Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29.07.2009 по делу N 29-А/08 <О нарушении части 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении конкурсного отбора на право заключения договоров на осуществление технического надзора за проведением капитального ремонта многоквартирных домов и на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов> (вместе с “Предписанием о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции“)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 июля 2009 г. по делу N 29-А/08

о нарушении антимонопольного законодательства

Открытое акционерное общество

“Комитет городского хозяйства“

ул. Островского, <...>, г. Златоуст,

Челябинская область, <...>

Общество с ограниченной

ответственностью “С“

<...>, г. Челябинск,

ул. Энтузиастов, <...>

Администрации

Златоустовского городского

округа Челябинской области

<...>, <...>. Златоуст, ул. Таганайская, <...>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского УФАС

Комиссии: России;

Членов Соболевской Т.М.
- начальника отдела контроля торгов

Комиссии: Челябинского УФАС России;

Федяниной М.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела

контроля торгов Челябинского УФАС России,

в присутствии:

- <...>, представителя ОАО “Комитет городского хозяйства“ (доверенность N 877 от 29.06.2009);

- <...>, представителя ООО “С“ (доверенность б/н от 19.06.2009);

- <...>, представителя Администрации Златоустовского городского округа (доверенность N 3846 от 29.07.2009),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью “С“ (далее - заявитель) на неправомерные действия открытого акционерного общества “Комитет городского хозяйства“ (далее - ответчик) при проведении конкурсного отбора на право заключения договоров на осуществление технического надзора за проведением капитального ремонта многоквартирных домов и на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов Златоустовского городского округа (далее - Конкурсный отбор).

По
мнению Заявителя, Конкурсный отбор проведен с нарушениями требований действующего законодательства. Так, извещение о проведении Конкурсного отбора опубликовано за три дня до его проведения, при этом в составе конкурсной заявки необходимо было представить справку из ИМНС, которая изготавливается в течение 10 дней. В извещении отсутствовали сведения об объеме выполняемых работ, порядке определения победителей, о начальной цене договоров, при оценке конкурсных заявок не учитывалась стоимость выполняемых работ. Ввиду сокращения срока подачи заявок на участие в Конкурсном отборе у Заявителя отсутствовала возможность подготовить конкурсную заявку в соответствии с требованиями извещения и документации на Конкурсный отбор и он не был допущен к участию.

Кроме того, представитель Заявителя указал на то, что ООО “С“ в Арбитражный суд Челябинской области подано исковое заявление к ОАО “Комитет городского хозяйства“ о признании недействительными торгов (дело N А76-8652/2009-2-531).

При рассмотрении дела представитель ответчика признал, что при проведении Конкурсного отбора допущены нарушения. Так, в извещении и документации по Конкурсному отбору отсутствовали сведения об объеме выполняемых работ, начальной цене договоров, о перечне документов, которые было необходимо представить претендентам в составе заявки на участие в Конкурсном отборе, а также отсутствовал порядок определения победителей. Вместе с тем, необходимую информацию претенденты могли получить по указанному в извещении номеру телефона, вместо справки из ИМНС можно было представить
справку, содержащую сведения о задолженности оферента в бюджеты всех уровней и подписанную самим участником.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, изучив их письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ “О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ (далее - Порядок), утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 25 марта 2008 года N 83-П “Об организации работы по капитальному ремонту многоквартирных домов в Челябинской области“.

В ходе проверки представленных заявителем документов и материалов по Конкурсному отбору установлено следующее.

1. В соответствии с общими правилами проведения торгов, установленными пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), извещение о проведении торгов должно быть сделано не менее чем за 30 дней до их проведения.

В нарушение данного положения извещение о проведении Конкурсного отбора опубликовано в печатном издании “Златоустовский рабочий“ 11 апреля 2009 года, в то время как вскрытие конвертов с конкурсными предложениями состоялось 14 апреля 2009 года.

При этом, согласно пункту 12.1 документации по Конкурсному отбору и Информационной карте претендентам необходимо
представить копию справки из соответствующей ИМНС о задолженности оферента в бюджеты всех уровней.

Согласно пункту 3.5.4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (утв. Приказом Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444) срок формирования и подписания справки о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения заявления и 12 рабочих дней со дня получения заявления по почте.

Таким образом, у претендентов, в том числе у Заявителя, отсутствовала возможность подготовить конкурсные заявки в соответствии с требованиями документации на Конкурсный отбор. Сокращение срока подачи заявок на участие в Конкурсном отборе привело к ограничению конкуренции при его проведении, что нарушает требование части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2005 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции).

2. Извещение о проведении Конкурсного отбора, опубликованное в СМИ и размещенное на официальном сайте Златоустовского городского округа, и документация по Конкурсному отбору не содержат ряда необходимых сведений.

В извещении отсутствовали сведения о наличии документации по Конкурсному отбору, о том, каким образом можно с ней ознакомиться. Документация по Конкурсному отбору не размещена на официальном сайте Златоустовского городского округа, что подтверждается актом проверки Челябинского УФАС России от 27.07.2009 и пояснениями ответчика.

2.1.
Согласно пункту 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно содержать, во всяком случае, сведения о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене договора.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Порядка в извещении о проведении конкурсного отбора подрядных организаций должны быть указаны сведения о перечне документов, необходимых для участия в конкурсном отборе.

Однако в извещении о проведении Конкурсного отбора отсутствуют сведения о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, о перечне документов, необходимых для участия в Конкурсном отборе, а также сведения о начальной цене договора.

Несмотря на то, что на официальном сайте Администрации Златоустовского городского поселения и в СМИ отсутствовали сведения о перечне документов, необходимых для участия в Конкурсном отборе, Заявителю отказано в допуске по причине непредставления им ряда документов, указанных в документации по Конкурсному отбору (приложение N 1 к протоколу заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов, допуску к Конкурсному отбору и подведению итогов Конкурсного отбора от 14.04.2009 (далее - протокол заседания комиссии по проведению Конкурсного отбора)). Таким образом, действия ответчика по неуказанию необходимых сведений нарушают порядок проведения торгов и ведут к ограничению конкуренции при проведении Конкурсного отбора.

2.2. В извещении указаны критерии
оценки заявок на участие в Конкурсном отборе, соответствующие установленному Порядком.

Однако в пункте 20.4 Информационной карты указано, что основными критериями оценки предложений претендентов являются:

- сведения о кадровых ресурсах;

- организационно-технические показатели;

- финансовое состояние предприятия;

- конкурсное предложение;

- время работы на рынке по данному виду работ;

- поощрение за полноту поданной заявки.

Содержание критериев и порядок их оценки не установлены.

Таким образом, из документации по Конкурсному отбору невозможно сделать вывод о том, по каким именно критериям будет осуществляться оценка заявок: по критериям, указанным в извещении или в документации по Конкурсному отбору, а также о том, каким образом будут присвоены баллы в зависимости от предложений претендентов.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению Конкурсного отбора при определении победителей конкурсная комиссия по проведению Конкурсного отбора применила критерии, отличные от установленных в извещении и документации по Конкурсному отбору:

- наличие производственной базы;

- сведения о кадровых ресурсах;

- отзывы заказчиков (не менее трех) о качестве проделанной работы по капитальному ремонту многоквартирных домов за последние три года;

- отсутствие неисполненных предписаний контрольных и надзорных органов;

- гарантийный срок эксплуатации объектов.

При этом в извещении и документации по Конкурсному отбору не было указано на необходимость предоставления претендентами отзывов о качестве проделанной работы и о том, что это будет учитываться при определении победителя Конкурсного отбора.

Отсутствие содержания и порядка оценки критериев привело
к нарушению порядка определения победителей торгов и созданию преимущественных условий отдельным претендентам.

Так, невозможно сделать вывод о том, каким образом оценивались заявки претендентов и как были определены победители Конкурсного отбора. Например, согласно протоколу заседания комиссии по проведению Конкурсного отбора по лотам NN 2 - 8, 13, 14, 17, 21 - 25, 31 ООО СК “Центр“ и ООО “Почерк“, по лоту N 16 - ООО “Златоград“ и ООО “Стройпрактика“ присвоено равное количество баллов, однако ООО СК “Центр“ признано победителем по лотам NN 2, 8, 13, 14, 17, 21 - 23, 25, 31, ООО “Почерк“ - по лотам NN 3 - 7 и 24, ООО “Златоград“ - по лоту N 16. При этом не указано, на основании каких параметров (критериев) или по другим основаниям комиссия по проведению Конкурсного отбора определила их победителями.

Кроме того, согласно протоколу заседания комиссии по проведению Конкурсного отбора ООО “Аванта“ отказано в допуске к участию в Конкурсном отборе (лоты NN 2 - 7, 13, 36) ввиду того, что представленный в составе его заявки устав не прошит и не заверен. Однако в документации по Конкурсному отбору не содержится требования о том, что представляемые претендентами документы должны быть прошиты, а в пункте 12.1 Информационной карты, в котором установлены требования к содержанию заявки,
не указано на необходимость заверения документов.

2.3. Согласно пункту 12.1 документации по Конкурсному отбору и Информационной карте конкурсная заявка должна содержать копию лицензии. Однако сведения о лицензируемом виде деятельности отсутствуют.

В соответствии со статьей 3.2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ для осуществления деятельности по замене лифтового оборудования необходима лицензия на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности либо свидетельство о допуске от саморегулируемой организации. Однако в документации по Конкурсному отбору такие сведения отсутствуют, что могло привести к допуску к участию в Конкурсном отборе претендента, не имеющего права выполнять работы, являющиеся предметом Конкурсного отбора по лоту N 1, а также к заключению с таким участником договора на монтаж лифтового оборудования.

2.4. Из положений извещения и документации по Конкурсному отбору невозможно сделать однозначный вывод о предмете лота N 36. Так, в извещении указано, что предметом Конкурсного отбора по лоту N 36 является осуществление технического надзора за проведением капитального ремонта многоквартирных домов согласно адресному перечню. Однако не представляется возможным, каким перечнем необходимо руководствоваться (перечнем домов, подлежащих капитальному ремонту по лотам NN 1 - 35, или каким-либо иным перечнем, все из указанных домов включены в перечень или нет). При этом в разделе 5 документации по Конкурсному
отбору указано, что технический надзор необходимо осуществить только по лоту N 1.

В извещении и документации по Конкурсному отбору отсутствуют сведения об объеме выполняемых работ. В разделе 2 формы конкурсного предложения, являющегося обязательным для представления в конкурсной заявке, претендентам необходимо указать дополнительные предложения по ведению работ. Однако сведений о том, какие это могут быть предложения, в документации по Конкурсному отбору не содержится.

3. В документации по Конкурсному отбору содержатся положения, которые могут привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции при проведении Конкурсного отбора посредством создания преимущественных условий отдельным претендентам и нарушения порядка определения победителей.

Так, в пункте 14.2 документации по Конкурсному отбору указано, что конкурсные заявки, поданные с опозданием, допускаются к Конкурсному отбору только по решению конкурсной комиссии, в пункте 21.3 предусмотрено, что организатор конкурсного отбора не обязан сообщать о причинах своего решения об отклонении конкурсных заявок.

4. Согласно пункту 8 Порядка протокол заседания комиссии по проведению Конкурсного отбора публикуется в муниципальных СМИ и размещается на официальном сайте муниципального образования. Однако вместо протокола ответчиком опубликовано в газете “Златоустовский рабочий“ от 11.04.2009 и размещено на официальном сайте Златоустовского городского округа извещение о результатах Конкурсного отбора. Данное извещение не содержит сведений об отклоненных заявках, а также о причинах их отклонения, что может привести к нарушению прав и интересов претендентов, подавших заявки на участие в Конкурсном отборе, на обжалование действий комиссии по проведению Конкурсного отбора и результатов Конкурсного отбора.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции действия ОАО “Комитет городского хозяйства“ при проведении конкурсного отбора на право заключения договоров на осуществление технического надзора за проведением капитального ремонта многоквартирных домов и на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов Златоустовского городского округа, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

2. Выдать ОАО “Комитет городского хозяйства“ предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Принять участие в качестве третьего лица в судебном заседании по исковому заявлению ООО “С“ к ОАО “Комитет городского хозяйства“ о признании недействительными торгов (дело N А76-8652/2009-2-531).

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии

Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ

М.А.ФЕДЯНИНА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 29 июля 2009 г. по делу N 29-А/2009

о недопущении действий, которые могут являться препятствием

для возникновения конкуренции и (или) могут привести

к ограничению, устранению конкуренции и нарушению

антимонопольного законодательства, а также

о совершении действий, направленных

на обеспечение конкуренции

Открытое акционерное общество

“Комитет городского хозяйства“

ул. Островского, <...>, г. Златоуст,

Челябинская область, <...>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Сапрыкина Н.В. - заместитель руководителя Челябинского

Комиссии: УФАС России;

Члены Комиссии: Соболевская Т.М. - начальник отдела контроля торгов

Челябинского УФАС России;

Федянина М.А. - ведущий специалист-эксперт отдела

контроля торгов Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50, 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, на основании своего решения от 29.07.2009 по делу N 29-А/2009 о нарушении ОАО “Комитет городского хозяйства“ части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО “Комитет городского хозяйства“ при проведении конкурсных отборов по выбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно:

1.1) не создавать преимущественные условия отдельным претендентам;

1.2) не устанавливать в документации по конкурсному отбору положений, не соответствующих требованиям действующего законодательства, в том числе положений о том, что конкурсные заявки, поданные с опозданием, допускаются к конкурсному отбору только по решению конкурсной комиссии, а также о том, что организатор конкурсного отбора не обязан сообщать о причинах своего решения об отклонении конкурсных заявок и т.д.

2. ОАО “Комитет городского хозяйства“ при проведении открытых конкурсных отборов по выбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

2.1) указывать в извещении о проведении конкурсного отбора и в документации по конкурсному отбору предусмотренную действующим законодательством, в том числе Порядком привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ “О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ (далее - Порядок), информацию, в том числе сведения:

- о порядке проведения торгов;

- об оформлении участия в торгах;

- о перечне документов, необходимых для участия в конкурсном отборе;

- о начальной цене договора;

- об объеме выполняемых работ;

- о лицензиях и иных документах, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом конкурсного отбора, и т.д.;

2.2) указывать в извещении сведения о перечне домов, за проведением капитального ремонта которых необходимо осуществить технический надзор;

2.3) устанавливать в документации по конкурсному отбору критерии отбора, предусмотренные Порядком;

2.4) устанавливать в документации по конкурсному отбору порядок оценки заявок по критериям отбора;

2.5) обеспечить соответствие информации, указанной в извещении, сведениям документации по конкурсному отбору;

2.6) при выборе подрядной организации учитывать критерии отбора, установленные в извещении о проведении конкурсного отбора;

2.7) обеспечить возможность ознакомления с документацией по конкурсному отбору всех претендентов посредством ее размещения на официальном сайте Златоустовского городского округа;

2.8) опубликовывать извещение о проведении конкурсного отбора в муниципальных средствах массовой информации и размещать его на официальном сайте муниципального образования в сроки, позволяющие участникам конкурсного отбора подготовить и подать заявку на участие в конкурсном отборе в соответствии с требованиями, установленными документацией на конкурсный отбор;

2.9) опубликовывать протокол заседания комиссии по проведению конкурсного отбора в муниципальных СМИ и размещать его на официальном сайте Златоустовского городского округа.

3. ОАО “Комитет городского хозяйства“ в качестве доказательства исполнения настоящего предписания в течение 5 рабочих дней после опубликования в средствах массовой информации Челябинской области и размещения на официальном сайте муниципального образования Челябинской области извещения о проведении конкурсного отбора по выбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в течение 3 и 4 кварталов 2009 и 1 и 2 кварталов 2010 года представлять в Челябинское УФАС России копии: опубликованного в СМИ и размещенного на официальном сайте извещения о проведении конкурсного отбора; утвержденной документации по конкурсному отбору со всеми приложениями.

1. ОАО “Комитет городского хозяйства“ в доказательство исполнения настоящего предписания в течение 5 рабочих дней после заключения договоров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по итогам открытых конкурсных отборов, проведенных в течение 3 и 4 кварталов 2009 и 1 и 2 кварталов 2010 года, представлять в Челябинское УФАС России копии протоколов, составленных комиссией по конкурсному отбору.

Каждый пакет документов, представленный в доказательство исполнения предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и описью документов.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии

Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ

М.А.ФЕДЯНИНА