Законы и бизнес в России

Постановление администрации Вейделевского района Белгородской обл. от 19.07.2010 N 118 “Об утверждении плана мероприятий по сокращению потребления алкогольной продукции, профилактике алкоголизма и снижению табакокурения на территории Вейделевского района“

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 2010 г. N 118

п. Вейделевка

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОКРАЩЕНИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ

АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА И СНИЖЕНИЮ

ТАБАКОКУРЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА

В соответствии с постановлением правительства Белгородской области N 157-пп от 4 мая 2010 года “О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 16 декабря 2005 года N 257-пп“ и в целях реализации плана мероприятий, намеченных на заседании правительства Белгородской области от 18 июня 2010 года, постановляю:

1. Принять к сведению информацию заместителя главы администрации района - секретаря Совета безопасности Масютенко И.П. “О сокращении потребления алкогольной продукции, профилактике алкоголизма и снижении табакокурения на территории Вейделевского района“.

2. Утвердить план мероприятий по сокращению потребления алкогольной продукции, профилактике алкоголизма и снижению табакокурения на территории Вейделевского района.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации района - секретаря Совета безопасности Масютенко И.П.

Первый заместитель

главы администрации

Вейделевского района

А.ФЕДОСОВ



ИНФОРМАЦИЯ

О СОКРАЩЕНИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ,

ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА И СНИЖЕНИИ ТАБАКОКУРЕНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА

Сегодня потребление алкоголя на каждого гражданина Российской Федерации более чем в два раза превышает уровень, который Всемирная организация здравоохранения определила как опасный для жизни и здоровья человека.

По данным Всемирной организации здравоохранения, фактическое потребление алкоголя в России составляет, в пересчете на чистый спирт, 18 литров на душу населения в год, при условной норме безвредного потребления алкоголя - два литра спирта в год на одного пьющего человека.

В 2008 году специализированными наркологическими учреждениями страны было зарегистрировано 2,7 миллиона человек, страдающих алкоголизмом, что составило 2 процента от населения РФ.

Значимость проблемы злоупотребления алкоголем в Российской Федерации и в том числе на территории Вейделевского района обоснована следующими основными факторами.

1. Смертность и потеря продолжительности жизни. Согласно мировой статистике чрезмерное потребление алкогольной продукции ежегодно является причиной смерти почти 2 миллионов человек.

У двух третей умерших в трудоспособном возрасте посмертное вскрытие обнаруживает повышенное содержание алкоголя в крови. Потребление алкоголя повышает риск травматизма (2 - 3-кратное увеличение) и дорожно-транспортных происшествий (около 24% всех ДТП происходит по вине водителей или пешеходов в состоянии алкогольного опьянения). Более 60% смертельно травмированных в ДТП в России погибают с повышенным содержанием алкоголя в крови.

По данным Белгородросстата в Белгородской области ежегодно умирают от случайных отравлений алкоголем более 100 человек (2008 г. - 143, 2009 г. - 162, январь - апрель 2010 г. - 17).

В 2009 году у 1309 (32,5%) из 4022 исследованных в ГУЗ “Бюро судебно-медицинской экспертизы по Белгородской области“ трупов был обнаружен алкоголь (в 2008 г. - 36,0%).

2. Уровень преступности. Алкоголизм - что прямой путь к самоубийствам и совершению тяжких преступлений. По данным МВД РФ, около 80% преступлений совершается лицами в состоянии алкогольного опьянения.

3. Социально-демографические потери. Пьянство - причина распада десятков тысяч семей и “домашнего насилия“, а также лишения родителей родительских прав. По данным социологического исследования, проведенного в 2008 году управлением ЗАГС области совместно с учеными БелГУ, неустойчивость личности и вредные привычки являлись причинами разводов в 56,8% случаев, алкоголизм и связанные с ним грубость и побои - в 58,8%. Одним из негативных последствий пьянства родителей становится социальное сиротство.

Наибольшую угрозу обществу представляет алкоголизация детей. По данным Роспотребнадзора, в России более 80% подростков потребляют алкогольные напитки, треть несовершеннолетних юношей и девушек выпивают ежедневно.



В настоящее время на диспансерном учете и профилактическом наблюдении в наркологической службе области состоит 1176 несовершеннолетних (2008 год - 1176, из них 79 человек моложе 15 лет (2008 год - 81). В клинической структуре болезненности наркологическими расстройствами среди несовершеннолетних преобладает пагубное употребление алкоголя - 87,15%.

Численность несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в районе, и доля в их числе за употребление спиртных напитков не снижается.

-------------------------------------------T-----T-----T-----T-----T-----¬

¦ ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦

+------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Состоит на учете несовершеннолетних ¦39 ¦28 ¦35 ¦25 ¦39 ¦

+------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Из них за употребление спиртных напитков ¦17 ¦16 ¦16 ¦16 ¦28 ¦

L------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+------

В прошлом году комиссией к административной ответственности привлечено 39 подростков, из них за употребление спиртных напитков - 28, или 71%.

-------------------------------------------T-----T-----T-----T-----T-----¬

¦ ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦

+------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Количество привлеченных несовершеннолетних¦39 ¦28 ¦35 ¦25 ¦39 ¦

¦за административные правонарушения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Из них за употребление спиртных напитков ¦17 ¦16 ¦16 ¦16 ¦28 ¦

¦ ¦(44%)¦(57%)¦(45%)¦(64%)¦(71%)¦

L------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+------

4. Экономические потери. Они связаны с повышенной смертностью, потерей продолжительности здоровой жизни, утратой трудоспособности, со снижением производительности труда, затратами на лечение связанных с алкоголем заболеваний, с социальными выплатами государства инвалидам, сиротам, с ущербом от пожаров, ДТП, с расходами на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Работники предприятий, чрезмерно употребляющие алкоголь:

- в 3,6 раза чаще подвергаются несчастным случаям на производстве;

- имеют на 30 - 70% сниженную производительность труда;

- в 5 - 7 раз чаще не выходят на работу и до 20% времени отсутствуют на рабочем месте;

- до 14 раз чаще опаздывают на работу;

- в среднем пропускают 35 - 75 рабочих дней в году.

В условиях России опасность повышенного потребления алкоголя значительно усугубляется низкой культурой его потребления, преобладанием крепких спиртных напитков, употреблением напитков низкого качества.

В целом по РФ экономический ущерб от алкоголизма составляет более 2% ВВП.

Таким образом, не будет преувеличением утверждать, что злоупотребление алкоголем - общенациональная угроза на уровне личности, семьи и общества.

Осознавая масштаб проблемы, в мае 2010 года страны - члены ВОЗ приняли Глобальную стратегию по снижению злоупотребления алкоголем. К стратегическим документам, определяющим политику государства в этой сфере, относится Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351) и Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-Р).

Эти документы по существу являются национальным планом действий по предупреждению и сокращению злоупотребления алкоголем.

В области, в том числе и в районе, при решении задач государственной политики по снижению алкоголизации населения соблюдается принцип системного подхода к организации работы, обеспечения конкретных мер как общесоциального, так и предупредительного характера.

Комплексный подход к решению задач профилактики употребления алкогольной продукции нашел отражение в сформированной региональной нормативной правовой базе: законе Белгородской области от 3 мая 2006 года N 33 “О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции“, постановлении правительства Белгородской области от 16 декабря 2005 года N 257-пп “Об упорядочении розничной продажи алкогольной продукции на территории Белгородской области“ (в ред. постановлений правительства Белгородской области от 28.03.2006 N 60-пп, от 27.10.2006 N 222-пп, 15.10.2007 N 240-пп), планах мероприятий областных и районных целевых программ “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2012 годы“, “Профилактика безнадзорности правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2010 - 2013 годы“ (от 16.11.2009 N 362-пп).

В области и районе утверждены и реализуются 10 межведомственных комплексных программ, мероприятия которых в той или иной степени направлены на формирование здорового образа жизни населения и, значит, снижение алкоголизации населения:

- “Улучшение качества жизни населения“;

- “Охрана и укрепление здоровья здоровых“;

- Программа по улучшению демографической ситуации в области;

- “Дети Белгородчины“;

- “Молодость Белгородчины“;

- “Развитие сельской культуры“;

- “Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области“;

- “Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями“ и др.

В настоящее время разработаны проекты законов области “О пребывании со слабоалкогольными напитками и (или) пивом в общественных местах“, “О защите здоровья детей и молодежи от опасности употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе“.

Приняты и иные правовые акты, направленные на профилактику алкоголизма, например, постановление правительства области от 06.07.2009 N 230-пп “О дополнительных мерах по внедрению системы раннего предупреждения и выявления немедицинского употребления наркотических средств, психотропных веществ и других психоактивных веществ среди населения области“, реализуются мероприятия по ограничению безрецептурного отпуска в аптеках спиртосодержащих препаратов.

В то же время необходимы наши инициативы для внесения предложений по дополнениям в федеральное законодательство относительно мер запретительного характера, в том числе в Закон “О рекламе“, - относительно полного запрета рекламы алкогольсодержащей продукции.

Исследованиями ученых ряда европейских государств установлено, что снижение душевого потребления спирта на 1 литр в год снижает смертность в стране на 2 - 3%.

В то же время с 1998 года в Российской Федерации наблюдается стойкое ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво, что значительно увеличивает алкогольную нагрузку на население. Слабоалкогольные напитки производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Кроме того, сочетание алкоголя и тонизирующих веществ (в частности, кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения к алкоголю. Потребление таких алкогольных напитков приводит к физиологической привычке ежедневного потребления алкоголя.

Более половины спроса приходится на крепкие напитки. В Вейделевском районе розничная продажа алкогольных напитков и пива в расчете на душу населения составила в 2009 году 6,8 литров, среднеобластной показатель - 8,8 литров (2008 г. - 8,2 л, среднеобл. показ. - 11,3 литра).

Для обеспечения эффективности борьбы с алкоголизмом, основываясь на мировом опыте, необходимо законодательное закрепление инициатив по ограничению физической доступности алкогольных напитков с учетом крепости и качества алкогольной продукции. Предупредительные антиалкогольные мероприятия, проводимые в области и в районе, ориентированы на позитивную профилактику, посредством которой здоровье вводится в систему общественных и персональных ценностей, у людей (и особенно детей и подростков) формируется мода на здоровье.

Большой блок работы по адекватному информационно-разъяснительному обеспечению реализуется во взаимодействии с учреждениями образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежными и общественными организациями, а также региональными средствами массовой информации.

Медицинский аспект решения проблем алкоголизации населения включает организацию работы по профилактике, выявлению, лечению и реабилитации больных с алкогольной зависимостью. Для оказания наркологической помощи населению района выделено 1 ставка подросткового врача-нарколога, которую занимает Николаева З.И., 0,5 ст. врача для обслуживания взрослого населения, которую занимает Ворм Н.И.

В настоящее время в структуре учтенных больных с пагубным употреблением алкоголя 264 человека.

В целях раннего выявления потребителей алкоголя, в первую очередь среди несовершеннолетних, учреждения здравоохранения на договорной основе сотрудничают со школами, обеспечивая консультирование детей, родителей, педагогов по проблемам алкоголизма и наркомании.

Успешно реализуется такая форма работы, как консультативные приемы специалистов наркологической службы на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в отделах по делам несовершеннолетних ОВД.

Другой межведомственной формой работы по раннему выявлению несовершеннолетних потребителей алкоголя являются профилактические рейды в места массового отдыха молодежи совместно с представителями муниципальной власти.

В 2009 году проведено 7 рейдов, в ходе которых выявлено 16 несовершеннолетних злоупотребляющих алкоголем.

Медицинское освидетельствование граждан на состояние опьянения проводится круглосуточно в кабинете медицинского освидетельствования МУЗ “Вейделевская ЦРБ“, оснащенного медицинским оборудованием.

В 2009 году было освидетельствовано 1404 человека, в т.ч. на алкогольное опьянение - 1066 человек, на наркотическое опьянение - 280 человек.

Больные, нуждающиеся в стационарной наркологической помощи, с диагнозом “острый алкогольный психоз“ отправляются на стационарное лечение в Ливенскую областную психиатрическую больницу, с диагнозом “хронический алкоголизм“ направляются в плановом порядке в Белгородский областной наркологический диспансер. Больные, состоящие на учете в наркологическом кабинете, обследуются по стандартам ведения наркологических больных. Оказание наркологической помощи основано на соблюдении принципа добровольности обращения, в ряде случаев - анонимности. Тесное взаимодействие между поликлиническим звеном наркологической службы и органами ОВД позволяет осуществлять своевременное выявление больных.

Численность

состоящих на учете в наркологическом кабинете

МУЗ “Вейделевская ЦРБ“

-------------T--------------T--------------T--------------T--------------T--------------¬

¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦

¦ +----T----T----+----T----T----+----T----T----+----T----T----+----T----T----+

¦ ¦Все-¦Под-¦дети¦Все-¦Под-¦дети¦Все-¦Под-¦дети¦Все-¦Под-¦дети¦Все-¦Под-¦дети¦

¦ ¦го ¦рос-¦ ¦ го ¦рос-¦ ¦ го ¦рос-¦ ¦ го ¦рос-¦ ¦ го ¦рос-¦ ¦

¦ ¦ ¦тки ¦ ¦ ¦тки ¦ ¦ ¦тки ¦ ¦ ¦тки ¦ ¦ ¦тки ¦ ¦

+------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦Состояло на ¦311 ¦- ¦- ¦306 ¦- ¦- ¦306 ¦- ¦- ¦288 ¦- ¦- ¦264 ¦- ¦- ¦

¦учете с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦хроническим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦алкоголизмом¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦Взято на ¦3 ¦- ¦- ¦5 ¦- ¦- ¦11 ¦- ¦- ¦11 ¦- ¦- ¦4 ¦- ¦- ¦

¦учет с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦хроническим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦алкоголизмом¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦Снято с ¦38 ¦- ¦- ¦19 ¦- ¦- ¦24 ¦- ¦- ¦25 ¦- ¦- ¦33 ¦- ¦- ¦

¦учета с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦хроническим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦алкоголизмом¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦Состояло на ¦17 ¦- ¦- ¦16 ¦- ¦- ¦13 ¦- ¦- ¦10 ¦- ¦- ¦8 ¦- ¦- ¦

¦учете с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦алкогольными¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦психозами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦Взято на ¦17 ¦- ¦- ¦17 ¦- ¦- ¦13 ¦- ¦- ¦11 ¦- ¦- ¦8 ¦- ¦- ¦

¦учет с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦алкогольными¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦психозами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦Состояло на ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦1 ¦- ¦- ¦1 ¦- ¦- ¦

¦учете с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦наркоманией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦Состояло на ¦- ¦- ¦- ¦1 ¦1 ¦- ¦1 ¦1 ¦- ¦1 ¦- ¦- ¦1 ¦- ¦- ¦

¦учете с ток-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦сикоманией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦Состояло на ¦33 ¦16 ¦2 ¦30 ¦17 ¦1 ¦29 ¦20 ¦- ¦27 ¦15 ¦5 ¦31 ¦17 ¦3 ¦

¦учете злоу- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦потребляющих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦алкоголем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦Взято на ¦17 ¦1 ¦- ¦20 ¦17 ¦- ¦22 ¦16 ¦1 ¦15 ¦10 ¦5 ¦21 ¦14 ¦2 ¦

¦учет злоу- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦потребляющих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦алкоголем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦Состояло на ¦12 ¦1 ¦1 ¦12 ¦2 ¦- ¦15 ¦3 ¦- ¦25 ¦3 ¦- ¦25 ¦3 ¦- ¦

¦учете злоу- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦потребляющих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦наркотиками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦Взято на ¦4 ¦1 ¦- ¦3 ¦1 ¦- ¦11 ¦3 ¦- ¦13 ¦2 ¦- ¦6 ¦3 ¦- ¦

¦учет злоу- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦потребляющих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦наркотиками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----

К началу текущего года на диспансерном учете и профилактическом наблюдении в подразделениях наркологической службы Вейделевского района состояло 330 человека.

В структуре контингента учтенных больных диагноз “алкоголизм“ составил 80% (264 человека), пагубное употребление алкоголя - 9,3% (31 человек, в т.ч. 17 подростков, 3 детей), алкогольные психозы - 2,4% (8 человек; детей нет).

Показатель распространенности алкоголизма снизился на 8,4% и составил 1174,4 на 100000 населения (2008 г. - 1263,5). В то же время в районе регистрируется повышение распространенности:

- алкогольных психозов на 20%, показатель составил 8 на 100000 населения (2008 г. - 10);

- пагубного употребления алкоголя на 13%, показатель составил 31 на 100000 населения (2008 г. - 27).

Уменьшилось число лиц с впервые установленным диагнозом:

- пагубное употребление алкоголя на 14%, показатель составил 93,4 на 100000 населения (2008 г. - 65,8);

- алкогольные психозы на 1,4%, показатель составил 22,2 на 100000 населения (2008 г. - 21,9).

Наряду с этим отмечено увеличение случаев с впервые в жизни установленным диагнозом алкоголизм на 24,7%, показатель составил 17,8 на 100000 населения (2008 г. - 4,4).

В 2009 году среди несовершеннолетних жителей района зарегистрирован 31 случай с впервые в жизни установленным диагнозом “пагубное потребление алкоголя“, из них 3 детей в возрасте до 14 лет (2008 год подростков - 15, детей - 5).

Увеличение числа случаев впервые в жизни установленного диагноза пагубного употребления алкоголя среди подростков и детей обусловлено результативностью системы раннего выявления несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ и свидетельствует об активной работе врачей-психиатров-наркологов по раннему выявлению групп риска на стадии первых проб.

В целях совершенствования профилактики, лечения и реабилитации алкоголезависимых граждан целесообразно проведение мониторинга потребления алкоголя и связанных с алкоголем медико-социальных проблем и смертности населения.

Анализ организации и результатов деятельности наркологической службы области свидетельствует о необходимости лидирующей роли государства в развитии реабилитационной помощи алкоголезависимым гражданам. Важное значение должна приобрести социальная реабилитация, которая может проходить в трудовом коллективе, а также в семье как форма социальной реабилитации может быть использована форма социального контракта по социальной реабилитации с алкозависимыми гражданами. В организации реабилитации должно быть расширено участие профессиональных общественных организаций, необходимо учитывать “замещающий“ фактор, причем разный для различных социально-возрастных групп.

Мы считаем, что реальные результаты по сокращению потребления алкоголя и профилактике алкоголизма, отображенные в интегрированном показателе здорового образа жизни населения (или индексе здоровья), можно будет зафиксировать через 2 - 3 года реализации комплексного плана мероприятий.

Однако привлечь население к собственному “здравостроительству“ можно лишь в том случае, если будут учтены три важных аспекта.

Во-первых, образовательный: человек должен получить и усвоить информацию о воздействии на организм алкоголя. Источником данной информации прежде всего должны стать медицинские работники.

Во-вторых, аспект воспитательный - формирование мотивации у каждого гражданина к тому, чтобы сохранять и укреплять свое здоровье.

Самое большое препятствие, мешающее убедить человека перейти к здоровому образу жизни и отказаться от употребления алкоголя, - сила сложившихся у него установок. Многие ритуалы связаны с употреблением алкоголя. Любителям пива нравятся его вкус и процесс распития. Часто установки, связанные с получением удовольствия, объясняются преодолением стресса и трудностями повседневной жизни.

И третий аспект - практический: организация доступного и массового физического воспитания, обеспечение полноценного питания и формирование оптимального психологического климата в семье, на работе, в школе и т.д.

Главным местом приложения усилий должна стать основная сфера жизнедеятельности человека - его семья.

Нужно создать “экономику“ здоровья - комплекс экономических мер, стимулов, заставляющих работника вести здоровый образ жизни, заниматься оздоровлением. И также эти меры должны стимулировать работодателя заниматься здоровьем работников. В частности, нами предлагается внесение в раздел “Социальная защита и реализация социальных целевых программ, социальное страхование“ трехстороннего соглашения между районным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и администрацией района на 2011 - 2013 г.г. информации об осуществлении мер по пропаганде здорового досуга работников с участием членов их семей. Реализация предложенного плана направлена на решение следующих основных задач:

1. Повышение информированности населения, структур и организаций о проблемах, вызванных употреблением алкоголя, и формирование приверженности к принятию мер по предупреждению и сокращению употребления алкоголя.

2. Сокращение вредного употребления алкоголя по месту жительства.

3. Снижение доступности алкогольных напитков, в том числе:

- ценовой;

- шаговой;

- временной;

- возрастной.

4. Сокращение вреда.

5. Интеграция медицинских мероприятий в более широкую стратегию профилактики, выявление и эффективное лечение злоупотребления алкоголем на раннем этапе.

Утвержден

постановлением

администрации Вейделевского района

от 19 июля 2010 года N 118

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОКРАЩЕНИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ

ПРОДУКЦИИ, ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА И СНИЖЕНИЮ

ТАБАКОКУРЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА

----T-------------------------------T-------------T-----------------------¬

¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦ Срок ¦ Ответственные ¦

¦п/п¦ ¦ ¦ исполнители ¦

+---+-------------------------------+-------------+-----------------------+

¦ 1 ¦Осуществление контроля за ¦ Постоянно ¦Экономический отдел ¦

¦ ¦соблюдением предприятиями ¦ ¦управления ¦

¦ ¦торговли при розничной продаже ¦ ¦экономического развития¦

¦ ¦алкогольной продукции ¦ ¦и прогнозирования ¦

¦ ¦требований Приказа Федеральной ¦ ¦администрации района ¦

¦ ¦службы по регулированию ¦ ¦ ¦

¦ ¦алкогольного рынка от ¦ ¦ ¦

¦ ¦30.11.2009 N 17н “Об ¦ ¦ ¦

¦ ¦установлении и введении с ¦ ¦ ¦

¦ ¦01.01.2010 минимальной цены на ¦ ¦ ¦

¦ ¦водку для розничной продажи“ ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------+-------------+-----------------------+

¦ 2 ¦Информирование департамента ¦ Ежемесячно ¦Экономический отдел ¦

¦ ¦экономического развития области¦ ¦управления ¦

¦ ¦о состоянии алкогольного рынка ¦ ¦экономического развития¦

¦ ¦для работы по предупреждению ¦ ¦и прогнозирования ¦

¦ ¦нарушений законодательства в ¦ ¦администрации района ¦

¦ ¦сфере розничной продажи ¦ ¦ ¦

¦ ¦алкогольной продукции ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------+-------------+-----------------------+

¦ 3 ¦Организовать в районной газете ¦Ежеквартально¦Экономический отдел ¦

¦ ¦“Пламя“ публикацию материалов ¦ ¦управления ¦

¦ ¦об установлении ¦ ¦экономического развития¦

¦ ¦- минимальной цены на водку для¦ ¦и прогнозирования ¦

¦ ¦розничной продажи; ¦ ¦администрации района ¦

¦ ¦- выявленных фактах ¦ ¦ ¦

¦ ¦несоблюдения требований о ¦ ¦ ¦

¦ ¦минимальной цене на водку для ¦ ¦ ¦

¦ ¦розничной продажи и о принятых ¦ ¦ ¦

¦ ¦мерах ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------+-------------+-----------------------+

¦ 4 ¦Обеспечить совместную работу ¦ В ¦Районный отдел ¦

¦ ¦контрольных и надзорных органов¦соответствии ¦внутренних дел (по ¦

¦ ¦района по пресечению реализации¦ с планами ¦согласованию); ¦

¦ ¦нелегально произведенной ¦ проведения ¦управление Федеральной ¦

¦ ¦алкогольной продукции ¦ проверок ¦службы по надзору в ¦

¦ ¦ ¦ ¦сфере защиты прав ¦

¦ ¦ ¦ ¦потребителей и ¦

¦ ¦ ¦ ¦благополучия человека ¦

¦ ¦ ¦ ¦по области (по ¦

¦ ¦ ¦ ¦согласованию) ¦

+---+-------------------------------+-------------+-----------------------+

¦ 5 ¦Организация проверок ¦ В ¦Районный отдел ¦

¦ ¦предприятий, осуществляющих ¦соответствии ¦внутренних дел (по ¦

¦ ¦оборот алкогольной продукции, в¦ с планами ¦согласованию); ¦

¦ ¦целях выявления и пресечения ¦ работы ¦управление Федеральной ¦

¦ ¦незаконного оборота спиртных ¦ ¦службы по надзору в ¦

¦ ¦напитков и вин ¦ ¦сфере защиты прав ¦

¦ ¦ ¦ ¦потребителей и ¦

¦ ¦ ¦ ¦благополучия человека ¦

¦ ¦ ¦ ¦по области (по ¦

¦ ¦ ¦ ¦согласованию) ¦

+---+-------------------------------+-------------+-----------------------+

¦ 6 ¦Проведение мероприятий по ¦ Постоянно ¦Районный отдел ¦

¦ ¦выявлению и пресечению на ¦ ¦внутренних дел (по ¦

¦ ¦территории района: ¦ ¦согласованию) ¦

¦ ¦- нелегальных производств ¦ ¦ ¦

¦ ¦фальсифицированной алкогольной ¦ ¦ ¦

¦ ¦продукции; ¦ ¦ ¦

¦ ¦- продаж суррогатной и ¦ ¦ ¦

¦ ¦конфискованной алкогольной ¦ ¦ ¦

¦ ¦продукции с рук и домашних ¦ ¦ ¦

¦ ¦подворий ¦ ¦ ¦

+---+-----------“-------------------+-------------+-----------------------+

¦ 7 ¦Информирование об объемах ¦Ежеквартально¦Районный отдел ¦

¦ ¦изъятой из оборота ¦ ¦внутренних дел (по ¦

¦ ¦конфискованной спи