Законы и бизнес в России

Постановление Президиума Челябинского областного суда от 22.07.2009 по делу N 44-Г-73/2009 Отказ в иске о назначении досрочной трудовой пенсии не налагает чрезмерное бремя на истца и не нарушает баланс между публичным интересом государства и гражданина, поскольку при первоначальном разрешении судом заявленного истцом требования права на указанную пенсию он не имел, и судебное решение о назначении истцу пенсии противоречило действующему законодательству.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2009 г. по делу N 44-Г-73/2009

I инст. Судья: Лотова Н.И.

II инст. Судьи: Белых А.А. (председ.)

Веникова З.М. (докл.)

Нилов С.Ф.

Президиум Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Кашириной Е.П.

членов президиума Козловой Н.В., Смирнова В.П., Балакиной Н.В., Савик Л.Н.

рассмотрел в заседании гражданское дело по надзорной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кыштыме Челябинской области на решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 января 2009 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 марта 2009 года по иску Т.В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кыштыме Челябинской области
об отмене решения, назначении досрочной трудовой пенсии.

Заслушав доклад судьи Карнауховой Т.А., президиум

установил:

Т.В.И. 8 июня 2005 года обратился в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кыштыме Челябинской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии. Решением комиссии ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кыштыме Челябинской области ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости со ссылкой на то, что периоды его работы с 16 июля 1971 г. по 25 августа 1972 г. в должности тренера-преподавателя по велоспорту Верхне-Пышминской детско-юношеской спортивной школы, с 17 июля 1977 г. по 19 октября 1977 г. в должности тренера-преподавателя плавательного бассейна Андижанского областного совета ДСО “Мехнат“, с 3 августа 1979 г. по 31 августа 1979 г. в должности тренера по велоспорту Джизакского комитета по физкультуре и спорту, с 1 сентября 1979 г. по 31 декабря 1980 г. в должности директора детско-юношеской спортивной школы Джизакского комитета по физкультуре и спорту, с 1 января 1981 г. по 13 февраля 1989 г. в должности тренера по велоспорту Джизакского комитета по физкультуре и спорту, с 20 апреля 1989 г. по 14 июня 1993 г. в должности тренера-преподавателя Ташкентской областной специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва, с 1 сентября 1993 г. по 28 сентября 1998 г. в должности тренера-преподавателя спортивно-физкультурного центра ЗАО “Кыштымский медеплавильный завод“, с 29 сентября 1998 г. по 30 апреля 1999 г. в должности тренера-преподавателя по спорту спортивно-оздоровительного комплекса “Металлург“ медико-санитарной части ЗАО “Кыштымский медеэлектролитный завод“, с 1 мая 1999 г. по 31 октября 1999 г. в должности тренера (преподавателя) по спорту спортивно-оздоровительного
комплекса “Металлург“ медико-санитарной части ЗАО “Кыштымский медеэлектролитный завод“, с 1 ноября 1999 г. по 11 ноября 2002 г., с 12 ноября 2002 г. по 8 июня 2005 г. в должности тренера (преподавателя) по спорту спортивно-оздоровительного комплекса “Металлург“ медико-санитарной части ЗАО “Кыштымский медеэлектролитный завод“ не могли быть включены в специальный стаж за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, поскольку Списками должностей и учреждений от 6 сентября 1991 года N 463, от 22 октября 1999 года N 1067, от 29 октября 2002 года N 781 не предусмотрено структурное подразделение - медсанчасть спортивно-оздоровительного комплекса и должность тренера-преподавателя по спорту.

Т.В.И. обратился в суд с иском к ответчику и просил обязать его включить указанные периоды в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, и назначить ему пенсию с момента обращения, то есть с 8 июня 2005 года, поскольку все это время он осуществлял тренерскую работу, работал с детьми, осуществлял педагогическую деятельность.

В суде Т.В.И. отказался от иска в части оспаривания исключенного периода работы с 1 сентября 1979 г. по 31 декабря 1980 г., по тем основаниям, что данный период включен ответчиком в специальный стаж.

Определением Кыштымского городского суда Челябинской области от 27 октября 2008 г. производство по делу в указанной части прекращено в связи с отказом истца от иска.

Решением Кыштымского городского суда Челябинской области от 27 октября 2008 г. решение Комиссии по реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кыштыме Челябинской области N 157 от 8 сентября 2005 г. в части исключения
из специального трудового стажа Т.В.И. периодов его работы: с 3 августа 1979 г. по 31 августа 1979 г., с 1 января 1981 г. по 13 февраля 1989 г. в должности тренера по велоспорту Джизакского комитета по физкультуре и спорту, с 20 апреля 1989 г. по 14 июня 1993 г. в должности тренера-преподавателя Ташкентской областной специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва, с 1 сентября 1993 г. по 28 сентября 1998 г. в должности тренера-преподавателя спортивно-физкультурного центра ЗАО “Кыштымский медеэлектролитный завод“ отменено.

ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кыштыме Челябинской области обязано включить указанные периоды в стаж Т.В.И. на соответствующих видах работ. В остальной части в иске отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 декабря 2008 года решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 27 октября 2008 года в части отказа Т.В.И. во включении в специальный трудовой стаж периодов его работы с 29 сентября 1998 года по 30 апреля 1999 года, с 1 мая 1999 года по 31 октября 1999 года, с 1 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года, с 12 ноября 2002 года по 8 июня 2005 года, назначении пенсии с 8 сентября 2005 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Это же решение в остальной части оставлено без изменения.

Решением Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 января 2009 г. решение Комиссии по реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кыштыме Челябинской области N 157 от 8 сентября 2005 г. в части отказа Т.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости
и исключения из специального трудового стажа периодов его работы: с 29 сентября 1998 г. по 30 апреля 1999 г., с 1 мая 1999 г. по 31 октября 1999 г., с 1 ноября 1999 г. по 11 ноября 2002 г., с 12 ноября 2002 г. по 8 июня 2005 г. - отменено.

ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кыштыме Челябинской области обязано назначить Т.В.И. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ с 8 июня 2005 г., включив в стаж на соответствующих видах работ периоды его работы: с 29 сентября 1998 г. по 30 апреля 1999 г. в должности тренера-преподавателя по спорту спортивно-оздоровительного комплекса “Металлург“ МСЧ ЗАО “Кыштымский медеэлектролитный завод“, с 1 мая 1999 г. по 31 октября 1999 г., с 1 ноября 1999 г. по 11 ноября 2002 г., с 12 ноября 2002 г. по 8 июня 2005 г. в должности тренера (инструктора) спортивно-оздоровительного комплекса “Металлург“ МСЧ ЗАО “Кыштымский медеэлектролитный завод“.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 марта 2009 года решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 января 2009 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кыштыме Челябинской области просит отменить решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 января 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 марта 2009 года, ссылаясь на то, что судами первой и кассационной инстанции допущено существенное нарушение норм материального
права.

Определением судьи Челябинского областного суда Карнауховой Т.А. от 3 июля 2009 г. дело передано в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу.

Обсудив доводы надзорной жалобы и определения о передаче дела в суд надзорной инстанции, проверив материалы дела, президиум приходит к следующему выводу.

В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежали применению Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Ранее Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других образовательных учреждениях для детей давала право на выслугу лет, были утверждены Постановлением Правительства РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067.

Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование должностей“ списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование учреждений“ списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование должностей“ и в пункте 2 раздела “Наименование учреждений“ списка.

Аналогичная норма
содержится и в п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года N 1067.

В спорные периоды истец работал тренером-преподавателем по спорту, затем тренером (инструктором) спортивно-оздоровительного комплекса “Металлург“ медико-санитарной части ЗАО “Кыштымский медеэлектролитный завод“ (далее по тексту МСЧ ЗАО “КМЭЗ“).

В разделе “Наименование учреждений“ Списков, утвержденных Постановлениями Правительства РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, от 22 сентября 1999 года N 1067, от 29 октября 2002 года N 781, приведен перечень учреждений дополнительного образования для детей, работа тренером-преподавателем в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

В указанных Перечнях отсутствует такое наименование учреждения как спортивно-оздоровительный комплекс медико-санитарной части. В то время как сам перечень расширительному толкованию не подлежит, поэтому оснований для удовлетворения требований истца о включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, указанных периодов работы, у суда не имелось.

Кроме того, согласно Положению о структурном подразделении - медико-санитарной части АОЗТ “КМЭЗ“ (л.д. 68 - 86), основными задачами медико-санитарной части является медицинское обслуживание трудящихся предприятия и населения, проживающего в микрорайоне, лечение больных, укрепление здоровья трудящихся и реабилитация больных.

Согласно должностной инструкции тренера-инструктора (л.д. 63 - 67) основной задачей тренера-инструктора медико-санитарной части является: выявление и развитие творческих способностей, занимающихся спортом, программа здорового образа жизни.

Также в должностной инструкции тренера-инструктора медико-санитарной части не предусмотрено, что работа тренера (инструктора) связана с педагогической деятельностью.

Таким образом, отказ пенсионного органа во включении в специальный трудовой стаж истца спорного периода работы правомерен.
Осуществление педагогической деятельности в учреждении, не предусмотренном Списком, само по себе не влечет возникновение права на досрочное пенсионное обеспечение.

Основанием для отказа в удовлетворении требований служит не различие в правовом статусе, организационно-правовой форме учреждения, в котором работал истец, и не отсутствие статуса юридического лица у учреждения, а то обстоятельство, что данное учреждение вообще как таковое не предусмотрено соответствующими Списками.

То обстоятельство, что спортивно-оздоровительный комплекс “Металлург“ МСЧ ЗАО “КМЭЗ“, являясь структурным подразделением, выполнял функции спортивно-оздоровительного учреждения, не может служить основанием для признания отказа пенсионного органа в назначении досрочной пенсии незаконным.

Ссылку суда второй инстанции на то, что фактически выполнявшаяся истцом в спорные периоды работа в учреждении - спортивно-оздоровительном комплексе медико-санитарной части, являвшемся, по мнению суда кассационной инстанции, аналогом детско-юношеской спортивной школы по велоспорту, нельзя признать законной. Действующее законодательство, как и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии“, не предусматривают возможности установления соответствия учреждения наименованию другого учреждения, нежели того, в котором работал гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.

Судебными инстанциями при разрешении настоящего спора не учтено, что отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения входят в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что без учета оспариваемого периода у
истца отсутствует необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж, правовых оснований для назначения Т.В.И. льготной трудовой пенсии в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ не имеется.

Таким образом, состоявшиеся по делу судебные постановления - решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 января 2009 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 марта 2009 года вынесены с существенным нарушением норм материального права, приведшим к неправильному разрешению спора, и служат основанием для отмены судебных постановлений в порядке надзора.

Необходимость отмены вынесенных судебных постановлений об удовлетворении иска Т.В.И. вызвана общественным интересом, в частности, эффективным и единообразным назначением и выплатой досрочной пенсии одной и той же категории граждан.

Отказ Т.В.И. в иске о назначении досрочной трудовой пенсии не налагает чрезмерное бремя на истца и не нарушает баланс между публичным интересом государства и гражданина, поскольку при первоначальном разрешении судом заявленного истцом требования права на указанную пенсию он не имел и судебное решение о назначении истцу пенсии противоречило действующему законодательству.

В то же время отмена указанного судебного Постановления не влечет поворот его исполнения, поскольку в силу абзаца 2 части 3 статьи 445 ГПК РФ в случае отмены в порядке надзора решений суда по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из пенсионных отношений, поворот решения допускается, если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 января 2009 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 марта 2009 года отменить. В удовлетворении иска Т.В.И. отказать.

Председательствующий

Е.П.КАШИРИНА