Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Амурской области от 02.02.2009 N А04-43/2009 Несоблюдение индивидуальным предпринимателем лицензионных требований при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, выразившееся в отсутствии проведения ежегодных технических осмотров, инструктажей, договора на осуществление деятельности, согласования графика движения с органами местного самоуправления, влечет привлечение к административной ответственности

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 февраля 2009 г. по делу N А04-43/2009

(извлечение)

Дата объявления решения 29 января 2009 г.

Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения 2 февраля 2009 г.

Арбитражный суд

рассмотрев в судебном заседании заявление управления государственного автодорожного надзора Амурской области

к ИП П.

о привлечении к административной ответственности

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось управление государственного автодорожного надзора по Амурской области с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях индивидуального предпринимателя П.

В обоснование своих требований заявитель указал, что ИП П. осуществляла предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автобусами по территории Российской Федерации с нарушением лицензионных требований и условий. По факту выявленных нарушений был составлен протокол об административном правонарушении. В связи с чем, заявитель просил привлечь предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, пояснил, что обстоятельства, отягчающие ответственность предпринимателя, отсутствуют.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Представил отзыв, в котором вину признал, с нарушениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 30 декабря 2008 г. N 3, согласен. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.



Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле доказательствам, без участия представителя ответчика.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

П., зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя межрайонной ИФНС России N 5 по Амурской области 29 ноября 2006 года ОГРН 306280733300036.

Транспортную деятельность осуществляет на основании лицензии на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации АСС 28 303144 от 31 января 2007 года. Срок действия лицензии с 31 января 2007 года по 30 января 2012 года.

На основании графика проверок организаций пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутной и улично-дорожной сети городов и районов Амурской области на 4 квартал 2008 г. утвержденного начальником УГАДН по Амурской области ФСНСТ З. 29 сентября 2008 года и его устных указаний, 3 декабря 2008 года. в 14 час. 37 мин. на остановке ПМК-111 г. Свободного была проведена проверка транспортного средства ГАЗ-322132 гос. N О 443 ВВ, принадлежащего индивидуальному предпринимателю П., на линии по городскому маршруту N 3 г. Свободного. Проверкой выявлены нарушения транспортного законодательства в части обеспечения безопасности дорожного движения, а именно:

- проверяемое транспортное средство не прошло в установленном порядке ежегодный технический осмотр (срок действия технического осмотра истек 1 декабря 2008 года);

- автобус работал на маршруте общего пользования N 3 г. Свободного без согласованного в установленном порядке графика движения с администрацией города Свободного;

- отсутствовал договор на обслуживание маршрута N 3 заключенного с администрацией города Свободного;

- отсутствовала схема маршрута, с указанием опасных участков на маршруте.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки автотранспортного средства на линии 3 декабря 2008 г. N 48.

По факту выявленных нарушений при проверке АТС на линии 3 декабря 2008 года на основании приказа начальника УГАДН по Амурской области ФСНСТ З. от 18 декабря 2008 г. N 4/лиц, в период с 18 декабря 2008 года по 30 декабря 2008 года в г. Свободном была проведена внеплановая проверка в отношении ИП П. на предмет соблюдения ею транспортного законодательства и лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров автобусами по территории Российской Федерации. В ходе проверки были выявлены нарушения лицензионных требований и условий, предъявляемых к перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, а именно:

- в штате ИП П. отсутствует должностное лицо, ответственное за организацию перевозочного процесса и обеспечение БДД;

- договор на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей заключен с МУП “Свободненская автоколонна“, данная организация не имеет лицензии на данный вид деятельности;

- путевые листы ведутся с нарушением требований приказа Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152, в части отсутствия показаний одометра (полный км пробег), при возвращении в гараж, часы, минуты выезда АТС с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку, допускаются исправления в нумерации путевых листов;

- ИП П. не провела вводного, первичного инструктажей с водителем Ш., принятым на работу 3 декабря 2008 года., также данный водитель не прошел стажировку на данном типе АТС и маршруте N 3 г. Свободного.



Указанные нарушения лицензионных требований и условий зафиксированы в акте по факту выявленного нарушения при проверке АТС на линии (внеплановой проверки) от 30 декабря 2008 г. N 2.

Должностным лицом управления государственного автодорожного надзора по Амурской области в присутствии ИП П. составлен протокол об административном правонарушении от 30 декабря 2008 г. N 3 по нарушениям установленным актами от 3 декабря 2008 г. N 48 и от 30 декабря 2008 г. N 2.

В графе протокола “объяснение физического лица“ имеется запись предпринимателя о том, что с протоколом согласна, правонарушения признаю.

Действиям предпринимателя дана правовая оценка по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд признает факт совершения предпринимателем административного правонарушения установленным, заявленные требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности состоятельными по следующим основаниям.

Согласно ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с предписаниями ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Условия осуществления деятельности, предусмотренной лицензией - выполнение устава автомобильного транспорта, правил перевозок, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществление мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдение экологических норм.

Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.

Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на основании подпункта “б“ пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637, является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Согласно ст. 17 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.

Из материалов дела судом установлено, что ИП П. допустила к работе на линии 3 декабря 2008 года автобус ГАЗ-322132 гос. N О 443 ВВ, при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по регулярному городскому маршруту N 3 г. Свободного, не прошедший в установленном порядке ежегодный технический осмотр, срок действия технического осмотра ТС истек 1 декабря 2008 года, что подтверждается актом проверки АТС на линии от 3 декабря 2008 г. N 48.

Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденными приказом Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176 в параграфе 5 установлено, что движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписаниям. Расписания движения автобусов и таксомоторов на городских, пригородных и внутрирайонных маршрутах утверждаются автотранспортными предприятиями по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов.

Положением “Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами“, утвержденным приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2 (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 1997 г. N 1302) установлено, что владельцы автобусов обязаны:

- составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;

- разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.

- обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности) (п. 5.2).

П. 5 приказа Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200 “Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте“ установлено, что организация пассажирских перевозок включает, в том числе, составление расписаний движения автобусов и графиков выпуска легковых таксомоторов на линию.

Ст. 19 устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

По правилам ст. 4 Закона Амурской области от 22 декабря 2004 г. N 394-ОЗ “Об автомобильном пассажирском транспорте в Амурской области“ органы местного самоуправления открывают, закрывают, изменяют и утверждают регулярные муниципальные автобусные и таксомоторные маршруты общего пользования.

В силу ст. 5 названного Закона организация транспортного обслуживания населения на территории области осуществляется администрацией области и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Регулярные маршрутные таксомоторные перевозки осуществляются по установленным таксомоторным маршрутам общего пользования.

Привлечение автомобильного транспорта юридических лиц и граждан к обслуживанию регулярных автобусных и таксомоторных маршрутов производится организатором перевозок на конкурсной основе. По результатам конкурса с перевозчиком заключается договор на обслуживание регулярного маршрута и согласовывается расписание (график) движения пассажирского транспорта по утвержденному маршруту.

Как следует из имеющихся в материалах дела документов предприниматель П. без договора осуществляла деятельность по перевозке пассажиров на маршруте общего пользования N 3 “ПМК-111 - Школа N 192“ - без согласованного с органами местного самоуправления расписания (графика) движения, без схемы маршрута с указанием опасных участков, а также без договора с органом местного самоуправления в отношении перевозок по маршруту N 3 г. Свободного, данные обстоятельства зафиксированы в актах проверки от 3 декабря 2008 года и от 30 декабря 2008 года, и подтверждаются путевыми листами от 2 декабря 2008 г. N 387, 3 декабря 2008 г. N 388, 5 декабря 2008 г. N 397, 9 декабря 2008 г. N 394, в которых указано, что перевозки осуществлялись по маршруту “ПМК-111 - Школа N 192“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)“ N 637 принято 30.10.2006, а не 20.10.2006.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 октября 2006 г. N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

При исследовании материалов дела, судом установлен и не оспорен предпринимателем факт отсутствия в штате ИП П. должностного лица, ответственного за организацию перевозочного процесса и обеспечения БДД, что подтверждается актом внеплановой проверки от 30 декабря 2008 года.

П. 1.8. положения утвержденного приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27, указано, что организации, а также водители-предприниматели, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение требований и норм, установленных настоящим Положением, на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.

Исследовав материалы дела, судом установлено, что договор на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей ИП П. заключен с МУП “Свободненская автоколонна“ от 8 ноября 2008 г. N 28. Материалами проверки от 30 декабря 2008 г. подтверждается и не оспаривается предпринимателем то, что МУП “Свободненская автоколонна“ не имеет лицензии на данный вид деятельности.

Ст. 6 устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ установлено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 называется “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов“, а не “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов“.

Обязанность предпринимателя осуществлять ведение путевой документации установлена приказом от 18 сентября 2008 г. N 152, утвержденным Министерством транспорта РФ “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов“ (действующего на момент привлечения к административной ответственности), в соответствии с которым обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

Сведения о транспортном средстве включают в том числе: показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку. Дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

Материалами дела подтверждается, что в путевых листах от 2 декабря 2008 г. N 387, 3 декабря 2008 г. N 388, 5 декабря 2008 г. N 397, 9 декабря 2008 г. N 394 отсутствуют показания одометра при возвращении в гараж, часы, минуты выезда АТС с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку. В исполнительных листах 3 декабря 2008 г. N 388, 5 декабря 2008 г. N 397 допускаются исправления в нумерации путевых листов.

Пунктами 3.1.3, 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27 установлено, что лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.

Организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3.

Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.

Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки.

Стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей.

После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя.

Водитель, не получивший допуск к управлению транспортным средством после прохождения стажировки, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим трудовым законодательством.

Согласно п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: организация стажировки водителей.

В пункте 2.3.2 требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30 марта 1994 г. N 15 указано, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет: организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.

ИП П. в нарушение норм установленных п.п. 3.1.3, 3.2.1, 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом МТ РФ от 9 марта 1995 г. N 27 и разделом 10 межотраслевых правил, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28, при приеме на работу 3 декабря 2008 года не были проведены с водителем Ш. вводный и первичный на рабочем месте инструктажи, что подтверждается трудовым договором от 3 декабря 2008 года, фактическим приступлением к работе (путевой лист от 3 декабря 2008 г. N 388), журналом инструктажа по безопасности движения ИП П. за 2008 г., а также не оспаривается в судебном заседании ответчиком.

При исследовании журнала инструктажей по безопасности движения ИП П. за 2008 г., судом установлено, что последний инструктаж на момент проведения проверки (30 декабря 2008 года) проводился водителю С., о чем свидетельствует запись от 1 декабря 2008 года.

Факт непрохождения водителем Ш. при приеме на работу 3 декабря 2008 года стажировки на типе транспортного средства ГАЗ-322132 и маршруте N 3 г. Свободного, подтверждается актом внеплановой проверки по факту выявленного нарушения при проверке АТС на линии от 30 декабря 2008 г. N 2 и не оспаривается предпринимателем.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение предпринимателем предписаний вышеназванных нормативных актов. Факты допущенных нарушений предпринимателем не оспаривались, свою вину признал, с требованиями заявителя согласился.

В связи с этим, суд считает, что допущенные ИП П. нарушения, являются нарушением лицензионных требований и условий и согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, данные деяние необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 14.1 - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Примечанием к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Санкция ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Срок для привлечения предпринимателя к административной ответственности не пропущен, процедура соблюдена.

Каких-либо доказательств наличия отягчающих ответственность предпринимателя обстоятельств суду не представлено.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя, доказанности факта совершенных предпринимателем правонарушения и считает необходимым привлечь предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и применить штраф в минимальном размере 3000 рублей, при этом суд учитывает в качестве смягчающего ответственность обстоятельства привлечение предпринимателя к ответственности впервые.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 171, 180, 206 АПК РФ, суд

решил:

признать индивидуального предпринимателя П., зарегистрированного в качестве предпринимателя межрайонной ИФНС России N 5 по Амурской области 29 ноября 2006 года., ОГРНИП 306280733300036, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Назначить предпринимателю П. наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей, который подлежит перечислению на расчетный счет УФК МФ РФ Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ИНН 2801030057 КПП 280101001 р/с 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 Код 10611690040040000140.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области