Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.10.2002 года по делу N А05-6745/02-301/5 <По иску ОАО “Соломбальский машиностроительный завод“ к МО “Город Архангельск“ об обязании принять в муниципальную собственность тепловую трассу> (вместе с постановлениями апелляционной и кассационной инстанций)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 октября 2002 г. по делу N А05-6745/02-301/5

(извлечение)

<ПО ИСКУ ОАО “СОЛОМБАЛЬСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

ЗАВОД“ К МО “ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК“ ОБ ОБЯЗАНИИ ПРИНЯТЬ

В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ТЕПЛОВУЮ ТРАССУ>

ОАО “Соломбальский машиностроительный завод“ (в дальнейшем именуемое ОАО “СМЗ“) обратилось в суд с требованием обязать ответчика принять в муниципальную собственность тепловую трассу по ул. Красных партизан (Соломбальский округ г. Архангельска) от ул. Советской от тепловой камеры С-20 до тепловой камеры С20-2 по пр. Никольскому общей протяженностью 465 метров.

Муниципальное образование “Город Архангельск“ в лице мэрии г. Архангельска предъявило встречный иск о признании права общей совместной собственности на тепловую трассу от тепловой камеры С20 по ул. Красных партизан и через территорию ОАО “СМЗ“ до тепловой камеры С20-5 общей протяженностью трубопровода 905 погонных метров.

Определением суда от 5 сентября 2002 г. встречное исковое заявление принято судом к рассмотрению.

В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец изменил предмет иска и просит обязать ответчика принять в муниципальную собственность тепловую трассу от ТК С20 до ТС С20-5 общей протяженностью 905 метров.



Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило. Спор рассмотрен в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

МО “Город Архангельск“ первоначальный иск не признало по основаниям, изложенным в отзыве. ОАО “СМЗ“ встречное исковое заявление не признало по основаниям, изложенным в отзыве. Третье лицо поддержало исковые требования ОАО “СМЗ“, исковые требования муниципального образования считает необоснованными.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ОАО “СМЗ“ подлежат удовлетворению частично, а встречное исковое заявление МО “Город Архангельск“ удовлетворению не подлежит с учетом следующих обстоятельств.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, по территории Соломбальского округа г. Архангельска по ул. Красных партизан и через территорию ОАО “СМЗ“ проходит теплотрасса протяженностью 905 погонных метров от ТК С20 до ТК С20-5. При этом часть теплотрассы протяженностью 322 метра проходит по территории ОАО “СМЗ“ от ТК С20-2 до внешней стороны стены цеха ленточно-пильных станков. Участок теплотрассы от тепловой камеры С20-2 до тепловой камеры С20 протяженностью 465 метров проходит по территории муниципального образования и используется для обеспечения нужд населения Соломбальского округа г. Архангельска, с данного участка запитаны теплоносителем объекты, являющиеся муниципальной собственностью, в том числе 6 жилых домов. Остальной участок теплотрассы протяженностью 118 метров принят в муниципальную собственность г. Архангельска на основании распоряжения главы МО “Город Архангельск“ от 1 марта 2002 г. N 112р.

В соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ к объектам, относящимся к муниципальной собственности, отнесены объекты инженерной инфраструктуры города, находящиеся в госсобственности и расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего Совета народных депутатов.

Согласно пункту 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 235 (в дальнейшем именуемое Положение о порядке передачи объектов), передаче в государственную собственность объектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящиеся в ведении предприятий, не включенные в состав приватизируемого имущества, в том числе тепловые сети (за исключением находящихся на территории предприятия).

Доказательств, подтверждающих, что указанная теплотрасса полностью или частично включена в состав приватизируемого имущества ОАО “СМЗ“, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, участок теплотрассы протяженностью 465 погонных метров от ТК С20 до ТК С20-2, расположенный в Соломбальском округе г. Архангельска, является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона и подлежит передаче муниципальному образованию. Исковые требования ОАО “СМЗ“ в этой части подлежат удовлетворению.

Исковые требования ОАО “СМЗ“ об обязании принять в муниципальную собственность теплотрассу в полном объеме, в том числе и участок протяженностью 322 погонных метра, проходящий по территории завода, удовлетворению не подлежат с учетом пункта 2 Положения о порядке передачи объектов. Согласно указанной норме права теплосети, находящиеся на территории предприятия, не подлежат передаче в муниципальную собственность.

Встречные исковые требования муниципального образования “Город Архангельск“ удовлетворению не подлежат с учетом следующих обстоятельств.



В соответствии со ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Таким образом, для признания права общей совместной собственности на имущество необходимо установить наличие права собственности каждого из ее участников на данное имущество.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Муниципальное образование “Город Архангельск“ не представило доказательств того, что участок теплотрассы, проходящий по территории ОАО “СМЗ“, является собственностью завода. Ни ОАО “СМЗ“, ни КУГИ также не представили доказательств того, что указанный участок теплотрассы включен в план приватизации ОАО “СМЗ“.

Участок теплотрассы, проходящей за пределами завода, является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона. Однако оснований для признания права собственности ОАО “СМЗ“ на участок теплотрассы, проходящей по территории завода, в настоящее время не имеется. ОАО “СМЗ“ с иском о признании за собой права собственности на этот участок теплотрассы в суд не обращалось.

Поскольку в настоящее время право собственности на участок теплотрассы, проходящий по территории ОАО “СМЗ“, не установлен, оснований для удовлетворения исковых требований в части признания права общей совместной собственности на всю теплотрассу не имеется.

Довод муниципального образования о неделимости теплотрассы не может быть принят во внимание, поскольку фактически теплотрасса разделена тепловыми камерами.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на стороны поровну. При этом МО “Город Архангельск“ освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 3 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине“, в связи с чем истцу возвращается половина уплаченной им при подаче иска государственной пошлины.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

решил:

Обязать муниципальное образование “Город Архангельск“ в лице мэрии г. Архангельска принять в муниципальную собственность участок теплотрассы по ул. Красных партизан от улицы Советской от тепловой камеры С-20 до тепловой камеры С20-2 по пр. Никольскому (Соломбальский округ г. Архангельска) протяженностью 465 метров в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части иска ОАО “Соломбальский машиностроительный завод“ отказать.

В удовлетворении встречного иска муниципального образования “Город Архангельск“ в лице мэрии г. Архангельска отказать.

Выдать ОАО “СМЗ“ справку на возврат госпошлины в сумме 500 рублей, уплаченной по платежному поручению N 621 от 17.06.02.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения.

Судья

И.С.ГУЛЯЕВА

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 30 января 2003 г. по делу N А05-6745/02-301/5

(извлечение)

ОАО “Соломбальский машиностроительный завод“ (далее - истец, ОАО “СМЗ“) обратилось в арбитражный суд с иском об обязании муниципального образования “Город Архангельск“ (далее - ответчик) принять в муниципальную собственность тепловую трассу по улице Красных партизан в городе Архангельске от улицы Советской (от тепловой камеры С20) до проспекта Никольского (до тепловой камеры С20-2) общей протяженностью 465 метров.

Ответчиком предъявлен встречный иск, принятый судом к рассмотрению, о признании права общей совместной собственности на тепловую трассу от тепловой камеры С20 по улице Красных партизан через территорию ОАО “СМЗ“ и до тепловой камеры С20-5 общей протяженностью трубопровода 905 погонных метров.

Истцом в процессе судебного разбирательства изменен предмет иска, при этом заявлены требования об обязании ответчика принять в муниципальную собственность тепловую трассу от тепловой камеры С20 до тепловой камеры С20-5 общей протяженностью трубопровода 905 погонных метров.

Решением суда от 29 октября 2002 года исковые требования ОАО “СМЗ“ удовлетворены в части обязания муниципального образования “Город Архангельск“ принять в муниципальную собственность тепловую трассу по улице Красных партизан в городе Архангельске от улицы Советской (от тепловой камеры С20) до проспекта Никольского (до тепловой камеры С20-2) общей протяженностью 465 метров. В удовлетворении остальной части требований и встречного иска ответчика отказано.

Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела и выступлений участников по делу, по территории Соломбальского округа города Архангельска по улице Красных партизан и через территорию ОАО “СМЗ“ проходит теплотрасса. Участок теплотрассы от тепловой камеры С20-2 до тепловой камеры С20 протяженностью 465 метров проходит по территории муниципального образования и используется для обеспечения нужд населения Соломбальского округа города Архангельска, с данного участка запитаны теплоносителем объекты, являющиеся муниципальной собственностью, в том числе 6 жилых домов. Остальной участок теплотрассы протяженностью 118 метров принят в муниципальную собственность города Архангельска на основании распоряжения главы муниципального образования “Город Архангельск“ от 1 марта 2002 года N 112р.

Исходя из изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно вынес решение в удовлетворении требований истца об обязании ответчика принять в муниципальную собственность участок теплотрассы протяженностью 465 метров и отказе в удовлетворении остальных требований истца и ответчика исходя из анализа норм, установленных Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, согласно Приложению 3 которого, к объектам, относящимся к муниципальной собственности, отнесены объекты инженерной инфраструктуры города, находящиеся в государственной собственности и расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего Совета народных депутатов.

Кроме того, согласно пункту 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 235, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящиеся в ведении предприятий, не включенные в состав приватизируемого имущества, в том числе тепловые сети (за исключением находящихся на территории предприятия).

Как установлено судом, доказательств, подтверждающих, что спорная теплотрасса полностью или частично включена в состав приватизируемого имущества ОАО “СМЗ“, сторонами не представлено.

Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы все обстоятельства по делу, доводы апелляционной жалобы ответчика являются несостоятельными в силу изложенного выше, а решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.

Арбитражный суд, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение арбитражного суда от 29 октября 2002 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципальною образования “Город Архангельск“ - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Х.ШАШКОВ

Судьи

Е.И.БЕКАРОВА

Е.В.ТРЯПИЦЫНА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2003 г. по делу N А05-6745/02-301/5

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Соломбальский машиностроительный завод“ (далее - завод) обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом изменения первоначально заявленных требований) к муниципальному образованию “Город Архангельск“ (далее - МО “Город Архангельск“) об обязании его принять в муниципальную собственность тепловую трассу по улице Красных партизан от тепловой камеры С20-2 по Никольскому проспекту до улицы Советской общей протяженностью трубопровода 465 погонных метров диаметром трубопровода 27 х 3 х 7 мм.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечен комитет по управлению имуществом Архангельской области (далее - КУИ).

МО “Город Архангельск“ заявило встречный иск о признании права общей собственности МО “Город Архангельск“ и завода на тепловую трассу общей протяженностью трубопровода 905 погонных метров от тепловой камеры С20 по улице Красных партизан и через территорию завода до тепловой камеры С20-5.

Завод уточнил свои требования и просил суд обязать МО “Город Архангельск“ принять в муниципальную собственность тепловую трассу от тепловой камеры С-20 по улице Красных партизан и через территорию завода до тепловой камеры С20-5 общей протяженностью трубопровода 905 погонных метров.

Решением от 29.10.2002 удовлетворены требования завода в части обязания ответчика принять в муниципальную собственность теплотрассу протяженностью 465 погонных метров от тепловой камеры С-20 по улице Советской до тепловой камеры С20-2 по Никольскому проспекту, в остальной части требований отказано; в удовлетворении встречного иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2003 решение от 29.10.2002 оставлено без изменения.

МО “Город Архангельск“ в кассационной жалобе просит отменить указанные судебные акты и признать право совместной собственности на тепловую трассу протяженностью 905 погонных метров, ссылаясь на то, что теплотрасса является неделимой вещью, обслуживает как жилой фонд, так и завод, и в силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8 является общей совместной собственностью завода и МО “Город Архангельск“.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в заседание суда не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, по территории Соломбальского округа города Архангельска проходит тепловая трасса по улице Красных партизан от тепловой камеры С-20 (улица Советская) через территорию завода и до тепловой камеры С20-5 протяженностью трубопровода 905 погонных метров.

При этом участок от тепловой камеры С-20 по улице Советской до тепловой камеры С20-2 по Никольскому проспекту протяженностью 465 погонных метров проходит по территории муниципального образования и используется для снабжения муниципальных жилых домов. Участок от тепловой камеры С20-2 до внешней стороны стены цеха ленточно-пильных станков завода протяженностью 322 погонных метра проходит через территорию завода. Участок от внешней стороны стены цеха ленточно-пильных станков до тепловой камеры С20-5 протяженностью 118 погонных метров находится в муниципальной собственности на основании распоряжения мэра города Архангельска от 01.03.2002 N 112р.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно пункту 1 указанного Приложения к таким объектам относятся объекты инженерной инфраструктуры городов, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего Совета народных депутатов.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенные в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8, в том числе тепловые сети (за исключением находящихся на территории предприятий).

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что участок теплотрассы протяженностью 465 погонных метров, находящийся за пределами территории завода, вошел в состав приватизированного имущества завода. Следовательно, указанный участок теплотрассы подлежит передаче в муниципальную собственность.

Поскольку участки теплотрассы, проходящие за пределами территории завода (протяженностью 465 и 118 погонных метров), относятся к объектам муниципальной собственности и оснований считать завод собственником данных участков не имеется, суд правомерно отказал в удовлетворении встречного иска МО “Город Архангельск“ о признании права общей собственности на всю теплотрассу протяженностью 905 погонных метров как неделимый объект.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что при вынесении решения и постановления нормы права применены судом правильно, выводы суда об обстоятельствах дела соответствуют имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов нет.

Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

Решение от 29.10.2002 и постановление апелляционной инстанции от 30.01.2003 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6745/02-301/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования “Город Архангельск“ - без удовлетворения.

Председательствующий

И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи

М.Г.ВЛАСОВА

Г.М.РУДНИЦКИЙ