзаца 1 подпункта “б“ пункта 1 статьи 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“.

В части признания недействительными актов проверок N 330 от 22 июня 1999 года, N 199 от 6 июня 1999 года производство по делу в этой части подлежит прекращению в связи с неподведомственностью суду данного спора. Согласно ст. 22 АПК РФ арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов. Акты проверки не являются актами государственного органа, т. к. не подписаны руководителем ГНИ, которому действующим законодательством предоставлено право налагать санкции за нарушения налогового законодательства.