Законы и бизнес в России

Постановление Правительства Астраханской области от 23.01.2007 N 14-П (ред. от 07.07.2010) “Об условиях принятия решения об участии Астраханской области в акционерных обществах“

Начало действия редакции - 07.07.2010.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Изменения, внесенные Постановлением Правительства Астраханской области от 07.07.2010 N 294-П, вступили в силу с 7 июля 2010 года.

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2007 г. N 14-П

ОБ УСЛОВИЯХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области

от 21.05.2009 N 236-П, от 26.08.2009 N 451-П,

от 07.07.2010 N 294-П)



В целях повышения эффективности участия Астраханской области в акционерных обществах Правительство Астраханской области постановляет:

1. Установить следующие обязательные условия принятия решения об участии Астраханской области в акционерных обществах:

1.1. Наличие бизнес-плана, обосновывающего целесообразность участия Астраханской области в акционерном обществе, и проектов учредительных документов этого акционерного общества.

1.2. Наличие положительного заключения по финансово-экономическому обоснованию участия Астраханской области в акционерном обществе.

1.3. Доля акций в уставном капитале акционерного общества, решение об участии Астраханской области в котором рассматривается, не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция.

Действие настоящего подпункта не распространяется на отношения, возникающие при принятии решения об участии Астраханской области в акционерном обществе, учреждаемом с участием иностранных инвесторов, за исключением случаев приватизации государственного имущества Астраханской области.

(абзац введен Постановлением Правительства Астраханской области от 21.05.2009 N 236-П; в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 26.08.2009 N 451-П)

1.4. Учредителями акционерного общества, решение об участии Астраханской области в котором рассматривается, должны быть исключительно юридические лица.

2. Утвердить Порядок анализа финансово-экономического обоснования участия Астраханской области в акционерных обществах (прилагается).

3. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное Постановление в средствах массовой информации.



4. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Губернатор Астраханской области

А.А.ЖИЛКИН

Утвержден

Постановлением Правительства

Астраханской области

от 23 января 2007 г. N 14-П

ПОРЯДОК

АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ

УЧАСТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

(в ред. Постановлений Правительства Астраханской области

от 21.05.2009 N 236-П, от 07.07.2010 N 294-П)

1. Общие положения

В целях принятия решения об участии Астраханской области в акционерном обществе исполнительный орган государственной власти Астраханской области, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), инициирующий данный вопрос (далее - отраслевой орган), обеспечивает подготовку бизнес-плана, обосновывающего целесообразность такого участия, проектов учредительных документов данного акционерного общества, а также разрабатывает соответствующее финансово-экономическое обоснование (далее - ФЭО).

Бизнес-план составляется по типовой форме бизнес-плана согласно приложению к настоящему Постановлению.

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 07.07.2010 N 294-П)

В ФЭО отраслевой орган в обязательном порядке проводит анализ реалистичности предложенного проекта, анализ достоверности исходных данных и условий производственного характера, анализ эффективности технологий и технологических рисков.

ФЭО, бизнес-план и проекты учредительных документов представляются последовательно в министерство экономического развития Астраханской области, министерство финансов Астраханской области, министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области и службу безопасности и информационной защиты Астраханской области для проведения анализа ФЭО и оформления соответствующего заключения.

Целью анализа ФЭО является проверка целесообразности участия Астраханской области в акционерном обществе с точки зрения имущественных интересов Астраханской области.

Анализ ФЭО должен осуществляться по следующим направлениям:

- соответствие законодательству организационно-правовой и финансовой схем участия Астраханской области в акционерном обществе;

- анализ достоверности исходных данных и условий;

- обоснованность принятой методологии и алгоритмов расчетов финансово-экономических показателей;

- соблюдение граничных условий целесообразности участия Астраханской области в акционерных обществах по критериям бюджетной эффективности;

- анализ рисков Астраханской области;

- анализ полноты отражения в ФЭО “внешних эффектов“, связанных с деятельностью акционерного общества;

- проверка надежности и деловой репутации соучредителей;

- проверка соответствия выводов и предложений результатам расчетов и обоснований ФЭО.

Министерство экономического развития Астраханской области является ответственным за проведение анализа обоснованности принятой методологии и алгоритмов расчетов финансово-экономических показателей, анализа достоверности исходных данных и условий экономического характера, анализа коммерческих рисков, а также анализа полноты отражения в ФЭО “внешних эффектов“, связанных с деятельностью акционерного общества.

Министерство финансов Астраханской области является ответственным за проведение анализа соблюдения граничных условий целесообразности участия Астраханской области в акционерном обществе по критериям бюджетной эффективности, анализа финансовых рисков.

Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области является ответственным за проведение анализа соответствия законодательству организационно-правовой и финансовой схем участия Астраханской области в акционерном обществе.

Служба безопасности и информационной защиты Астраханской области является ответственной за проверку надежности и деловой репутации соучредителей.

При проведении анализа ФЭО каждый уполномоченный орган вправе дать оценку любому аспекту, по которому осуществляется анализ.

Положительным заключение по ФЭО участия Астраханской области в акционерном обществе является в том случае, если все уполномоченные органы дали положительное заключение по тем аспектам, по которым проводили анализ ФЭО.

Настоящий Порядок не применяется в случае принятия решения о приватизации государственного предприятия Астраханской области в форме преобразования в акционерное общество, а также в случае финансирования доли государственной собственности Астраханской области в уставном капитале вновь создаваемых предприятий с целью реализации инвестиционных проектов.

2. Соответствие законодательству

организационно-правовой и финансовой схем участия

Астраханской области в акционерном обществе

Предлагаемая схема организационно-правовых и финансово-экономических отношений Астраханской области с акционерным обществом должна соответствовать действующему законодательству. При этом источники и условия финансирования участия Астраханской области в акционерном обществе должны соответствовать Бюджетному кодексу Российской Федерации, а планируемое распределение акций акционерного общества среди учредителей - стоимости их вкладов в уставный капитал.

Учредительные документы акционерного общества должны соответствовать достижению целей Астраханской области и защите ее имущественных интересов.

3. Анализ достоверности исходных данных и условий

Принятые в ФЭО макроэкономические условия: темпы инфляции (индексы-дефляторы), курс рубля к валюте расчетов (если она используется), прогнозные индексы изменения цен и другие, должны полностью соответствовать прогнозным данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации тех периодов времени, для которых эти прогнозные данные разработаны.

Если в ФЭО для периода долгосрочного прогнозирования макроэкономических условий используются методы экстраполяции либо иные методы обоснования этих условий (в случаях, когда прогнозы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации на долгосрочную перспективу не разработаны), должна быть проверена математическая корректность и обоснованность экономической логики прогнозных расчетов.

В случаях, если в ФЭО для расчетов финансово-экономических показателей используется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, необходимо сравнить принятые в ФЭО ставки с соответствующими фактически действовавшими ставками.

Обоснованные уровни цен на выпускаемую акционерным обществом продукцию (работы, услуги) должны соответствовать сложившемуся уровню цен на аналогичные виды продукции (работ, услуг) того сектора рынка, на который ориентирована деятельность акционерного общества.

При анализе суммы средств, направляемых на оплату труда, принятая в ФЭО средняя заработная плата работников акционерного общества подлежит сравнению с уровнем средней заработной платы по Астраханской области с учетом видов деятельности акционерного общества. При наличии отчетных финансово-экономических показателей аналога уровень средней заработной платы работников акционерного общества сравнивается со средней заработной платой аналога с учетом фактических темпов инфляции.

Необходимо проверить полноту учтенного в ФЭО перечня налогов, сборов, таможенных платежей, соответствия ставок налогов и сборов Налоговому кодексу Российской Федерации и законам Астраханской области (в части региональных налогов и сборов), а ставок таможенных платежей - таможенному законодательству Российской Федерации.

При выявлении расхождений соответствующих показателей ФЭО данные расчеты подлежат корректировке. При отсутствии необходимых расчетов ФЭО направляется на доработку.

4. Обоснованность принятой в ФЭО методологии и

алгоритмов расчетов финансово-экономических показателей

Принятые в ФЭО методы и алгоритмы расчетов показателей

эффективности инвестиций и их составляющих должны соответствовать

Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных

проектов, утвержденным Министерством экономического развития и

торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской

Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по

строительству и жилищно-коммунальному комплексу 21.06.99 N ВК 477.

При выявлении необоснованных расхождений в алгоритмах расчетов

соответствующие показатели ФЭО подлежат корректировке.

При анализе ФЭО в обязательном порядке необходимо рассмотреть

обоснованность промежуточных расчетов налоговой базы по налогам,

уплачиваемым акционерным обществом в бюджет Астраханской области,

так как суммы этих налогов существенно влияют на показатели

бюджетной эффективности участия Астраханской области в акционерном

обществе.

Алгоритмы расчетов налоговой базы должны соответствовать

требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.

При расчете бюджетного эффекта в качестве нормы дисконта

применяется бюджетная норма дисконта ЕВ, равная одной четвертой

ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на

момент выполнения расчетов при проведении расчетов в рублях или в

размере ставки LIBOR - при проведении расчетов в валюте.

Коэффициент дисконтирования, применяемый для расчета чистого

дисконтированного дохода областного бюджета, рассчитывается по

формуле:

1

“alpha“ = ---------,

m t - t

m 0

(1 + ЕВ)

где:

“alpha“ - коэффициент дисконтирования на шаге m;

m

ЕВ - бюджетная норма дисконта, в долях единицы;

t - момент окончания m-го шага, в долях года;

m

t - момент приведения.

0

Момент приведения, как правило, должен совпадать с концом

шага, в котором осуществлены первые инвестиции в проект.

Разница t - t выражается в годах.

m 0

Под бюджетным эффектом проекта с участием Астраханской области

в акционерном обществе (ЧДДбсу) в данном случае понимается чистый

дисконтированный доход областного бюджета, накопленный за

расчетный период и учитывающий все вызванные проектом и участием

Астраханской области в этом проекте притоки (поступления) в

областной бюджет и все оттоки (расходы) из областного бюджета,

включая потери бюджета от предоставления налоговых и иных льгот.

Под бюджетным эффектом проекта без участия Астраханской

области в акционерном обществе (ЧДДббу) в данном случае понимается

чистый дисконтированный доход областного бюджета, накопленный за

расчетный период и учитывающий все вызванные проектом притоки

(поступления) в областной бюджет и все оттоки (расходы) из

областного бюджета, рассчитанные исходя из предположения, что

Астраханская область не участвует в акционерном обществе.

Под бюджетным эффектом участия Астраханской области в

акционерном обществе (Эу) в данном случае понимается прирост

бюджетного эффекта проекта, вызванный участием Астраханской

области в акционерном обществе, то есть разница между ЧДДбсу и

ЧДДббу.

Расчет бюджетного эффекта проекта с участием Астраханской

области в акционерном обществе должен быть оформлен в виде таблицы

N 1.

При расчете показателей эффективности проекта в целом и

бюджетной эффективности проекта без участия Астраханской области в

акционерном обществе необходимо описать все изменения, которые

могут возникнуть в ходе реализации проекта в случае неучастия

Астраханской области в акционерном обществе, по сравнению с

базовым вариантом. Должны быть представлены соответствующие

расчеты всех показателей проекта, на которые участие Астраханской

области в акционерном обществе оказывает то или иное влияние, в

предположении, что Астраханская область в акционерном обществе не

участвует (например, когда неучастие Астраханской области в

акционерном обществе замедляет его создание). Также необходимо

учесть возможные дополнительные расходы областного бюджета в

случае неучастия Астраханской области в акционерном обществе

(например, отсутствие возможности контролировать ценовую политику

общества).

Расчет бюджетного эффекта проекта без участия Астраханской

области в акционерном обществе должен быть оформлен в виде таблицы

N 2.

В том случае, когда осуществление проекта создания нового

акционерного общества невозможно без участия Астраханской области,

чистый дисконтированный доход областного бюджета без участия

Астраханской области в проекте равен дополнительным

дисконтированным расходам областного бюджета (со знаком “минус“),

вызванным неучастием Астраханской области в акционерном обществе.

Бюджетный эффект участия Астраханской области в акционерном

обществе (Эу) рассчитывается как разница между чистым

дисконтированным доходом областного бюджета с участием

Астраханской области в акционерном обществе и чистым

дисконтированным доходом областного бюджета без участия

Астраханской области в акционерном обществе.

Эу = ЧДДбсу - ЧДДббу

Индекс рентабельности участия Астраханской области в

акционерном обществе (Иру) должен быть рассчитан по следующей

формуле:

Эу

Иру = ________________________________________________________

сумма дисконтированных оттоков из бюджета за расчетный

период при участии Астраханской области в проекте

(строка 18 таблицы N 1)

Срок окупаемости затрат Астраханской области на участие в

проекте рассчитывается исходя из данных таблицы N 3.

Срок окупаемости затрат Астраханской области на участие в

проекте (без учета дисконтирования и с учетом дисконтирования)

определяется как срок от начала вложения областных инвестиций в

виде оплаты акций до момента их окупаемости. Под моментом

окупаемости понимается момент времени, после которого текущий

недисконтированный бюджетный эффект участия Астраханской области в

проекте (либо текущий дисконтированный бюджетный эффект участия

Астраханской области в проекте) становится и в дальнейшем остается

неотрицательным.

При отсутствии необходимых расчетов ФЭО подлежит

корректировке.

5. Соблюдение граничных условий целесообразности

участия Астраханской области в акционерном обществе

по критериям бюджетной эффективности

Целесообразность участия Астраханской области в акционерном обществе необходимо проверить по следующему критерию:

Иру >= ЕВ,

где:

Иру - индекс рентабельности участия Астраханской области в акционерном обществе, то есть отношение бюджетного эффекта участия Астраханской области в акционерном обществе к сумме дисконтированных оттоков из бюджета за расчетный период при участии Астраханской области в акционерном обществе;

ЕВ - бюджетная норма дисконта.

Если данное условие не выполняется, то есть индекс рентабельности участия Астраханской области в акционерном обществе меньше бюджетной нормы дисконта, участие Астраханской области в таком обществе экономически нецелесообразно.

6. Анализ рисков Астраханской области

Анализ рисков Астраханской области проводится по их видам:

- коммерческие риски;

- финансовые риски;

- технологические риски.

Требуется проверить, выполнена ли в ФЭО оценка финансовых последствий возможных рисков методом вариации параметров, в том числе положительность значений чистого дисконтированного дохода от финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества за расчетный период, а также бюджетного эффекта участия Астраханской области в акционерном обществе в случаях:

- уменьшения объема продаж на 20% по сравнению с “базовым сценарием“ (коммерческие риски);

- роста себестоимости (расходов) на 10% (технологические риски);

- превышения суммы планируемых инвестиционных расходов (капитальных вложений) на 20%;

- роста дебиторской задолженности при увеличении на 100% времени задержки платежей потребителей (коммерческие риски);

- роста процента за кредит в 1.4 раза против его значения, принятого в “базовом сценарии“ ФЭО, по кредитам в рублях и в 1.2 раза - по кредитам в валюте (финансовые риски).

При отсутствии необходимых расчетов ФЭО подлежит корректировке.

В случае участия Астраханской области в действующем акционерном обществе должно быть рассмотрено его финансовое состояние и отчетные показатели рентабельности, стоимость чистых активов и удовлетворительность структуры баланса за последние три года.

7. Анализ полноты отражения в ФЭО “внешних эффектов“,

связанных с деятельностью акционерного общества

При анализе ФЭО необходимо рассмотреть полноту отражения “внешних эффектов“, то есть экономических и внеэкономических последствий, которые могут возникнуть во внешней среде в результате производственной деятельности акционерного общества, но не отражены ни в ценах на производимую продукцию (работы, услуги), ни в затратах на ее производство.

Примерами внешних эффектов являются:

- изменение рыночной стоимости жилых домов и квартир в них, а также стоимости земельных участков в результате строительства в непосредственной близости от них крупного промышленного предприятия или торгового центра;

- воздействие вновь организованного производства на здоровье населения;

- экономия времени населения, обусловленная реализацией проекта в области транспорта и связи;

- увеличение пассажиропотока на определенных маршрутах общественного городского транспорта в связи с пуском предприятия, имеющего большую численность работающих и (или) обслуживающего большое число посетителей, увеличение требуемого количества мест парковки для легковых автомобилей рядом с этим предприятием;

- снижение объемов производства и реализации у предприятий-конкурентов вновь создаваемого акционерного общества и, как следствие, уменьшение налоговых поступлений в бюджет Астраханской области с этих предприятий.

8. Проверка надежности и деловой репутации

соучредителей

При проверке надежности и деловой репутации соучредителей должно быть рассмотрено наличие или отсутствие задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Необходимо проанализировать сведения о финансовом состоянии соучредителя, сведения о его судебной репутации, о продолжительности присутствия на рынке товаров, работ, услуг.

9. Проверка соответствия выводов и предложений

результатам расчетов и обоснований ФЭО

Проверка соответствия выводов и предложений результатам расчетов и обоснований ФЭО является заключительным этапом анализа ФЭО.

Необходимо проверить, вытекают ли окончательные выводы и предложения ФЭО из промежуточных выводов и итогов расчетов, содержащихся в разделах ФЭО. При этом основным критерием является соблюдение граничных условий целесообразности участия Астраханской области в акционерном обществе по критерию бюджетной эффективности согласно пункту 5 настоящего Порядка.

Соответствие выводов и предложений результатам расчетов и обоснований ФЭО должно быть отражено в заключении по результатам анализа ФЭО участия Астраханской области в акционерном обществе.

Таблица N 1

расчета бюджетного эффекта проекта с участием

Астраханской области в акционерном обществе

(тыс. руб.)

-----T-------------------------T------T-----------------------------------------¬

¦ N ¦ Наименование ¦Всего ¦ В том числе по периодам (шагам) ¦

¦п/п ¦ показателей ¦ ¦ жизненного цикла проекта ¦

¦ ¦ ¦ +-------T-------T--------T----------------+

¦ ¦ ¦ ¦1 ¦2 ¦ ¦Т ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ ¦Притоки в бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Астраханской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(налоги, сборы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дивиденды в части, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направляемой в бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Астраханской области) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 1 ¦Налог на прибыль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 2 ¦Налог на имущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 3 ¦Налог... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 4 ¦(в части бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Астраханской области) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 5 ¦Единовременный платеж за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦право аренды земельного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦участка (в части бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Астраханской области) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 6 ¦Дивиденды от участия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Астраханской области в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦обществе в качестве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦акционера (за вычетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦налога на дивиденды) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 7 ¦Прочие поступления в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджет Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области (расшифровать) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 8 ¦Всего притоков (сумма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦строк 1-7) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ ¦Оттоки из бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Астраханской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 9 ¦Взносы в уставный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦капитал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 10 ¦Предоставление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦отсрочки выплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦единовременного платежа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦за право аренды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦земельного участка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 11 ¦Предоставление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦налоговых льгот ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 12 ¦Прочие оттоки из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(расшифровать) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 13 ¦Всего оттоков (стр. 9 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦стр. 10 + стр. 11 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦стр. 12) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 14 ¦Коэффициент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дефлирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 15 ¦Дефлированные оттоки из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 16 ¦Коэффициент ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дисконтирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 17 ¦Дисконтированные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦оттоки из бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 18 ¦Сумма ¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦дисконтированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦оттоков из бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 19 ¦Сальдо потока (стр. 8 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦стр. 13) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 20 ¦Накопленное сальдо ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦потока (текущий ЧД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджета) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 21 ¦Коэффициент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дефлирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 22 ¦Дефлированное сальдо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦потока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 23 ¦Коэффициент ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дисконтирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 24 ¦Дисконтированное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦сальдо потока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 25 ¦Накопленное ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дисконтированное сальдо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦потока (текущий ЧДД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджета) по периодам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(шагам) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------+------+-------+-------+--------+----------------+

¦ 26 ¦ЧДДбсу ¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

L----+-------------------------+------+-------+-------+--------+-----------------

Таблица N 2

расчета бюджетного эффекта проекта без участия

Астраханской области в акционерном обществе

(тыс. руб.)

------T------------------------T------T----------------------------------------¬

¦ N ¦ Наименование ¦Всего ¦ В том числе по периодам (шагам) ¦

¦ п/п ¦ показателей ¦ ¦ жизненного цикла проекта ¦

¦ ¦ ¦ +-------T-------T--------T---------------+

¦ ¦ ¦ ¦1 ¦2 ¦ “ ¦Т ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ ¦Притоки (налоги и сборы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в части, направляемой в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджет Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 1 ¦Налог на прибыль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 2 ¦Налог на имущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 3 ¦Налог... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 4 ¦Налог... (все налоги и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦сборы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 5 ¦Единовременный платеж за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦право аренды земельного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦участка (в части ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджета Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 6 ¦Прочие поступления в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджет Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области (расшифровать) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 7 ¦Всего притоков (сумма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦строк 1-6) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ ¦Оттоки из бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Астраханской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 8 ¦Предоставление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦отсрочки выплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦единовременного платежа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦за право аренды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦земельного участка (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦части бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Астраханской области) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 9 ¦Предоставление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦налоговых льгот ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 10. ¦Прочие оттоки из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджета (расшифровать) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦10.1 ¦В том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дополнительные расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджета, вызванные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦неучастием Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области в обществе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 11 ¦Всего оттоков (стр. 8 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦стр. 9 + стр. 10) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 12 ¦Сальдо потока (стр. 7 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦стр. 11) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 13 ¦Накопленное сальдо ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦потока (текущий ЧД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджета) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 14 ¦Коэффициент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дефлирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 15 ¦Дефлированное сальдо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦потока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 16 ¦Коэффициент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дисконтирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 17 ¦Дисконтированное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦сальдо потока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 18 ¦Накопленное ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дисконтированное сальдо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦потока (текущий ЧДД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджета) по периодам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(шагам) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+------------------------+------+-------+-------+--------+---------------+

¦ 19 ¦ЧДДббу ¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

L-----+------------------------+------+-------+-------+--------+----------------

Таблица N 3

расчета срока окупаемости затрат

Астраханской области на участие в проекте

(тыс. руб.)

------T-----------------------T-------T------------------------------------------¬

¦ N ¦ Наименование ¦ Всего ¦ В том числе по периодам (шагам) ¦

¦ п/п ¦ показателей ¦ ¦ жизненного цикла проекта ¦

¦ ¦ ¦ +-----------T-------T-------T--------------+

¦ ¦ ¦ ¦1 ¦2 ¦ ¦Т ¦

¦ ¦ ¦ ¦(конец ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦квартала, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦в котором ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦были ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦оплачены ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦акции) ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+-----------------------+-------+-----------+-------+-------+--------------+

¦ 1 ¦Текущий ЧД бюджета с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦участием Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области в проекте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(строка 20 таблицы 1) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+-----------------------+-------+-----------+-------+-------+--------------+

¦ 2 ¦Текущий ЧД бюджета без ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦участия Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области в проекте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(строка 13 таблицы 2) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+-----------------------+-------+-----------+-------+-------+--------------+

¦ 3 ¦Текущий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦недисконтированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджетный эффект ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦участия Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области в проекте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(стр. 1 - стр. 2) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+-----------------------+-------+-----------+-------+-------+--------------+

¦ 4 ¦Текущий ЧДД бюджета с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦участием Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области в проекте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(строка 25 таблицы 1) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+-----------------------+-------+-----------+-------+-------+--------------+

¦ 5 ¦Текущий ЧДД бюджета без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦участия Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области в проекте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(строка 18 таблицы 2) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+-----------------------+-------+-----------+-------+-------+--------------+

¦ 6 ¦Текущий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дисконтированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бюджетный эффект ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦участия Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области в проекте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(стр. 4 - стр. 5) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-----+-----------------------+-------+-----------+-------+-------+---------------

Приложение

к Постановлению Правительства

Астраханской области

от 23 января 2007 г. N 14-П

ТИПОВАЯ ФОРМА БИЗНЕС-ПЛАНА

(введено Постановлением Правительства Астраханской области

от 07.07.2010 N 294-П)

Структура бизнес-плана

I. Введение

1.1. Титульный лист

1.2. Описание предприятия

1.3. Сведения о проекте

II. План маркетинга

2.1. Характеристика рынка товара (услуги)

2.2. Характеристика потребителей продукции (услуги)

2.3. Характеристика конкурентов

2.4. Стратегия компании по выходу на рынок

III. Инвестиционный план

3.1. Место нахождения объекта производства

3.2. Технология производства, состав оборудования

3.3. Спецификация и стоимость оборудования

3.4. Строительство производственных помещений и инженерной инфраструктуры

3.5. Разработка проектной документации

3.6. Финансирование проекта, календарный план

IV. Производственный и

организационный планы

4.1. Характеристика исходных ресурсов (планируемых для использования в производстве товаров, услуг)

4.2. Материально-техническое обеспечение (сырье, полуфабрикаты и комплектующие, их стоимость, объемы и поставщики)

4.3. Численность рабочих и служащих

4.4. Организационный план производства, контроль качества

4.5. Объем производства

4.6. План продаж

V. Финансовый план

5.1. Отчет о движении денежных средств

5.2. Показатели экономической эффективности

Предприятие (наименование) ____________________________________________

Руководитель (Ф.И.О., должность) ______________________________________

VI. Приложение

I. Введение

1.1. Титульный лист

Бизнес-план

УТВЕРЖДАЮ

____________________________________

(должность)

____________________________________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

_______ _________________ _______ г.

(место печати)

Наименование проекта

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Дата представления

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Подпись руководителя,

печать ______________

1.2. Описание предприятия

---------T-----------------------------------------T----------------------¬

¦ 1.2.1. ¦Название предприятия, организационно-¦ ¦

¦ ¦правовая форма ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ 1.2.2. ¦Дата регистрации предприятия ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ 1.2.3. ¦Вид(ы) экономической деятельности,¦ ¦

¦ ¦осуществляемой предприятием ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ 1.2.4. ¦Адрес (фактический/юридический) ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ 1.2.5. ¦Контакты (телефон, факс, e-mail, web) ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ 1.2.6. ¦Ф.И.О. руководителя, должность ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Реквизиты свидетельства о¦ ¦

¦ 1.2.7. ¦государственной регистрации юридического¦ ¦

¦ ¦лица (дата, номер, кем выдан) ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Реквизиты свидетельства о постановке на¦ ¦

¦ 1.2.8. ¦учет в налоговом органе (дата, номер, кем¦ ¦

¦ ¦выдан, ИНН, код ОКАТО) ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Реквизиты лицензии на право осуществления¦ ¦

¦ 1.2.9. ¦(лицензируемых) видов деятельности (дата,¦ ¦

¦ ¦номер, назначение и вид работ, кем¦ ¦

¦ ¦выдана, срок действия) ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦1.2.10. ¦Банковские реквизиты предприятия ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Место расположения предприятия, включая¦ ¦

¦1.2.11. ¦описание основных производственных¦ ¦

¦ ¦объектов ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦1.2.12. ¦История создания предприятия, основные¦ ¦

¦ ¦достижения за последние три года ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Описание предприятия, включая сведения о¦ ¦

¦1.2.13. ¦филиалах, субподрядчиках, дочерних¦ ¦

¦ ¦компаниях и т.д. ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Описание производимой продукции (услуги),¦ ¦

¦1.2.14. ¦включая описание качественных¦ ¦

¦ ¦характеристик и область использования ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦1.2.15. ¦Рынки сбыта продукции (услуги), основные¦ ¦

¦ ¦потребители ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Основные технико-экономические показатели¦ ¦

¦1.2.16. ¦предприятия (объем годового производства,¦ ¦

¦ ¦численность работающих, рыночная¦ ¦

¦ ¦стоимость и структура активов) ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Финансовые показатели предприятия (в¦ ¦

¦ ¦разбивке за трехлетний период, тыс.¦ ¦

¦1.2.17. ¦рублей), включая показатели по объему¦ ¦

¦ ¦выручки предприятия, чистой прибыли,¦ ¦

¦ ¦налоговых платежей, остаточной стоимости¦ ¦

¦ ¦основных средств, фонду оплаты труда ¦ ¦

+--------+-----------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Планы развития предприятия в¦ ¦

¦1.2.18. ¦среднесрочной перспективе, предпосылки¦ ¦

¦ ¦разработки инвестиционного проекта ¦ ¦

L--------+-----------------------------------------+-----------------------

1.3. Сведения о проекте

--------T------------------------------------------T----------------------¬

¦1.3.1. ¦Наименование и инициатор проекта ¦ ¦

+-------+------------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Цель проекта, включая описание планов¦ ¦

¦ ¦модернизации (либо создания нового)¦ ¦

¦1.3.2. ¦производства, улучшения качества (либо¦ ¦

¦ ¦выпуска новых), товаров (услуг),¦ ¦

¦ ¦планируемый объем производства и рынки¦ ¦

¦ ¦сбыта (район, область, регион, страна) ¦ ¦

+-------+------------------------------------------+----------------------+

¦1.3.3. ¦Оценка общей суммы инвестиционных затрат¦ ¦

¦ ¦(тыс. рублей) ¦ ¦

+-------+------------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Источники финансирования, степень¦ ¦

¦1.3.4. ¦финансовой обеспеченности проекта,¦ ¦

¦ ¦потребность в финансовых ресурсах (тыс.¦ ¦

¦ ¦рублей) ¦ ¦

+-------+------------------------------------------+----------------------+

¦1.3.5. ¦Сроки и этапы реализации проекта ¦ ¦

+-------+------------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Влияние проекта на основные экономические¦ ¦

¦ ¦показатели, включая объем промышленного¦ ¦

¦1.3.6. ¦производства, число создаваемых рабочих¦ ¦

¦ ¦мест, налоговые отчисления в бюджеты всех¦ ¦

¦ ¦уровней ¦ ¦

+-------+------------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Обеспеченность проекта материальными¦ ¦

¦1.3.7. ¦(наличие производственных помещений,¦ ¦

¦ ¦земли и т.п.) и сырьевыми ресурсами ¦ ¦

+-------+------------------------------------------+----------------------+

¦1.3.8. ¦Потребность в инфраструктуре ¦ ¦

+-------+------------------------------------------+----------------------+

¦1.3.9. ¦Сдерживающие факторы реализации¦ ¦

¦ ¦инвестиционного проекта ¦ ¦

+-------+------------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Состояние проработки проекта (наличие¦ ¦

¦1.3.10.¦проектной документации, мастер-плана,¦ ¦

¦ ¦бизнес-плана и т.п.), дата разработки,¦ ¦

¦ ¦автор ¦ ¦

+-------+------------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Наличие государственной экспертизы¦ ¦

¦1.3.11.¦проектной документации (дата и номер¦ ¦

¦ ¦заключения, кем проведена экспертиза) ¦ ¦

+-------+------------------------------------------+----------------------+

¦ ¦Меры государственной поддержки (в рамках¦ ¦

¦1.3.12.¦утвержденных областных целевых программ),¦ ¦

¦ ¦которыми планирует воспользоваться¦ ¦

¦ ¦инициатор проекта ¦ ¦

L-------+------------------------------------------+-----------------------

Это характеристика проекта, раскрывающая его цели и выгодность. В данном разделе необходимо показать, в чем сущность проекта, назвать преимущества продукции (услуг) в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, указать объем ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях и срок возврата заемных средств, показатели эффективности проекта.

Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов, другие), то указать их.

Этот раздел является рекламой проекта, которая должна содержать убедительные доводы в пользу его выгодности.

II. План маркетинга

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана. Цель данного раздела заключается в том, чтобы показать, как предполагаемый бизнес будет воздействовать на рынок, чтобы обеспечить сбыт товара (услуги).

Степень проработанности раздела зависит прежде всего от того, является ли компания начинающей или расширяет свою деятельность, предполагается ли организация производства новых видов продуктов и услуг. Менее подробным может быть план маркетинга компании, незначительно расширяющей свое присутствие на рынке.

План маркетинга может быть представлен по-разному, в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка. Данный раздел рекомендуем изложить в следующей структуре:

2.1. Характеристика рынка товара (услуги)

2.1.1. Общая характеристика потребности и объем производства продукции в регионе или России. Значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона. Размеры рынка (регион, Российская Федерация, СНГ, мировой рынок).

2.1.2. Уровень и тенденции развития рынка.

2.1.3. Динамика цен на рынке за последние 5 лет.

2.1.4. Специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке.

2.1.5. Независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем.

2.1.6. Предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия.

2.1.7. Планы относительно зарубежных рынков.

2.1.8. Экспортный потенциал.

2.1.9. Особые цели на рынке.

2.2. Характеристика потребителей продукции (услуги)

2.2.1. Тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.).

2.2.2. Их географическое расположение.

2.3. Характеристика конкурентов

2.3.1. Потенциальные конкуренты, их сильные и слабые стороны, удельный вес в обороте рынка (указать наименования и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).

2.3.2. Технологии, используемые конкурентами, маркетинговые стратегии и т.п. Какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года. Ожидаемая доля организации-претендента в производстве продукции в регионе или в России.

2.4. Стратегия компании по выходу на рынок

2.4.1. Расчет и обоснование цены, ценовая политика.

2.4.2. Система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе.

2.4.3. Стимулирование сбыта (реклама, сервисное и гарантийное обслуживание, связи с общественностью и т.п.).

III. Инвестиционный план

В данном разделе следует описать производственную базу, которая имеется либо которую планируется создать, какую технологию производства планируется приобрести, состав и стоимость оборудования. Важно оценить затраты по обустройству производственных помещений и строительству объектов инфраструктуры, а также изложить информацию о наличии проектной документации либо о планах ее разработки.

Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Требуются четкая разбивка расходов по проекту и схема использования средств.

Данный раздел рекомендуем изложить в следующей структуре:

3.1. Место нахождения объекта производства

3.2. Технология производства, состав оборудования

3.3. Спецификация и стоимость оборудования

3.4. Строительство производственных помещений и инженерной инфраструктуры

3.5. Разработка проектной документации

Здесь необходимо изложить информацию о наличии проектной документации (дата разработки, автор, сведения о государственной экспертизе проектной документации) либо о планах ее разработки, включая сроки разработки, разработчика, а также изложить информацию об объектах, на которые планируется разработать проектную документацию.

Разработка проектной документации регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию“.

3.6. Финансирование проекта, календарный план

-------------------------------T-----------------------T------------------¬

¦Затраты на реализацию проекта ¦ Оценка стоимости ¦Обоснование затрат¦

¦ ¦ затрат, тыс. рублей ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------+------------------+

¦Проектные работы ¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------+------------------+

¦Затраты на строительство¦ ¦ ¦

¦(ремонт): ¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------+------------------+

¦строительно-монтажные ¦ ¦ ¦

¦(ремонтные) работы по основным¦ ¦ ¦

¦и вспомогательным объектам,¦ ¦ ¦

¦сооружениям ¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------+------------------+

¦приобретение оборудования ¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------+------------------+

¦Прочие издержки: ¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------+------------------+

¦транспортные расходы ¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------+------------------+

¦выплаты за пользование¦ ¦ ¦

¦патентами, технологиями ¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------+------------------+

¦затраты на обучение персонала ¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------+------------------+

¦таможенные платежи и прочие¦ ¦ ¦

¦выплаты ¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------+------------------+

¦Затраты на ввод в эксплуатацию¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------------------+------------------+

¦Капитальные затраты по¦ ¦ ¦

¦проекту, всего ¦ ¦ ¦

L------------------------------+-----------------------+---------------------------¬

¦ Финансирование проекта (участие собственных средств), тыс. рублей ¦

+------------------------------T-----------T------------T-----------------+

¦ Этап (мероприятие) ¦ Источник ¦Планируется ¦ Фактически ¦

¦ ¦ ¦ вложить ¦ вложено ¦

+------------------------------+-----------+------------+-----------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------+------------+-----------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------+------------+-----------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------+-----------+------------+-----------------+

¦Итого собственных средств ¦ ¦ ¦

L------------------------------------------+------------+--------------------------¬

¦ Финансирование проекта (участие привлеченных средств), тыс. рублей ¦<“r>
+-------------T--------T-------------T-------------T-----------T----------+

¦Этап ¦Источник¦ Условия ¦ Сроки ¦Планируется¦Фактически¦

¦(мероприятие)¦ ¦использования¦использования¦ вложить ¦ вложено ¦

+-------------+--------+-------------+-------------+-----------+----------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------+--------+-------------+-------------+-----------+----------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------+--------+-------------+-------------+-----------+----------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------+--------+-------------+-------------+-----------+----------+

¦Итого привлеченных средств ¦ ¦ ¦

L--------------------------------------------------+-----------+-------------------¬

¦ Календарный план реализации проекта ¦

+------------T-----------------T-----------------T------------------------+

¦ ¦ Период ¦ Затраты на ¦ Из них собственные/ ¦

¦Мероприятие ¦ реализации ¦реализацию, тыс. ¦ привлеченные ¦

¦ ¦(начало - конец) ¦ рублей ¦ ¦

+------------+-----------------+-----------------+------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-----------------+-----------------+------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-----------------+-----------------+------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-----------------+-----------------+------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-----------------+-----------------+------------------------+

¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦

L------------+-----------------+-----------------+-------------------------

IV. Производственный и организационный планы

Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в организационном плане.

Данный раздел рекомендуем изложить в следующей структуре:

4.1. Характеристика исходных ресурсов

(планируемых для использования в

производстве товаров, услуг)

-----------------T--------------------------------------------------------¬

¦ ¦ Год ¦

¦ +--------------------------------------T-----T-----T-----+

¦ Наименование ¦ Начальное состояние ¦ 1 ¦ ... ¦ n ¦

¦ ресурсов +------------T------------T------------+-----+-----+-----+

¦ ¦Количество в¦Цена единицы¦ Стоимость, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦натуральных ¦ ресурсов, ¦тыс. рублей ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ единицах ¦тыс. рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+------------+------------+------------+-----+-----+-----+

¦Сырье и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦материалы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+------------+------------+------------+-----+-----+-----+

¦Комплектующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦изделия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+------------+------------+------------+-----+-----+-----+

¦Топливо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+------------+------------+------------+-----+-----+-----+

¦Энергия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+------------+------------+------------+-----+-----+-----+

¦Другое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L----------------+------------+------------+------------+-----+-----+------

4.2. Материально-техническое обеспечение

(сырье, полуфабрикаты и комплектующие,

их стоимость, объемы и поставщики)

Здесь необходимо описать основные источники снабжения сырьем и материалами, включая альтернативные источники снабжения в случае возникновения проблем у партнеров, а также обоснование текущих затрат (на сырье, материалы, энергию, заработную плату, оплату услуг сторонних организаций, рекламу и др.), расчет потребности в оборотных средствах для организации производства.

4.3. Численность рабочих и служащих

---------------------T----------------------------------------------------¬

¦ ¦ Год ¦

¦ +-----------------------------------T-----T---T------+

¦ ¦ Начальное состояние ¦ 1 ¦...¦ n ¦

¦ Наименование +------------T-----------T----------+-----+---+------+

¦ категорий ¦ ¦ ¦ Фонд ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Потребность,¦ Средняя ¦ оплаты ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ человек ¦ зарплата, ¦ труда, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦тыс. рублей¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ рублей ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+------------+-----------+----------+-----+---+------+

¦Рабочие основного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+------------+-----------+----------+-----+---+------+

¦Рабочие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦вспомогательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+------------+-----------+----------+-----+---+------+

¦Специалисты и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦служащие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+------------+-----------+----------+-----+---+------+

¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--------------------+------------+-----------+----------+-----+---+-------

Также рекомендуется указать систему управления персоналом на предприятии, квалификацию инженерно-технического персонала и специалистов среднего и высшего звеньев управления.

4.4. Организационный план

производства, контроль качества

Для реализации задач, разработанных в плане маркетинга, и выполнения производственной программы, намеченной в плане производства, необходимо иметь организационный план, который охватывает вопросы организационной структуры управления.

Здесь необходимо показать, кто будет выполнять производственную программу и как эта работа будет организована, включая режим работы (количество смен, продолжительность смены), систему оплаты, требования к контролю качества на всех этапах производства, обучение и повышение квалификации, мотивацию работников (социальные гарантии, охрана труда, стимулирование).

Организационный план также должен включать прогноз сроков выполнения мероприятий и потребности в финансовых ресурсах для их реализации.

4.5. Объем производства

------------------------T-------------------------------------------------¬

¦ ¦ Год ¦

¦Объем выпуска продукции+-------------T---------T-------T-------T---------+

¦в натуральных единицах ¦ Начальное ¦ 1 ¦ 2 ¦ ... ¦ n ¦

¦ ¦ состояние ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Продукция 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Продукция 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Продукция i ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Прочая реализация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-----------------------+-------------+---------+-------+-------+----------

------------------------T-------------------------------------------------¬

¦ ¦ Год ¦

¦ Структура затрат на +-------------T---------T-------T-------T---------+

¦ производство ¦ Начальное ¦ 1 ¦ 2 ¦ ... ¦ n ¦

¦ ¦ состояние ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Материальные затраты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦в том числе сырье и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦материалы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Покупные комплектующие,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦изделия, полуфабрикаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Работы и услуги¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦производственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦характера, выполненные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦сторонним организациям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Топливо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Энергия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Затраты на оплату труда¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Отчисления на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦социальные нужды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Амортизация основных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Прочие затраты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦арендная плата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦вознаграждения за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦изобретения и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦рационализаторские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦предложения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦обязательные страховые¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦платежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦проценты по кредитам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦банков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦представительские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦суточные и подъемные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦налоги, включаемые в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦себестоимость продукции¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(работ, услуг) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Итого затраты на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦производство и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦реализацию продукции¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(работ, услуг) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Себестоимость продукции¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(работ, услуг) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-------------+---------+-------+-------+---------+

¦Выпуск товаров и услуг¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(без внутреннего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦оборота) в фактических¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ценах (без НДС, акцизов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦и аналогичных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обязательных платежей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-----------------------+-------------+---------+-------+-------+----------

4.6. План продаж

-----------------T--------------------------------------------------------¬

¦ ¦ Год ¦

¦ +---------------------------T----------T--------T--------+

¦ ¦ Начальное состояние ¦ 1 ¦ ... ¦ n ¦

¦ Наименование +-------T----------T--------+---T--T---+--T--T--+--T--T--+

¦ продукции ¦ ¦ Цена за ¦ Объем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ Объем ¦ единицу ¦выручки,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦продаж,¦продукции,¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦единиц ¦ тыс. ¦ рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+-------+----------+--------+---+--+---+--+--+--+--+--+--+

¦Продукция 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+-------+----------+--------+---+--+---+--+--+--+--+--+--+

¦Продукция 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+-------+----------+--------+---+--+---+--+--+--+--+--+--+

¦... ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+-------+----------+--------+---+--+---+--+--+--+--+--+--+

¦Продукция i ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+-------+----------+--------+---+--+---+--+--+--+--+--+--+

¦Прочая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦реализация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L----------------+-------+----------+--------+---+--+---+--+--+--+--+--+---

V. Финансовый план

Этот раздел должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях). В финансовом плане следует рассмотреть несколько возможных сценариев развития компании.

Расчеты могут быть смоделированы на любых программных продуктах. Финансовые показатели и показатели экономической эффективности должны быть выполнены с учетом дисконтирования.

При расчете дисконта и показателей экономической эффективности следует руководствоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06. 99 N ВК 477.

Данный раздел рекомендуем изложить в следующей структуре:

5.1. Отчет о движении денежных средств

-----T----------------T---------T---------------T---------------T---------¬

¦ ¦ ¦ ¦ 1 год ¦ 2 год ¦ 3 год ¦

¦ N ¦ Показатели ¦Начальное+---T--T----T---+--T---T---T----+---------+

¦п/п ¦ ¦состояние¦ I ¦II¦III ¦IV ¦I ¦II ¦III¦ IV ¦ Полный ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ период ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ 1. ¦Поступления от¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦продаж ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ ¦Прямые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 2. ¦производственные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦издержки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ 3. ¦Затраты на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦заработную плату¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ ¦Поступления от¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 4. ¦других видов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ ¦Выплаты на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 5. ¦другие виды¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ 6. ¦Постоянные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(общие издержки)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ 7. ¦Налоги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ 8. ¦Оперативная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ ¦Затраты на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 9. ¦приобретение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦активов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ ¦Другие издержки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦10. ¦подготовительно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦го периода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦11. ¦Поступления от¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦продажи активов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦12. ¦Инвестиционная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ ¦Собственный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦13. ¦(акционерный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦капитал) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦14. ¦Займы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ ¦Погашение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦15. ¦задолженности по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦кредитам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦16. ¦Выплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дивидендов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦17. ¦Банковские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦вклады ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ ¦Доходы по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦18. ¦банковским ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦вкладам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦19. ¦Финансовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦ ¦Баланс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦20. ¦наличности на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦начало периода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+---------+

¦21. ¦Баланс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦наличности на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦конец периода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L----+----------------+---------+---+--+----+---+--+---+---+----+----------

Строка 8 = 1 - 2 - 3 + 4 - 5 - 6 - 7

Строка 12 = 9 + 10 - 11

Строка 19 = 13 + 14 - 15 - 16 + 17 + 18

Строка 20 = 8 + 19 - 12

Строка 21 = 21 предшествующего года + 20 настоящего года

5.2. Показатели экономической эффективности

- внутренняя норма рентабельности (IRR);

- чистый дисконтированный доход (NPV);

- индекс прибыльности (PI);

- срок окупаемости с учетом дисконтирования.

VI. Приложения

В приложения включаются копии документов и другие материалы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться следующие:

- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;

- результаты маркетинговых исследований;

- заключения аудиторов (включая аналитическую часть);

- подробные технические характеристики продукции;

- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;

- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;

- заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам;

- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;

- отзывы авторитетных организаций.

Возможно также представление в качестве приложения к бизнес-плану:

- фотографий или видеоролика образцов продукции;

- копий авторских свидетельств, патентов;

- плана предприятия;

- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.