Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2009 по делу N А76-11155/2009-28-485 Исковые требования по преддоговорному спору о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора, удовлетворены, поскольку правоприменительная практика, приведенная ответчиком в отзыве, не обязывает абонентов заключать договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии напрямую с энергоснабжающей организацией.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 июля 2009 г. по делу N А76-11155/2009-28-485

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2009 года

Полный текст решения изготовлен 24 июля 2009 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Н.В. Шведко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Т. Кучиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, г. Челябинск,

к закрытому акционерному обществу “Троицкие энергетические системы“, г. Троицк Челябинской области,

по преддоговорному спору, о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора,

при участии в судебном заседании:


представителей истца - У.Т.В., действующей на основании доверенности N 01-757 от 06.06.2009 (срок действия доверенности один год), Корякиной Н.Н., действующей на основании доверенности N 01-756 от 06.06.2009 (срок действия доверенности один год),

представителя ответчика - А.Б.Р., действующего на основании доверенности N 14 от 06.04.2009 (срок действия доверенности один год),

представителя третьего лица - П.Ю.С., действующей на основании доверенности N 17/3215 от 15.12.2008 (срок действия доверенности до 31.12.2009),

установил:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, г. Челябинск (далее - истец, Челябинскстат), обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к закрытому акционерному обществу “Троицкие энергетические системы“, г. Троицк Челябинской области (далее - ответчик, ЗАО “ТЭС“), по преддоговорному спору.


В обоснование заявленных требований истец указал, что при заключении государственного контракта N 307/09 от 01.01.2009 стороны не достигли соглашения по содержанию пунктов 5.1 и 5.3 контракта. Ответчиком в адрес Челябинскстата направлен протокол урегулирования разногласий к контракту, которым пункты 5.1 и 5.3 контракта оставлены в редакции энергоснабжающей организации.

Ссылаясь на п. 1.2 Методических рекомендаций по урегулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденных заместителем председателя Госстроя России 12.08.03, истец просит принять пункты 5.1 и п. 5.3 в редакции Челябинскстата:

“5.1. Расчет за принятую тепловую энергию и теплоноситель производится заказчиком по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, увеличенным на сумму НДС (налога на добавленную стоимость).

Тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии утверждаются Государственным комитетом “Единый тарифный орган Челябинской области“. Тарифы на тепловую энергию на 2009 год утверждены Постановлением Государственного комитета “Единый тарифный орган Челябинской области“ N 43/64 от 25 декабря 2008 года и составляют 1028,79 руб./Гкал (без учета НДС).“,

“5.3. Цена настоящего Контракта на 1 полугодие 2009 года по действующим тарифам составляет 20479 руб. 71 коп. (двадцать тысяч четыреста сорок девять рублей 71 коп.), в том числе 18 % НДС - 3124 руб. 02 коп. (Три тысячи сто двадцать четыре рубля 02 коп.). Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случая, предусмотренного п. 5.5 настоящего контракта. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема услуг и иных условий исполнения контракта.“.


Определением суда от 07.07.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество “Челябоблкоммунэнерго“ филиал Троицкие электротепловые сети.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме, просил принять п. 5.1 и 5.3 государственного контракта в редакции Челябинскстата, пояснил, что тепловыми сетями, через которые осуществляется транспортировка (передача) тепловой энергии от ЗАО “ТЭС“ потребителям центральной части г. Троицка, владеет на праве собственности ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ (Постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 N 18/АП-3002/2009). Следовательно, транспортирующей (сетевой) организацией для Троицкого отдела государственной статистики, с местом расположения в нежилых помещениях (здания) Челябинскстата по адресу: г. Троицк, ул. Ленина, д. 67, является ОАО “Челябоблкоммунэнерго“.

Постановлением Государственного комитета “Единый тарифный орган Челябинской области“ от 25 декабря 2008 года N 43/64 утвержден тариф на услуги по передачи тепловой энергии, оказываемые филиалом ОАО “Челябоблкоммунэнерго“.

Согласно пункту 1.2 Методических рекомендаций по урегулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, если абонент (Челябинскстат) заключает договор теплоснабжения с энергоснабжающей организацией (ЗАО “ТЭС“), к сетям которой он непосредственно не присоединен, то он должен заключить с владельцем сетей, через которые ему подается тепловая энергия, договор на оказание услуг по транспортировке. Государственный контракт на оказание услуг по передаче тепловой энергии от 01.01.2009 N 190 между Челябинскстатом и ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ (далее - Государственный контракт) заключен 23 апреля 2009 года. Сведения о заключении данного Государственного контракта направлены в Отделение по Центральному району города Челябинска Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Государственному контракту присвоена реестровая запись.

Заключение Государственного контракта на оказание услуг по передаче тепловой энергии с ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ приведено Челябинскстатом в качестве основания для исключения из пункта 5.1. Контракта тарифа на услуги по передачи тепловой энергии в размере 189,64 руб./Гкал (без учета НДС). Соответственно, цена Контракта подлежит изменению на, 20479 рублей 71 коп. (Двадцать тысяч четыреста сорок девять рублей 71 коп.) согласно согласованным в Контракте Сторонами условиям о сроке (с 01.01.2009 года по 30.06.2009 года), количестве Гкал., и утвержденному Постановлением Государственного комитета “Единый тарифный орган Челябинской области“ от 25 декабря 2008 года N 43/64 тарифу на тепловую энергию в размере 1028,79 руб./Гкал (без учета НДС).


Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 83 - 85), а именно, пояснил, что при заключении договора энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде N 307/09 от 01.01.2009 года, между Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (абонент) и ЗАО “ТЭС“ (энергоснабжающая организация), энергоснабжающая организация предусмотрела, что оплата услуг организации, обслуживающей присоединенную тепловую сеть, по транспортировке тепловой энергии до сетей абонента осуществляется энергоснабжающей организацией.

25 декабря 2008 г. Государственным комитетом “Единый тарифный орган Челябинской области“ (далее - ГК ЕТО) было издано Постановление N 43/64. Данным нормативным правовым актом согласно приложениям N 1, 2 к Постановлению утверждены и введены в действие с 1 января 2009 г., на срок не менее одного финансового года, тарифы на тепловую энергию по группам потребителей (приложение N 1) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые филиалом ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ (приложение N 2).

В соответствии с п. 54 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

В соответствии с п. 57 “Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии“, п. 10.1 “Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке“, утвержденных Приказом ФСТ N 20-э/2 от 06.08.2004, “тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:

1) средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);


2) стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.

В соответствии с п. 61.1 Основ ценообразования, для потребителей тепловой энергии (мощности), рассчитывающихся по одноставочному тарифу, размер оплаты тепловой энергии (мощности) определяется как произведение фактически принятого потребителем количества тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию.

Согласно гл. 5 - 6 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением N 109 от 26.02.2004 г. на розничном рынке отсутствует тариф на услуги по передаче тепловой энергии. Цены на такие услуги являются регулируемыми, тариф на передачу устанавливается по заявлению сетевой организации и включается в состав общего тарифа на тепловую энергию для конечных потребителей.

Из изложенного следует, что Постановление ГК ЕТО N 43/64 от 25.12.2008 г. не соответствовало закону, поэтому 29.05.2009 ГК ЕТО Постановлением N 16/2 изменил это Постановление, а именно: изменил Приложение N 1, а также отменил Приложение N 2. Таким образом, ГК ЕТО отменил отдельно выделенный тариф на передачу тепловой энергии через сети ОАО “ЧОКЭ“, и включил его в состав общего тарифа на тепловую энергию для конечных потребителей центральной части г. Троицка, как того и требует действующее законодательство.

Об этом же свидетельствует письмо Федеральной службы по тарифам РФ, куда обращалось ЗАО “ТЭС“ с требованием об отмене указанного тарифа. В письме прямо указано, что: “Государственный комитет “Единый тарифный орган Челябинской области“ Постановлением от 29.05.2009 года N 16/2 привел Постановление от 25.12.2008 года N 43/64 в соответствие с законодательством РФ о государственном регулировании тарифов“. Ответчик считает, что ЗАО “ТЭС“ правомерно и на законном основании выставляет в счетах на оплату стоимость потребленной тепловой энергии, а стоимость за услуги по транспортировке. Кроме того, в своих доводах истец необоснованно ссылается на Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающими организациями и потребителем. Данные Методические рекомендации не носят нормативный характер в сил) отсутствия регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Третье лицо выразило согласие с заявленными исковыми требованиями по основаниям, изложенным в письменном мнении по иску (л.д. 105 - 106), пояснило, что ответчик не оказывает услуги по передаче тепловой энергии, между ответчиком и третьим лицом отсутствуют какие-либо договорные отношения. Таким образом, ответчик не имеет права применять тариф на оказание услуг по передаче тепловой энергии и осуществлять сбор денежных средств с абонентов за услуги по передаче тепловой энергии. Пояснило, что ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ в лице филиала Троицкие электротепловые сети является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии от ЗАО “ТЭС“ до абонентов центральной части г. Троицка. Между ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ и истцом заключен государственный контракт N 190 от 01.01.2009 г., по условиям которого ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ оказывает истцу услуги по передаче купленной им у ответчика тепловой энергии. Таким образом, истец заключил договор энергоснабжения с ответчиком, а договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии с третьим лицом, что не противоречит действующему законодательству. Следовательно, расчеты за тепловую энергию истец должен осуществлять с ответчиком, а за оказанные услуги по передаче тепловой энергии - с третьим лицом.

Рассмотрев письменные материалы дела, оценив доводы истца, ответчика и третьего лица, участвующих в деле, суд считает исковые требования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01.01.2009 между истцом (заказчик) и ответчиком (энергоснабжающая организация) подписан государственный контракт N 307/09 (далее - государственный контракт, л.д. 9 - 23), по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется поставлять заказчику через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для отопления нежилых помещений (зданий) заказчика площадью 145,2 кв. м, расположенных по адресу: г. Троицк, ул. Ленина, д. 67, а заказчик - принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать режим их потребления в количестве, сроки и на условиях, предусмотренных контрактом, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей. Объем отапливаемых нежилых помещений заказчика составляет 435 куб. м (п. 1.1 договора).

Согласно п. 5.1 контракта расчет за принятую тепловую энергию и теплоноситель производится заказчиком по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, увеличенным на сумму НДС (налога на добавленную стоимость). Тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии утверждаются Государственным комитетом “Единый тарифный орган Челябинской области“. Тарифы на тепловую энергию на 2009 год утверждены Постановлением Государственного комитета “Единый тарифный орган Челябинской области“ N 43/64 от 25 декабря 2008 года и составляет 1028,79 руб./Гкал (без учета НДС) и 189,64 руб./Гкал (без учета НДС).

Согласно п. 5.3 ориентировочная цена настоящего Контракта по действующим тарифам составляет 39374 руб. 72 коп., в том числе 18 % НДС - 6006 руб. 31 коп. В случае изменения тарифов на тепловую энергию, цена контракта подлежит изменению с даты введения в действия новых тарифов на тепловую энергию без дополнительного уведомления заказчика. Изменения тарифов публикуются в СМИ,


Государственный контракт подписан истцом с протоколом разногласий от 10.03.2009 (л.д. 24 - 27) в отношении содержания преамбулы контракта, п.п. 2.1.2, 2.1.3., 2.2.4, 2.2.5, 4.1, 5.1, 5.3, 5.4, 5.5, 6.4, 7.4, 12.1. Кроме того, протоколом разногласий истец дополнительно вводит раздел 8 “Ответственность сторон“, пункт 5.5, отсутствующие в договоре, и изложены разногласия в отношении приложений NN 1 - 5 к контракту.

Протоколом согласования разногласий от 27.04.2009 (л.д. 28 - 29) стороны урегулировали разногласий по контракту, за исключением п. п. 5.1, 5.3 к контракту.

Судом также установлено, что 01.01.2009 между истцом (заказчик) и третьим лицом (исполнитель) заключен государственный контракт N 190 (л.д. 41 - 52) на оказание услуг по передаче тепловой энергии, согласно условиям которого исполнитель обязуется производить передачу тепловой энергии через свои сети заказчику в объеме, указанном в п. 1.4 контракта, а заказчик обязуется оплачивать услуги в установленном контрактом порядке (п. 1.1 договора).

Согласно п. 6.1 контракта в редакции протокола разногласий (л.д. 53 - 56) в случае изменения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен на услуги исполнителя, заказчик обязан изменить цену контракта соответственно размеру изменения тарифов на товары, услуги исполнителя. Исполнитель письменно извещает заказчика об изменении тарифа. С момента утверждения тарифы становятся обязательными как для заказчика, так и для исполнителя.

В соответствии с п. 6.2 договора цена настоящего контракта на момент заключения контракта определяется, исходя из тарифа на услуги по передаче тепловой энергии 189,64 руб./Гкал (без учета НДС). Основание: Постановление Государственного комитета “Единый тарифный орган Челябинской области“ N 43/64 от 25.12.2008.

В приложении N 1 Постановления ГК “Единый тарифный орган Челябинской области“ N 43/64 от 25.12.2008 утверждены тарифы на тепловую энергию для потребителей, получающих тепловую энергию от филиала ОАО “ОГК-2“ - Троицкая ГРЭС через сети ЗАО “Троицкие энергетические системы“ и филиала ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ Троицкие электротепловые сети. Размер тарифа для бюджетных потребителей составляет 1028,79 руб./Гкал.

В приложении N 2 Постановления ГК “Единый тарифный орган Челябинской области“ N 43/64 от 25.12.2008 утверждены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые филиалом ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ Троицкие электротепловые сети. Размер тарифа для бюджетных потребителей составляет 189,64 руб./Гкал.

Разрешая разногласия сторон, суд исходит из того, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.

Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.


В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Истец имеет намерение заключить договор энергоснабжения с ответчиком, заключил договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии с ОАО “Челябоблкоммунэнерго“, что не противоречит действующему законодательству.

Срок действия спорного договора в соответствии с п. 9.1 договора в редакции протокола разногласий стороны определили с 01.01.2009 по 30.06.2009.

Постановление ЕТО от 29.05.2009 N 16/2 вступает в силу с 01.06.2009.

Доводы ответчика, изложенные в отзыве не подтверждены достоверными доказательствами (ст. 65 - 68 АПК РФ). Правоприменительная практика, приведенная ответчиком в отзыве не обязывает абонентов заключать договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии напрямую с энергоснабжающей организацией. Ответчиком, в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено суду доказательств, подтверждающих довод об оказании ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ услуг по передаче тепловой энергии только ЗАО “Троицкие энергетические системы“.

С учетом данных обстоятельств, пункты 5.1, 5.3 контракта принимаются в редакции заказчика (истца).

При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат удовлетворению.

В силу ст. 333.37 Налогового кодекса истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 333.21 НК РФ, поскольку заявленные требования носят неимущественный характер, подлежит уплате государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп.

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Таким образом, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп.


Руководствуясь ч. 1 ст. 110, ст. ст. 167 - 170, ч. 1 ст. 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области удовлетворить.

Урегулировать разногласия, возникшие при заключении Государственного контракта от 01.01.2009 N 307/09 между Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области и закрытым акционерным обществом “Троицкие энергетические системы“.

Принять п. 5.1 и п. 5.3 контракта в редакции Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области:

“5.1. Расчет за принятую тепловую энергию и теплоноситель производится заказчиком по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, увеличенным на сумму НДС (налога на добавленную стоимость).

Тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии утверждаются Государственным комитетом “Единый тарифный орган Челябинской области“. Тарифы на тепловую энергию на 2009 год утверждены Постановлением Государственного комитета “Единый тарифный орган Челябинской области“ N 43/64 от 25 декабря 2008 года и составляет 1028,79 руб./Гкал (без учета НДС).“,

“5.3. Цена настоящего Контракта на I полугодие 2009 года по действующим тарифам составляет 20479 руб. 71 коп. (двадцать тысяч четыреста сорок девять рублей 71 коп.), в том числе 18 % НДС - 3124 руб. 02 коп. (Три тысячи сто двадцать четыре рубля 02 коп.). Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случая, предусмотренного п. 5.5 настоящего контракта. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема услуг и иных условий исполнения контракта“.

Взыскать с ответчика - закрытого акционерного общества “Троицкие энергетические системы“, ОГРН 1067418002970, ИНН 7418014763, юридический адрес: 457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Монтажников, д. 4, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) руб. 00 коп.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).


Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты изготовления его в полном объеме, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 и ч. 1 ст. 275 АПК РФ апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья

Н.В.ШВЕДКО