Законы и бизнес в России

Информация Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от <27.08.2009> “Вопрос-ответ“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

Вопрос-ответ

Вопрос: В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в главу 26.3 НК РФ, и, в частности, введением нового физического показателя базовой доходности “площадь торгового места“, а также лишением налогоплательщиков права самостоятельно корректировать коэффициент К2 на фактическое время ведения предпринимательской деятельности, в ряде регионов возросла налоговая нагрузка на налогоплательщиков ЕНВД. Каковы могут быть действия налогоплательщиков в целях снижения возложенной на них налоговой нагрузки?

Ответ: Пунктом 3 ст. 346.26 Налогового кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право определять в нормативных правовых актах значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, указанного в ст. 346.27 Налогового кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие
конкретные факторы влияния на результаты ведения предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 346.27 Налогового кодекса корректирующий коэффициент базовой доходности К2 учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.

Согласно п. 6 ст. 346.29 Налогового кодекса при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в п. 3 данной статьи, на корректирующий коэффициент К2.

Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 Налогового кодекса.

Таким образом, снижение налоговой нагрузки налогоплательщиков единого налога на вмененный доход может быть достигнуто только посредством внесения в нормативные правовые акты соответствующих муниципальных образований о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход поправок, предусматривающих уменьшение действующих в настоящее время значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2.

С предложениями о внесении таких поправок в указанные нормативные правовые акты муниципальных образований налогоплательщикам следует обращаться в представительные органы соответствующих муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии с положениями п. 1 и 3 ст.
3 Налогового кодекса при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, а также налоги и сборы должны иметь экономическое основание.

В случае несоблюдения данных требований налогоплательщики вправе опротестовать нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования о введении на территории образования единого налога на вмененный доход в судебном порядке.

Вопрос: Организация со среднесписочной численностью работников более 100 человек и долей участия других организаций более 25 процентов осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами в объекте стационарной торговой сети (аптеке), имеющей торговый зал площадью менее 150 квадратных метров и лицензию на данный вид деятельности. Кроме фармацевтической деятельности, организация занимается и другими видами деятельности. Учитывая положения Федерального закона N 224-ФЗ от 26.11.2008, вправе ли данная организация применять в 2009 году систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход?

Ответ: Согласно ст. 346.26 Налогового кодекса система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.

Под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров
розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления) (ст. 346.27 Налогового кодекса).

В соответствии с пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса на уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Подпунктом 2 п. 2.2 указанной статьи Налогового кодекса определено, что на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ “О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ установлено, что положения пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса применяются в отношении аптечных учреждений, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ), только начиная с 1 января 2011 года.

Согласно Федеральному закону N 86-ФЗ аптечным учреждением признается организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями данного Закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные
магазины, аптечные киоски.

Таким образом, организации, осуществляющие розничную торговлю готовыми лекарственными средствами через аптечные учреждения, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом N 86-ФЗ, до 1 января 2011 года обязаны применять систему налогообложения в виде ЕНВД независимо от среднесписочной численности работников и доли участия в них других организаций.

В случае если организация, применяющая общий режим налогообложения, и превышающая ограничения, установленные пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса, имеет структурное подразделение, которое признается в соответствии с Федеральным законом N 86-ФЗ аптечным учреждением, то в отношении розничной торговли лекарственными средствами через такое аптечное учреждение при соблюдении других положений главы 26.3 Налогового кодекса данная организация также обязана применять до указанной даты систему налогообложения в виде ЕНВД.

Вопрос: Подпадает ли в 2009 году под действие системы налогообложения в виде ЕНВД деятельность по распространению наружной рекламы посредством рекламных конструкций, расположенных на ограждениях объектов строительства, реконструкции, ремонта, а также других временных ограждениях?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса под распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций понимается предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло,
воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

Рекламные конструкции могут быть и временными. В соответствии с ч. 5.4 ст. 19 указанного закона временными рекламными конструкциями признаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и иных подобных мест, другие аналогичные технические средства) и составляет не более чем 12 месяцев.

Учитывая изложенное, с 01.01.2009 предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием временных ограждений подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД на общих основаниях.

(Письмо ФНС России от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@)