Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.11.2002 года по делу N А05-10532/02-527/10 <По иску ГУ управление Пенсионного фонда РФ в Онежском районе к МУП “Нименьгское ЖКХ“ о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней> (вместе с постановлениями апелляционной и кассационной инстанций)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2002 г. по делу N А05-10532/02-527/10

(извлечение)

<ПО ИСКУ ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

В ОНЕЖСКОМ РАЙОНЕ К МУП “НИМЕНЬГСКОЕ ЖКХ“ О ВЗЫСКАНИИ

ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ И ПЕНЕЙ>

Заявлено требование о взыскании с ответчика 45885 рублей недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за январь - март 2002 года и 2231 рубль 48 копеек пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов.

ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - ФЗ N 167).

Ответчик извещен о заседании суда, отзыв на заявленное требование не представил.

Суд установил:



Ответчик зарегистрирован регистрационным центром муниципального образования “Город Онега и Онежский район“ от 17.03.2000 N 728, номер свидетельства о государственной регистрации А 001179.

Ответчик 22.04.02 представил в налоговый орган - Инспекцию МНС РФ по городу Онеге и Онежскому району Архангельской области - расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за январь - март 2002 года. В соответствии с этим расчетом ответчик должен был уплатить 45855 рублей 33 копейки страховых взносов за I квартал 2002 года, из них авансовыми платежами: за январь 2002 года - 15966 рублей 29 копеек; за февраль 2002 года - 15215 рублей 57 копеек и за март 2002 года - 14673 рубля 48 копеек.

По указанному расчету исчислена задолженность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и пени за просрочку платежа.

Согласно пункту 1 статьи 23 ФЗ N 167 под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 24 указанного Федерального закона уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 24 ФЗ N 167 разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Следовательно, срок уплаты авансовых платежей страховых взносов в Пенсионный фонд РФ наступил за каждый месяц квартала соответственно не позднее 15 февраля, 15 марта и 15 апреля 2002 года. Доказательств уплаты страховых взносов и возражений по заявленному требованию ответчик не представил.

Требованием N 112 от 15 мая 2002 года налоговый орган предложил ответчику уплатить страховые взносы в сумме 45885 рублей и пени в размере 2231 рубль 48 копеек в добровольном порядке в срок до 25.05.02. Указанное требование в добровольном порядке ответчиком не исполнено.

После вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ с 1 января 1999 года задолженность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и пени взыскиваются в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса РФ.

С 18 августа 1999 года - даты внесения изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации порядок взыскания налогов и сборов распространяется и на Пенсионный фонд Российской Федерации.



В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора; начисление пеней за просрочку уплаты авансовых платежей указанной нормой не предусмотрено.

Согласно статье 26 ФЗ N 167 пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, из норм приведенного законодательства следует, что пени подлежат взысканию за просрочку уплаты страховых взносов, а не авансовых платежей. К страховым взносам по смыслу статей 24, 26 ФЗ N 167 относятся платежи, уплачиваемые по итогам отчетных и расчетных периодов, то есть за квартал и календарный год, тем более, что ежемесячные платежи в этом Законе прямо поименованы авансовыми платежами.

При таких обстоятельствах взысканию с ответчика в пользу заявителя подлежат 45885 рублей основной задолженности по страховым взносам за I квартал 2002 года и 1101 рубль пеней за период с 16 апреля по 15 мая 2002 года.

При этом суд отмечает, что по смыслу пункта 5 статьи 24 ФЗ N 167 эта норма устанавливает только одинаковую форму уплаты как страховых взносов, так и авансовых платежей - отдельными платежными поручениями; авансовые платежи действительно являются частью как налогов, так и страховых взносов, однако это обстоятельство не изменяет их природу - авансовых платежей, поскольку декларацию по уплате страховых взносов плательщик составляет только по итогам отчетного (квартал) или расчетного (календарный год) периода, как это следует из абзаца 4 пункта 2 и из пункта 6 статьи 24 ФЗ N 167.

Ответчик не представил доказательств уплаты взыскиваемых сумм в добровольном порядке.

При таких обстоятельствах заявленное требование подлежит частичному удовлетворению, госпошлина относится на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 46, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 15.12.01 N 167 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“,

решил:

Взыскать с муниципального унитарного предприятия “Нименьгское ЖКХ“, зарегистрированного регистрационным центром муниципального образования “Город Онега и Онежский район“ от 17.03.2000 N 728, номер свидетельства о государственной регистрации А 001179, расположенного по адресу: Архангельская область, Онежский район, поселок Нименьга, улица Нагорная, дом 1, квартира 10, в пользу государственного учреждения “Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области“ 46986 рублей 33 копейки, в том числе: 45885 рублей основной задолженности и 1101 рубль пеней, в доход федерального бюджета 1977 рублей 11 копеек государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Председательствующий

Н.И.ПИГУРНОВА

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 9 января 2003 г. по делу N А05-10532/02-527/10

(извлечение)

ГУ “Управление Пенсионного фонда России в Онежском районе Архангельской области“ (далее - Управление ПФР) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с МУП “Нименьгское ЖКХ“ (в дальнейшем - “Нименьгское ЖКХ“) 45885 руб. недоимки по страховым взносам за январь - март 2002 года, 2231 руб. 48 коп. пени за просрочку внесения авансовых платежей.

Решением суда от 19.11.02 иск о взыскании задолженности удовлетворен в сумме, предъявленной ко взысканию, в отношении пени - в размере 1101 руб.

Управление ПФР не согласно с судебным решением в части отказа в иске по мотиву неправильного применения судом норм материального права, в апелляционной жалобе просит решение в этой части отменить и принять постановление об удовлетворении иска в полном объеме.

Как видно из материалов дела, МУП “Нименьгское ЖКХ“ является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Недоимка по уплате взносов в упомянутый фонд за период с января по март 2002 года составила сумму 45885 руб., правомерно и обоснованно взыскана судом.

Толкование Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, в частности, нормы статьи 26, дает основание для вывода о том, что ответственность в виде пени может наступить в случае просрочки уплаты страховых взносов за отчетный период, но не авансовых платежей.

Применительно к данному иску правовой режим, связанный со взысканием налогов (сборов) и страховых взносов, одинаков.

Выводы суда основаны на обстоятельствах дела, полно исследованных судом, названный Закон применен правильно. Судебное решение не подлежит отмене.

Арбитражный суд, руководствуясь статьей 269 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса России,

постановил:

Решение суда от 19 ноября 2002 года по делу N 527/10 оставить без изменения, а жалобу Управления Пенсионного фонда России в Онежском районе Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.А.ВОЛКОВ

Судьи

Е.И.БЕКАРОВА

А.Х.ШАШКОВ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 2003 г. по делу N А05-10532/02-527/10

(извлечение)

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области (далее - управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному унитарному предприятию “Нименьгское ЖКХ“ (далее - предприятие) о взыскании 45885 руб. задолженности по страховым взносам и 2231,48 руб. пеней, начисленных на сумму недоимки. Для участия в деле в качестве третьего лица арбитражным судом привлечено отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области (далее - отделение Пенсионного фонда).

Решением от 19.11.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.01.03, с ответчика в пользу управления Пенсионного фонда взыскана недоимка и 1101 руб. пеней. В части взыскания пеней за нарушение сроков уплаты авансовых платежей по страховым взносам в иске отказано.

В кассационной жалобе управление Пенсионного фонда просит отменить судебные акты в части отказа в иске и удовлетворить его полностью, считая, что судом неправильно применены нормы материального права.

Управление Пенсионного фонда и предприятие о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Представитель отделения Пенсионного фонда в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.

Законность решения от 19.11.02 и постановления от 09.01.03 проверена в кассационном порядке.

Проверив представленный предприятием расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, управление Пенсионного фонда выявило недоимку в сумме 45855 руб. и начислило пени за каждый календарный день просрочки по уплате взносов. Поскольку требование истца об уплате налога от 15.05.02 N 112 предприятие не исполнило, арбитражный суд обоснованно взыскал с ответчика задолженности по страховым взносам и пени за просрочку их уплаты в период с 16 апреля по 15 мая 2002 года в сумме 1101 руб.

Отказ в иске на сумму пеней, начисленных за просрочку уплаты авансовых платежей - 1130,48 руб., - по мнению кассационной инстанции, является правомерным.

Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Имущественная ответственность в виде пеней за нарушение сроков уплаты авансовых платежей по страховым взносам не предусмотрена. Поэтому, применяя нормы названного Закона, арбитражный суд применяет нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего установленного законодательством дня уплаты этого налога. В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 - 54 Кодекса. В соответствии со статьями 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода (а в случаях, установленных законом, - отчетного) на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный период).

Согласно статье 23 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год, который состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Таким образом, у суда нет оснований считать, что авансовые платежи плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд исчисляются по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, а следовательно, не было оснований и для начисления предприятию пеней за просрочку уплаты авансовых платежей.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

Решение от 19.11.02 и постановление апелляционной инстанции от 09.01.03 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-10532/02-527/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.В.ВЕТОШКИНА

Судьи

И.П.ПОЧЕЧУЕВ

С.Н.БУХАРЦЕВ