Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009 по делу N А76-11152/2009-56-341 Требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 19.7.3 КоАП РФ удовлетворены, поскольку административный орган не доказал факта надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Постановлением ФАС Уральского округа от 17.12.2009 N Ф09-10291/09-С1 данное решение и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 N 18АП-7272/2009 по данному делу оставлены без изменения.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2009 N 18АП-7272/2009 данное решение оставлено без изменения.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное решение принято 10.07.2009, а не 06.07.2009.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 июля 2009 г. по делу N А76-11152/2009-56-341

Решение в полном объеме изготовлено 10 июля 2009 года

Резолютивная часть решения принята 6 июля 2009 года

Судья арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей.

рассмотрев материалы по заявлению Открытого акционерного общества “Магнитогорскмежрайгаз“ г. Магнитогорск Челябинской
области

к Федеральной службе по финансовым рынкам Регионального отделения в Уральском федеральном округе, г. Екатеринбург

об оспаривании Постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 19.7.3 КоАП РФ

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя: не явились, извещены

от ответчика: не явились, извещены

установил:

открытое акционерное общество “Магнитогорскмежрайгаз“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Федеральной службе по финансовым рынкам Регионального отделения в Уральском федеральном округе (далее - ответчик, административный орган) с заявлением об оспаривании Постановления N 62-09-109/ПН от 12.05.09 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 500000 рублей.

Заявитель ссылается на отсутствие события административного правонарушения и нарушения порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: составление протокола об административных правонарушениях в отсутствие законного представителя Общества без извещения его о времени и месте его составления.

Административным органом заявленные требования отклонены, ссылаясь на совершение заявителем административного правонарушения в связи с чем последний привлечен к административной ответственности, что порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, поскольку о дате составления протокола Общество извещено требованием от 18 марта 2009 года полученным 24 марта 2009 года.

Исследовав все материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Из материалов дела видно,
что административным органом проведена проверка соблюдения заявителем соблюдения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Требованием от 18 марта 2009 года, полученным обществом 24 марта 2009 года административным органом затребованы информационное письмо, содержащее данные об адресе страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации, подписанное уполномоченным лицом эмитента. скриншот страницы в сети Интернет, подтверждающей размещение вышеуказанных документов. В требовании от 18 марта 2009 года имеется предупреждение о необходимости представить затребованные документы в срок до 20 апреля 2009 года и разъяснения последствий невыполнения указанной обязанности: привлечение к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Указанное требование содержит также извещение о дате составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с 09 часов до 12 часов 27 апреля 2009 года.

27 апреля 2009 года в отношении заявителя составлен административным органом протокол об административном правонарушении по ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено Постановление N 62-09-109/ПН от 12.05.09 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 19.7.3 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 500000 рублей.

Согласно протоколу административное правонарушение состоит в том, что представленный заявителем пакет документов не раскрывает необходимой информации, предусмотренной статьей 30 Федерального закона “О рынке ценных бумаг“.

Согласно статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Между тем, Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Суд, полно и всесторонне исследовав все материалы дела, пришел
к выводу о том, что административный орган не доказал факта надлежащего извещения законного представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по статье 19.7.3 КоАП РФ на 27 апреля 2009 года.

Ссылка административного органа на то, что извещение о дате составления протокола на 27 апреля 2009 года значилось в требовании от 18 марта 2009 года судом отклоняется, поскольку в требовании значится приглашение на составление протокола по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, фактически протокол в отношении Общества составлен по статье 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях.

Кроме того, суд считает, что на дату получения требования 24 марта 2009 года заявителю не могло быть известно о составлении протокола об административном правонарушении в отношении Общества по статье 19.7.3 Кодекса, так как Федеральный закон “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и Федеральный закон “О рынке ценных бумаг“ в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг“ N 9-ФЗ в соответствии с пунктом 4 вступил в законную силу по истечении шестидесяти дней после его официального опубликования, то
есть с 11 апреля 2009 года (справка: дата опубликования 11 февраля 2009 года).

Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

На основании ч. 3 ст. 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении
рассмотрения дела.

В п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях“ разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о признании оспариваемого Постановления незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с нарушением административным органом порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

Руководствуясь ст.ст. 167 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление N 62-09-109/ПН от 12.05.09 г. о привлечении Открытого акционерного общества “Магнитогорскмежрайгаз“ г. Магнитогорск Челябинской области к административной ответственности по ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 500000 рублей.

Производство по делу в отношении Открытого акционерного общества “Магнитогорскмежрайгаз“ г. Магнитогорск Челябинской области прекратить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного
производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья:

В.В.ХУДЯКОВА