Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2009 по делу N А76-9350/2009-43-48 Подпункт 2 пункта 3 ст. 149 НК РФ относит к операциям, не подлежащим налогообложению, реализацию товаров, работ, услуг, производимых общественными организациями инвалидов, работниками которых могут быть любые физические лица, то есть как инвалиды, так и здоровые физические лица, с которыми заключены трудовые договоры.

Постановлением ФАС Уральского округа от 17.11.2009 N Ф09-8935/09-С2 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 июля 2009 г. по делу N А76-9350/2009-43-48

Судья арбитражного суда Грошенко Е.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лукьяновой М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов “Новозлатоустовское“, г. Златоуст

к Инспекции ФНС России по г. Златоусту

о признании недействительным решения от 03.03.2009 г. N 375


при участии в заседании:

от заявителя: М. - директора по доверенности от 21.08.2008 г. N 72, паспорт

от ответчика: З. - главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 10.06.2009 г. N 10, удостоверение

Рассмотрение дела по существу назначено определением суда от 10.06.2009 г.

установил:


Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов “Новозлатоустовское“ (далее - организация) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Златоусту Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 03.03.2009 г. N 375 “О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах“.

В обоснование заявления указывает, что принятие оспариваемого решения вызвано неправильным толкованием налоговым органом норм права. В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ заявитель имеет 100-процентную льготу по НДС. Отделением соблюдены необходимые условия применения данной льготы.

В отзыве на заявление от 09.06.2009 г. N 05-17/07560 (т. 1 л.д. 85 - 87) налоговый орган просит в удовлетворении требования заявителя отказать. При этом указывает, что формально соблюдая условия, предусмотренные ст. 149 НК РФ, организация получила необоснованную выгоду, что повлекло неуплату налога в сумме 2242900 руб.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление налогоплательщика подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов “Новозлатоустовское“ зарегистрировано в качестве юридического лица 05.09.1995 г., ОГРН 1027400006072, что подтверждается свидетельством серия 74 N 00422118 (т. 1 л.д. 5) и свидетельством от 29.05.1991 г. N 1303 (т. 1 л.д. 26).


Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2008 г. Проверкой установлено, что Новозлатоустовское отделение ЧООО ВОИ неправомерно воспользовалось льготой по НДС, предусмотренной пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку деятельность, осуществляемая участком “Транспортный“ не соответствует целям и задачам общественной организации инвалидов. Итоги проверки отражены в акте от 02.02.2009 г. N 269 (т. 1 л.д. 28 - 32).

По результатам проверки налоговым органом вынесено решение “О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах“ от 03.03.2009 г. N 375 (т. 1 л.д. 38 - 43), согласно которому ответчик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 448580 руб., также налогоплательщику было предложено уплатить НДС в сумме 2242900 руб. и пени в сумме 200365,73 руб.

Организация направила в Управление ФНС России по Челябинской области апелляционную жалобу от 16.03.2009 г. N 027 (т. 1 л.д. 44 - 48), в которой выразила несогласие с решением от 03.03.2009 г. N 375. Решением Управления ФНС России по Челябинской области от 24.04.2009 г. N 16-07/001370 жалоба организации оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 03.03.2009 г. N 375, налогоплательщик обжаловал его в судебном порядке. В соответствии с заявленными требованиями решение оспаривается в полном объеме.

Статьей 31 Федерального закона “Об общественных объединениях“ предусмотрено, что имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других незапрещенных законом поступлений. Следовательно, само по себе осуществление предпринимательской деятельности и формирование имущества общественной организации за счет доходов от такой деятельности не является нарушением законодательства.


Доходы от предпринимательской деятельности служат источником, используемым для реализации уставных целей - предоставления материальной помощи инвалидам, оплаты лечения, реабилитации и т.д. Осуществляемая предпринимательская деятельность носит дополнительный характер и выражается в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволяет более интенсивно и плодотворно реализовать уставные цели.

Согласно Закону “Об общественных объединениях“ общественные организации инвалидов создаются в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, то есть выступают формой социальной защиты инвалидов. Льгота по уплате налогов является разновидностью государственной поддержки инвалидов.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров, утвержденных по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.

Таким образом, чтобы применить льготу по налогу организация должна отвечать одновременно двум критериям:

- организация инвалидов создана в особой форме - общественной организации или союза (ст. ст. 117, 121 - 123 ГК РФ, ст.ст. 8, 13 Федерального закона “Об общественных объединениях“);


- в составе членов общественной организации (союза) не менее 80 процентов инвалидов и их законных представителей. При этом членство оформляется заявлениями таких лиц или иными документами, которые позволяют учитывать количество членов данной организации (ст. 6 Федерального закона “Об общественных объединениях“).

Исходя из названных положений, законодатель связывает применение льготы по уплате налога не с деятельностью общественной организации или составом наемных работников, а с субъектным составом ее членов.

Соответствие заявителя вышеуказанным критериям и, соответственно, наличие у заявителя условий как общественной организации для применения льготы подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Пунктом 1.3.3 Положения Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов “Новозлатоустовское“ (т. 1 л.д. 19 - 25) предусмотрены виды предпринимательской деятельности, осуществляемые организацией, в том числе перевозка грузов и пассажиров и оказание платных услуг населению.

Доводы инспекции о необоснованно низкой доле расходов от предпринимательской деятельности, направленных на уставные цели организации, не принимаются, поскольку законодатель не ставит право на льготу в зависимость от использования средств, полученных в результате предпринимательской деятельности.

Ссылка инспекции на то, что по результатам проверок осуществляемые структурным подразделением отделения - участком “Транспортный“ в 2004 - 2007 гг. виды предпринимательской деятельности Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области признаны не соответствующими его уставным целям, а Прокуратурой Челябинской области выявлено несоответствие фактической деятельности организации ее уставным целям и задачам, судом отклоняется, поскольку результаты проверок данных государственных органов не представлены налоговым органом в материалы настоящего дела. Кроме того, спорным в рамках настоящего дела является 2 квартал 2008 г., а не 2004 - 2007 гг.

Изучив представленные по настоящему делу материалы, суд считает заявленные требования обоснованными, документально и нормативно подтвержденными, вследствие чего они подлежат удовлетворению.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина для организаций составляет 2000 рублей.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 333.37 НК РФ заявитель является общественной организацией инвалидов и освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

В связи с тем, что требования истца удовлетворены в полном объеме, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. на основании ч. 1 ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.


Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 03.03.2009 г. N 375 “О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах“, как не соответствующее подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Взыскать с инспекции ФНС России по г. Златоусту Челябинской области, г. Златоуст, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas/arbitr.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья:

Е.А.ГРОШЕНКО