Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 06.08.2009 по делу N 315-ж/2009 <О рассмотрении жалобы на действия заказчика при проведении открытого конкурса “Оказание образовательных услуг по осуществлению профессионального обучения (профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, дополнительного образования) безработных граждан на 2009 году“>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 6 августа 2009 г. по делу N 315-ж/2009

Главное управление

материальных ресурсов

Челябинской области

пр. Ленина, <...>,

г. Челябинск, <...>

ГУ Центр занятости населения

города Челябинска

ул. К., <...>,

г. Челябинск, <...>

Некоммерческое партнерство

Учебный центр

“Компьютеры и образование“

пр. Ленина <...>,

г. Челябинск, <...>

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского

Комиссии: УФАС России;

Членов Ливончик В.А. - начальника отдела контроля

Комиссии: государственного и муниципального

заказов Челябинского УФАС России;

Рожнова А.В. - старшего специалиста 1 разряда отдела

контроля торгов Челябинского УФАС

России,

рассмотрев жалобу Некоммерческого партнерства Учебный центр “Компьютеры и образование“, в присутствии:

- <...>, главного специалиста юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области, доверенность N 10 от 13 июля 2007 года;

- <...>, директора ГУ Центр занятости населения города Челябинска;

- <...>, члена конкурсной комиссии;

- <...>, начальника отдела профориентации и профобучения ГУ Центр занятости населения города Челябинска;

- <...>, представителя НП УЦ “Компьютеры и образование“, доверенность б/н от 04.08.2009;

- <...>, представителя НП УЦ “Компьютеры и образование“, доверенность б/н от 04.08.2009,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба Некоммерческого партнерства Учебный центр “Компьютеры и образование“.

Согласно представленным документам, Главное управление материальных ресурсов Челябинской области (далее - уполномоченный орган) по заявке ГУ Центр занятости населения города Челябинска (далее - Заказчик) проводило открытый конкурс “Оказание образовательных услуг по осуществлению профессионального обучения (профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, дополнительного образования) безработных граждан в 2009 году“ (далее - Конкурс).

Максимальная (начальная) цена контракта - 4832410 рублей.

Источник финансирования - бюджетные средства.

Конкурсная документация утверждена в части информационной карты конкурса директором ГУ Центр занятости населения г. Челябинска Ш.

Извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Челябинской области
www.chelgumr.ru в сети “Интернет“.

Состав Конкурсной комиссии утвержден приказом Главного управления материальных ресурсов Челябинской области N 241 от 07.07.2009.

Дата окончания приема заявок на участие в конкурсе - 10 августа 2009 года.

По мнению Заявителя, его права нарушены следующими действиями Заказчика.

При проведении конкурса Заказчиком были сформированы лоты. В рамках отдельных лотов необходимо было оказать образовательные услуги по подготовке специалистов только по одному направлению (газосварщик, метрдотель и т.п.). Однако в лоте N 12 Конкурса представлен список из нескольких специальностей обучение по которым является принципиально разными по содержанию услугами, так как для их реализации требуются различные лицензии, различный педагогический и кадровый состав, а также разное техническое оснащение исполнителя.

Заявитель оказывает образовательные услуги по таким направлениям как бухгалтер, оператор ЭВМ. Поэтому включение в один лот образовательных услуг различных по своей направленности (бухгалтер, портной, оператор ЭВМ, закройщик и т.д.) не позволяет Заявителю принять участие в конкурсе и ограничивает количество участников размещения заказа.

По мнению Заявителя подобная компоновка лота направлена на создание преимуществ одному участнику размещения заказа, а именно ГОУ ДПО Челябинский областной учебно-методический центр службы занятости населения, поскольку ни одно другое учебное учреждение не может выполнить весь объем услуг по лоту N 12 Конкурса. В обоснование своих доводов, Заявителем представлена сравнительная таблица, согласно которой из 24 учебных заведений города
Челябинска ни одно из них не имеет возможности проводить обучение граждан по всем специальностям лота N 12.

Также, представители Заявителя указали, что в состав одного лота N 12 включена подготовка специалистов по различному профессиональному уровню (повышение квалификации, профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка). При этом в лот N 13 также как и в лот N 12 включена специальность бухгалтер.

На заседании Комиссии заявитель указал, что в соответствии с лотом N 12 необходимо произвести профессиональную подготовку специалистов по профессии “Портной“. При этом в конкурсной документации не указано по какому именно профилю необходимо подготовить портного, в связи с чем невозможно определить потребности заказчика, так как по различным профильным направления подготовки портных установлен различный минимальный объем времени их обучения (от 1 до 8 месяцев).

Представитель Заказчика не признал нарушений, указанных в жалобе Заявителя, сообщил, что Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов, так при формировании лота N 12 Конкурса Заказчик руководствовался действующим законодательством Российской Федерации и необходимостью качественного обучения безработных граждан с целью их дальнейшего трудоустройства. Заказчик объединил указанные специальности в один лот как родственные с целью подбора на конкурсной основе образовательного учреждения, имеющего возможность оказывать данные услуги.

На вопрос Комиссии о принципах формирования лотов, представители Заказчика пояснили, что Заказчик при формировании лотов руководствовался действующим
законодательством, удобством для заказчика и необходимостью качественного обучения безработных граждан с целью их дальнейшего трудоустройства.

Изучив представленные документы, руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов), Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов одной из целей Закона о размещении заказов является развитие добросовестной конкуренции и эффективное расходование бюджетных средств.

Законодательство о размещении заказов состоит из Закона о размещении заказов и иных Федеральных законов (статья 2 Закона о размещении заказов).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно конкурсной документации в состав лота N 12 Конкурса включена подготовка следующих специалистов:

- бухгалтер (бухучет на ПК) - Повышение квалификации;

- кассир торгового зала (со знанием 1С: Торговля и склад) - Профессиональная подготовка;

- оператор ЭВМ - Профессиональная подготовка;

- закройщик (4 - 5 р) - Профессиональная переподготовка;

- портной - Профессиональная подготовка.

Заказчиком по запросу Челябинского УФАС России представлены копии лицензий на право осуществления образовательной деятельности 3 учебных заведений. Однако ни одно
из указанных заведений не может производить обучение по всем специальностям, указанным в лоте N 12 Конкурса. Так, ФГОУ СПО “Челябинский профессионально-педагогический колледж“ не проводит обучение по специальности “кассир торгового зала“; ГОУ СПО “Челябинский техникум торговли и художественных промыслов“ не производит обучение по специальности “бухгалтер“; ГОУ НПО “Профессиональный лицей N 111“ не производит обучение по специальности “кассир торгового зала“.

Кроме того, из представленных лицензий следует, что ГОУ СПО “Челябинский техникум торговли и художественных промыслов“ осуществляет свою деятельность в городе Златоуст, а ГОУ НПО “Профессиональный лицей N 111“ - в городе Копейск.

Следует отметить, что из документов и сведений, представленных Заказчиком по запросу Челябинского УФАС России, следует, что конкурсы, проведенные в 2008 - 2009 годах на оказание образовательных услуг для нужд заказчика, как правило, признавались несостоявшимися, поскольку на конкурс поступила одна заявка (протокол N 50 РА от 06.03.2008).

Оказание образовательных услуг по осуществлению профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации) безработных граждан за период 2008 - 2009 гг. по таким специальностям как бухгалтер, оператор ЭВМ, кассир, менеджер осуществляло только ГОУ ДПО Челябинский областной учебно-методический центр СЗН, признанное единственным участником конкурса. При этом контракты заключались по начальной цене.

Таким образом, включение в состав одного лота различных по направленности специальностей могло привести к уменьшению количества участников конкурса
и как следствие к ограничению конкуренции, что является нарушением части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Заказчиком в нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов не определена потребность в оказываемых услугах по профессии “портной“. Так, в состав лота N 12 Конкурса включено требование о проведении профессиональной подготовки по профессии “портной“.

Однако, в соответствии с перечнем профессий профессиональной подготовки, утвержденного Приказом Минобразования России от 29.10.01 N 3477 “Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки“ профессия портной подразделяется на 3 профильных направления с различным минимальным сроком обучения: портной (ремонт тканей, штопка чулочно-носочных изделий) - минимальный срок обучения 1 месяц; портной (пошив и ремонт нательного и постельного белья) - минимальный срок обучения 4 месяца; портной (пошив и ремонт одежды) - минимальный срок обучения 8 месяцев.

Комиссия, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы Некоммерческого партнерства Учебный центр “Компьютеры и образование“ на действия Заказчика при проведении открытого конкурса “Оказание образовательных услуг по осуществлению профессионального обучения (профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, дополнительного образования) безработных граждан на 2009 году“ по лоту N 12 обоснованными.

2. Признать в действиях ГУ Центр занятости населения города Челябинска нарушение частей 2 и 3 статьи 22 Закона о
размещении заказов, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать ГУ Центр занятости населения города Челябинска, Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Обжалование решения Челябинского УФАС не приостанавливает его действие.

Председатель Комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии

В.А.ЛИВОНЧИК

А.В.РОЖНОВ