Законы и бизнес в России

Письмо Воронежского УФАС РФ от 29.03.2010 N 01-16/1154 “Ответственность комиссий по размещению госзаказов и контроль за их деятельностью“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 29 марта 2010 г. N 01-16/1154

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОМИССИЙ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ

ГОСЗАКАЗОВ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) как территориальный орган ФАС России является уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти на территории Воронежской области.

В течение I полугодия 2008 года в Воронежское УФАС России поступило 64 жалобы хозяйствующих субъектов на действия государственных и муниципальных заказчиков, по результатам рассмотрения которых более половины признаны обоснованными, то есть более 50% тендеров, проверяемых при рассмотрении жалоб, проведены с нарушением законодательства о размещении заказов. Подобные процентные показатели имеют место и по итогам работы управления в 2007 году.

При рассмотрении жалоб Воронежскому УФАС России необходимо решить вопросы о наличии либо об отсутствии нарушений законодательства о размещении заказов, а также рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц (при наличии нарушений законодательства о размещении заказов), в том числе членов комиссий, к административной ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 7.29 - 7.32). Кодексом предусмотрены штрафные санкции до 50 тыс. рублей на каждого члена комиссии.

Обращаем внимание руководителей заказчиков, утверждающих составы аукционных, конкурсных и котировочных комиссий, что как сами комиссии, так и все их члены несут полную ответственность за совершаемые действия.

Основной свод правил, регламентирующий порядок проведения процедур размещения заказов, обозначенный в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (Закон о размещении заказов), действует уже два с половиной года - это достаточный срок для заказчиков, организаторов процедур размещения заказов, чтобы осознать эти правила, понять их и работать в соответствии с ними.



В настоящее время нарушения имеют место как на федеральном уровне, так и на областном и местных уровнях. Должностные лица заказчиков, ставящие перед собой цели создания конкурентной среды, экономии бюджетных средств, создания прозрачности системы размещения заказов, как правило, добиваются их достижения и практически не имеют вопросов со стороны контролирующих органов. Заказчики, которые пред собой такие цели не ставят, в недалеком будущем могут попасть в указанные выше “более 50% тендеров с нарушениями“, в связи с чем Воронежским УФАС России будут применены соответствующие административные меры.

Безусловно, многое зависит от профессиональной подготовки сотрудников учреждений, занимающихся размещением заказов, участвующих в конкурсных, аукционных и котировочных комиссиях. И нетрудно понять, что у многих заказчиков подобная работа является дополнительной нагрузкой к основным служебным обязанностям сотрудника. Заседания комиссий проходят в рабочее время, подобная деятельность, как правило, дополнительно не оплачивается. Ранее члены комиссий какой-либо ответственности не несли.

С началом действия Закона о размещении заказов и принятых изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) ответственность за нарушения законодательства о размещении заказов весьма ужесточилась. Размеры административных штрафов увеличились до 50 тыс. рублей на одно должностное лицо. Если противозаконные действия совершила вся комиссия в целом, то и к административной ответственности будет привлечен каждый член этой комиссии, проголосовавший за противозаконное действие, а не только ее председатель или секретарь. Контроль за работой комиссий ужесточился.

Руководители бюджетных учреждений, принимая решения о создании конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, число членов которых должно быть не менее пяти человек, должны осознавать, какую деятельность предстоит осуществлять таким комиссиям, важность принимаемых комиссиями решений, ответственность каждого члена такой комиссии.

Лица, являющиеся членами комиссий, начинают осознавать всю полноту ответственности за принимаемые ими решения. Начинают задумываться о последствиях отданного ими голоса, отказываться от зависимости от кого бы то ни было при подписании протоколов.

Вполне возможно, что в связи с ужесточением санкций за принимаемые решения участились факты отказов сотрудников учреждений от участия в комиссиях. Нежелание сотрудников работать в составе комиссий может являться одним из признаков коррумпированности учреждения. В подобных учреждениях вопросы о выборе “своих“ исполнителей контрактов решается на руководящем уровне с последующим давлением на комиссию. Сотрудники, не желающие платить штрафы и не желающие портить отношения с руководством, пытаются устраниться от принятия решений по размещаемым заказам путем выхода из состава комиссии.

При таком развитии событий коррумпированным чиновникам становится сложнее воздействовать на результаты тендеров. Им уже не представляется возможным единолично определять победителей, что мешает получению “откатов“.

Одними из основных задач перед заказчиками должны стать:

- создание конкурсной, аукционной, котировочной комиссий из грамотных, отвечающих за свои решения людей, действующих в соответствии с требованиями законодательства;

- исключение давления со стороны должностных лиц заказчика на деятельность как комиссии в целом, так и на деятельность каждого ее члена;



- предоставление возможности каждому члену комиссии права выбора, закрепленного впоследствии в соответствующих протоколах;

- обозначить перед каждым членом комиссии персональную ответственность за принимаемые решения.

Все больше предпринимателей желают участвовать в размещении заказов. У хозяйствующих субъектов пропадает уверенность в том, что “все государственные и муниципальные контракты уже поделены“, “в тендерах побеждают только “свои“ фирмы“. При столкновении с реальным ущемлением прав и законных интересов коммерческие структуры не боятся обращаться в контролирующие органы за защитой.

В свою очередь Воронежское УФАС России как контролирующий орган за процедурами размещения заказов продолжает работу в части пресечения нарушений законодательства о размещении заказов. В Воронежском УФАС России создан отдел контроля за размещением государственного заказа с увеличением штата сотрудников, занимающихся контролем в данной сфере. Управление намерено увеличить количество плановых и внеплановых проверок, в том числе в рамках взаимодействия с правоохранительными органами. Время “проб и ошибок“ заканчивается. Должностные лица, нарушающие законодательство о размещении заказов, будут привлекаться к ответственности в соответствии с положениями КоАП РФ.

Стремление заказчиков к проведению честных и прозрачных процедур размещения заказов - это залог положительного направления реформы размещения государственного заказа, развития конкуренции, экономии бюджетных средств, равного доступа к государственным и муниципальным заказам, устранение коррупционности в рядах государственных и муниципальных чиновников.

Руководитель управления

В.В.РОХМИСТРОВ