Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17.07.2009 по делу N 288-ж/2009 <О рассмотрении жалобы на действия заказчика при проведении запроса котировок цен>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 июля 2009 г. по делу N 288-ж/2009

Котировочной комиссии по проведению

запроса котировок цен “Проведение

экспертизы заявочных материалов для оформления

(переоформления) и выдачи лицензий на право

пользования недрами и экспертизы заявочных

материалов на внесение изменений и дополнений

в выданные лицензии, организация и проведение


аукционов на предоставление права

пользования недрами“

Министерство промышленности

и природных ресурсов

Челябинской области


<...>, г. Челябинск,

пр. Ленина, <...>

ООО “З“

<...>, г. Челябинск,

ул. Кирова, <...>, офис 5 (цоколь)


Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии: Козловой А.А. - руководителя Челябинского УФАС

России;

Членов Комиссии: Ливончик В.А. - начальника отдела контроля

государственного и муниципального


заказов Челябинского УФАС России;

Пастухова П.Г. - ведущего специалиста-эксперта

отдела контроля торгов

Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО “З“ на действия заказчика при проведении запроса котировок цен “Проведение экспертизы заявочных материалов для оформления (переоформления) и выдачи лицензий на право пользования недрами и экспертизы заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в выданные лицензии, организация и проведение аукционов на предоставление права пользования недрами“, в присутствии:


- <...>, заместителя начальника управления природных ресурсов Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (паспорт, доверенность N 1/304 от 16.07.2009);

- <...>, ведущего специалиста отдела недропользования Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, секретаря котировочной комиссии (паспорт, приказ Министра от 13.02.2009 N 70-к),

представитель ООО “З“ на заседание Комиссии не явился, о дате и времени проведения заседания и рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя (заявление от 16.07.2009 N 133),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ООО “З“ на действия заказчика при проведении запроса котировок цен “Проведение экспертизы заявочных материалов для оформления (переоформления) и выдачи лицензий на право пользования недрами и экспертизы заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в выданные лицензии, организация и проведение аукционов на предоставление права пользования недрами“.

Согласно представленным документам Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - Заказчик) объявило о проведении запроса котировок цен “Проведение экспертизы заявочных материалов для оформления (переоформления) и выдачи лицензий на право пользования недрами и экспертизы заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в выданные лицензии, организация и проведение аукционов на предоставление права пользования недрами“ (далее - Запрос котировок).

В соответствии со статьями 16 и 45 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов) извещение (N 01475) о проведении данного Запроса котировок размещено на официальном сайте в сети “Интернет“ (www.cheigumr.ru).

Состав котировочной комиссии утвержден приказом Министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области N 151-к от 21.03.2006.

Максимальная цена контракта - 499298,40 рублей.

Источник финансирования - бюджет Челябинской области.


Согласно протоколу N 10-к от 13.07.2009 рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в Запросе котировок было подано 2 котировочные заявки: ООО “Челябинский информационно-геологический центр“ и ООО “Центр геологического сопровождения“.

Победителем в проведении данного Запроса котировок было признано ООО “Челябинский информационно-геологический центр“ с ценой контракта 499298,40 рублей.

По результатам проведенного Запроса котировок Заказчиком с победителем государственный контракт не заключен (письмо Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 16.07.2009 N 5/6544).

Согласно жалобе Заявителя Заказчик в нарушение части 3 статьи 42 и части 19 статьи 65 Закона о размещении заказов объединил в один запрос котировок не одноименные услуги, а именно услуги по экспертизе заявочных материалов и услуги по организации и проведению аукционов.

В соответствии с пунктом 3.3 распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.11.2002 N 457-р “О Методических рекомендациях по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участкам недр“ для обоснования геологических, технологических, экономических, экологических и иных условий конкурсов или аукционов могут привлекаться научные или иные организации, а также независимые эксперты на платной основе за счет сборов, взимаемых за участие в конкурсе или аукционе.

Согласно пункту 6.3 распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.11.2002 N 457-р при утверждении условий конкурсов или аукционов может определяться специализированная организация, которой поручается организационное обеспечение проведения конкурсов или аукционов.

В обоснование своей жалобы Заявитель в письменных дополнениях к данной жалобе (от 16.07.2009 N 133) пояснил, что в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и статьями 6, 10.1, 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ услуги, требуемые в Запросе котировок цен, по сбору и экспертизе материалов по участку недр относятся к видам пользования недр, а предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Между тем, как пояснил представитель Заявителя, услуги по организации и проведению аукционов не являются лицензируемым видом деятельности.

Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, считают жалобу необоснованной, в своих письменных возражениях и на заседании Комиссии пояснили следующее.

Система лицензирования пользования недрами - единый комплекс мероприятий, включающий в себя: предоставление и оформление (переоформление) в виде лицензии права пользования недрами, внесение изменений и дополнений в действующие лицензии, приостановление и прекращение права пользования недрами. Единственным способом приобретения субъектом предпринимательской деятельности права пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых с 01.01.2009 является аукцион.

Мероприятия по организации и проведению аукциона на предоставление права пользования недрами по своему составу и специфике являются “сквозными“ для всей процедуры лицензирования, начиная с решения о проведении аукциона и заканчивая выдачей и регистрацией лицензии.


Содержание предмета данного заказа на оказание услуг для государственных нужд, связанных с лицензированием пользования недрами, также предусматривает “сквозной“ и непрерывный характер работ (услуг), выполняемых в указанных целях. Разделение данных услуг между различными исполнителями нарушает целостность процедуры, согласованность и координацию действий, однотипность подготовки документов и однозначность полученных результатов.

Административным регламентом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области на предоставление государственной услуги “Лицензирование права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых“, утв. председателем Комиссии по административной реформе Челябинской области, Губернатором Челябинской области С. (решение от 19.12.2007 N 01/40), мероприятия по организации и проведению аукциона по предоставлению права пользования недрами в указанных целях в самостоятельный вид услуг не выделяются, а являются составной частью государственной услуги по лицензированию пользования недрами.

Организация, не обладающая профессиональными возможностями и квалифицированными специалистами для выполнения экспертных работ при лицензировании пользования недрами, не может осуществлять подготовку аукциона в соответствии с требованиями и содержанием работ, установленными заказчиком.

Как пояснили представители Заказчика, Запрос котировок содержит перечень не одноименных работ (услуг), а перечень работ (услуг), каждая из которых является составной частью комплекса работ, связанных с процедурой лицензирования пользования недрами.

Заслушав пояснения представителей Заказчика, а также изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, Комиссия пришла к следующим выводам.

Мероприятия (работы), связанные с предоставлением, оформлением и выдачей лицензии на право пользования недрами в Челябинской области, регулируются:

- Законом РФ “О недрах“ от 21.02.1999 N 2395-1;

- Положением о порядке пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения и участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утв. Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29.04.1999 N 545;

- Временным порядком организации и проведения аукционов на право пользования участками недр, содержащими общераспространенные ископаемые, и участками недр местного значения, утв. приказом Министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 01.04.2009;

- решением Комиссии по административной реформе в Челябинской области от 19.12.2007 N 01/40 “Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области по предоставлению государственной услуги “Лицензирование права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых“, утв. Губернатором Челябинской области.


В соответствии с указанными актами мероприятия (работы), связанные с предоставлением, оформлением и выдачей лицензии на право пользования недрами, осуществляются в следующем порядке и в следующей последовательности:

а) решение экспертного совета по лицензированию пользования недрами Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области о подготовке проведения аукциона на предоставление права пользования недрами;

б) подготовка аукциона (работы (услуги), связанные с подготовкой проведения аукциона):

- сбор информации об участке недр, выставленном на аукцион, включающей сведения о географическом положении участка недр, положение относительно коммуникаций, геологическом строении, факторах, препятствующих его освоению, и прочее;

- проект условий проведения аукциона с указанием стартового размера разового платежа, сроков подготовки проектной документации, выполнения геологоразведочных работ, начала разработки месторождения, выхода на проектную мощность и т.д.;

- согласование с ведомствами и организациями, осуществляющими контроль и надзор за использование лесных, водных, земельных ресурсов, о возможности освоения участка недр;

в) решение Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области о сроках, порядке и условиях проведения аукциона с утверждением состава аукционной комиссии и установленным сроком подачи заявок на участие в аукционе;

г) публикация извещения о проведении аукциона в средствах массовой информации;

д) прием и экспертиза заявок и заявочных материалов с составлением экспертного заключения и решения о допуске заявителя к участию в аукционе;

е) проведение аукциона с определением его победителя;


ж) предоставление победителем аукциона документов, их экспертиза, оформление лицензии, лицензионного соглашения, лицензионного паспорта;

з) регистрация и выдача лицензии на право пользования недрами;

и) в ходе реализации права пользования недрами по выданной лицензии при необходимости - внесение в нее изменений и дополнений, переоформление лицензии с экспертизой заявочных материалов, подготовкой решений и пакета лицензионных документов.

Данный вывод также подтвержден “Расчетом сметной стоимости услуг“ и “Калькуляцией отдельных видов услуг“, являющихся частью Запроса котировок и размещенных на официальном сайте в сети “Интернет“.

Исходя из “Калькуляции отдельных видов услуг“ расходы на оплату труда аукциониста и процедуру проведения аукциона не включены в состав данных расчетов.

Так, согласно “Калькуляции отдельных видов услуг“ в состав работ по оказанию услуг, связанных с проведением аукциона, включены услуги по:

- подготовке справочно-информационных материалов для членов аукционной комиссии;

- подготовке проектов протокола заседания аукционной комиссии и решения об итогах аукциона.

На Заседании Комиссии представителя Заказчика также пояснили, что в штате Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области имеются утвержденные приказом Министра обученные аукционисты, которые будут осуществлять непосредственно саму процедуру проведения аукциона.

Таким образом, действия Заказчика при определении объема работ, размещенных путем Запроса котировок, соответствуют положениям и требованиям части 3 статьи 42 и части 19 статьи 65 Закона о размещении заказов, так как каждый из указанных в Запросе котировок вид выполняемых услуг является составной частью комплекса работ, связанных с процедурой лицензирования пользования недрами.

Вместе с тем в предмете Запроса котировок заявлены услуги по “организации и проведению аукциона“, которые не вошли в “Калькуляцию отдельных видов услуг“, являющуюся частью Запроса котировок. Указание в предмете Запроса котировок данных услуг вводит в заблуждение участников размещения заказа и нарушает принцип прозрачности размещения заказа (часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов). Однако на результаты и итог Запроса котировок это не повлияло.

Комиссия, руководствуясь статьей 60 Закона о размещении заказов,

РЕШИЛА:

Признать доводы жалобы ООО “З“ на действия заказчика при проведении запроса котировок цен “Проведение экспертизы заявочных материалов для оформления (переоформления) и выдачи лицензий на право пользования недрами и экспертизы заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в выданные лицензии, организация и проведение аукционов на предоставление права пользования недрами“ необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

А.А.КОЗЛОВА

Члены комиссии

В.А.ЛИВОНЧИК

П.Г.ПАСТУХОВ