Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 08.07.2009 по делу N 275-ж/2009 <О рассмотрении жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 8 июля 2009 г. N 275-ж/2009

Администрации города Трехгорный

ул. Мира, 6, г. Трехгорный,

Челябинская область, 456080

Муниципальному учреждению

“Управление капитального строительства“

ул. Первомайская, 11, г. Трехгорный,

Челябинская область, 456080

ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“

ул. Гагарина, 10, г. Челябинск, 454010

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Козловой А.А. - руководителя Челябинского УФАС

Комиссии: России;

Членов Ливончик В.А. - начальника отдела контроля

Комиссии: государственного и муниципального

заказов Челябинского УФАС России;

Карташовой К.А. - специалиста первого разряда отдела

контроля государственного и

муниципального заказов Челябинского

УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ (далее - Заявитель) на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого Аукциона на право заключения муниципального контракта “Устройство напорно-самотечного канализационного коллектора на участке от здания решеток до городских очистных сооружений на объекте “Строительство инженерного обеспечения в микрорайоне 5 (I и II этапы). Строительство объектов инженерного обеспечения в микрорайоне 5 (I этап). Строительство объектов инженерного обеспечения в микрорайоне 5 (II этап). Напорно-самотечный коллектор от здания решеток до городских очистных сооружений г. Трехгорный“, в присутствии:

- <...>, представителя Администрации города Трехгорный, по доверенности;

- <...>, представителя Администрации города Трехгорный, членов аукционной комиссии, по доверенности;

- <...>, представителя МУ “Управление капитального строительства“, по доверенности;

- <...>, директора ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“, на основании протокола N 4 собрания учредителей;

- <...>, представителя ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“, по доверенности;

- <...>, представителя ООО “ТрубоМонтаж-Строй“, по доверенности.

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ на действия Заказчика,
уполномоченного органа при проведении открытого Аукциона на право заключения муниципального контракта “Устройство напорно-самотечного канализационного коллектора на участке от здания решеток до городских очистных сооружений на объекте “Строительство инженерного обеспечения в микрорайоне 5 (I и II этапы). Строительство объектов инженерного обеспечения в микрорайоне 5 (I этап). Строительство объектов инженерного обеспечения в микрорайоне 5 (II этап). Напорно-самотечный коллектор от здания решеток до городских очистных сооружений г. Трехгорный“.

Согласно представленным документам, Администрация города Трехгорного (далее - Уполномоченный орган) по заявке Муниципального учреждения “Управление капитального строительства“ (далее - Заказчик) проводила открытый аукцион на право заключения муниципального контракта “Устройство напорно-самотечного канализационного коллектора на участке от здания решеток до городских очистных сооружений на объекте “Строительство инженерного обеспечения в микрорайоне 5 (I и II этапы). Строительство объектов инженерного обеспечения в микрорайоне 5 (I этап). Строительство объектов инженерного обеспечения в микрорайоне 5 (II этап). Напорно-самотечный коллектор от здания решеток до городских очистных сооружений г. Трехгорный“ (далее - Аукцион).

В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов) извещение о проведении открытого аукциона размещено 28 мая 2009 года на официальном сайте города Трехгорный (www.admin.tgr.ru), также
на областном сайте Челябинской области для размещения заказов (www.chelgumr.ru).

Начальная (максимальная) цена контракта - 33804950 рублей.

Источник финансирования - городской бюджет.

Состав аукционной комиссии утвержден Постановлением главы администрации города Трехгорного Челябинской области N 429 от 15.06.2009.

22 июня 2009 года состоялось заседание аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в Аукционе, о чем составлен протокол от 22 июня 2009 года (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе). Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе заявки на участие в Аукционе подали ЗАО “Жилспецстрой“, ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“, ЗАО “Промстрой-2“, ООО “ТрубоМонтаж-Строй“.

Все участники допущены к участию в Аукционе.

Аукцион состоялся 26 июня 2009 года, о чем составлен протокол от 26 июня 2009 года, согласно которому победителем аукциона является ООО “ТрубоМонтаж-Строй“, как участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену муниципального контракта - 31776653 рубля.

Муниципальный контракт между заказчиком и победителем Аукциона не заключен.

В своей жалобе и на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил следующее.

17 июня 2009 года ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ направило в адрес Уполномоченного органа заявку на участие в открытом аукционе с приложением документов, предусмотренных инструкцией участникам размещения заказа.

Заявка была рассмотрена аукционной комиссией, и было принято решение о признании ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ участником аукциона, что подтверждается Протоколом заседания единой комиссии по размещению заказов от 22.06.2009
и письмом первого заместителя Главы Администрации города Трехгорного Челябинской области N 01-18/2071 от 23.06.2009.

Поскольку конкретный порядок пропуска на территорию города Трехгорного в извещении о проведении аукциона и в информационной карте открытого аукциона не расписан (существуют только рекомендации), ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ обратилось за пояснениями по вопросу проезда на территорию города Трехгорного к Уполномоченному органу.

В соответствии с Федеральным законом “О закрытом административно-территориальным образовании“ N 3297-1 от 14.07.1992 (далее - Закон о ЗАТО) на территорию закрытого административно-территориального образования, которым является город Трехгорный, установлены ограничения на въезд в город, которые осуществляются по пропускной системе. Непосредственного регламента пропускного режима с указанием на какие-либо сроки оформления пропусков указанным законом не установлено.

Однако в соответствии с Положением о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом“, утвержденной Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 693 (далее - Положение), на территории закрытого образования, которым является город Трехгорный, пропускной режим устанавливается в соответствии с инструкцией, утверждаемой директором объекта и руководителем органа местного самоуправления и согласовывается с органом федеральной службы безопасности.

Содержание инструкции не находилось в документации по проведению в аукционе.

Из пояснений представителей Уполномоченного органа по вопросам пропуска на территорию города Трехгорного следовало, что оформлять пропуска на проезд в город следует
после признания ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ участником аукциона. 25.06.2009 ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ направило заявку на получение разрешения на въезд в город Трехгорный для представителей общества для участия в аукционе. Уведомление первого заместителя Главы Администрации города Трехгорного Челябинской области N 01-18/2071 от 23.06.2009 о признании ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ участником аукциона может являться основанием для пропуска на территорию города Трехгорного.

В соответствии с пунктом 19 Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании руководитель органа местного самоуправления по согласованию с органом ФСБ имеет право разрешать въезд граждан на территорию закрытого образования.

Поэтому после направления в адрес ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ уведомления о допуске к участию в аукционе, а также в соответствии с поданной после получения допуска заявкой на выдачу разрешения на въезд в город Уполномоченный орган должен был разрешить въезд в город представителям организации для участия в аукционе.

Кроме того, извещение о проведении открытого аукциона, а также информационная карта открытого аукциона не соответствуют положениям Закона о размещении заказов.

В извещении о проведении открытого аукциона указано, что в целях обеспечения получения разрешения на въезд в город рекомендуется подавать заявку по форме (Приложение N 1 к инструкции участникам размещения заказа) с момента размещения настоящего извещения на официальной сайте города Трехгорного.

Указанная ссылка носит рекомендательный характер,
поскольку подача указанной заявки в соответствии с документацией об аукционе не входит в перечень документов, являющихся обязательными для участия в аукционе.

В соответствии с главой 3 Закона о размещении заказов при проведении аукциона так же не установлены обязанности участника размещения заказа оформлять заявку на получение разрешения на въезд в город за 30 дней до въезда.

Считаем, что с учетом наличия у города Трехгорного статуса закрытого административно-территориального образования, в извещении о проведении аукциона должен быть предусмотрен период, необходимый для получения разрешения на въезд в город, то есть 30 дней, что не было соблюдено организаторами аукциона.

Фактически ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ подало заявку на участие в аукционе в установленный срок, однако, не успев оформить разрешение на въезд в город, оказалась лишена возможности принимать участие в аукционе, в то время как по смыслу статьи 9 Закона о размещении заказов участником размещения заказов может являться любое юридической лицо, претендующее на право заключения муниципального контракта.

Представитель Заказчика в своих письменных возражениях (исх. N 01-03/857-08 от 7 июля 2009 года) и на заседании Комиссии пояснили следующее.

Документация об аукционе включала в себя инструкцию участникам размещения заказа, которая содержала ссылку на Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 693 и обращала внимание иногородних участников размещения заказов на тот факт, что въезд в город
ограничен, и на территории муниципального образования установлен особый режим въезда на территорию города.

В указанном Постановлении Правительства РФ указано, что въезд граждан, не имеющих допуска на территорию ЗАТО, в случае необходимости осуществляется по разрешению руководителя органа местного самоуправления ЗАТО.

В свою очередь, в инструкции было указано, что в целях обеспечения получения разрешения на въезд в город рекомендуется подавать заявку по форме (Приложение N 1 к инструкции) с момента размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте города Трехгорного.

Приложенная форма заявки на оформление въезда в город четко обозначала, по какому адресу и на чье имя она должна быть направлена.

С учетом изложенного, порядок пропуска на территорию города Трехгорного был указан в документации об аукционе и иногородние участники размещения заказа, в том числе и ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“, имели представление о порядке оформления въезда, но заявитель жалобы проигнорировал положения действующего законодательства о ЗАТО.

При таких обстоятельствах право ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ на участие в аукционе не было ограничено.

В документации об аукционе был указан именно рекомендуемый порядок оформления въезда. В соответствие с частью 3 статьи 8 Закона о размещении заказов, участники размещения заказа имеют право выступать в отношениях, связанных с размещением заказов, не только непосредственно, но и через своих представителей и, в случае оформления доверенности на представителя
из числа жителей города Трехгорного, иногородним участникам нет необходимости оформлять разрешение на въезд для принятия участия в аукционе, поскольку они действуют через своих представителей, что подтверждает тот факт, что другой иногородний участник - ООО “ТрубоМонтаж-Строй“ из города Челябинска - смог таким образом принять участие в аукционе и стать победителем.

Представитель заказчика пояснил, что заявитель не понимает разницы между понятиями “заявка на участие в аукционе“ и “разрешение на въезд“, в то время как заявка является первым этапом оформления (идет проверка сведений, указанных в заявке, специалистами ФСБ, и проверяют лица, указанные в этой заявке), а выдача разрешения на въезд - это заключительный этап, то есть разрешение выдается после проведения проверки и при условии, что заявитель признан участником аукциона.

Представители Уполномоченного органа и членов аукционной комиссии с доводом жалобы Заявителя не согласились, считают их необоснованными, в своих письменных возражениях (исх. N 01-17 от 7 июля 2009 года) и на заседании Комиссии пояснили следующее.

В соответствии с Постановлением Главы администрации Челябинской области от 29.11.1993 N 425 “О закрытом административно-территориальном образовании Златоуст-36 (Трехгорный)“ г. Трехгорный является закрытым административно-территориальным образованием.

В соответствии со статьей 3 Закона о ЗАТО, особый режим безопасного функционирования предприятий и объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории.

Положением о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.1999 N 693, предусмотрено, что въезд граждан для временного пребывания на территории закрытого образования согласовывается с органом федеральной службы безопасности.

Доводы заявителя о том, что законодательством о размещении заказов при проведении аукциона не установлено обязанности участника размещения заказа оформлять заявку на получение разрешения на въезд в город, указанная заявка не входит в перечень документов, являющихся обязательными для участия в аукционе, считаем несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона о ЗАТО, федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых Законом о ЗАТО. В соответствии с Законом о ЗАТО въезд в город Трехгорный отграничен.

Статьей 37 Закона о размещении заказов предусмотрено, что Заказчик, уполномоченный орган обязаны обеспечить возможность участникам аукциона возможность принять непосредственное или через своих представителей участие в аукционе.

В целях обеспечения участникам аукциона возможности непосредственного участия в аукционе, с учетом особого режима ЗАТО, уполномоченным органом в документацию об аукционе включена информация об особом пропускном режиме ЗАТО г. Трехгорного, таким образом, участники размещения заказа надлежащим образом предупреждены (уведомлены) об особом пропускном режиме, функционирующем на территории г. Трехгорного.

Поскольку в документации об аукционе и в извещении о проведении аукциона, размещенном на официальном сайте города Трехгорного, содержалась также информация о порядке получения разрешения на въезд в город - путем подачи заявки с момента размещения извещения на официальном сайте города Трехгорный - таким образом, уполномоченным органом предприняты все меры для непосредственного участия в аукционе всем участникам аукциона.

Указанная информация является доступной для всех участников размещения заказа.

Таким образом, право заявителей на участие в аукционе уполномоченным органом ограничено не было.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона о размещении заказов, заявители имели возможность участвовать в аукционе через своих представителей.

Уполномоченным органом соблюдены установленные пунктом 1 статьи 33 Закона о размещении заказов сроки размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте города Трехгорного - не менее чем за 20 дней да даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Однако заявитель не воспользовался своим правом на своевременное оформление разрешения на въезд в город, а также правом на участие в аукционе через своего представителя.

Извещение о проведении открытого аукциона содержит информацию о времени и месте проведения открытого аукциона. При неполучении согласования на въезд участника аукциона с органом федеральной службы безопасности ко дню проведения аукциона открытый аукцион не может быть проведен по иному адресу, в том числе за пределами контрольно-пропускного пункта, поскольку время и место проведения аукциона, указанные в извещении о проведении аукциона, не могут быть изменены позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Понуждение уполномоченного органа на указание в документации об аукционе сроков оформления разрешения на въезд в город считаем недопустимым, поскольку указанные сроки не установлены законодательством о размещении заказов, являются различными для оформления разрешения на въезд различных категорий граждан. При таких обстоятельствах в Извещении о проведении аукциона уполномоченным органом правомерно указано, что уполномоченный орган не несет ответственности за действия лиц, обеспечивающих функционирование режима ограниченного въезда на территорию города Трехгорного, по допуску или отказу в допуске на территорию города Трехгорного участнику аукциона.

Заслушав пояснения представителя Заказчика, членов аукционной комиссии, изучив представленные документы и проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган обязаны обеспечить участникам аукциона возможность принять непосредственное или через своих представителей участие в аукционе.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Главы администрации Челябинской области N 425 издано 29.10.1993, а не 29.11.1993.

В соответствии с Постановлением Главы администрации Челябинской области от 29.11.1993 N 425 “О закрытом административно-территориальном образовании Златоуст-36 (Трехгорный)“ г. Трехгорный является закрытым административно-территориальным образованием.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании“ (далее - Закон о ЗАТО) на территорию закрытого административно-территориального образования въезд ограничен.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 693 “Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии“ указывает на то, что для обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов закрытого образования ограничен въезд на территорию закрытого образования. Пунктом 18 указанного Постановления установлено, что въезд граждан для временного пребывания на территории закрытого образования согласовывается с органом Федеральной службы безопасности.

Извещение о проведении открытого аукциона содержит информацию о том, что в соответствии с Законом о ЗАТО на территории муниципального образования город Трехгорный установлен особый режим безопасного функционирования, въезд на территорию ограничен. В целях обеспечения получения разрешения на въезд в город рекомендуется подать заявку по форме (Приложение N 1 к инструкции участникам размещения заказа) с момента размещения настоящего извещения на официальном сайте города Трехгорного.

В документации об аукционе указаны сведения о необходимости предоставления информации для оформления пропуска, перечень такой информации, образец заявки на въезд.

Согласно пункту 24 информационной карты Заказчик обеспечивает участие в аукционе на территории города Трехгорного уполномоченных лиц такого участника аукциона на основании сведений, представляемых участником аукциона. При этом Заказчик не несет ответственности за действия лиц, обеспечивающих функционирование режима ограниченного въезда на территорию города Трехгорного, по допуску или отказу в допуске на территорию города Трехгорного участнику аукциона.

Таким образом, участники размещения заказа надлежащим образом предупреждены об особом пропускном режиме, функционирующем на территории города Трехгорного, и имеют возможность оформить пропуск для въезда на территорию закрытого административно-территориального образования с целью соблюдения законодательства о ЗАТО или представить необходимую для оформления пропусков информацию заказчику заблаговременно.

2. Согласно представленным документам, 17 июня 2009 года в адрес уполномоченного органа был передан пакет документов ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ на участие в аукционе.

Заявка была рассмотрена аукционной комиссией, и было принято решение о признании ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ участником аукциона, что подтверждается Протоколом заседания единой комиссии по размещению заказов от 22.06.2009 и письмом первого заместителя Главы Администрации города Трехгорного Челябинской области N 01-18/2071 от 23.06.2009.

В целях оперативного уведомления, 24 июня 2009 года по средствам факсимильной связи до ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ было доведено, что они допущены к участию в аукционе.

Однако ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ направило в адрес уполномоченного органа заявку на въезд не заблаговременно, а лишь 25.06.2009. Таким образом, у Администрации города Трехгорного отсутствовала возможность оформить пропуск ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ на въезд в город для участия в аукционе. Таким образом, представителю ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ не был оформлен пропуск по причине сжатых сроков для оформления.

Комиссия, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО “Межмуниципальная водопроводная сеть“ на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого Аукциона на право заключения муниципального контракта “Устройство напорно-самотечного канализационного коллектора на участке от здания решеток до городских очистных сооружений на объекте “Строительство инженерного обеспечения в микрорайоне 5 (I и II этапы). Строительство объектов инженерного обеспечения в микрорайоне 5 (I этап). Строительство объектов инженерного обеспечения в микрорайоне 5 (II этап). Напорно-самотечный коллектор от здания решеток до городских очистных сооружений“, г. Трехгорный, необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии

В.А.ЛИВОНЧИК

К.А.КАРТАШОВА