Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24.07.2009 N 295-ж/2009 <О рассмотрении жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 июля 2009 г. N 295-ж/2009

Управлению здравоохранения

Администрации города Челябинска

ул. Свободы, <...>,

г. Челябинск, <...>

Управлению муниципального заказа

Администрации города Челябинска

ул. Сони Кривой, <...>,


г. Челябинск, <...>

Муниципальному учреждению

здравоохранения “Городская клиническая

больница N 8“ Управления

здравоохранения Администрации


города Челябинска

ул. Горького, г. Челябинск, <...>

ООО “С“

ул. Славянская, <...>,

г. Екатеринбург, <...>


Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Козловой А.А. - руководителя Челябинского УФАС

России;

Членов Комиссии: Ливончик В.А. - начальника отдела контроля

государственного и муниципального


заказов Челябинского УФАС России;

Лаптевой Д.С. - специалиста-эксперта отдела

контроля государственного и

муниципального заказов

Челябинского УФАС России,


рассмотрев жалобу ООО “С“ (далее - Заявитель) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования для МУЗ ГКБ N 8 Управления здравоохранения Администрации города Челябинска, в присутствии:

- <...>, главного врача МУЗ ГКБ N 8 Управления здравоохранения Администрации города Челябинска (приказ Управления здравоохранения Администрации города Челябинска N 186л от 12 мая 2006 года);

- <...>, представителя МУЗ ГКБ N 8 Управления здравоохранения Администрации города Челябинска (доверенность N 162 от 6 февраля 2009 года);

- <...>, главного анестезиолога-реаниматолога города Челябинска (удостоверение N 158 от 23 августа 2005 года);

- <...>, начальника общего отдела Управления здравоохранения Администрации города Челябинска (доверенность N 01/857 от 16 апреля 2009 года);

- <...>, юрисконсульта отдела организации и проведения торгов Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска (доверенность N 4 от 13 января 2009 года);

- <...>, главного специалиста отдела организации и проведения торгов Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска (доверенность N 3 от 13 января 2009 года),

На заседание Комиссии представитель Заявителя не явился, о дате, времени и месте извещен надлежащим образом.

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ООО “С“ (далее - Заявитель) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования для МУЗ ГКБ N 8 Управления здравоохранения Администрации города Челябинска.


Согласно представленным документам Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган) по заявке МУЗ ГКБ N 8 Управления здравоохранения Администрации города Челябинска (далее - Заказчик) проводило открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования для МУЗ ГКБ N 8 Управления здравоохранения Администрации города Челябинска (далее - Конкурс).

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов) извещение о проведении Конкурса размещено 26 июня 2009 года на официальном сайте Челябинской области (www.chelgumr.ru).

Источник финансирования - средства Фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области.

Начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 1 - 19314760 рублей.

Состав аукционной комиссии утвержден приказом Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска N 09-102/1 от 24 июня 2009 года.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса вскрытие конвертов с заявками на участие в Конкурсе состоится 27 июля 2009 года в 9 часов 30 минут.

В своей жалобе представитель Заявителя указал следующее.

Согласно положениям конкурсной документации, расположенной на официальном сайте Челябинской области, в состав лота N 1 открытого Конкурса входят:

1.1 Аппарат ИВЛ (3 штуки);

1.2 Наркозно-дыхательный аппарат (5 штук);


1.3 Насос инфузионный (6 штук);

1.4 Насос шприцевой (4 штуки);

1.5 Центральная мониторная станция на шесть мониторов (1 штука) в комплекте с мониторами витальных функций (6 штук);

1.6 Центральная мониторная станция на двенадцать мониторов (1 штука) в комплекте с мониторами витальных функций (12 штук);

1.7 Дефибриллятор (4 штуки).

Указанные в перечне товары, входящие в состав лота N 1, не связаны между собой ни по функциональным, ни по техническим характеристикам. Так, аппараты ИВЛ (искусственной вентиляции легких) и наркозно-дыхательные аппараты, как это следует из их названия, предназначены для искусственной вентиляции легких. В то же время, насос инфузионный и насос шприцевой предназначены исключительно для ведения инфузии различных препаратов, что позволяет их применять не только при реанимации или анестезиологии, но и для различных видов терапии, в гинекологии и акушерстве. Мониторные станции используются для диагностического контроля состояния пациента по различным показателям и имеют также самый широкий спектр применения. Дефибриллятор используется в медицине для электроимпульсной терапии нарушений сердечного ритма.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 года “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Поскольку не все товары, включенные в состав лота N 1 Конкурса, технологически и функционально связаны с предметом торгов по указанному лоту (анестезиология и реанимация), конкурсная документация содержит в себе признаки ограничения конкуренции, нарушает права потенциальных участников размещения заказа.

Перечисленные в лоте N 1 товары производятся различными предприятиями, и поставка их одним поставщиком, как правило, невозможна, что также влечет ограничение конкуренции для большинства участников размещения заказа.

Вывод о том, что различные по своему функциональному и технологическому назначению товары не могут быть включены в состав одного лота при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, подтверждается и судебной арбитражной практикой, а именно Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4386/08-С1 от 19 июня 2008 года и Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1348/08-С1 от 12 марта 2008 года. Так, объединение в один лот различных по функциональным характеристикам товаров влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров, поскольку исходя из положений Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом конкурсе в случае, если его заявка не соответствует требованиям конкурсной документации, при этом заключение контракта на поставку отдельных позиций лота не допускается.


ООО “С“ является представителем отечественного производителя аппаратов ИВЛ торговой марки Zisline, центральных мониторных станций с мониторами витальных функций торговой марки “Тритон“, которые полностью соответствуют заявленным в конкурсной документации требованиям, но в результате объединения указанных товаров в один лот с другим оборудованием у Заявителя отсутствует возможность участвовать в открытом Конкурсе.

Представители Заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы Заявителя не согласились, считают ее необоснованной, в своих письменных возражениях (от 24 июля 2009 года) и на заседании Комиссии пояснили следующее.

Возможное применение, по мнению представителя Заявителя, некоторых аппаратов, включенных в состав лота N 1, в гинекологии, акушерстве, для различных видов терапии, то есть в иных областях медицины, не может свидетельствовать об отсутствии технологической и функциональной связи указанных аппаратов.

Производство различными предприятиями также не является доказательством того, что товары, включенные в лот N 1, технологически и функционально не связаны между собой. Поставщики, как правило, занимающиеся поставкой медицинского оборудования, закупают требуемое оборудование у различных производителей, что распространено и возможно в условиях существующих рыночных отношений и также не является ограничением конкуренции.

Кроме того, необходимо отметить, что аппараты и приборы, указанные в лоте N 1 Конкурса, закупаются к имеющемуся и установленному на базе МУЗ ГКБ N 8 Управления здравоохранения Администрации города Челябинска оборудованию для оказания реанимационной помощи больным.

Для оказания реанимационной помощи больному необходимо обеспечить комплекс мероприятий, отсутствие которых не позволит стабилизировать состояние больного и сохранить жизнь, в том числе:

- адекватная вентиляция легких для обеспечения насыщения крови кислородом (аппараты ИВЛ);

- у реанимационных больных, как правило, наблюдается нарушение ритма и остановка кровообращения; для восстановления сердечной деятельности используется дефибриллятор;

- для поддержания гемодинамики (АД, ЧСС) вводятся лекарственные препараты (адреналин, дофамин), которые вводятся только насосом инфузионным или насосом шприцевым, так как не дозированное их введение приводит к нарушению работы сердечно-сосудистой системы, необходимое количество введения контролируется по монитору;

- работа сердца, насыщение крови кислородом, результаты дефибрилляции - все это фиксируется круглосуточно и записывается в память монитора.


При правильной вентиляции легких и правильном дозированном введении лекарств после проведенной дефибрилляции сердца (после клинической смерти) состояние больного стабилизируется, но, как правило, такие больные находятся без сознания или в сознании наркоза и контроль стабильности или нестабильности состояния больного возможен только при постоянном мониторинге.

Таким образом, все указанные в лоте N 1 приборы и аппараты предназначены для выполнения всего комплекса мероприятий по поддержанию витальных функций организма во время оказания медицинской помощи пациенту. Помимо этого, указанные в лоте N 1 приборы и аппараты предусматривают возможность их одновременного использования одним врачом реаниматологом-анестезиологом. Кроме того, данные приборы и аппараты включены в одну группу товаров ОК 004-93 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) “33112“.

Кроме того, на заседании Комиссии главный анестезиолог-реаниматолог города Челябинска Е. пояснил, что большое количество имеющейся в МУЗ ГКБ N 8 анестезиологической аппаратуры, в том числе в операционных урологии, травматологии, гнойном, глазном отделениях, находится в нерабочем состоянии (на списание). При этом для пациентов высокое качество аппаратуры, ее исправность, наличие систем тревоги при нарушении параметров или отказе в работе - это жизненно важно. Таким образом, в настоящее время существует острый дефицит и потребность в технике, в связи с чем были приняты меры по разработке целевой программы по оснащению анестезиологической и реанимационной ЛПУ города Челябинска современной аппаратурой.

Заслушав пояснения Заявителя, членов конкурсной комиссии, представителей Заказчика и уполномоченного органа, а также изучив представленные документы, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство о размещении заказов состоит из Закона о размещении заказов и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. К ним относится и Закон о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставку товаров для муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лота продукции, технологически и функционально не связанной с товарами, которые являются предметом торгов. Более того, в соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Так, согласно положениям информационной карты конкурсной документации лот N 1 “Поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования для МУЗ ГКБ N 8 Управления здравоохранения Администрации города Челябинска“ включает в себя поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию - аппарата ИВЛ (3 штуки), наркозно-дыхательных аппаратов (5 штук), насосов инфузионных (6 штук), насосов шприцевых (4 штуки), центральных мониторных станций на шесть мониторов (1 штука) в комплекте с мониторами витальных функций (6 штук), центральных мониторных станций на двенадцать мониторов (1 штука) в комплекте с мониторами витальных функций (12 штук) и дефибрилляторы (4 штуки).

В качестве обоснования правомерности включения в состав одного лота указанных приборов и аппаратов представители Заказчика пояснили, что аппарат ИВЛ, наркозно-дыхательные аппараты, насосы инфузионные и шприцевые, центральные мониторные станции и дефибрилляторы используются для обеспечения комплекса мероприятий при оказании анестезиологической и реанимационной помощи, следовательно, являются функционально взаимосвязанными.

Доказательств, подтверждающих отсутствие технологической и функциональной взаимосвязи между приборами и аппаратами, включенными в состав лота N 1 Конкурса, Заявителем не представлено.

Таким образом, у Комиссии отсутствовала возможность сделать однозначный вывод об отсутствии технологической и функциональной взаимосвязи между приборами и аппаратами, включенными в состав лота N 1 Конкурса, и, следовательно, могло ли привести включение в состав одного лота продукции, технологически и функционально не связанной с товарами, являющимися предметом Конкурса, к ограничению конкуренции между участниками размещения заказа.

Комиссия, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

РЕШИЛА:

Признать доводы жалобы ООО “С“ на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования для МУЗ ГКБ N 8 Управления здравоохранения Администрации города необоснованными, так как документально Заявителем не подтверждены.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

А.А.КОЗЛОВА

Члены комиссии:

В.А.ЛИВОНЧИК

Д.С.ЛАПТЕВА