Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.07.2009 по делу N А76-10176/2009-15-296 Исковые требования о признании недействительным подпункта контракта на поставку электрической энергии удовлетворены, поскольку оспариваемый подпункт не учитывает особенностей потребителя, являющегося медицинским учреждением, и связанных с этим ограничений прав поставщика электроэнергии на ограничение, перерыв и прекращение подачи электроэнергии, а потому не соответствует законодательству.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 июля 2009 г. по делу N А76-10176/2009-15-296

Резолютивная часть решения объявлена 16.07.2009.

Решение в полном объеме изготовлено 22.07.2009.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Шумакова С.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галимовой А.Ф., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Прокурора Челябинской области к 1) обществу с ограниченной ответственностью “Магнитогорская энергетическая компания“, Челябинская область, г. Магнитогорск, 2) ГУЗ “Областной наркологический диспансер“, Челябинская область, г. Магнитогорск, о признании сделки частично недействительной, при участии в судебном заседании: от истца - С.Е.В., старшего прокурора отдела по обеспечению гражданских прав Прокуратуры Челябинской области (полномочия подтверждены служебным удостоверением ТО N 069919);

от ответчика (ООО “Магнитогорская энергетическая компания“): Е.Е.В., представителя, действующего на основании доверенности N 101 от 14.11.2008 (срок действия доверенности - один год), личность удостоверена паспортом; от ответчика (ГУЗ “Областной наркологический диспансер“, г. Магнитогорск): П.А.Е., по основании доверенности от 22.06.2009 N 274, личность удостоверена паспортом,

установил:

прокурор Челябинской области (далее - истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Магнитогорская энергетическая компания“, Челябинская область, г. Магнитогорск, к ГУЗ “Областной наркологический диспансер“, Челябинская область, г. Магнитогорск, о признании недействительным подпункта 2.2.5 контракта на поставку электрической энергии от 01.01.2009 N 40905, заключенного между ООО “Магнитогорская энергетическая компания“ и ГУЗ “Областной наркологический диспансер“.


В обоснование требований приведены доводы о том, что условия пункта договора, предусматривающие порядок прекращения и ограничения подачи энергии противоречат Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г. (далее Правила N 530). Оспариваемый подпункт 2.2.5 муниципального контракта не учитывает особенностей потребителя, являющегося медицинским учреждением и связанных с этим ограничений прав поставщика электроэнергии на ограничение и прекращение подачи электроэнергии, в соответствии с п. 168 Правил N 530 ограничение режима потребления указанного потребителя ниже уровня аварийной брони не допускается. Правовым основанием требований являются положения ст. 166, 168, 180, ст. 421, ст. 422, ст. 426, 523, 546 ГК РФ.

Ответчик, ООО “Магнитогорская энергетическая компания“, отклонил требования по мотивам, изложенным в отзыве - л.д. 66 - 67, полагая, что оспариваемый пункт включен в договор по соглашению сторон и устанавливает права энергоснабжающей организации на введение ограничений в подаче электроэнергии, в порядке предусмотренном действующим законодательством.

Ответчик, ГУЗ “Областной наркологический диспансер“, исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве - л.д. 62 - 63, указав, что оспариваемый пункт не противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании представитель Прокуратуры на требованиях настаивал в полном объеме, ответчик - учреждение здравоохранения было представлено письмо - л.д. 82, адресованное ООО “Магнитогорская энергетическая компания“ с просьбой установить величину аварийной брони. Представители ответчиком в судебном заседании пояснили, что на момент судебного разбирательства данная величина не согласована сторонами, указали на отсутствие намерений вносить какие-либо изменения в оспариваемый пункт договора.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Прокурора в полном объеме по следующим основаниям.


Как усматривается из материалов дела, 01.01.2009 г. между ООО “Магнитогорская энергетическая компания“, Челябинская область, г. Магнитогорск (поставщик), и ГУЗ “Областной наркологический диспансер“, Челябинская область, г. Магнитогорск (потребитель), заключен государственный контракт на поставку электрической энергии N 40905, согласно которому поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, через сетевую организацию оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а потребитель, принимать и оплачивать полученную электроэнергию и оказанные услуги на условиях, установленных контрактом.

Условиями п. 2.2.5 договора стороны предусмотрели право энергоснабжающей организации ограничить отпуск электрической энергии после предварительного уведомления Потребителя не менее чем через 5 рабочих дней до даты предполагаемого введения ограничения, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате потребленной им электроэнергии за два и более расчетных периода, прекращения обязательств сторон по контракту, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии (самовольное подключение токоприемников к электросети сетевой организации), за безучетное потребление электроэнергии (присоединение токоприемников помимо средств учета электроэнергии, повреждение расчетных приборов, отсутствие (повреждение) установленных пломб, изменение схемы включения и иное вмешательство в работу средств учета электроэнергии), выявления неудовлетворительного состояния энергетических установок потребителя, удостоверенного органом Ростехнадзора, обращение потребителя.

Стороны определили, что обязательства по договору считаются приостановленными после предварительного уведомления потребителя не менее чем за 5 рабочих дней до даты предполагаемого введения ограничения. Порядок введения ограничений должен соответствовать действующему законодательству, Правилам N 530 (п. 4.12 контракта).

В соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.


В силу ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пункт 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.


Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом следует отметить, что в пункте договора не конкретизировано такое основание как выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок, не конкретизировано в каком случае, и при каких основаниях данное основание для ограничения может быть применено.

Из главы N 2 устава ГУЗ “Областной наркологический диспансер“, Челябинская область, г. Магнитогорск следует, что целью учреждения является удовлетворение потребности населения в медицинской помощи путем оказания специализированной наркологической медицинской помощи населению Челябинской области.

В силу пункта 168 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящих Правил.


ГУЗ “Областной наркологический диспансер“, Челябинская область, г. Магнитогорск как медицинское учреждение включено в названный перечень потребителей.

Прекращение энергоснабжения лечебного учреждения может вызвать нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья, предусмотренных пунктом 1 статьи 20, статьей 41 Конституции Российской Федерации, статьей 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, поэтому основания для перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи энергии этим учреждениям могут быть предусмотрены только законом или принятыми на его основе иными нормативными правовыми актами.

Такие основания установлены, в частности, в пунктах 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для сторон договора энергоснабжения они являются императивными и не должны излагаться в иной редакции. Поэтому условие договора, предусматривающее возможность полного ограничения потребления электроэнергии, без согласованной величины аварийной брони, а также ввиду поименованных оснований для такого ограничения, является недействительным, как противоречащий закону и иным правовым актам (положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилам N 530).

Кроме того, включение в оспариваемый подпункт основания ограничения - обращение потребителя, не конкретизировано, в связи с изложенными выше положениями, представляется, что обращение потребителя за ограничением в подаче электрической энергии в данном случае ограничено императивными нормами закона, гарантирующими право граждан на охрану жизни и здоровья.

Пунктом 189 названных правил определено, что в случаях, когда ограничение режима потребления может привести к угрозе жизни и здоровья людей, по требованию потребителя устанавливается величина аварийной брони. В ходе рассмотрения дела суду не представлено доказательств согласования сторонами договора величины аварийной брони. Напротив, в судебном заседании представителем ответчика даны пояснения об отсутствии такого согласования.

Таким образом, п. 2.2.5 договора не учитывает особенностей потребителя, являющегося медицинским учреждением и связанных с этим ограничений прав поставщика электроэнергии на ограничение, перерыв и прекращение подачи электроэнергии, а потому не соответствует Закону.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна. Следовательно, пункт договора, предоставляющий право ограничения и прекращения подачи электрической энергии без установленных нормативными актами ограничений, следует признать ничтожными, что в соответствии со ст. 180 ГК РФ не влечет ничтожности всей сделки.

Удовлетворение иска влечет отнесение расходов по госпошлине на ответчиков пропорционально (ст. 110 АПК РФ) и взыскание в доход федерального бюджета государственной пошлины по 1000 руб. с каждого ответчика, ввиду освобождения истца от уплаты госпошлины (пп. 2 п. 2 ст. 333.17, пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 168, ст. 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:


исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным пункт 2.2.5 муниципального контракта N 40905 от 01.01.2009, заключенного между ООО “Магнитогорская энергетическая компания“, Челябинская область, г. Магнитогорск и ГУЗ “Областной наркологический диспансер“, Челябинская область, г. Магнитогорск.

Взыскать с ООО “Магнитогорская энергетическая компания“, г. Магнитогорск в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.

Взыскать с ГУЗ “Областной наркологический диспансер“, г. Магнитогорск в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

С.М.ШУМАКОВА