Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 07.08.2009 по жалобе N 318-ж/2009 <О рассмотрении жалобы на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении открытого аукциона> (вместе с “Предписанием об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов“)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 7 августа 2009 г. по жалобе N 318-ж/2009

Аукционной комиссии

по проведению открытого аукциона

“Капитальный ремонт гидротехнического сооружения

Катав-Ивановского водохранилища на реке Катав“

Администрации

Катав-Ивановского городского поселения

Челябинской области


<...>, <...>,

ул. Ленина, <...>

Администрации

Катав-Ивановского муниципального района

Челябинской области


<...>, <...>,

ул. Степана Разина, <...>

ЗАО “Ж“

<...>, г. Челябинск,

ул. Талалихина, <...>


Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя

Комиссии: Челябинского УФАС России;

Членов Ливончик В.А. - начальника отдела контроля

Комиссии: государственного и муниципального


заказов Челябинского УФАС России;

Лаптевой Д.С. - специалиста-эксперта отдела

контроля государственного и

муниципального заказов

Челябинского УФАС России,


рассмотрев жалобу ЗАО “Ж“ на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении открытого аукциона “Капитальный ремонт гидротехнического сооружения Катав-Ивановского водохранилища на реке Катав“, в присутствии:

- <...>, представителя Администрации Катав-Ивановского муниципального района (доверенность N 920 от 4 августа 2009 года), представителя членов аукционной комиссии (доверенность N 123 от 4 августа 2009 года);

- <...>, Главы Катав-Ивановского городского поселения (удостоверение Администрации Катав-Ивановского городского поселения N 11);

- <...>, представителя Администрации Катав-Ивановского городского поселения (доверенность N 7 от 5 августа 2009 года);

- <...>, представителя ЗАО “Ж“ (доверенность N 226 от 5 августа 2009 года),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ЗАО “Ж“ (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении открытого аукциона “Капитальный ремонт гидротехнического сооружения Катав-Ивановского водохранилища на реке Катав“.

Согласно представленным документам Администрация Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области (далее - уполномоченный орган) на основании заявки Администрации Катав-Ивановского городского поселения (далее - Заказчик) от 8 апреля 2009 года N 178 объявила о проведении открытого аукциона “Капитальный ремонт гидротехнического сооружения Катав-Ивановского водохранилища на реке Катав“ (далее - Аукцион).

Состав единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Катав-Ивановского муниципального района утвержден Постановлением Главы Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области от 15 января 2009 года N 23.

В соответствии со статьями 16 и 33 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов) извещение о проведении данного открытого Аукциона размещено на официальных сайтах в сети “Интернет“ муниципального образования (www.katavivan.ru) и Челябинской области (www.chelgumr.ru).


Начальная (максимальная) цена контракта - 86691166,00 рублей.

Источник финансирования - местный бюджет.

Место выполнения работ - <...>.

Срок выполнения работ: 1 этап - по 30 ноября 2009 года, 2 этап - до 30 ноября 2010 года.

Обеспечение заявки - нет.

Обеспечение контракта - 10 %.

Заседание аукционной комиссии по рассмотрению заявок на открытый Аукцион состоялось с 21 июля 2009 года по 24 июля 2009 года, о чем составлен протокол N 2/1 А-Р (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе). Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе заявки на участие в Аукционе подали 7 организаций - ООО “РемПодводСтрой“, ООО “ПодводСтройСервис“, ООО МП “ГидроРемонт“, ООО “УралГидроТехЭкспедиция“, ЗАО “Ж“, ООО “СтройМеханизация“ и ЗАО “ЖилСпецСтрой“.

Аукционной комиссией отказано в допуске к участию в Аукционе ООО “РемПодводСтрой“, ЗАО “Ж“ и ЗАО “ЖилСпецСтрой“.

Согласно протоколу аукциона N 2/1 А-А от 29 июля 2009 года единственным участником Аукциона является ООО МП “ГидроРемонт“.

Муниципальный контракт между Заказчиком и единственным участником Аукциона не заключен (письмо заместителя Главы Катав-Ивановского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области N 124 от 4 августа 2009 года).


В свой жалобе и на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил следующее.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе ЗАО “Ж“ отказано аукционной комиссией в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: “в составе заявки не представлена лицензия на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с положениями документации об аукционе, также не представлены в составе заявки на участие в Аукционе копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и копии актов приемки объекта капитального строительства“.

Представитель Заявителя считает отказ аукционной комиссии в допуске ЗАО “Ж“ к участию в Аукционе неправомерным по следующим основаниям.

В составе заявки, поданной ЗАО “Ж“ на участие в Аукционе, представлены документы, подтверждающие выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, не отнесенных к особо опасным и технически сложным, стоимость которых превышает 17338200 рублей. Указанные документы представлены в виде реестра выполненных работ, поскольку у Заявителя отсутствуют копии актов приемки объектов капитального строительства (форма КС-11), а имеющиеся у Заявителя акты приемки выполненных работ (форма КС-2) в составе заявки не представлены, так как требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе указанных документов в документации об аукционе отсутствует.

Также на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что представление в составе заявок других участников размещения заказа актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 не соответствует требованиям документации об аукционе.

Кроме того, в составе заявки ЗАО “Ж“ представлены лицензия на генеральный подряд, а также лицензия субподрядчика на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и на гидротехнические работы при возведении морских и речных гидротехнических сооружений на защищенных и открытых акваториях.

Представитель Заявителя считает, что установление в документации об аукционе требования о выполнении всего объема работ исполнителем муниципального контракта собственными силами без привлечения сторонних организаций (субподрядчиков) нарушает положения действующего законодательства о размещении заказов.

Заявитель отметил, что из четырех допущенных аукционной комиссией к участию в Аукционе участников размещения заказа на Аукцион явился лишь один, а именно - ООО МП “ГидроРемонт“, который впоследствии был признан аукционной комиссией единственным участником Аукциона. Следовательно, муниципальный контракт будет заключен по максимальной (начальной) цене контракта - 86691166 рублей, в результате чего не будет достигнута основная цель Закона о размещении заказов, а именно - эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Представители Заказчика, уполномоченного органа и члены аукционной комиссии на заседании Комиссии и в своих письменных возражениях (от 6 августа 2009 года) пояснили следующее.

В составе заявки ЗАО “Ж“ на участие в Аукционе представлена лицензия ООО “Экстримал“ на проведение гидротехнических работ при взаимодействии морских и речных гидротехнических сооружений на защищенных и открытых акваториях. По мнению представителей Заказчика, данное юридическое лицо в случае заключения муниципального контракта с ООО “Ж“ являлось бы субподрядчиком, что не соответствует требованиям Заказчика, предусмотренным документацией об аукционе.


Проект муниципального контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об аукционе, не содержит требования о выполнении подрядчиком работ лично, так как в данном случае в этом нет необходимости в связи с тем, что существует прямое требование законодательства о размещении заказов к участникам размещения заказа о наличии у них действующей лицензии на право занятия видами деятельности, подлежащими лицензированию.

Также на заседании аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в Аукционе аукционной комиссией установлено, что в составе заявки на участие в Аукционе ЗАО “Ж“ отсутствуют копии актов приемки объектов капитального строительства, копии актов приемки выполненных работ или копии разрешений на ввод объекта в эксплуатацию. Представленные Заявителем копии реестров договоров не позволили аукционной комиссии сделать однозначный вывод о добросовестности исполнения договорных обязательств ЗАО “Ж“ перед другими заказчиками.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, Комиссия, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, пришла к следующим выводам.

1. Согласно части 1 статьи 36 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт “д“ пункта 3 части 2 статьи 35, а не пункта 2 части 2 статьи 35.

1.1. В соответствии с частью 2.1 статьи 11, подпунктом “д“ пункта 2 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов документация об аукционе определяет, что заявка на участие в аукционе должна содержать копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства (подпункт “н“ раздела 4 инструкции по подготовке и представлению документов на открытый аукцион).

В составе заявки на участие в Аукционе ЗАО “Ж“ представлены реестры выполненных работ за 2008 год, в которых отражена информация о заказчике, наименовании объекта, номере договора, его предмете и сумме. Представление в составе заявки на участие в Аукционе реестров выполненных работ не соответствует требованиям, установленным в документации об аукционе.

На основании изложенного аукционной комиссией, согласно части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов правомерно отказано ЗАО “Ж“ в допуске к участию в Аукционе по основанию: “в составе заявки на участие в Аукционе отсутствуют копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или копии актов приемки объекта капитального строительства“.

Следует отметить, что допущенное к участию в аукционе ООО МП “ГидроРемонт“ представило в составе заявки на участие в Аукционе акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2, что не соответствует требованиям документации об аукционе. Однако указанные обстоятельства вызваны тем, что в настоящее время действующими нормативно-правовыми актами не утверждена форма актов приемки объектов капитального строительства.

Так, действующим законодательством утверждены только форма N КС-11 - акт приемки законченного строительством объекта - и форма N КС-2 - акт о приемке выполненных работ (Постановление Российского статистического агентства от 11 ноября 1999 года N 100 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ“).


Соответственно участникам размещения заказа из положений документации об аукционе невозможно сделать однозначный вывод о тех актах, которые могут быть представлены в подтверждение опыта выполнения работ.

1.2. Согласно положениям документации об аукционе участник размещения заказа должен иметь соответствующие лицензии на право занятия видами деятельности, необходимыми для участия в Аукционе (в случае если действующим законодательством данный вид деятельности подлежит лицензированию), а именно:

- лицензию на строительство зданий I и II уровней ответственности, гидротехнические работы при возведении морских и речных гидротехнических сооружений на защищенных и открытых акваториях;

- или свидетельства, выданные саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, о допуске к виду (видам) работ, согласно документации об аукционе, в случае, если эти работы оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 4 требований Заказчика и условий выполнения работ документации об аукционе выполнение всего объема работ должно осуществляться подрядчиком собственными силами без привлечения сторонних организаций (субподрядчиков).

В составе заявки на участие в Аукционе ЗАО “Ж“ представлена лицензия на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, которая предусматривает осуществление ЗАО “Ж“ функций генерального подрядчика. Также в составе заявки Заявителя представлена лицензия ООО Фирмы “Экстремал“ на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, которая предусматривает осуществление гидротехнических работ при возведении морских и речных гидротехнических сооружений на защищенных и открытых акваториях.

Таким образом, аукционной комиссией согласно части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов правомерно отказано ЗАО “Ж“ в допуске к участию в Аукционе по основанию: “в составе заявки на участие в Аукционе не представлена лицензия на виды деятельности, подлежащие в соответствии с действующим законодательством лицензированию“.

2. Согласно документации об аукционе (сводный сметный расчет стоимости строительства) подрядчику необходимо выполнить следующие виды работ: разбивка осей сооружений, работы по ремонту и реконструкции бетонных конструкций в подводной части, крепление отводящего канала, крепление ямы размыва в нижнем бьефе.

В соответствии с пунктом 4 Информационной карты документации об аукционе все работы должны выполняться подрядчиком самостоятельно, без привлечения сторонних организаций (субподрядчиков).

Законом о размещении заказов предусмотрена обязанность Заказчика установить к участнику размещения заказа требование об его соответствии требованиям законодательства РФ (пункт 1 часть 1 статьи 11, пункт 10 части 4 статьи 22, часть 4 статьи 34 Закона о размещении заказов).

Законодательство РФ не содержит положений, запрещающих подрядчику при выполнении работ привлекать субподрядчиков. В этом случае генеральный подрядчик несет ответственность за действия субподрядчиков перед Заказчиком.

Более того, в силу положений статьи 706 Гражданского кодекса РФ подрядчик вправе привлекать для выполнения работ субподрядчиков, если иное не предусмотрено договором или законом.

В силу положений части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, за исключением требований, указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов.

Кроме того, прилагаемый Заказчиком к документации об аукционе проект муниципального контракта не содержит требования о выполнении подрядчиком работ лично, без привлечения субподрядчиков. Тогда как согласно части 5 статьи 9, части 5 статьи 34 Закона о размещении заказов прилагаемый к документации проект контракта является неотъемлемой частью документации об аукционе и при его заключении и исполнении изменение его условий не допускается.

Соответственно, в нарушение части 4 статьи 11 и части 2 статьи 8 Закона о размещении заказов Заказчик неправомерно ограничил доступ к участию в аукционе хозяйствующих субъектов, имеющих по действующему законодательству право на осуществление функций генерального подрядчика, в том числе лицензию, позволяющую осуществлять указанную деятельность.

Комиссия, руководствуясь статьей 60 Закона о размещении заказов,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ЗАО “Ж“ действия заказчика, аукционной комиссии при проведении открытого аукциона “Капитальный ремонт гидротехнического сооружения Катав-Ивановского водохранилища на реке Катав“ в части неправомерного отказа аукционной комиссией ЗАО “Ж“ в допуске к участию в Аукционе необоснованными.

2. Признать доводы жалобы ЗАО “Ж“ действия заказчика, аукционной комиссии при проведении открытого аукциона “Капитальный ремонт гидротехнического сооружения Катав-Ивановского водохранилища на реке Катав“ в части неправомерного установления в документации об аукционе требования о выполнении подрядчиком всего объема работ собственными силами обоснованными.

3. Признать в действиях Администрации Катав-Ивановского городского поселения Челябинской области при проведении открытого аукциона “Капитальный ремонт гидротехнического сооружения Катав-Ивановского водохранилища на реке Катав“ нарушение частей 1 и 4 статьи 11, части 2 статьи 8 и части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов.

4. Выдать Заказчику, уполномоченному органу и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии

В.А.ЛИВОНЧИК

Д.С.ЛАПТЕВА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 7 августа 2009 г. по жалобе N 318-Ж/2009

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

Аукционной комиссии

по проведению открытого аукциона

“Капитальный ремонт гидротехнического

сооружения Катав-Ивановского

водохранилища на реке Катав“

Администрации

Катав-Ивановского

городского поселения

Челябинской области

456110, <...>, ул. Ленина, <...>

Администрации

Катав-Ивановского

муниципального района

Челябинской области

456110, <...>, ул. Степана Разина, <...>

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя

Комиссии: Челябинского УФАС России;

Членов Ливончик В.А. - начальника отдела контроля

Комиссии: государственного и муниципального

заказов Челябинского УФАС России;

Лаптевой Д.С. - специалиста-эксперта отдела

контроля государственного и

муниципального заказов

Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 7 августа 2009 года по результатам рассмотрения жалобы ЗАО “Ж“ на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении открытого аукциона “Капитальный ремонт гидротехнического сооружения Катав-Ивановского водохранилища на реке Катав“ (далее - Аукцион)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области в лице аукционной комиссии по проведению Аукциона в целях устранения нарушений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов) в срок до 12 августа 2009 года отменить протокол N 2/1 А-Р от 24 июля 2009 года заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок и протокол аукциона N 2/1 А-А от 29 июля 2009 года.

2. Администрации Катав-Ивановского городского поселения Челябинской области в срок до 23 августа 2009 года устранить нарушения частей 1 и 4 статьи 11, части 2 статьи 8, части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов при проведении открытого Аукциона путем внесения изменения в документацию об Аукционе, а именно:

2.1. исключить из документации об аукционе требование о выполнении подрядчиком всего объема работ собственными силами без привлечения сторонних организаций (субподрядчиков);

2.2. определить перечень документов, прилагаемых участниками размещения заказа к заявке на участие в Аукционе в подтверждение опыта работы с учетом утвержденных унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ;

2.3. продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе не менее чем на 7 дней с момента размещения изменений в документацию об Аукционе на официальном сайте муниципального образования и сайте Челябинской области в сети “Интернет“;

3. Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области:

- разместить на официальном сайте в сети “Интернет“ протокол об отмене протокола N 2/1 А-Р от 24 июля 2009 года заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок и протокола аукциона N 2/1 А-А от 29 июля 2009 года не позднее дня, следующего за днем подписания протокола;

- разместить измененную и утвержденную документацию об аукционе на официальном сайте муниципального образования и на официальном сайте Челябинской области в сети “Интернет“.

4. Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области в течение 2-х рабочих дней с момента исполнения пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания, но не позднее 1 сентября 2009 года, представить в Челябинское УФАС России надлежащим образом заверенную копию протокола об отмене протокола N 2/1 А-Р от 24 июля 2009 года заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок и протокола аукциона N 2/1 А-А от 29 июля 2009 года, сведения, подтверждающие дату размещения указанной информации на официальном сайте в сети “Интернет“, надлежащим образом заверенную копию извещения о проведении Аукциона, измененную и утвержденную документацию об Аукционе, протокол рассмотрения заявок и протокол аукциона, а также сведения, подтверждающие дату размещения указанной информации на официальных сайтах в сети “Интернет“.

В случае неисполнения настоящего предписания Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области вправе применить меры административной ответственности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 7 статьи 19.5 КоАП РФ).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его исполнения.

Председатель Комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии

В.А.ЛИВОНЧИК

Д.С.ЛАПТЕВА