Законы и бизнес в России

Отчет Государственной инспекции труда в Челябинской области от 03.08.2009 “О работе государственной инспекции труда в Челябинской области по осуществлению надзора и контроля за соблюдением законодательства об оплате труда за июль 2009 года“ (вместе с “Пояснительной запиской к отчету Государственной инспекции труда в Челябинской области по форме N 22-ГИТ за июль 2009 года“)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ

от 3 августа 2009 года

О работе государственной инспекции труда

в Челябинской области по осуществлению надзора и контроля

за соблюдением законодательства об оплате труда

за июль 2009 года

--------------------------------------------------T----T------------------¬

¦ Наименование показателей ¦ NN ¦ Значение ¦

¦ ¦стр.¦ показателей ¦

¦ ¦ +--------T---------+

¦ ¦ ¦За июль ¦С начала ¦

¦ ¦ ¦2009 г. ¦ года ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦ Раздел 1.
Общие сведения по субъекту Российской Федерации ¦

+-------------------------------------------------T----T--------T---------+

¦Численность работников, перед которыми имеется ¦ 1 ¦ 5134 ¦ 5134 ¦

¦задолженность по заработной плате, всего (чел.): ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в бюджетных организациях ¦ 2 ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в организациях, находящихся в стадии банкротства ¦ 3 ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Общая сумма просроченной задолженности по ¦ 4 ¦ 96,136 ¦ 96,136 ¦

¦заработной плате (млн. руб.), всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в бюджетных организациях ¦ 5 ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в организациях, находящихся в стадии банкротства ¦ 6 ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦ Раздел 2. Сведения о проверках ¦

+-------------------------------------------------T----T--------T---------+

¦Общее количество проведенных проверок по вопросам¦ 7 ¦ 133 ¦ 1099 ¦

¦соблюдения законодательства об оплате труда (в ¦ ¦ ¦ ¦

¦рамках комплексных, тематических и целевых), ¦ ¦ ¦ ¦

¦всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в бюджетных организациях ¦ 8 ¦ 2 ¦ 101 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в организациях, находящихся в стадии банкротства ¦ 9 ¦ ¦ 6 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Из общего количества проверок проведено совместно¦ ¦ ¦ ¦

¦с: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦прокуратурой ¦ 10 ¦ 10 ¦ 295 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦органами налогового и финансового надзора ¦ 11 ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦органами по труду ¦ 12 ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦другими органами ¦ 13 ¦ ¦ 4 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Количество хозяйствующих субъектов, в которых ¦ 14 ¦ 49 ¦ 527
¦

¦были выявлены случаи задержки заработной платы, ¦ ¦ ¦ ¦

¦всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦бюджетных ¦ 15 ¦ ¦ 24 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦находящихся в стадии банкротства ¦ 16 ¦ ¦ 5 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Количество работников, в отношении которых были ¦ 17 ¦ 9106 ¦ 38698 ¦

¦выявлены допущенные случаи задержки заработной ¦ ¦ ¦ ¦

¦платы, всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в бюджетных организациях ¦ 18 ¦ ¦ 210 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в организациях, находящихся в стадии банкротства ¦ 19 ¦ ¦ 1616 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Общее количество выявленных нарушений ¦ 20 ¦ 338 ¦ 5952 ¦

¦законодательства об оплате труда, всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в бюджетных организациях ¦ 21 ¦ 2 ¦ 221 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в организациях, находящихся в стадии банкротства ¦ 22 ¦ ¦ 8 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦ Раздел 3. Сведения о мерах, принятых по результатам проверок ¦

+-------------------------------------------------T----T--------T---------+

¦Выдано предписаний об устранении нарушений, ¦ 23 ¦ 83 ¦ 793 ¦

¦всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в бюджетных организациях ¦ 24 ¦ 1 ¦ 50 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в организациях, находящихся в стадии банкротства ¦ 25 ¦ ¦ 4 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Из общего количества выявленных нарушений ¦ ¦ ¦ ¦

¦(стр. 20): ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦количество нарушений, устраненных в установленные¦ 26 ¦ 236 ¦ 5245 ¦

¦сроки ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦количество нарушений, срок устранения которых не ¦ 27 ¦ 102 ¦ 707 ¦

¦закончился ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Количество работников, которым по результатам ¦ 28 ¦ 7764 ¦ 47050 ¦

¦проведенных проверок была выплачена задержанная ¦ ¦ ¦ ¦

¦заработная плата, всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦бюджетных организаций ¦ 29 ¦ ¦ 70 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦организаций, находящихся в стадии банкротства ¦ 30 ¦ ¦ 581 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Общая сумма произведенных по требованиям ¦ 31 ¦ 71,632 ¦ 251,299 ¦

¦госинспекторов труда выплат задержанной ¦ ¦ ¦ ¦

¦заработной платы (млн. руб.), всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦бюджетными организациями ¦ 32 ¦ ¦ 0,2460 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦организациями, находящимися в стадии банкротства ¦ 33 ¦ ¦ 1,250 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Наложено административных штрафов за нарушения ¦ 34 ¦ 33 ¦ 440 ¦

¦законодательства об оплате труда на должностных ¦ ¦ ¦ ¦

¦лиц организаций, всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦бюджетных организаций ¦ 35 ¦ ¦ 11 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦организаций, находящихся в стадии банкротства ¦ 36 ¦ ¦ 1 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Наложено административных штрафов за нарушения ¦ 37 ¦ 10 ¦ 57 ¦

¦законодательства об оплате труда на юридических ¦ ¦ ¦ ¦

¦лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую ¦ ¦ ¦ ¦

¦деятельность без образования юридического лица ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Общая сумма наложенных штрафов за нарушения ¦ 38 ¦253,700 ¦1937,100 ¦

¦законодательства об оплате труда (тыс. руб.), ¦ ¦ ¦ ¦

¦всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: на юридических лиц (тыс. руб.) ¦ 39 ¦160,000 ¦1035,000 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Общая сумма взысканных штрафов, (тыс. руб.) ¦ 40 ¦ 70,000 ¦1189,900 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: взысканных с юридических лиц ¦ 41 ¦ 30,000 ¦ 560,000 ¦

¦(тыс. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Привлечено по результатам проверок к ¦ 42 ¦ ¦ 54 ¦

¦дисциплинарной ответственности работников ¦ ¦ ¦ ¦

¦организаций по требованию госинспекторов труда, ¦ ¦ ¦ ¦

¦всего (чел.): ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦уволено ¦ 43 ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Направлено по результатам проверок по оплате ¦ 44 ¦ ¦ 8 ¦

¦труда в органы прокуратуры материалов для ¦ ¦ ¦ ¦

¦привлечения к уголовной ответственности ¦ ¦ ¦ ¦

¦работодателей и должностных лиц, всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦по ним: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦возбуждено уголовных дел ¦ 45 ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦осуждено судом виновных лиц по ст. 145-1 ¦ 46 ¦ ¦ ¦

¦Уголовного кодекса РФ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Направлено в суды протоколов для привлечения к ¦ 47 ¦ 5 ¦ 18 ¦

¦административной ответственности лиц, виновных в ¦ ¦ ¦ ¦

¦допущенных правонарушениях в сфере оплаты труда ¦ ¦ ¦ ¦

¦(подпункт 16 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), всего:¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в соответствии с частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ ¦ 48 ¦ 1 ¦ 9 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Принято судами решений о наложении ¦ 49 ¦ ¦ 6 ¦

¦административных наказаний на лиц, виновных в ¦ ¦ ¦ ¦

¦допущенных правонарушениях в сфере оплаты труда, ¦ ¦ ¦ ¦

¦на основании протоколов, оформленных должностными¦ ¦ ¦ ¦

¦лицами госинспекции труда, всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в соответствии с частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ ¦ 50 ¦ ¦ 4 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Направлено по результатам проверок информации в ¦ 51 ¦ ¦ 3 ¦

¦вышестоящие органы о привлечении к ¦ ¦ ¦ ¦

¦ответственности должностных лиц, виновных в ¦ ¦ ¦ ¦

¦нарушениях трудового законодательства об оплате ¦ ¦ ¦ ¦

¦труда, всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦в отношении должностных лиц бюджетных организаций¦ 52 ¦ ¦ 3 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Направлено от имени госинспекции труда в суды ¦ 53 ¦ ¦ ¦

¦гражданских исков по трудовым делам по вопросам ¦ ¦ ¦ ¦

¦оплаты труда, всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦из них: судом удовлетворено ¦ 54 ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Оказана правовая помощь гражданам при подготовке ¦ 55 ¦ ¦ 19 ¦

¦их исков по трудовым делам в связи с нарушением ¦ ¦ ¦ ¦

¦законодательства об оплате труда, всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦из них: судом удовлетворено ¦ 56 ¦ ¦ 2 ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦Рассмотрено исковых заявлений по трудовым делам ¦ 57 ¦ ¦ 1 ¦

¦об оплате труда в судах с участием госинспекторов¦ ¦ ¦ ¦

¦труда, всего: ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+----+--------+---------+

¦из них: судом удовлетворено ¦ 58 ¦ ¦ 1 ¦

L-------------------------------------------------+----+--------+----------

Руководитель

Государственной

инспекции труда -

главный государственный

инспектор труда

в Челябинской области

П.Б.ШИШМАКОВ

Заместитель

руководителя Государственной

инспекции труда -

заместитель главного

государственного инспектора труда

в Челябинской области

(по правовым вопросам)

А.Ф.БЕЗГОДОВ

Пояснительная записка

к отчету Государственной инспекции труда

в Челябинской области по форме N 22-ГИТ за июль 2009 года

В соответствии с данными территориального органа Росстата по Челябинской области по состоянию на 21.07.2009 задолженность по выплате заработной платы работникам установлена в 26 организациях Челябинской области, в общей сложности в отношении 5134 работников, на общую сумму 96,136 млн. рублей. Вся задолженность невыплачена по причине отсутствия собственных средств у предприятий.

В июле 2009 года государственными инспекторами труда в общей сложности проведено 133 проверки по выявлению нарушений трудового законодательства об оплате труда, из которых 2 проверки проведены в бюджетных организациях. Совместно с представителями органов прокуратуры проведено 10 проверок (что составило 7,5 % от числа проведенных).

В ходе проверок в 49 хозяйствующих субъектах выявлены факты задержки выплаты заработной платы в общей сложности в отношении 9106 работников. В результате проверок в общей сложности выявлено 338 нарушений законодательства об оплате труда, в том числе 2 нарушения в бюджетных организациях. Из указанного количества нарушений 236 устранены в установленные сроки, по остальным нарушениям срок их устранения не закончился.

При проверках наибольшие суммы задолженности по выплате заработной платы выявлены:

- в ОАО “Златоустовский металлургический завод“ (ген. директор Хомянин С.В.) установлена задолженность по выплате заработной платы в размере 65300 тыс. рублей в отношении 7024 работников, в том числе 167 уволенным. В ходе проверки задолженность погашена в полном объеме, выдано предписание;

- в ООО “СУ ЭСК“ г. Челябинск (директор Третьяков В.А.) задолженность по выплате заработной платы в сумме 7933 тыс. рублей в отношении 252 работников. По результатам проверки выдано предписание, директор привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей;

- в ООО ЧОП “Гепард“ г. Челябинск (директор Масленникова А.В.) на момент проверки задолженность по заработной плате не выплаченная с марта т.г. составляла 3508 тыс. рублей. По результатам проверки составлен график погашения задолженности по заработной плате, выдано предписание, работодатель привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 тыс. рублей;

- в ООО “Усть-Катавский гранитный карьер“ (ген. директор Рейнюк С.Е.) задолженность по заработной плате в сумме 1708 тыс. рублей перед 152 работниками. В ходе проверки задолженность погашена в полном объеме, выдано предписание;

- в ООО “Уральский завод “Рострубпласт“ г. Куса (ген. директор Дьяков Д.С.) установлена задолженность по заработной плате в сумме 402 тыс. рублей перед 25 работниками. Выдано предписание. На юридическое лицо наложен административный штраф в размере 30 тыс. рублей.

В ходе инспекторских проверок установлено, что работодателями продолжают не соблюдаться требования статей 136, 137, 140, 153 ТК РФ:

- в ряде организаций, в нарушение требований ч. 6. ст. 136 ТК РФ установлен один день для выплаты заработной платы либо дни выплаты заработной платы не установлены ни в правилах внутреннего трудового распорядка, ни в трудовых договорах, ни в коллективном договоре. Например: ООО “Оксоника ТГК“ г. Магнитогорск (директор Носов И.И.), по результатам проверки выдано предписание, директор привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 тыс. рублей; в ООО “Эдельвейс“ г. Магнитогорск (директор Тукеева Т.М.) по результатам проверки выдано предписание, директор привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 тыс. рублей; в ООО “Жилищно-вентиляционные системы“ г. Златоуст (директор Шабаев А.П.), выдано предписание, директор привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 тыс. рублей. Аналогичные по характеру нарушения установлены также:

- в ООО “Энерго-Альянс“ - Гумбейский щелочной комплекс“ Агаповский муниципальный район (директор Касяненко С.И.), работодателю выдано предписание; в ОАО “Челябинский электрометаллургический комбинат“ (ген. директор Ходоровский П.Я.), выдано предписание;

- в ряде организаций, при выплате заработной платы, работодатель в письменной форме не извещал работников о составных частях заработной платы, о размерах и основаниях произведенных удержаний. Например, в ООО “УралЭнерго“ г. Магнитогорск (директор Валеев Р.А.), по результатам проверки выдано предписание, директор привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 тыс. рублей;

- в нарушение требований ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы производились без приказа руководителя, без письменного согласия работников. К примеру, в Златоустовской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ ЮУЖД (начальник Агапитов А.В.), работодателю выдано предписание, главный бухгалтер Худякова Т.И. привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 тыс. рублей;

- в ряде организаций установлены факты задержки оплаты отпуска работникам. Например, в НП УТК г. Челябинск (директор Рябченко Т.Е.), по результатам проверки выдано предписание, директор привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 тыс. рублей; в ОАО “МЗМЗ Востокметаллургмонтаж“ г. Магнитогорск (директор Гринин А.Ю.), по результатам проверки выдано предписание, в отношении директора возбуждено дело об административном правонарушении;

- в нарушение требований ст. 140 ТК РФ в день увольнения не выплачивались все суммы, причитающиеся работнику при прекращении трудового договора. К примеру, в Карталинской Дистанции электроснабжения ЮУЖД (начальник Пашнин В.А.), где по результатам проверки, проведенной совместно с прокуратурой, выдано предписание, работодатель подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 тыс. рублей. Аналогичные нарушения выявлены на заводе ЖБК и СД СМТ “Стройиндустрия“ г. Челябинск (директор Назаров М.С.), выдано предписание;

- в нарушение требований ст. 153 ТК РФ, к примеру, у ИП Абдрахимова Б.Р. г. Магнитогорск работа в выходные или нерабочие праздничные дни оплачивалась менее чем в двойном размере. По результатам проверки выдано предписание, работодатель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 тыс. рублей;

В отчетный период госинспекторами труда по выявленным нарушениям в общей сложности выдано 83 предписания об устранении нарушений. За июль 2009 г. общая сумма произведенных по требованию госинспекторов труда выплат задержанной заработной платы составила 71,63 млн. руб. в отношении 7764 работников.

В июле т.г. за нарушения законодательства об оплате труда к административной ответственности в виде штрафа привлечены 33 должностных лица, наложено 10 административных штрафов в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В отчетный период в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в суд направлен 1 материал. Так, в ходе повторной проверке в КМЗ “Метком“ г. Кыштым (и.о. директора Елсуков С.В.) установлена задолженность по заработной плате перед 71 работником в сумме 1300 тыс. рублей. По ранее выданному предписанию директор Елсуков С.В. привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. По результатам проверки в отношении директора составлен протокол по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, который для рассмотрения направлен мировому судье. Также, в отношении Елсукова С.В. составлены и направлены в суд два административных протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В июле 2009 года общая сумма наложенных государственными инспекторами труда штрафов за нарушения законодательства об оплате труда составила 253,700 тыс. рублей (с начала года - 1937,100 тыс. рублей), в том числе сумма штрафов, наложенных в отношении юридических лиц - 160,000 тыс. рублей (с начала года - 1035,000 тыс. рублей). В отчетный период взыскано штрафов, с учетом ранее наложенных, на сумму 70,00 тыс. рублей. С начала года взыскано штрафов за нарушения законодательства об оплате труда на общую сумму 1189,90 тыс. рублей, в том числе взыскано с юридических лиц штрафов на сумму 560,000 тыс. рублей.

Руководитель

Государственной

инспекции труда -

главный государственный

инспектор труда

в Челябинской области

П.Б.ШИШМАКОВ