Законы и бизнес в России

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 01.04.2010 “Отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности областного государственного учреждения “Гостиница администрации Воронежской области“ за 2008 - 2009 годы“

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ “ГОСТИНИЦА

АДМИНИСТРАЦИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ“ ЗА 2008 - 2009 ГОДЫ

Основание для проведения проверки: Закон “О Контрольно-счетной палате Воронежской области“, п. 15 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2010 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 27.01.2010 N 9.

Цель проверки: осуществление контроля за целевым и эффективным использованием собственности Воронежской области.

Предмет проверки: деятельность ОГУ “Гостиница администрации Воронежской области“.

Проверяемый период: 2008 - 2009 годы.

Проверенный объект: ОГУ “Гостиница администрации области“.

В ходе проверки установлено:



Областное государственное учреждение “Гостиница администрации Воронежской области“ (далее - ОГУ “ГАВО“, гостиница) является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении управления делами Воронежской области (учредитель). Действует на основании Устава, утвержденного приказом учредителя от 16.10.2007 N 47п. Основные виды деятельности: предоставление гостиничных услуг, проведение торжеств, обслуживание организационных и представительских мероприятий, а также проведение работ по ремонту и реконструкции зданий и сооружений по согласованию с учредителем и собственником имущества.

Гостиница занимает здание областной собственности по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, 9, которое находится в оперативном управлении ГУ “Специализированная эксплуатационная служба управления делами Воронежской области“ (ГУ “СЭС“) и состоит на его балансе. Из 11 этажей здания помещения на 4-м, 8 - 11-м этажах учреждением используются безвозмездно по договору с ГУГИ от 12.09.2003, а площади на 1 - 3-м, 5 - 7-м этажах арендуются в ГУ “СЭС“ по договору от 31.12.2009. Арендная плата с учетом НДС составила: в 2008 году - 12458,3 тыс. рублей, в 2009 году - 14028 тыс. рублей. Просроченной задолженности не имеется. Из общей суммы расходов гостиницы на долю затрат по аренде помещений приходится 12 - 15%.

Следует отметить, что договоры аренды 1 - 3-го, 5 - 7-го этажей здания гостиницы противоречат статьям 120, 296 ГК РФ и п. 3.1 устава ОГУ “ГАВО“, согласно которым имущество учреждения закрепляется на праве оперативного управления.

Проверка использования помещений здания показала, что на 1-м и 2-м этажах размещены административные службы ОГУ “ГАВО“ и буфет, на 3 - 10-м этажах - жилые номера, а на 11-м этаже - ресторан. В распоряжении гостиницы находится 320 жилых номеров на 447 мест (люкс, полулюкс, одно- и двухместные). Из них эксплуатируется 312 номеров, а 8 - ремонтируется. Стоимость проживания в номерах установлена учреждением самостоятельно в следующих размерах: “люкс“ - 5000 рублей в сутки, “полулюкс“ - 3000 - 4500 рублей, одноместный номер - 1200 - 2600 рублей, двухместный - 1800 - 3000 рублей. В стоимость номеров включены завтраки на сумму 150 рублей. Коэффициент загрузки номеров составляет: в 2008 году - в среднем 43%, в 2009 году - 35%, что ниже, чем в 2006 - 2007 годах (44 - 47%), из-за роста конкуренции на рынке гостиничных услуг.

Помимо ОГУ “ГАВО“ на 1-м и 2-м этажах здания также находились другие организации (21 ед.), с которыми ГУ “СЭС“ заключило договоры аренды. Учреждение осуществляло эксплуатационное обслуживание помещений арендаторов с последующим возмещением ими расходов за предоставленные услуги. В 2008 году за эксплуатационное обслуживание арендаторами уплачено 2602,9 тыс. рублей, в 2009 году - 1932,3 тыс. рублей. Проверкой расчетов по состоянию на 01.01.2010 выявлена просроченная задолженность в сумме 17,9 тыс. рублей, в том числе 7,9 тыс. рублей - за ООО “Страховой брокер “Гарант“, 10 тыс. рублей - за ООО “ГА “Студия“.

Претензионно-исковая работа по задолженности не проводилась.

В настоящее время по указанию учредителя новые договоры на эксплуатационное обслуживание с арендаторами не заключаются (письмо управления делами Воронежской области от 19.01.2010). На начало февраля 2010 года в помещении гостиницы осталось 5 арендаторов.

Помимо здания гостиницы по ул. Плехановской, 9, учреждением использовались другие объекты, в помещениях которых организованы столовые и буфеты для сотрудников областных учреждений. В основном помещения получены в безвозмездное пользование от ГУ “СЭС“ и ГУГИ: пл. Ленина, 1 (609,9 кв. м), ул. Кирова, 2 (66,2 кв. м), ул. 40 лет Октября, 5 (56,8 кв. м), ул. Карла Маркса, 70 (186,3 кв. м).

Согласно уставу ОГУ “ГАВО“ является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета по смете. Однако в противоречие юридическому статусу и ст. 6 Бюджетного кодекса РФ учреждение из бюджета не финансируется, а существует исключительно за счет платных гостиничных услуг. В нарушение инструкций Минфина РФ по бюджетному учету от 10.02.2006 N 25н и от 30.12.2008 N 148н бухгалтерский учет ведется по плану счетов, не предусмотренных для бюджетных организаций. Таким образом, ОГУ “ГАВО“ осуществляет деятельность как хозяйствующий субъект, определяющий выручку и себестоимость, что противоречит ст. 120 ГК РФ, согласно которой учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом нарушаются нормативные акты:

- ст. 41 БК РФ - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, и платных услуг не включаются в состав доходов областного бюджета;



- ст. 161 БК РФ - бюджетное учреждение не осуществляет операции с бюджетными средствами в соответствии с бюджетной сметой, необходимость которой вытекает из особенностей правового положения бюджетных учреждений;

- ст. 72 БК РФ и Федерального закона от 21.07.2005. N 94-ФЗ - закупки оборудования, транспортных средств, хозяйственного инвентаря, продуктов питания и других материальных ценностей осуществляются без проведения конкурсов и запроса котировок.

Анализом хозрасчетной деятельности учреждения установлено, что в 2008 году выручка от продажи услуг составила 106605 тыс. рублей (без НДС), в том числе от гостиничных - 86234,3 тыс. рублей, от услуг общепита - 20370,7 тыс. рублей, а себестоимость услуг - 94796,7 тыс. рублей. Прибыль получена в размере 11809 тыс. рублей.

В 2009 году выручка от продажи услуг составила 83896,5 тыс. рублей (без НДС), в том числе от гостиничных - 70121,2 тыс. рублей, от услуг общепита - 13775,3 тыс. рублей. По сравнению с 2008 годом, выручка снизилась на 22708,5 тыс. рублей в связи с уменьшением загрузки гостиничных номеров и доходов от услуг общепита. Себестоимость услуг составила 82019,9 тыс. рублей. Прибыль получена в размере 1876,6 тыс. рублей.

Кроме того, проведен анализ финансовых результатов деятельности учреждения в сфере общепита. Установлено, что данная деятельность является убыточной. Так, за 2008 год убытки получены в сумме 4351,1 тыс. рублей (поступило доходов на сумму 20370,7 тыс. рублей, а расходы составили 24721,8 тыс. рублей); за 2009 год убытки составили 7087,6 тыс. рублей при доходах в сумме 13775,3 тыс. рублей и расходах в сумме 20862,9 тыс. рублей.

Согласно объяснению убытки сложились вследствие снижения товарооборота (в 2009 году по сравнению с 2008 годом он упал более чем на 30%), списания на затраты имущества, приобретенного в связи с расширением зоны обслуживания (открыта столовая на 3-м этаже здания по пл. Ленина, 1), и ремонта столовых и буфетов. Так, на ремонт столовых в проверяемом периоде израсходовано 1901,5 тыс. рублей, на приобретение необходимого оборудования - 1239,8 тыс. рублей. Убытки компенсировались за счет прибыли от гостиничной деятельности.

В 2008 году расходы из прибыли, оставшейся в распоряжении учреждения, составили 7112,9 тыс. рублей, в 2009 году - 5934,4 тыс. рублей.

Проверка использования прибыли показала, что она направлена на выплату материальной помощи с начислениями (96% всех средств), а также на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря, обучение сотрудников, оказание благотворительной помощи общественным организациям ветеранов ВОВ и инвалидов и на приобретение основных средств.

Контроль за использованием прибыли осуществляется учредителем путем согласования расходов. На момент проверки согласование расходования прибыли за 2009 год не произведено, так как оно запланировано после утверждения годового бухгалтерского баланса.

Проверкой структуры расходов учреждения установлено, что наибольший удельный вес - около 44% - приходится на заработную плату с начислениями. Оплата труда формировалась на основании принятых положений и порядка оказания материальной помощи. Должностные оклады установлены штатным расписанием, согласованным с управлением делами администрации области. Штатная численность работников ГУ “ГАВО“ утверждена в количестве 270,5 ед., в том числе службы общественного питания - 73 шт. ед. Среднесписочная численность в 2008 году составляла 254 человека, в 2009 году - 244 человека, а среднемесячная заработная плата одного работающего - 10823 рублей и 9748 рублей соответственно.

На капитальный и текущий ремонт в проверяемом периоде израсходовано 10057 тыс. рублей, или 5,7% всех расходов учреждения. Проведен ремонт коммунальных сетей, 23 гостиничных номеров, коридоров 1-го и 10-го этажей, склада общепита, лифтового холла, прачечной и других объектов. Работы велись хозяйственным и подрядным способом (ООО “Гекон“, ООО “Стройпроект“, ООО “Интерстрой“, ООО “Новая строительная компания“, ООО “Строй-комплекс“, ИП Чаплыгина). Оплата подрядчикам осуществлялась на основании подписанных актов выполненных работ.

В 2006-м и 2008 годах в здании гостиницы проведена замена оборудования грузопассажирских лифтов на общую сумму 3360,3 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что согласно Положению по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ ПБУ 6/01“, утвержденному Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н, у балансодержателя на сумму расходов по модернизации лифтов должна увеличиться балансовая стоимость объекта. Однако в ГУ “СЭС“ стоимость здания не изменена.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению состояния внутренних помещений здания, остаются не отремонтированными большинство гостиничных номеров, коридоры, лестничные проходы. Их внешний вид не отвечает современным требованиям, что влияет на спрос и уровень эффективности использования областной собственности.

ОГУ “ГАВО“ является балансодержателем основных средств на сумму 18910,7 тыс. рублей, в том числе зданий (“Кораблик“) - 1479,4 тыс. рублей, сооружений - 4267,3 тыс. рублей, машин и оборудования - 6439,2 тыс. рублей, транспортных средств - 1236 тыс. рублей, производственного и хозяйственного инвентаря - 5488,8 тыс. рублей. В 2008 году приобретено основных средств на сумму 3184 тыс. рублей, в 2009 году - на сумму 550,3 тыс. рублей: мебель, мягкий инвентарь, холодильники, автомобиль ГАЗ-3102, вычислительная техника и другие материальные ценности, необходимые для деятельности гостиницы.

Проверкой расчетов гостиницы с покупателями и заказчиками по состоянию на начало 2010 года установлена просроченная дебиторская задолженность в сумме 233,1 тыс. рублей, в том числе арендаторов за эксплуатационные услуги - 17,9 тыс. рублей, физических лиц за проживание - 71,9 тыс. рублей, других организаций за оплаченные товары и услуги - 143,3 тыс. рублей (“Сервис ПК“, “MB “Офисная техника“, “Икс-Студия“, ИП Григорян А.Э., “ВТК “Резерв“, “Мэджик Стэйрс“). Претензионно-исковая работа по задолженности не проводилась.

Проверкой кассовых операций нарушений не выявлено. Выручка за проживание в гостиничных номерах и общепита, поступающая наличными денежными средствами, вносится работниками в кассу учреждения. С ними заключены договоры о полной материальной ответственности.

Банковские операции осуществляются с использованием системы “Клиент-Сбербанк“ с электронной формой безналичных расчетов.

Выводы

Областное государственное учреждение “Гостиница администрации Воронежской области“ в целом выполняет возложенные на него функции и использует областную собственность по целевому назначению. Вместе с тем деятельность учреждения не соответствует его организационно-правовой форме, что противоречит ст. 120 ГК РФ, согласно которой учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом нарушаются нормативные акты:

- ст. 6 БК РФ - учреждение не финансируется по смете;

- ст. 41 БК РФ - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, и платных услуг не включаются в состав доходов областного бюджета;

- ст. 161 БК РФ - бюджетное учреждение не осуществляет операции с бюджетными средствами в соответствии с бюджетной сметой, необходимость которой вытекает из особенностей правового положения бюджетных учреждений;

- ст. 72 БК РФ и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ - все закупки осуществляются без проведения конкурсов и запроса котировок;

- инструкций по бюджетному учету (п. 1), утвержденных Приказами Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н и от 30.12.2008 N 148н, - бюджетный план счетов не применяется.

Также обнаружены другие недостатки в деятельности учреждения:

- договоры, заключенные с ГУ “СЭС“ на аренду помещений областной собственности для использования их под гостиницу, противоречат статьям 120, 296 ГК РФ и п. 3.1 устава ОГУ “ГАВО“, согласно которым имущество учреждения закрепляется на праве оперативного управления;

- согласование с учредителем распределения чистой прибыли за 2009 год отложено до утверждения годового баланса, в связи с чем выполнение пункта устава требует последующего контроля;

- остаются не отремонтированными большинство гостиничных номеров, коридоры, лестничные проходы здания, от состояния которых зависит спрос на гостиничные услуги и, соответственно, уровень эффективности использования областной собственности;

- претензионно-исковая работа по просроченной дебиторской задолженности в сумме 233,1 тыс. рублей не проводилась.

Кроме того, после модернизации грузопассажирских лифтов на общую сумму 3360,3 тыс. рублей балансовая стоимость объекта у балансодержателя (ГУ “СЭС“) не увеличена в противоречие Положению по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ ПБУ 6/01“, утвержденному Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.

Предложения

По результатам контрольного мероприятия направить представления:

- в ОГУ “ГАВО“ с предложением устранить допущенные нарушения;

- в управление делами Воронежской области с предложением привести деятельность и организационно-правовую форму учреждения в соответствие законодательству, а также проконтролировать соблюдение подведомственными учреждениями правил учета основных средств при модернизации объектов.

Заместитель председателя

Контрольно-счетной палаты

Воронежской области

Н.И.ПРОСКУРИНА

Начальник отдела контроля расходов

на ГМУ, правоохранительную

деятельность и МЧС

А.О.КРАВЕЦ-ГОМЗА