Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20.08.2009 N 328Ж/2009 <О рассмотрении жалобы на действия аукционной комиссии, заказчика при проведении открытого аукциона по отбору поставщиков химиотерапевтических препаратов> (вместе с “Предписанием об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов“)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 августа 2009 г. N 328Ж/2009

Аукционной комиссии

при проведении открытого аукциона

по отбору поставщиков

химиотерапевтических препаратов

ГУЗ “Областной онкологический

диспансер N 2“

ул. Герцена, <...>,


г. Магнитогорск, <...>

Главное управление

материальных ресурсов

по Челябинской области

пр. Ленина, <...>,


г. Челябинск, <...>

ЗАО “Б“

<...>, <...> с. Петрово-Дальнее

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского УФАС


Комиссии: России;

Членов Ивановой Т.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела

Комиссии: контроля торгов Челябинского УФАС России;

Коуровой С.В. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов

Челябинского УФАС России,


рассмотрев жалобу ЗАО “Б“, на действия аукционной комиссии, заказчика при проведении открытого аукциона по отбору поставщиков химиотерапевтических препаратов по Лотам NN 4, 5, 10, 11 в присутствии:

- <...>, представителя ГУЗ “Областной онкологический диспансер N 2“, по доверенности N 190 от 19.08.2009;

- <...>, представителя Главного управления материальных ресурсов Челябинской области, по доверенности N 6 от 11.01.2009 и представителя члена аукционной комиссии <...> по доверенности от 20.08.2009;

Представитель ЗАО “Б“ на заседание Комиссии не явился, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ЗАО “Б“ (исх. N 892 от 19.08.2009).

УСТАНОВИЛА:


В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ЗАО “Б“ (далее - Заявитель) на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении открытого аукциона по отбору поставщиков химиотерапевтических препаратов по Лотам NN 4, 5, 10, 11 (далее - Аукцион), согласно которой заявки ЗАО “Б“ отклонены неправомерно. Кроме того, установление заказчиком требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность без предоставления права производителям лекарственных средств принять участие в Аукционе противоречит статье 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно представленным документам, Главное управление материальных ресурсов Челябинской области (далее - ГУМР, уполномоченный орган) по заявке ГУЗ “Областной онкологический диспансер N 2“ (далее - заказчик, ГУЗ ООД N 2) объявило о проведении Аукциона.

Заседание аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе по лотам N 4, 5, 10, 11 состоялось 12 августа 2009 года, о чем составлен протокол N 240-А/Р (далее - протокол N 1). Согласно протоколу N 1 по лотам NN 4, 5, 10, 11 ЗАО “Б“ отказано в допуске к участию в аукционе.

Государственный контракт по лотам NN 4, 5, 10, 11 не заключен.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.

В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон о лицензировании) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Лицензия на производство лекарственных средств не отвечает требованиям законодательства, т.к. в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ (далее - Закон о лекарственных средствах) организации-производители лекарственных средств могут продавать лекарственные средства или передавать их в распоряжение:

1. других организаций-производителей лекарственных средств для целей производства;

2. организаций оптовой торговли лекарственными средствами;

3. аптечных учреждений;


4. научно-исследовательских учреждений для научно-исследовательской работы.

Исходя из смысла статьи 28 Закона о лекарственных средствах в лечебно-профилактическое учреждение организации-производители лекарственные средства поставлять не могут.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 31 Закона о лекарственных средствах часть 7 отсутствует, имеется в виду часть 7 статьи 32.

В соответствии с частями 1, 7 статьи 31 Закона о лекарственных средствах розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями. Аптечные учреждения обязаны продавать средства только в готовом для употребления виде и количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений.

Таким образом, в документацию об Аукционе правомерно включено требование о представлении лицензии на фармацевтическую деятельность.

На вопрос членов Комиссии представитель заказчика сообщила, что при ГУЗ ООД N 2 отсутствует аптечное учреждение. Прием лекарственных средств от поставщиков планировали осуществлять непосредственно в ГУЗ ООД N 2.

На вопрос членов Комиссии представители уполномоченного органа пояснили, что для поставки указанных в документации об Аукционе лекарственных средств достаточно лицензии на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).

Заслушав пояснения представителей заказчика, уполномоченного органа, а также изучив представленные документы, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 1 Требований к участникам размещения заказа документации об Аукционе участник размещения заказа должен иметь лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля) и лицензию на фармацевтическую деятельность (оптовая торговля).

Однако в заявке ЗАО “Б“ представлена копия лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств.


Согласно протоколу N 1 ЗАО “Б“ отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что “в составе заявки представлена лицензия на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, тогда как необходимо было представить лицензии на фармацевтическую деятельность (оптовая и розничная торговля лекарственными средствами). Тем самым был нарушен пункт 3 статьи 2 статьи 35, пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ, а также подпункт Ж пункта 4 Инструкции по подготовке документов“.

Таким образом, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Закона о размещении заказов решение аукционной комиссии об отказе в допуске ЗАО “Б“ к участию в аукционе правомерно.

2. Довод заявителя о неправомерности ограничения доступа к участию в аукционе организациям-производителям лекарственных средств не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Согласно документации об Аукционе, пояснениям заказчика и уполномоченного органа поставка лекарственных средств осуществляется непосредственно в лечебно-профилактическое учреждение минуя аптечные учреждения.

Согласно части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа, такое как соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом торгов.

В силу статьи 28 Закона о лекарственных средствах организации-производители не вправе осуществлять поставку лекарственных средств напрямую в лечебно-профилактические учреждения.

3. В нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 11, части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции заказчиком установлено требование о наличии у участника размещения заказа лицензий на фармацевтическую деятельность, предусматривающей право как на оптовую, так и на розничную торговлю лекарственными средствами.

Однако, согласно документации об Аукционе, пояснениям заказчика и уполномоченного органа поставка лекарственных средств осуществляется непосредственно в лечебно-профилактическое учреждение минуя аптечные учреждения.

В силу статьи 29 Закона о лекарственных средствах организации оптовой торговли не вправе осуществлять поставку лекарственных средств напрямую в лечебно-профилактические учреждения.

Таким образом, требование о наличии у участников размещения заказа одновременно лицензии (лицензий) на фармацевтическую деятельность, предусматривающей право как на оптовую, так и на розничную торговлю лекарственными средствами неправомерно ограничивает доступ к участию в Аукционе участников размещения заказа, которые имеют лицензию только на розничную торговлю.


4. В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в Аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об Аукционе.

В соответствии с пунктом 1 Требований к участникам размещения заказа документации об Аукционе участник размещения заказа должен иметь лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля) и лицензию на фармацевтическую деятельность (оптовая торговля).

В составе заявки ООО “Интермедсервис“ имеется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности с приложением N 1 от 01.06.2006 на право оптовой торговли лекарственными средствами без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами, согласно списков ПККН.

В нарушение положений документации об аукционе в составе заявки ООО “Интермедсервис“ не представлена копия лицензия, предусматривающая право ООО “Интермедсервис“ на осуществление розничной торговли лекарственными средствами.

Однако в нарушение части 3 статьи 36, пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов ООО “Интермедсервис“ допущено к участию в Аукционе (протокол N 1). Более того, ООО “Интермедсервис“ является победителем Аукциона по Лотам NN 4, 5, а по Лоту N 10 признано единственным участником Аукциона (протокол Аукциона N 240-А/А от 14 августа 2009 года).

Указанными действиями аукционной комиссией созданы преимущественные условия участия в торгах для ООО “Интермедсервис“, что запрещено частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Следует отметить, что лицензия, предоставляющая обществу право оптовой торговли лекарственными средствами, не позволяет ему осуществлять продажу лекарственных средств лечебно-профилактическим учреждениям (статья 29 Закона о лекарственных средствах).

Таким образом, ООО “Интермедсервис“ не имеет право на осуществление поставки лекарственных средств непосредственно в лечебно-профилактическое учреждение, как предусмотрено требованиями документации об аукционе.

Комиссия, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

РЕШИЛА:


1. Признать необоснованными доводы жалобы ЗАО “Б“ на действия заказчика, аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе по отбору поставщиков химиотерапевтических препаратов.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 11, пункта 4 части 1 статьи 12, пункта 10 части 4 статьи 22, части 4 статьи 34, части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать ГУЗ “Областной онкологический диспансер N 2“, Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

4. Передать материалы и документы по данному делу должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены комиссии

Т.В.ИВАНОВА

С.В.КОУРОВА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 20 августа 2009 г. N 328Ж/2009

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

Аукционной комиссии

при проведении открытого аукциона

по отбору поставщиков

химиотерапевтических препаратов

ГУЗ “Областной онкологический

диспансер N 2“

ул. Герцена, <...>,

г. Магнитогорск, <...>

Главное управление

материальных ресурсов

по Челябинской области

пр. Ленина, <...>,

г. Челябинск, <...>

ЗАО “Б“

143422, <...> с. Петрово-Дальнее

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского УФАС

Комиссии: России;

Членов Ивановой Т.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела

Комиссии: контроля торгов Челябинского УФАС России;

Коуровой С.В. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов

Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 20 августа 2009 года по результатам рассмотрения жалобы ЗАО “Б“ на действия аукционной комиссии, заказчика при проведении открытого аукциона по отбору поставщиков химиотерапевтических препаратов по Лотам NN 4, 5, 10, 11

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Главному управлению материальных ресурсов по Челябинской области в лице аукционной комиссии в срок до 3 сентября 2009 года в целях устранения нарушений положений Закона о размещении заказов:

отменить протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе N 204-А/Р от 12.08.2009 по Лотам NN 4, 5, 10, 11 и протокол Аукциона N 240-А/А от 14 августа 2009 года по Лотам NN 4, 5, 10, 11;

2. Главному управлению материальных ресурсов по Челябинской области разместить на официальном сайте Челябинской области в сети “Интернет“ протокол об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе N 204-А/Р от 12.08.2009 по Лотам NN 4, 5, 10, 11 и протокол Аукциона N 240-А/А от 14 августа 2009 года по Лотам NN 4, 5, 10, 11 не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов.

3. ГУЗ “Областной онкологический диспансер N 2“ не заключать контракт по результатам открытого Аукциона по Лотам NN 4, 5, 10, 11, изложенным в протоколе N 240-А/А от 14 августа 2009 года.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3. ГУЗ “Областной онкологический диспансер N 2“, Главному управлению материальных ресурсов по Челябинской области в целях устранения нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 11, пункта 4 части 1 статьи 12, пункта 10 части 4 статьи 22, части 4 статьи 34, части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в срок до 14 сентября 2009 года внести изменения в документацию об Аукционе, а именно:

- указать требования к участникам размещения заказа, предусмотренные законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, являющихся предметом торгов;

- продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе не менее чем на 15 дней с момента размещения изменений в документацию об Аукционе на официальном сайте в сети “Интернет“.

4. Главному управлению материальных ресурсов по Челябинской области разместить изменения, внесенные в документацию об Аукционе на официальном сайте в сети “Интернет“ в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.

5. ГУЗ “Областной онкологический диспансер N 2“, Главному управлению материальных ресурсов по Челябинской области до 18 сентября 2009 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пунктов 1, 2, 3, 4 настоящего предписания, в том числе копии протоколов об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе N 204-А/Р от 12.08.2009 и протокола Аукциона N 240-А/А от 14 августа 2009 года, а также сведения о дате размещения указанного протокола на официальном сайте, надлежащим образом заверенные копии документов о внесении изменений в извещение о проведении открытого Аукциона, документацию об Аукционе, сведения, подтверждающие дату размещения указанной информации на официальном сайте в сети “Интернет“ (с указанием сайта и даты размещения).

В случае неисполнения настоящего предписания Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области вправе применить меры ответственности, предусмотренные частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действие предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц (часть 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Председатель Комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены комиссии

Т.В.ИВАНОВА

С.В.КОУРОВА