Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20.08.2009 по делу N 324-ж/2009 <О рассмотрении жалобы на действия Заказчика при проведении открытого конкурса> (вместе с “Предписанием об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов“)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 августа 2009 г. по делу N 324-ж/2009

Главное управление по взаимодействию

с правоохранительными и военными органами

Челябинской области

пр. Ленина, <...>,

г. Челябинск, <...>

Главное управление материальных

ресурсов Челябинской области


пр. Ленина, <...>,

г. Челябинск, 454091

ООО “Совместное предприятие

“Л“

Троицкий тракт, <...>,


г. Челябинск, <...>

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя

Комиссии: Челябинского УФАС России;

Членов Коуровой С.В. - специалиста-эксперта


Комиссии: отдела контроля государственного и

муниципального заказов Челябинского

УФАС России;

Рожнова А.В. - старшего специалиста 1 разряда

отдела контроля торгов


Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу ООО “Совместное предприятие “Л“, в присутствии:

- <...>, главного специалиста юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области, доверенность N 6 от 11 января 2009 года;

- <...>, специалиста 1 разряда отдела организации государственных закупок Главного управления материальных ресурсов Челябинской области;

- <...>, представителя Главного управления по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области, доверенность N 23 от 18.08.2009;


- <...>, представителя ООО “Совместное предприятие “Л“, доверенность N 1 от 18.08.2009,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ООО “Совместное предприятие “Л“.

Согласно представленным документам, Главное управление материальных ресурсов Челябинской области (далее - уполномоченный орган) по заявке Главного управления по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области (далее - Заказчик) проводило открытый конкурс “Работы по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) в период до 12 июня 1990 года“ (далее - Конкурс).

Максимальная (начальная) цена контракта - 10000000 рублей.

Источник финансирования - бюджетные средства.

Конкурсная документация утверждена в части информационной карты конкурса первым заместителем начальника Главного управления по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области.

Извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Челябинской области www.chelgumr.ru в сети “Интернет“.

Состав Конкурсной комиссии утвержден приказом Главного управления материальных ресурсов Челябинской области N 234/1 от 02.07.2009.

Дата окончания приема заявок на участие в конкурсе - 17 августа 2009 года.


По мнению Заявителя, его права нарушены следующими действиями Заказчика.

1. При проведении открытого конкурса заказчиком не определена потребность в выполняемых работах, так, необходимо произвести поставку и монтаж 666 памятников, из них у 14 памятников не определены муниципальные образования в которых необходимо произвести поставку, что не позволяет рассчитать стоимость работ с учетом транспортных расходов.

2. В проекте государственного контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации указано, что необходимо произвести поставку памятников, выполненных из материала, удовлетворяющего требованиям санитарно-эпидемиологических заключений NN 38.ИЦ.06.570.П.000792.08.05 и 66.01.571.П.001126.04.07, однако указанное санитарно-эпидемиологическое заключение выдано конкретному производителю, на изготавливаемую им продукцию.

3. Заказчиком выбран способ размещения заказа путем проведения торгов в форме конкурса, в то время как должен быть проведен аукцион.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не признали нарушений, указанных в жалобе, сообщили что Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством о размещении заказов. Так, Заказчик на момент размещения извещения о проведении открытого конкурса не располагал точными сведениями о муниципальных образованиях, в которых необходимо произвести монтаж памятников.

Представитель Заказчика пояснил, что указание в проекте государственного контракта конкретных санитарно-эпидемиологических заключений означает необходимость соответствия материалов, из которых изготавливаются памятники характеристикам, указанным в этих санитарно-эпидемиологических заключениях. Также указал, что работы, являющиеся предметом конкурса, не предусмотрены Перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р “Об утверждении Перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона“ (далее - Перечень).

Изучив представленные документы, руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов), Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В нарушение положений части 2 статьи 22 и пункта 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не содержит сведений о потребностях Заказчика в выполняемых работах и месте проведения работ, что не позволяет участникам размещения заказа определить объемы работ и, исходя из них, рассчитать цену контракта, которая не подлежала бы изменению в процессе его исполнения (часть 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов).

Так, согласно информационной карте конкурсной документации необходимо выполнить работы по изготовлению и установке 666 памятников, при этом указано, что установка изготовленных памятников должна производиться на всех кладбищах муниципальных образований Челябинской области.

23 июля 2009 года Уполномоченным органом опубликованы разъяснения положений конкурсной документации, в которых указаны сведения о количестве памятников, которые необходимо установить в каждом из муниципальных образований. Всего определено место для установки 652 памятников. Таким образом, муниципальные образования, в которых необходимо установить 14 памятников, в конкурсной документации не определены.


Необходимо отметить, что согласно информационной карте конкурсной документации в комплект памятника входит полуваза из мрамора под цветы, однако требования к полувазе в конкурсной документации отсутствуют.

Данными действиями Заказчик нарушает принцип прозрачности проведения процедуры размещения заказа, что противоречит положениям части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.

Кроме того, отсутствие информации о потребности Заказчика может привести к заключению государственного контракта не на условиях конкурсной документации, что нарушает положения части 3 статьи 29 Закона о размещении заказов.

2. В проекте государственного контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации указано, что необходимо произвести поставку памятников, выполненных из материала, удовлетворяющего требованиям санитарно- эпидемиологических заключений NN 38.ИЦ.06.570.П.000792.08.05 и 66.01.571.П.001126.04.07. При этом в соответствии с проектом государственного контракта Заказчик имеет право проверять качество работы, выполняемой подрядчиком: соответствие используемых материалов для изготовления памятников представленным сертификатам, эстетические и технические характеристики памятников, требованиям санитарно-эпидемиологических заключений NN 38.ИЦ.06.570.П.000792.08.05 и 66.01.571.П.001126.04.07.

Так, санитарно-эпидемиологическое заключение 66.01.32.571.П.001126.04.07 выдано ЗАО “Уральский мрамор“, <...>, с. Мраморское, ул. 40 лет Октября, 23 на продукцию “Блоки мраморные, отходы от добычи блоков (бой, скол), мраморная крошка, облицовочные и иные ритуальные изделия (мраморная плита и памятники)“.

Кроме того, в информационной карте конкурсной документации установлены требования к местам добычи материалов для изготовления памятников, так, указано что гранит габбро (черный) должен быть добыт на месторождениях - Республика Карелия, КНР, Украина, мрамор (серый) должен быть добыт на месторождениях - г. <...> области, г. Полевской Свердловской области.

То есть, положения конкурсной документации не позволяют изготавливать памятники из материалов, полученных на иных месторождениях, но при этом не уступающих по качеству и полностью соответствующих требованиям к этим материалам, установленным Заказчиком в конкурсной документации (Указание Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации N 328/162 от 14.02.2002).

Таким образом, в нарушение части 2 статьи 8, части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено требование к изготовлению памятников из материалов, полученных на определенных месторождениях, что может повлечь ограничение количества участников размещения заказа по причине отсутствия возможности изготовления памятников из материалов, полученных на иных месторождениях, но при этом не уступающих по качеству и полностью соответствующих требованиям к этим материалам, установленным Заказчиком в конкурсной документации.

3. В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 Порядка взаимодействия государственных заказчиков и уполномоченного органа по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных нужд для государственных заказчиков, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 17 ноября 2005 года N 207-п “Об уполномоченном органе по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных нужд“ государственный заказчик определяет способ размещения заказа.


Так, государственным заказчиком - Главным управлением по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области выбран способ размещения заказа на выполнение работ по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны умершим (погибшим) в период до 12 июня 1990 года путем проведения открытого конкурса.

Однако, в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа на выполнение работ, входящих в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, осуществляется только путем проведения аукциона.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 года N 236-р “Об утверждении Перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона“ предусмотрено размещение заказа путем проведения аукциона по коду “Неметаллические минеральные продукты прочие“ (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг 2600000). В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 раздел 2600000 “Неметаллические минеральные продукты прочие“ включает группу 2696000 “Камень для строительства и памятников обработанный, изделия из него“. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 группу 2696000 “Камень для строительства и памятников обработанный, изделия из него“ включается в вид экономической деятельности с кодом 2696 “Резка, фасонирование и отделка камня“. Следовательно, размещение заказа на работы, являющиеся предметом конкурса необходимо осуществлять путем проведения торгов в форме открытого аукциона.

Таким образом, в нарушение положений части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов Главным управлением по взаимодействую с правоохранительными и военными органами Челябинской области неправомерно выбран способ размещения заказа - открытый конкурс на выполнение работ по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) в период до 12 июня 1990 года.

4. В информационной карте конкурсной документации указаны следующие критерии.

Методика обработки камня до 2 баллов:

- шлифовка, полировка - 1 балл;

- привлечение к работе эксперта и аппаратуры для проведения проверки качества обработки камня - 1 балл.

Методика изготовления фотокерамики до 2 баллов:

- использование железа холодного катанного покрытого контрэмалью, температура обжига эмали не менее 720*С - 1 балл;


- привлечение к работе специалиста по реставрации фотографий - +1 балл.

Однако, требование о полировке камня является требованием к выполняемым работам и в случае несоответствия заявки, поданной участником размещения заказа, указанному требованию такие участники размещения заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов не допускаются к участию в конкурсе.

Возможность шлифовки камня конкурсной документацией не предусмотрена.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями положений конкурсной документации участник размещения заказа при выполнении работ может использовать новейшие технологии (лазерная резка, лазерная гравировка, гидроабразивная резка).

Вместе с тем, в конкурсной документации отсутствуют сведения о баллах, присваиваемых участникам размещения заказа, предложившим иные условия выполнения работ. Так же, в конкурсной документации отсутствует информация о наиболее предпочтительном для заказчика привлекаемом для проверки качества обработки камня оборудовании.

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 1 и пункта 15 части 4 статьи 22, части 7 статьи 65 Закона о размещении заказов в конкурсной документации не указан порядок оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе методика оценки, позволяющая произвести оценку с учетом наиболее предпочтительных для заказчика условий выполнения работ.

5. Из пояснений, данных представителем Заказчика, проекта государственного контракта и разъяснений положений конкурсной документации следует, что исполнитель работ по государственному контракту осуществляет взаимодействие с родственниками погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны, заключает с ним договор в произвольной форме.

Однако, в нарушение части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов в проекте государственного контракта, заключаемого по результатам проведения конкурса отсутствует порядок взаимодействия исполнителя работ и родственников погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны, не определены сроки передачи Заказчиком списков с заявлениями родственников погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны, также в конкурсной документации отсутствует проект договора, заключаемого с родственниками погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны и проект акта сдачи-приемки.

Комиссия, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО “Совместное предприятие “Л“ на действия Заказчика при проведении открытого конкурса “Работы по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) в период до 12 июня 1990 года“ обоснованными.

2. Признать в действиях Главного управления по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области нарушение части 1 статьи 1, части 2 статьи 8, статьи 13, статьи 10, части 2, части 3, пункта 4 и пункта 15 части 4 статьи 22, части 7 статьи 65 Закона о размещении заказов, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать Главному управлению по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Обжалование решения Челябинского УФАС не приостанавливает его действие.

Председатель Комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии

С.В.КОУРОВА

А.В.РОЖНОВ

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 20 августа 2009 года

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

Главное управление по взаимодействию

с правоохранительными и военными органами

Челябинской области

пр. Ленина, <...>,

г. Челябинск, <...>

ООО “Совместное предприятие

“Л“

Троицкий тракт, <...>,

г. Челябинск, <...>

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя

Комиссии: Челябинского УФАС России;

Членов Коуровой С.В. - специалиста-эксперта

Комиссии: отдела контроля государственного и

муниципального заказов Челябинского

УФАС России;

Рожнова А.В. - старшего специалиста 1 разряда

отдела контроля торгов

Челябинского УФАС России;

на основании Решения Челябинского УФАС России от 20 августа 2009 года по результатам рассмотрения жалобы ООО “Совместное предприятие “Л“ на действия заказчика при проведении открытого конкурса “Работы по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) в период до 12 июня 1990 года“,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Главному управлению по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области в целях устранения нарушений положений Закона о размещении заказов:

- в срок до 4 сентября 2009 года аннулировать открытый конкурс “Работы по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) в период до 12 июня 1990 года“ путем принятия соответствующего решения;

- в срок не позднее дня, следующего за днем принятия решения об аннулировании открытого конкурса, обеспечить размещение указанного решения на официальном сайте www.chelgumr.ru.

2. Главному управлению по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области в срок до 18 сентября 2009 года устранить нарушение части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов, и обеспечить размещение заказа на выполнение работ по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) в период до 12 июня 1990 года путем проведения аукциона.

3. Главному управлению по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области в целях устранения нарушений законодательства о размещении заказов, при объявлении открытого аукциона “Работы по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) в период до 12 июня 1990 года“:

- установить сведения, позволяющие определить потребность Заказчика в выполняемых работах, в том числе сведения о муниципальных образованиях, в которых необходимо установить все памятники, предусмотренные документацией об аукционе, требования к характеристикам полувазы;

- исключить требование об изготовлении памятников из материалов, полученных на конкретных месторождениях;

- установить в проекте государственного контракта порядок взаимодействия исполнителя работ с родственниками погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны, сроки передачи Заказчиком списков с заявлениями родственников погибшего (умершего) ветерана Великой Отечественной войны;

- исключить из проекта государственного контракта сведения о соответствии конкретному номеру санитарно-эпидемиологического заключения.

4. Главному управлению по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области в течение 2-х рабочих дней со дня официального размещения извещения о проведении торгов направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, решения об аннулировании открытого конкурса “Работы по изготовлению и установке памятников участникам Великой Отечественной войны, умершим (погибшим) в период до 12 июня 1990 года“, извещения о проведении открытого аукциона и документацию об аукционе, а также сведения, подтверждающие дату размещения извещения и документации об аукционе на официальном сайте Челябинской области в сети “Интернет“.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.

Председатель Комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии

С.В.КОУРОВА

А.В.РОЖНОВ